- Культурно-исторический принцип анализа лидерства основывается на характере мировоззренческой рефлексии, превалирующем в культуре эпохи, что позволяет разработать типологию доминантных образов лидерства: лидер-герой (концепции вождизма, героической личности), лидер-государь (концепции идеального правления), лидер-аристократ (теории элит), лидер-пророк/эксперт (концепции «сакрального знания», идеи мессианства), лидер-менеджер (теории эффективного руководства и управления). В целом, культурно-историческая динамика образов лидерства предстает как колебание циклов персонификации/деперсонификации; технологичности (рациональности) / утопичности (иррациональности) объяснения лидерских проявлений. Архетипической основой духовного лидерства становится образ лидера-пророка, отражающий персонифицированное начало и органический мессианизм как определяющие характеристики возможных ценностно-духовных преобразований действительности.
- Духовное лидерство понимается в качестве персонифицированной функции интенциального вектора социокультурного развития, а лидер предстает воплощением определяющего события истории и событием в истории, понимаемым, с одной стороны, как интенсивность воздействия на ход истории, с другой, - в терминологии со-бытия - взаимодействия и взаимообусловленности ценностного мира конкретного человека (лидера) и универсальности ценностных перспектив человеческих общностей. Осуществляемое духовными лидерами ценностное преобразование связывается с идеями трансференции как переноса результатов духовной работы личности в сферу интернальных социокультурных отношений. Лидер предстает воплощением момента бифуркации, персонифицированным стимулом разрешения бифуркационного процесса, определяющим дальнейшее развитие социокультурной системы.
- Духовный лидер выступает персонально выраженным универсумом ценностно-смыслового континуума, представленного как четырехкомпонентная основа ценностной трансформации: психологическая (лидер как кумир), нормативная (лидер как идеолог), трансцендентальная (лидер как духовный учитель), онтологическая/онтогенетическая (лидер как новатор истории). Наиболее значимыми типами духовного лидерства, оказывающими определяющее воздействие на развитие социокультурной системы, являются онтологический и нормативный типы (онто и норма - лидеры). Основой разделения данных типов выступает смысловая оппозиция идей К. Ясперса (концепция «осевого времени») и Л.Н. Гумилева (теория пассионарности) - принципа универсальной значимости и общественно-значимых, разделяемых большинством убеждений. Вторым вектором выступает типология лидерства, основанная на своеобразии функционально-образного воплощения феномена в социокультурной реальности: мессианство, апостольство, миссионерство, каузальное лидерство.
- Общая природа лидерских проявлений раскрывается через анализ четырех осевых принципов духовного лидерства: 1. индивидуально-универсальная перспектива жизненного пути лидера; 2. доминанта общественно-ценностной идентичности через доминирующую идею жизни лидера; 3. аутентично-автономный характер творчества как персонально значимого дела, претворяющегося в общественной деятельности; 4. бунтарство духа как основа жизненного сценария переустройства, ценностного реформаторства. Обращение к специфике онтологического и нормативного типов лидерства фиксирует различия в характере ценностных преобразований, осуществляемых онто- и норма-лидерами, определяемые как маргинальная и референтная основа идентификационного маршрута.
- В культуре новейшего времени лидерство реализуется в многоаспектном пространстве социокультурных коммуникаций. Специфичность современного коммуникативного пространства представляет, с одной стороны, - сферу воплощения лидерских персоналий, с другой, - различные формы их экспликаций. Исследование лидерства в социуме базируется на лингво-культурологическом анализе (антропология слова как текстовая репрезентация личности лидера) и аудиторно-оценочных принципах фиксации лидерских проявлений (представленность лидерства в социокультурной среде). Лингво-культурологический анализ лидерства раскрывается через прямое и опосредованное сканирование речевых практик («рассказанное лидерство») - интерпретацию действий лидера последователями, окружением или им самим; аудиторно-оценочная основа - приближает к непосредственным реакциям воспринимающей аудитории, полю рейтинговых исследований, классифицированных как рейтинги социокультурных предпочтений и рейтинги влияния. В качестве оптимальной, синтезирующей основы совмещения вышеобозначенных подходов видится анализ аксиологических аспектов медиапространства как актуального поля лидерства в условиях современной информационной культуры.
- Медиапространство как актуальное поле лидерства выступает сферой его репрезентации в культуре. Содержание дискурсивных медиа-посланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований. На наиболее предметно-выраженном уровне, лидерство предстает в медиапространстве деятельностью агентов духовно-символического производства - лидеров мнений, персонифицирующих и олицетворяющих ценности, приближая их к массовому принятию и признанию большинством через личностное влияние лидера.
- Исследование аксиологических аспектов лидерства в медиапространстве позволило выявить тенденции, характеризующие духовно-символическое поле современной российской культуры: - качественное обновление ценностного пространства социума не находит полного воплощения в реальных лидерах мнений, что приводит общество в состояние ценностного неравновесия, столкновения актуальных и традиционных способов мышления и поведения; - доминирующим типом выражения лидерской позиции в контексте данного несоответствия становится путь естественной диффузии, выраженный в форме ценностного ожидания: постепенного переустройства сознания через вытеснение «неработающих» ориентиров и расширение «зоны влияния» новых моделей мышления и поведения; - в качестве ведущего темпорального основания выступает социальный презентизм (актуализм), выраженный в пессимистических оценках настоящего при разнотипной мифологизации прошлого и устранении от четких проективных видений будущего устройства; - возрастание роли «политика» и «художника» (как обобщенных характеристик лидеров мнений) приводит к конкуренции сценариев ценностного технократизма и духовного романтизма в преобразовании социума; приоритетной зоной духовной консолидации современного российского общества определяется нравственно-этическое измерение.
- Сосуществование сценариев романтизма и технократизма обозначает два основных «проблемных участка» в духовно-символическом пространстве современной российской действительности: идеологический дефицит (отсутствие социетальных идей) и технологическое несовершенство (необеспеченность целеполагания технологиями реализации целей). При исследовании роли субъектов общественных преобразований, формирующих инновационно-реформаторский потенциал общества, выделены основные проблемы восприятия и реального функционирования различных типов лидерства в российской культуре XXI века: утрата притязаний на лидерство традиционными группами интеллигенции; дистанцирование от универсально-значимой лидерской функции интеллектуалов-экспертов; формирование в статусе «теневого лидерства» флагманов современного бизнес-слоя; усиление роли политико-идеологического лидерства; актуализация образа лидера, понимаемого как воплощение мифологемы «повседневного героя».
- Современная социокультурная ситуация порождает проблемные зоны, препятствующие возникновению и развитию духовного лидерства. К числу ведущих характеристик современной социокультурной ситуации, оказывающих влияние на формирование и функционирование духовного лидерства в XXI веке, могут быть отнесены: прагматизация и рационализация социокультурной среды; гетерогенность и децентрация социокультурного пространства; институционализация социокультурного бытия; дезориентация и хаотизация духовно-ценностных сфер, футурологическая неопределенность повседневности; тенденция к ограничению проявлений духовного лидерства уровнем микросоциальных процессов и субкультурных образований. Одновременно, эти условия служат основой для обратных тенденций, ведущих к активным поискам реальных воплощений лидерства в контексте насущных, неизбывных потребностей в обретении ориентиров и перспектив социокультурной динамики.
1. Интеллектуальное лидерство: от пророка к эксперту // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 13. Философия. Социология. Культурология. – Челябинск: ЧелГУ.– 2009.– №29 (167). – С.51-54.
2. Медиаобраз действительности в портретной диагностике лидеров мнений // СОЦИС (Социологические исследования). – 2009. – № 10.–С.56-62.
3. Лидерский потенциал современной интеллигенции в символическом пространстве масс-медиа // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 14. Философия. Социология. Культурология. – Челябинск: ЧелГУ. – 2009.– №30 (168). – С.62-67.
4. Лидеры мнений – новая информационная элита // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2008. – №1(4). – С. 481-485.
5. Дух лидерства или лидерство духа? // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 10. Философия. Социология. Культурология. – Челябинск: ЧелГУ. – 2008. – №33 (132). – С. 48-53.
6. Средства массовой информации как арена ценностного обмена // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 9. Философия. Социология. Культурология. – Челябинск: ЧелГУ. – 2008. - №32 (133). – С. 26-29.
7. Массовая информация: измерение коммуникативных эффектов //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки», Вып. 6. – 2006. – №8 (63). – С.138-141.
2. Монографии:
8. Духовное лидерство в современной России / Л.Б. Зубанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 200 с.
9. Медиаобраз действительности: ценностное пространство современных средств массовой информации/ Л.Б. Зубанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2007.– 244 с.
10. Личная популярность: способы конструирования и методы исследования: Монография/ Л.Б. Зубанова, Т.В. Барашева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2007. – 169 с.
11. Объединяющие идеи в динамике цивилизаций: Монография / ЧГАКИ. – Челябинск, 2002. – 152 с.
3. Главы в коллективных монографиях:
12. Рейтинговые технологии в социально-культурной деятельности/Глава в монографии: Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография/Ред.-сост. Л.Е. Осипова, науч. ред. В.Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2005. – 232 с. – Ч. II. – С. 112-126.
13. Социология и журналистика // Интеграция научных дисциплин в журналистское образование: монография/под ред. М.В. Загидуллиной, И.А. Фатеевой. – Челябинск; Чел гос. ун-т, 2007. – 230 с. (Современное медиаобразование)// Глава 5 – Социология и журналистика. – С. 133-151.
4. Учебные и научно-методические пособия:
14. Социокультурная динамика: основные подходы и принципы рассмотрения: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2001. – 82 с.
15. Рейтинговые исследования в социологии журналистики: Учебное пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. – 122 с.
16. Лидерство: прикладные основы исследования. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 88 с.
5. Статьи в сборниках научных трудов; статьи и тезисы докладов на научных конференциях:
17. Сущностное прочтение лидерства //Научная жизнь.– №4. – 2007.– С.101-104.
18. Лидерство как ценностное преобразование действительности //Мир науки, культуры, образования. – 2007.– №2 (5). – С.58-60.
19. Сущность лидерства и возможность формирования лидерского потенциала//Педагогическое образование и наука.– 2007.– №3.– С.53-58.
20. Феномен духовного лидерства в социально-философских концепциях // Узбекистан-Россия: Перспективы образовательно-культурного сотрудничества: Сб.науч.тр. Т.2. – 2008. – С.55-64
21. Лидерство: основные подходы к определению // Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов. – Челябинск: ЧГАКИ; «Гротеск», 2008.– С.82-107.
22. Лидерство: социологическая основа фиксации // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Ч.2.– Екатеринбург, 2007.– С.80-82.
23. Проблема лидерства в социокультурном пространстве // Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы. Материалы международной научно-практической конференции / ЧГАКИ.– Челябинск, 2009.– С.54-58
24. Ценностное пространство СМИ: опыты диагностики// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.– 2007.– №1 (11) – С.31-38.
25. Образ лидера: метаморфозы восприятия// Молодежь в науке и культуре ХХI века/ Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. 2 ноября 2006 г. Ч.1./ ЧГАКИ. – Челябинск, 2006.– С.47-55.
26. Общественно-значимое лидерство: анализ поля духовного производства // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона. Часть 2. Социокультурное и коммуникативное пространство региона: Сборник научных трудов [Текст]: в 2-х ч./ Под ред. В.Н. Ни.– Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина, 2008.– С.188-198.
27. Лидерство XXI века: проблемы и перспективы интеграции социокультурного пространства // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.– 2009.– № 3(19) – С.29-34.
28. Осевые принципы духовного лидерства // Культура – Искусство – образование: новые аспекты в синтезе теории и практики. Материалы ХХХ научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии / ЧГАКИ.– Челябинск, 2009.– С.85-92.
29. Политические рейтинги в пространстве современных СМИ// Уральские социологические чтения: Социальное пространство Урала в условиях глобализации – ХХI век: Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года): в 3 ч. Отв. ред. С.Г. Зырянов. – Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006.– Ч. 3. – С.95-99.
30. Поиски новой российской идентичности. К анализу медиа-сообщений // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования.– 2008.– №1(2).– С. 50-65.
31. Современные проблемы социальной идентификации// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Серия 3: Культурологические науки.– 2003.– №3.– С.19-27.
32. Проблема русского пути в трудах отечественных философов // Тезисы докладов XXII научно-практической конференции (по итогам исследовательской работы преподавателей института за 1998 –1999 гг.) Часть I. – Челябинск, 2000.– С. 26 -28.
33. Общегосударственные идеалы и личностные ценности современной России // Судьба России: образование, наука, культура: Тез. Четвертой Всерос. конф: Екатеринбург, 12-14 окт: 2000 г./Мин-во образования РФ, Администрация губернатора Свердл.обл., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького и др.– Екатеринбург, 2000.– С.274-276.
34. Проблемы объединения в современном мире // Развитие профессионального образования на пороге третьего тысячелетия: Материалы межвузовской областной научно-практической конференции. 27 апреля 2000 года. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2000. – С. 226-229.
35. Ценностные основы интеграции в современной России (анализ общероссийской и региональной прессы) // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: Сборник научных трудов [Текст]: в 2-х ч./ Под ред. В.Н. Ни. – Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2008. – Ч.2. Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов.– С.288-298.
36. Ценность как фактор интеграционных процессов в современном обществе (социологический аспект)// Большой Урал XXI век. – Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Ч.1 «Уральским социологическим чтениям 25 лет». – Екатеринбург, 2001.– С.35 – 37.
37. Синергетическая модель изменений в обществе // На рубеже тысячелетий. Материалы научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов ЧГАКИ и других вузов/ЧГАКИ. – Челябинск, 2001.– С 56 -62.
38. Идеи как историческая сила // Культура – искусство – образование: Материалы XXIII научно-теоретической конференции преподавателей / ЧГАКИ.– Челябинск, 2002.– С.6-9.
39. Объединение и единство: подходы к определению // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Серия 1: Социально-гуманитарные науки.– 2002.– №1.– С.35-44.
40. Социальная самоидентификация и ценностные ориентации жителей Южного Урала (на материалах социологического исследования) //Святыни и ценности культуры Урала/ Сборник материалов I Славянского научного собора 24 мая 2003 г., г. Челябинск. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004.– С.57-62.
41. Актуальность рейтинговых исследований// Культура – искусство – образование: новое в методологии, теории и практике. Материалы XXVI научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии/ ЧГАКИ. – Челябинск, 2005.– С.49-55.
42. Мониторинг профессиональной востребованности специалистов//Вестник №6. Сборник научных статей (НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина)/ Под ред. В.Н. Ни. – Челябинск: ООО «Рекпол», 2006. –С. 95-102.
43. Актуальность локального: анализ исследовательской активности в регионах// Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: Сборник научных трудов/ Под ред. В.Н. Ни. – Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина, 2007.– С.194-203.
44. Социолингвистическая основа исследований лидерства: обзор подходов // Молодежь в науке и культуре XXI века/ Материалы VI Международной научно-творческой конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. 1-2 ноября 2007 г. Ч. II./ ЧГАКИ.– Челябинск, 2007.– С.205-210.
45. Лидеры как интеграторы социокультурного пространства// Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития региона: Сборник научных трудов/ Под ред. В.Н. Ни. – Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина, 2009.– С.194-200.
46. Медиасреда современного общества: изучение ценностного воздействия
47. Рейтинги политического лидерства в пространстве современных СМИ
48. Социологический анализ коммуникативного пространства
49. Культура толерантности в социологическом измерении: проблемы языковой репрезентации в современных СМИ
50. Перспективы лидерства в оценках молодежи