Научная тема: «СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЙ, ЭЛИТАРНОЙ И МАССОВОЙ КУЛЬТУР В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Наиболее актуальным для настоящей работы является тот ракурс исследования культуры, который связан с ее общественной природой и теми ее функциональными характеристиками, которые обеспечивают оптимальное социальное взаимодействие. Соответственно, культура здесь понимается как исторически выработанный порядок устойчивых взаимоотношений между людьми по поводу их коллективного существования в имеющихся природных и исто­рических условиях, а также совокупность продуктов, идей, структур и технологий, порожденных в процессе этих взаимоотношений и следующих из практик осуществления жизнедеятельности в соответствии с этим порядком. Этот ракурс понимания культуры тесней­шим образом коррелирует с известным замечанием Георга Зиммеля о том, что культура - это то, что пролегает между людьми. Т.е. связывает их, выявляет общность их интересов и артикулирует допустимые способы удовлетворения этих интересов. Именно в этом смысле в данном исследовании понимается культура, выступающая как многофункциональная стратегия, обладающая определенным выраженным регулятивным приоритетом и обеспечивающая все актуальные стороны жизни общества.
  2. В культуре выделяются различные функциональные типы, выступающие как порядки взаимоотношений по поводу разных сторон жизнедеятельности - производства, потребления, обмена. В качестве таких типов выступают элитарная, массовая и традиционная культуры, функционирование которых подчиняется жесткой логике социокультурной динамики. Алгоритм их развития задается функциональной природой каждого из трех основных типов культуры, где традиционная культура выступает как механизм сохранения социокультурной информации, элитарная - как механизм производства новых значений и смыслов культуры, массовая - как механизм стабилизации социальных структур.
  3. Три выделяемых типа культуры - традиционный, элитарный и массовый - могут быть рассмотрены и как три типа стратегий социального бытия и социального управления. Они преследуют разные цели - такие, как воспроизводство, инновация и потребление, и разные регулятивные установки - доминирующее самоуправление посредством обычая (традиционная), сочетание ограниченного самоуправления и преобладающего внешнего управления (элитарная) и абсолютно доминирующее внешнее управление (массовая). Отсюда в традиционной культуре наблюдается избыточность переживаний коллективной общности при дефиците ее интеллектуальной рефлексии, в элитарной - преобладание интеллектуальной рефлексии собственной общности при сдержанном ее переживании, а массовой - полностью доминирует оценочное видение себя со стороны (имидж) при фактическом отсутствии переживания собственной общности.
  4. Три типа культуры формируются в различных исторических обстоятельствах. Традиционная культура оформилась в границах первобытной (эколого-генетической) стадии развития общества. Она воплотила объективно-общественное содержание культурно-исторического процесса, что было обусловлено внутренней нерасчлененностью экономической, социальной и культурной составляющей жизни общества, отражающей единый процесс их развития как антропо-социо-культурогенеза. Формирование элитарной культуры связано с появлением ранних цивилизаций, управление которыми требовало специфических навыков, специализированных знаний, а также рождения новых способов их трансляции. Появление массовой культуры связано с формированием индустриальных отношений и появлением такого социального актора, как массовизированный индивид.
  5. Три типа культуры - соответственно закономерностям социокультурного развития и своей функциональной природе - различным образом настроены на соотношении воспроизводства и творчества. Традиционная культура нацелена на такую стратегию существования, как простое воспроизводство, однако, предполагает и творческую компоненту этого процесса, обусловливающую пусть и медленное, но поступательное развитие системы. Элитарная культура, основанная, по преимуществу, на творчестве, принципиально инновативна, предельно динамична (в соответствии с основными параметрами ее конкретной исторической формы), предполагает наличие ярко выраженной индивидуальности в виде субъекта творчества. Наконец, массовая культура, выступающая в качестве адаптационной системы, ориентирована на воспроизводство в существенно ослабленной форме тех смыслов, которые рождены в рамках элитарной культуры.
  6. Характерно и различие социальных функций деятельности, доминирующих в этих культурах. Традиционная культура стремится, прежде всего, к сохранению и воспроизводству тра­ди­цион­ных форм и смыслов. Она ведет к этнической лока­лиза­ции в культуре, к производству, хранению и трансляции основных значений. Элитарная культура преследует цель порождения новых форм и смыслов. В ее недрах происходит социальная локализация в культуре, производст­­во, накопление и трансляция культурных ценностей. Массовая культура ориентирована преимущественно на потребление наличных форм и смыслов. Она приводит к делокализации этнических культурных признаков и трансляции цивилизационных признаков в аксиологически выхолощенном виде.
  7. Столь же показательны и зоны концентрации ценностных установок, свойственные этим культурам. В традиционной культуре - это ритуалы и обряды повседневной жизни, а также праздники. В элитарной - религиозные, философские, художественные и публицистические тексты, а также ритуалы и символы социальной престижности. Для массовой же - это, прежде всего, мода, доминирующая в разных социальных средах, включая и антисоциальную, а также политическая и социальная мифология, имеющая большое влияние на массы.
  8. Ориентация традиционной культуры, преимущественно, на воспроизводство и консервацию, а элитарной - на инновативность и развитие естественным образом приводит к рассогласованию этих типов культуры по времени и содержательному наполнению, которое по мере их развития не только не сглаживается, но экспоненциально увеличивается. В XX веке с его информационным взрывом, осуществленным в рамках специализированной культуры и проявившим себя наиболее ярко в науке и технике, а также в искусстве авангарда, это привело к столь существенному  разрыву этих культур, что смыслы первой стали принципиально не доступными для не посвященных, а сама она стала рассматриваться как «элитарная» - то есть, принципиально закрытая. Такая ситуация рассогласования развития специализированной и неспециализированной культур была одной из существенных причин формирования массовой культуры, призванной наладить в социокультурной системе механизм циркуляции смыслов и значений.
  9. Выделенные в исследовании типы культуры выступают как специфические адаптационные системы: традиционная культура - как система адаптации, в первую очередь, к природным условиям существования путем воспроизводства уже исторически оправдавших себя форм продукции и технологий жизнедеятельности; элитарная культура - к высоко подвижным историческим условиям существования посредством постоянного порождения новых форм и технологий; массовая культура - к экономической и (или) политической конъюнктуре посредством актуального потребления любых доступных форм и использованием любых технологий. Понятно, что эти три культурные стратегии были порождены в разное время разными обстоятельствами жизни человеческих сообществ, но последовательность их порождения позволяет выявить тенденцию углубления уровня специализированности в человеческой деятельности.
  10. Каждый из типов культуры продуцирует определенный тип личности. Коллективная личность, выступающая в качестве «суммарной» - то есть, распределенной на всех членов коллектива, производится и воспроизводится традиционной культурой; собственно единичная личность, обладающая ярко выраженными особенностями и воплощающая черты неповторимой индивидуальности - элитарной культурой; деперсонализированный массовый индивид с не выраженным личностным началом - массовой культурой. Каждый из типов личности характеризуется совершенно особым способом воспроизводства, мировоззрением, идеологией, стратегиями отношения с временем и пространством.
  11. Традиционная, элитарная, массовая культура ориентируются на определенные способы кодификации информации. Традиционная культура - на устную форму передачи информации и символическую фиксацию текста, основными формами организации которого становятся комплементарность, вариативность, наличие устойчивых структур, фреймов, эстетическое, смысловое и аксиологическое равноправие версий, отсутствие оригинала и первоисточника. В элитарной культуре основным способом фиксации информации является знаковая фиксация. Отделение информации от производящего ее субъекта, а текста звучащего от изобразительно фиксированного привело к формированию абстрактного мышления, появлению философии и науки. Письменный метод организации информации обусловил аксиологическое доминирование в культуре именно тех текстов, которые воплощали в себе принципы рациональности, детерминизма и линейности, и основывались на оригинальности и сложности. Массовая культура ориентируется на экранный способ передачи информации, где на смену принципам системности и детерминизма приходят антииерархичность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм. Культура экрана, основанная на демонстрации визуальных образов, влияет на формирование сознания, которое начинает выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи, что позволяет ей обрести особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им.
  12. Наиболее характерными воплощениями традиционной и элитарной культуры в социально-политическом пространстве современности выступают этническая и национальная культуры, которые наряду с массовой обладают специфическими стратегиями формирования идентичности. Идентичность в границах этнической культуры определяется, преимущественно, подчинением индивида социальному целому, когда личность предстает в качестве разделенной, рассредоточенной, коллективной, а каждый индивид представительствует не от себя лично, но от имени племени, рода, этноса, группы. Национальная культура, надстраиваясь над культурой этнической, основывается также на территориальном, религиозном и культурном единстве. Но наиболее важным средством идентификации здесь становится единство закона и то чувство общности, которое связано с социальной, гражданской гомогенностью. В массовом обществе идентичность формируется на основе общности потребления, которое становится основным способом коммуникации индивида с социумом, а адаптация личности осуществляется посредством ее пассивного подчинения социальным нормам, что неизбежно вызывает нивелировку личности.
  13. В условиях глобализации каждый из типов культуры проявляет себя различным и порой противоречивым, образом. Определенные условия для формирования общечеловеческой культуры создает элитарная культура, ибо  производимые ей продукты, будучи нередко высоко специфичными в своей национальной форме, оказываются, как правило, обладающими универсальным, вненациональным содержанием своих социальных функций. В качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры, выступает массовая культура, которая становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, а порой и механизмом культурной экспансии. Потребляемая повсеместно, эта культура нивелирует национальные особенности повседневного потребления и создает культуру гомогенную, доступную всем и принимаемую всеми, претендующую на роль универсальной культуры эпохи глобализации. Однако, несмотря на космополитизм массовой культуры, в границах отдельных культурных миров она приобретает ярко выраженные особенности, что позволяет вести речь о ее национальных вариантах и выделять американскую, японскую, советскую и т.д. массовую культуру. Массовая культура принимает активное участие в формировании национальной идентичности посредством тиражирования и трансляции национально-исторической символики и национально-значимых идей. Если высокоразвитые общества, как правило, спокойно реагируют на абсолютное торжество массовой культуры в их крупных городах, то в менее развитых обществах в условиях глобализации их традиционная культура начинает проявлять значительную активность и способность противостоять разрушительному влиянию глобализации, что вынуждает правительства многих стран предпринимать согласованные усилия, направленные на защиту этнических культур.
  14. В границах современной культуры и изменившегося под влиянием глобализационных процессов мира приобретает новое значение проблема диалога. Способность к диалогическому взаимодействию в границах трех основных типов культуры проявляется различным образом. Если в понимании диалога акцентировать феноменологический аспект, предполагающий обмен между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности, который происходит в процессе понимания, то он в большей степени присущ элитарной культуре. Если в трактовке диалога акцентировать информационный аспект, связанный с коммуникационным взаимодействием, то подобную настроенность на социальную коммуникацию проявляет массовая культура. Для традиционной же культуры, имеющей устную природу, характерной является закрытость, проявляющаяся в таком качестве, как этноцентризм - настроенность на восприятие собственной культуры как семантически и ценностно образцовой.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. М.: УРСС, 2009. – 288 с.

2.Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009. – 214 с.

3.Костина А.В., Гудима Т.М. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. М.: УРСС, 2007. – 240 с.

4.Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства. М.: Издательство МосГУ, 2005. – 172 с.

5.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: УРСС, 2004. – 352 с.

6.Костина А.В. Диалектика массового и элитарного в современной культуре: В 2-х частях. М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии «Социум», 2001. I часть – 178 с.; II часть – 196 с.

7.Костина А.В. Эстетика рекламы. М.: Социум, 2000. – 308 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

8.Костина А.В. Субъект исторического действия: структурно-типологический подход // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2008. № 6. С. 4-11.

9.Костина А.В. Народная, элитарная и массовая культура в современном социокультурном пространстве: структурно-типологический подход // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2006. № 5. С. 96-108.

10.Костина А.В. Идея прогресса в контексте динамики европейской цивилизации: обзор концепций // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2007. № 1. С. 4-12.

11.Костина А.В. Идея прогресса в контексте динамики европейской цивилизации: обзор концепций // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2007. № 2. С. 4-9.

12.Костина А.В. Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2008, № 5. С. 102-109.

13.Костина А.В. Культурология как междисциплинарная наука и интегративная учебная дисциплина // Обсерватория культуры. Журнал-обозрение. 2006. №2. С. 92-95.

14.Костина А.В. Телесность как ведущая категория философского дискурса о масскультуре (к проблеме самоотношения) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 103-113.

15.Костина А.В. Телесность как экономическая категория: гендерный аспект (к проблеме власти-знания М. Фуко) // Мир психологии. 2005. № 4. С. 132-143.

16.Костина А.В. Архетип versus идеал: опыт осмысления динамики культуры (рецензия на книгу И.Г. Михайловой «Философско-методологический анализ искусства фантастического реализма (на примере творчества Бориса Четкова)» // Мир психологии. 2005. № 4. С. 271-277.

17.Костина А.В. Научная конференция «Folk-Art-Net: новые горизонты творчества. От традиции к виртуальности» // Традиционная культура: Научный альманах / Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры РФ. 2007. № 4. С. 138-140.

18.Костина А.В. Зрелище как актуальная культурная форма переходной эпохи: концепция динамики культуры Н.А. Хренова // Вопросы культурологии. 2007. № 2. С. 65-74.

19.Костина А.В., Каргин А.С. Интернет и фольклор – технология и традиция // Традиционная культура: Научный альманах / Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры РФ. 2007. № 3. С. 4-15.

20.Костина А.В., Каргин А.С. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 59-71.

21.Костина А.В., Каргин А.С. Государственный республиканский Центр русского фольклора на XIV международном съезде славистов // Традиционная культура: Научный альманах / Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры РФ. 2008. № 2. С. 3-5.

22.Костина А.В., Флиер А.Я. Три культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник МГУКИ, 2009, № 3 (16-32) и №4 (14-29). - В печати.

Другие публикации

23.Костина А.В. Массовая культура: национальные варианты или культура без границ? // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: Новый «Шёлковый путь» к культуре без границ: Международный симпозиум (Республика Корея, 18–24 мая 2009 года): Сборник статей. – Москва– Ёнгволь, 2009. С. 226–232.

24.Костина А.В. Коллективная личность и деперсонализированный индивид как типы субъекта исторического действия (к проблеме структурно-типологического подхода к современной культуре) // Системные исследования культуры. 2008. СПб.: Алетейя, 2009. С. 263-292.

25.Костина А.В. Семиотические системы в процессах культурогенеза: от до-письменной – к экранной культуре // Семиозис и культура: философия и феноменология текста: сборник научных статей / под общ. Ред. И.Е. Фадеевой и В.А. Сулимова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2009. – Вып. 5. – С. 21-34.

26.Костина А.В. Массовая культура как универсальная культура эпохи глобализации // Культурологические записки. Вып. 9. М.: Институт искусствознания, 2004. С. 67-86.

27.Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2009. № 104. С. 103-113.

28.Костина А.В. О тенденциях развития культуры в информационном обществе // Труды МГУУ правительства Москвы. М., 2005. С. 133-157.

29.Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI века: особенности, противоречия, суждения // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. М.: ГИИ, 2005. С. 105-135.

30. Костина А.В. «До-письменная галактика» и «галактика Маркони»: опыт сопоставления // Культурологические записки. Вып. 10. М.: ГИИ, 2005. С. 188-216.

31. Костина А.В. Этническая и национальная культура: особенности проявления в современном мире // Глобализация в культурологическом измерении. М.: Издательство МосГУ, 2005. С. 293-307.

32. Костина А.В. Массовая культура и культура народная: диалог или конфронтация? // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. С. 272-299.

33. Костина А.В. Глобализация и ее социокультурные аспекты // Глобальное пространство культуры. СПб.: Центр изучения культуры, 2005. С. 33-37.

34.Костина А.В. Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 120-139.

35.Костина А.В. Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 165-172.

36. Костина А.В. Традиционная культура: особенности функционирования в современных условиях // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2009. № 104. С. 97-103.

37.Костина А.В. Этнос - нация – масса: доминирующие стратегии идентификации // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Т.1. М.: ГИИ, 2006. С. 230-259.

38.Костина А.В. Информационное общество и традиционная культура: Pro & Contra // Культурные трансформации в информационном обществе / отв. ред. А.И. Шендрик; ред. колл.: А.В. Костина и др.: сб. науч. статей. М., 2007. С. 128-155.

39.Костина А.В. Дописьменная культура и экранная культура как особые языковые системы // Язык и культура: философские и общенаучные проблемы: материалы межвузовской конференции. М.: 2007. С. 179-209.

40. Костина А.В. Соотношение массового и элитарного в советском искусстве 20-30-х годов // 1917 – 2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно-энергетические, экономико-политические и социо-культурные параметры): Доклады и выступления / Под общ. Ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. М.: ЛЕНАРД, 2007. С. 334-335.

41.Костина А.В. Традиционная культура в законодательных и нормативных актах: международный опыт и российская специфика // Культурная политика в современном обществе. М., 2007. С. 213-245.

42.Костина А.В. Особенности субъекта традиционной культуры: личностный аспект // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 11. Личность в фольклоре: исполнитель, мастер, собиратель, исследователь. Сб. науч. ст. М., 2008. С. 19-35.

43.Костина А.В. Национальная культура как культура диалога // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / Под общ. Ред. В.К. Егорова. М.: изд-во РАГС, 2008. С. 385-391.

44.Костина А.В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2009. № 105. С. 17-33.

45.Костина А.В. Предмет и проблемное поле глобалистики // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 100-111.

46.Костина А.В. Интертекстуальность как фундаментальный признак культуры постмодернизма: к вопросу о соотношении массовой культуры и культуры традиционной // Фольклор и художественная культура. Вып. 13. М.: 2004. С. 246-256.

47.Костина А.В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. – С. 72-76.

48.Костина А.В. Глобализация и ее социокультурные аспекты в курсе культурологии // Высшее образование для XXI века. Ч.2.: Высшее образование и мировая культура. М.: МосГУ, 2005. С. 9-14.

49.Костина А.В. Популярная культура (Энциклопедия гуманитарных наук) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 213-215.

50.Костина А.В. Молодежная культура и фольклор // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2009. № 105. С. 3-17.

51.Костина А.В. Мультикультурализм и гражданство: дилеммы современной политики // VII Конгресс этнографов и антропологов России: докл. И выступления. Саранск, 9-14 мюля 2007 г. / редкол.: В.А. Тишков и др. Саранск, 2007. С. 486-487.

52.Костина А.В. Реклама как игровая система // Человек смеющийся: Сборник научных статей. М.: ГРЦРФ, 2008. С. 359-375.