- Русская и западноевропейская цивилизации противоположны по смысложизненным ориентациями и характеризуются: первая - традиционным первенством духовно-нравственных ценностей, вторая - приоритетом социально-гедонистических ценностей. Большевистская революция 1917 г. не была однозначно событием национального характера, но отражала и геополитические стратегии и внутренне присущие западноевропейской цивилизации интересы, имела в высокой мере инструментальное значение. В постсоветских трансформациях социума и культуры выявляются аналогии и сходства их содержания и направленности, растущее влияние наднациональных структур на внутренние процессы.
- Трансформационные процессы 1920-х и 1990-х годов в избранных для исследования системообразующих основаниях русской культуры аналогичны или сходны по существу. Различие современных трансформаций с прежними выражается в содержании лозунгов, политическом лексиконе, адресе обращения, в других, преимущественно внешних признаках. Реальные явления и факты в культурной политике постсоветского времени - запуск денационализирующих культуру механизмов, отказ от сохранившихся в «культурной революции» и позже восстановленных традиционных основ отечественной образовательной системы, семьи и семейных отношений, духовно-нравственного строя народной жизни и т. д. - совпадают или сходны с тем, что происходило в названных сферах в 1920-е годы.
- «Новый человек» как главный программный конструкт «культурной революции» - это коллективист, вплоть до полного отказа от «я» в пользу «мы», интернационалист, вплоть до презрения к Отечеству и утраты патриотических чувств ради счастья трудящихся мира, «пролетариев всех стран». У него нет славной истории и великих предков, кроме революционеров. Постсоветский «новый», «творческий» человек, «динамичный», «интенсивный» создатель рыночного «светлого будущего» - не буквальная калька своего революционного предшественника, однако существенные черты его социокультурного портрета совпадают. В светской жизни он - космополит, в духовной - экуменист, живёт и действует уже не на Родине, но в «пространстве» - политическом, экономическом, образовательном и ином другом. Он - «Нomo globalis», вожделеющий «открытого общества» - превращённого аналога всемирной социалистической республики. У него также нет истории, он её создаёт актуально, в настоящий момент.
- Большевистская языковая реформа нанесла огромный урон универсальной культурообразующей ценности - русскому языку. Реформа нарушила внешний облик (графику) языка и орфографическо-грамматический строй, снизила его энергетическую ёмкость, создала затруднения в освоении культурного наследия молодыми поколениями. Прецедент для разрушительных реформ русского языка создал Пётр I, большевистская реформа была рецидивирующей. Проекты реформ русского языка 1990-х и начала 2000-х годов по существу сходны с перестройкой лингвосферы в первое послереволюционное десятилетие и продолжают логику большевистского реформирования.
- Антиправославная направленность большевистской революции, как сущностная черта, проявилась в первые дни переворота и вскоре приняла характер массовых репрессий. Большевистская печать разжигала ненависть к религии вообще, но преимущественно - к Православию. Разрушение Церкви было явным и тайным, осуществлявшимся через чекистскую агентуру среди клириков и мирян. Обновленческое движение было инспирировано новой властью для разрушения «тихоновской» Церкви. Рецидивы грубых гонений на Православие проявилось в начале 1960-х годов. В 1990-е годы антиправославные силы сосредоточились на экуменической деятельности, на расшатывании системы ортодоксальных догматов, канонов и обрядов с утопической целью выработки мировой религии, наподобие «мировой культуры» вместо национальных культур мира.
- Современная «массовая культура» поразительно схожа с «творческой» продукцией пролеткультовцев в важнейших проявлениях - сценическом, поэтическом, музыкальном. «Масскульт» представляет собой мощный комплексный трансформер, результатом воздействия которого разрывается связь с национальной культурой, молодые поколения противопоставляются старшим, инновации - традициям. Ударной силой «масскульта» является поп-рок-музыка - новая социокультурная реальность, опасность которой для духовного, душевного и телесного здоровья детей и молодёжи остаётся нераспознанной российским обществом, и как следствие, не вырабатываются и меры защиты.
- Постсоветская либерализация семейных отношений, резкое падение половой морали, усугубляемое стремительным ростом алкоголизации общества, являются выраженными рецидивами советской «сексуальной революции» 1920-х годов. Алкогольная ситуация в современной России заостряет актуальность анализа алкогольной политики царского и советского правительств. Выявленная аналогичность и сходство ситуаций и проблем, замыслов и итогов трезвеннических движений обусловливает актуальную востребованность положительного опыта ради общественного спасения.
- Экология национальной культуры имеет стратегическое значение, напрямую затрагивает национальную безопасность. Необходимо установление приоритета экологичности культуры, суть которой состоит в восстановлении органической иерархии ценностей с «твёрдым ядром» духовно-православного характера. Жизнь общества без духовного центра и смысложизненного идеала, без общезначимой идеологии бессмысленна и в обозримом будущем вряд ли возможна. Плюралистическое духовное сознание деструктивно, энтропийно для жизненных сил нации, оно отменяет саму суть образования и воспитания.
2. Марченко Ю.Г. Понятие «образование» и его движение в историко-культурном времени // Философия образования. Спецвыпуск – 2. – 2006. – С. 22 – 29.
3. Марченко Ю.Г. Трансформация российского общества в XX веке: культурологический аспект // Философия образования. – 2008. – № 3 (24). – С. 300 – 306.
4. Марченко Ю.Г. Дискуссии о семье и семейных отношениях в России 1920-х годов и современность // Социальная политика и социология. – 2008. – №. 5. – С. 303 – 307.
5. Марченко Ю.Г. Социокультурное конструирование «нового человека» в 1920-е годы и его современный вариант // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 317. – С. 182 – 188.
6. Марченко Ю.Г. Жизнестойкость русской культуры XXI веке // Социология. – 2008. – №. 4. – С. 182 – 188.
7. Марченко Ю.Г. Особенности бытия русской культуры в постсоветский период // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2008. – № 4. – С. 139 – 146.
8. Марченко Ю.Г. Российское образование в трансформациях постсоветского времени // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – №. 4. – C. 179 – 184.
9. Марченко Ю.Г. Социокультурные трансформации в постсоветском российском обществе: история, реалии и альтернативы // Социальная политика и социология. – 2009. – № 1. – C. 46 – 52.
Монографии:
10. Марченко Ю.Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири (1920 – 1928 гг.). – Новосибирск: Наука, 1977. – 174 с.
11. Марченко Ю.Г. Константин Николаевич Нечаев. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. – 112 с.
12. Марченко Ю.Г., Матвеев П.В., Насыров А.Н., Загоруйко Н.Г. Стратегия отрезвления. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. – 102 с. (5,46 п.л., в т.ч. авт. 2,5 п.л.).
13. Марченко Ю.Г. Культ света. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. – 215 с.
14. Любавская Л.И. Лопуха А.Д., Егорычев А.М., Марченко Ю.Г. Славянская письменность и культура: история и современность. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2006. – 160 с. (авт. 4,5 п.л.).
15. Марченко Ю.Г., Примеров Н.А., Каримов А.Р. Русская народная музыкальная культура: проблемы и пути возрождения. – Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2006. – 48 с. (авт. 0,75 п.л.).
16. Марченко Ю.Г. Русская культура в XX веке: трансформация системообразующих оснований (процессы 1920-х и 1990-х годов, исторические аналоги и особенности). – Новосибирск: СГГА, 2006. – 447 с.
17. Марченко Ю.Г., Григорьев С.И. и др. Современная Россия: отношение населения региона к народному музыкальному творчеству с использованием гармони и баяна (основные итоги экспертного и массового опросов населения Алтайского края в 2008 г.). – М.; Новосибирск; Барнаул: ООО «Аз-Бука», 2008. – 80 с. (авт. 2 п.л.).
18. Коржуев И.Н., Григорьев С.И., Марченко Ю.Г., Примеров Н.А. Баян, гармонь и песня русская: народное музыкальное творчество глазами населения России начала XXI века. – Новосибирск: ООО СПК «Дюнас», 2009. – 272 с. (авт. 5 п.л.).
Статьи в других изданиях:
19. Марченко Ю.Г. Становление и развитие системы образования рабочих Сибири без отрыва от производства // Очерки истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. часть II. – Новосибирск: ИИиФ СО АН СССР, 1972. – С. 155 – 175.
20. Марченко Ю.Г. Антирелигиозная пропаганда в городах и рабочих районах Сибири в 1921 – 1928 гг. // Проблемы истории советской Сибири.– Новосибирск, ИИФиФ СО АН СССР,1973. – Ч. II. С. 60 – 75.
21. Марченко Ю.Г. Художественное просвещение рабочего класса Сибири в 20-е годы // Известия Сибирского Отделения АН СССР. Сер. обществ. наук. – Новосибирск, 1973. – Вып. 1. – № 1. – С. 55 – 62.
22. Марченко Ю.Г. Сибгосопера – центр музыкального просвещения Сибири 20-х годов // Бахрушинские чтения. 1973. – Новосибирск: Излд-во НГУ, 1973. – С. 73 – 80.
23. Марченко Ю.Г. Повышение общеобразовательного уровня рабочего класса Сибири (1921 – 1928 гг.) // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. – Свердловск: УрГУ, 1974. – С. 119 – 124.
24. Буторин В.П., Марченко Ю.Г. Проблемы изучения культурного развития рабочего класса Сибири в период социалистического строительства // Известия Сибирского Отделения АН СССР. Сер. обществ. наук. – Новосибирск, 1974. – Вып. 3. – С. 76 – 82.
25. Марченко Ю.Г. Роль театра в художественном просвещении рабочих Сибири (1920 – 1928 гг.) // Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (Материалы к «Истории рабочего класса Сибири»). – Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР,1975. – С. 116 – 136.
26. Марченко Ю.Г. Ленин и Пролеткульт // Сибирские огни. – 1976. – № 9. – С. 178 – 182.
Марченко Ю.Г. Обучение рабочих Сибири элементарной грамоте в 20-е годы // Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (Материалы к «Истории рабочего класса Сибири»). – Новосибирск, ИИФиФ СО АН СССР , 1977. – Вып. 2. – С. 98 – 110.
27. Марченко Ю.Г. Художественная самодеятельность рабочих Сибири в 20-е годы // Известия Сибирского Отделения АН СССР. Сер. обществ. наук. – Новосибирск, 1977. – Вып. 6. – № 2. – С. 107 – 113.
28. Марченко Ю.Г. Культурное развитие рабочих Сибири в 20-е годы // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. – Новосибирск: ИИиФ СО АН СССР, 1978. – С. 169 – 185.
29. Марченко Ю.Г. Роменская Т.А. Пионеры музыкального просвещения советской Сибири // История музыкальной культуры Сибири. Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1978. – Вып. XXXVII. – С. 3 – 28.
30. Марченко Ю.Г. Музыкальное образование Сибири (20-е гг.) // Художественная культура и художественная интеллигенция Сибири. Статьи. Воспоминания. – Новосибирск: ИИиФ СО АН СССР, 1984. – С. 42 – 70.
31. Марченко Ю.Г. Эколого-культурные идеи в творчестве Н.К. Рериха // Рериховские чтения. 1984. – Новосибирск: ИИиФ СО АН СССР, 1985. – С. 105 – 110.
32. Марченко Ю.Г. Традиционные и нетрадиционные культы и их отношение к культуре // Наука, религия, экономика. Материалы международной научной конференции (апрель, 1994). – Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1994. – С. 48 – 50.
33. Марченко Ю.Г. Культура и человек в условиях реформ // Современное
российское общество: осмысление прошлого поиск достойного будущего. – Красноярск: КГУ, 1995. – С. 83 – 85.
34. Марченко Ю.Г. Драма трезвеннического движения в современной России: реальность и возможное будущее // Открывать людям глаза: Сб. статей. – Новосибирск: СГГА, 1996. – С. 6 – 19.
35. Марченко Ю.Г. Пока не умрёт последний раб. Интервью с епископом Сергием // Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. – Санкт-Петербург: Изд-во «Царское Дело», 1996. – С. 239 – 246.
36. Марченко Ю.Г. Фёдоров А.И. Михаил Никифорович Мельников // Вестник Новосибирского отделения Петр. Акад. Наук и Иск.– Новосибирск, 1999. – № 5. – С. 7 – 14.
37. Марченко Ю.Г. Духовно-нравственные проблемы современного образования России // Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества. Материалы международной конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – С. 26 – 38.
38. Марченко Ю.Г., Тенешева Г.Ю. Экологическое состояние мира на рубеже веков: невостребованные резервы предотвращения катастрофы // Вестник Сибирской гос. геодезической академии. – Новосибирск: СГГА, 2001. – Вып. 6. – С. 138 – 147.
39. Марченко Ю.Г. Стратегические проблемы образования современной России // Проблемы общества и человека в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции (27-28 марта 2002) – Новосибирск: НГПУ, 2002. – С. 12 – 20.
40. Марченко Ю.Г. Патриотическое воспитание в современной России: состояние препятствия, реальные возможности // Патриотическое и гражданское воспитание молодёжи в современной России. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2002. – С. 8 – 19.
41. Марченко Ю.Г. Культурные процессы в постсоветской России // Общество образование, человек. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2003. – С. 50 – 61.
42. Марченко Ю.Г. Возрождение русской народной традиционной культуры: от мифов к реальности // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 18-19 марта 2004). – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2004. – С. 709 – 717.
43. Марченко Ю.Г. Реформирование российского образования: совершенствования или рецидивы «культурной революции»? // Россия и мировая цивилизация: проблема социально-экономического развития: Материалы международной научно-практической конференции Нвовосибирск, 24-25 марта 2004). – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2004. – С 32 – 39.
44. Марченко Ю.Г. Русская народная культура: состояние мнимые и действительные пути возрождения // Мельниковские чтения. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – С. 17 – 25.
45. Марченко Ю.Г. Экологические проблемы современной русской культуры // Филолософия и экология. – Новосибирск: НГАВТ, 2004. – С. 8 – 12.
46. Марченко Ю.Г. Гуманизация образования: базовые условия и проблемы // Актуальные экономические и социальные проблемы общества (история и современность). – Новосибирск: НФ ИУиЭ, 2004. – С. 14 – 21.
47. Марченко Ю.Г. «Культурная революция» в России: её смысл, содержание и последствия // Россия – евразийская общность: культура и цивилизация. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2005. – С. 17 – 35.
48. Марченко Ю.Г. Исторические истоки русской культуры. Православие в русской культуре // Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России: Материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 23-24 марта 2005). – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2005. – С. 17 – 24.
49. Тенешева Г.Ю., Марченко Ю.Г. Духовность как высшая жизнедательная сила в экологическом воспитании юношества // Россия: преемственность исторического развития. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2005. – С. 87 – 92.
50. Марченко Ю.Г. Актуальные проблемы русской письменности: история: и современность // Российская культура и цивилизация в современном мире. – Новосибирск: ЗСО МСА, 2006. – С. 6 – 24.
51. Марченко Ю.Г. Реформистское давление на русскую речь: предыстория, вторжение революции в правописание и современность // Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: Материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 11-12 марта 2006). – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2006. – С. 56 – 66.
52. Марченко Ю.Г. Деформации системообразующих оснований русской культуры в XX – начале XXI века (на примере русского языка) // Инновационные процессы и технологии в современном российском обществе. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2006. – С. 169 – 178.
53. Марченко Ю.Г. Эволюция жизнестойкости и трансформация системообразующих оснований русской культуры в ХХ веке // Новое социальные явления: методология исследования, методика и техника оценки и измерения: материалы международной научно-практической конференции «Социология в Сибири» (11-13 апреля 20060. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2006. – С. 74 – 84.
54. Марченко Ю.Г. Возрождение русской народной культуры: проблемы, тревоги, надежды // Мельниковские чтения: Материалы второй региональной научно-практической конференции (Новосибирск, 24-26 февраля 2005). – Новосибирск: Изд. дом «Союз», 2007. – С. 67 – 81.
55. Марченко Ю.Г., Тенешева Г.Ю. Гуманитарные проблемы антропоэкологии в начале ХХI века // Сибирь – сердце России: вчера, сегодня, завтра (политика, экономика, образование, культура): Материалы межвузовской научно-практической конференции (Новосибирск, 26 апреля 2007_. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2007. – С. 7 – 13.
56. Марченко Ю.Г. Рецидивирующие социокультурные трансформации в постсоветский период // Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура, образование, экономика: Материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 9-11 марта 2007). – Новосибирск, Изд-во «Архивариус-Н», 2007. – С. 232 – 238.
57. Марченко Ю.Г. Социальные трансформации и проблемы русской культуры в постсоветский период // Культурология, культура и искусство в современном российском социуме: Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16-17 февраля 2007. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т. культуры и искусств, 2008. – Ч. 1. – С. 231 – 239.
58. Марченко Ю.Г. Рок-музыкальный феномен как аудиоэкологическая проблема // Социально-экономические и культурные проблем современной России: Материалы Международной научно-практической конференции Новосибирск, 5-6 марта 2008). – Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2008. – С. 208 – 220.
59. Марченко Ю.Г., Сотникова Е.В. Консерватории в Сибири 1920-х годов // Сибирский музыкальный альманах. Ежегодник, № 6, 2008. – С. 20 – 26.