Научная тема: «ПОЭТИКА СТАНКОВОГО ПЕЙЗАЖА. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 24.00.01.
Год: 2009
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В культурологическом знании все больше актуализируется обращение к проблеме теоретического анализа структуры творческого процесса, его сущностным основаниям: идее, сюжету, теме или шире - мифу, идеологии, общим философским концепциям. Описание художественного произведения с точки зрения процесса его порождения усложняет и заметно обогащает общее поле культурологического дискурса, оказывается дополнительным по отношению к описанию произведения с точки зрения простого истолкования его содержания или методов создания. Обозначенная ситуация обеспечивает своеобразный диалог между рассмотрением художественной формы произведения с позиции ее порождения и с позиции ее истолкования. Таким образом, смысловое поле, которое сложилось в результате культурологического анализа концептуального материала, послужило системным основанием для оформления теоретико-методологических принципов нашего исследования, что позволило сформулировать авторский подход к изучению произведения изобразительного искусства, суть которого заключается не в простом искусствоведческом описании содержания и формы произведения, не в описании примененного автором набора профессиональных правил и методов, а в самой рефлексии над процессами, сопутствующими порождению художественного текста.
  2. ХХI столетие изменило отношение к теории построения художественного текста. На основе комплексного подхода к исследованию феномена «станковый пейзаж», включающего теорию коммуникации, теорию изобразительного искусства и культурсемиотику, выделен и предложен проблемный аспект - культурологический анализ художественного текста «станкового пейзажа» как жанра изобразительного искусства. Семиотическое осмысление станкового пейзажа как художественного текста рассматривается нами как интегративная область гуманитаристики, объединяющая отдельные элементы отраслей знания, используемых в исследовании.
  3. Культурологический анализ обозначенной проблемы позволил изучить современную теорию композиции в изобразительном искусстве, используя целостный подход, основанный на последовательном осуществлении многоаспектного анализа концепта «поэтика». Мы вводим его в исследовательское поле диссертации и считаем, что он вполне вписывается в сущностную характеристику изобразительного искусства. С нашей точки зрения, такое «прочтение» этого концепта во многом подтверждается его связью с такими науками как философия, лингвистика, семиотика, психология и т.д. Пока еще не полностью сложился его категориально-понятийный аппарат. Однако, можно утверждать, что это - категория культурологического знания и механизм методологического синтеза, позволяющий реализовать принцип многофакторного осмысления жанра станкового пейзажа. Мы предлагаем авторскую трактовку этого концепта, в которой рассматриваем его: как раздел изобразительного искусства, занимающийся изучением глубинных структур художественного текста в их системных и исторических закономерностях; как раздел изобразительного искусства, занимающийся изучением системы художественных принципов и особенностей отдельного направления изобразительного искусства или даже отдельного автора.
  4. Жанр пейзажа обнаруживает себя во многих видах и родах пространственных искусств, в т.ч. живописи, графике, архитектуре, декоративном искусстве, сценографии. Отдельные элементы пейзажных форм активно используются в декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет изучать общую поэтику станкового пейзажа в контексте модернистской и постмодернистской ментальности,  характеризуя ее как уникальную структуру художественного текста, оформленного в конкретную культурную форму культурологического знания в модернистской и постмодернистской арт-практиках.
  5. Осуществляя культурсемиотическую интерпретацию особенностей художественного кода, принятого в модернистской и постмодернистской арт-практиках в жанре пейзажной живописи, автор прослеживает специфику формирования интертекстуальных семантик, возникающих в ходе художественной практики при анализе основных черт общей поэтики модернистского и постмодернистского пейзажа.
  6. Исследование общей поэтики станкового пейзажа как коммуникации позволило констатировать, что это сложная система, в основе которой соединились три составляющие: художник - текст - потребитель. Ядро этой системы - художественный текст, характеризующийся сложной семиотической, информационной структурой и являющийся соединительным звеном - коммуникацией - между художником и потребителем. Художник - информационное звено, в котором кумулируется его отношение к потребителю. Творчество художника - генератор идей, художественных кодов, в которых заложено содержание.
  7. В условиях новой панорамы социокультурного пространства современного изобразительного искусства, пейзаж как жанр не прекратил своего существования. Напротив, в творчестве многих художников он занимает по тем или иным причинам даже более значимое положение, чем станковая картина. Глубокая фрагментированность существующей арт-практики позволила разработать и предложить авторский взгляд прочтения феномена «станковый пейзаж» как одного из жанров современного изобразительного искусства.
  8. Внутренняя программа данного культурологического исследования или ее культурный код сложился на основе комплекса представлений о способах и методах организации художественного текста в современном изобразительном искусстве, который автоматически отменяет как классические, так и модернистские установки в отношении организации общей композиции произведения. Индивидуальный художественный почерк каждого отдельного художника становится отражением его личной внутренней философской позиции. Таким образом, общая поэтика современного станкового пейзажа не предполагает жесткой фиксированности в отношении способов организации художественного текста. Она континуальна по самой своей природе. Ее основные признаки - некий набор связанных или не связанных друг с другом правил, методов, метафор и установок. Это - матрица значений и смыслов, моделирующая поле художественного текста изобразительного искусства.
  9. Культурологическое исследование, являясь содержательной основой данной диссертации, обеспечила аргументированное изучение избранной проблемы и позволила разработать авторскую модель анализа основных категорий формы в жанре пейзажной живописи, принятых в модернистской и постмодернистской арт-практиках, которая существенно расширила границы восприятия этого вида творчества и представляет собой теоретический конструкт, формирующийся на основе логики развития изобразительного искусства.
  10. Художественные технологии эпохи постмодерна выдвигают повышенные требования к подготовке кадров творческой интеллигенции. В качестве существенных критериев выступает учебный процесс и содержательное наполнение учебных дисциплин. На основе диссертационного исследования разработан авторский курс «Семиотика искусства» - учебное пособие по дисциплине «Семиотика» для студентов высших учебных заведений по специальностям: 070601 «Дизайн», 070801 «Декоративно-прикладное искусство», 070900 «Изобразительное искусство», одобренный и утвержденный решением учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального искусства и декоративного искусства (протокол №10/12 от 13.12.2007 г.). Курс позволяет сформировать у студентов, будущих художников, основы грамотного семиотического знания в области изобразительного искусства. Уяснить основные понятия семиотики искусства, а также семиотической методологии в границах современного искусствознания, обогатить теоретическую составляющую художественной практики и творческое мышление.
Список опубликованных работ
1. Шипельский, М. Поэтика модернизма в произведениях пейзажной живописи / Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №12. - С. 186-190.

2. Шипельский, М. Станковая картина-пейзаж как акт коммуникации / Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №12. - С 375-379 (в соавторстве).

3. Шипельский, М. Актуальные аспекты современной теории изобразительного искусства / Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4. - С. 187-191.

4. Шипельский, М. Поэтика модернизма в пейзажной живописи художников русского авангарда / Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4. - 2008. - С. 126-130 (в соавторстве).

5. Шипельский, М. Некоторые категории формы в модернистском пейзаже / Культурная жизнь юга России. - Краснодар. 2008. - №3 (28).- С. 16-18 (в соавторстве).

6. Шипельский, М. Основные средства выражения в станковом пейзаже / Культурная жизнь юга России. – Краснодар, 2008. - №2 (27). - С. 21-23.

7. Шипельский, М. Семиотико-коммуникативные основы композиционного построения произведений станковой живописи. К постановке вопроса / Социально-гуманитарные знания. - №2. - 2009. - С. 234-240 (в соавторстве).

8. Шипельский, М. Художественный код в станковом постмодернистском пейзаже / Социально-гуманитарные знания. - № 2. - 2009. - С. 62-68.

9. Шипельский, М. Поэтика, как инструмент исследования произведений изобразительного искусства. К постановке вопроса / Социально-гуманитарные знания. - № 2. – 2009. - С. 477-482 (в соавторстве).

10. Шипельский, М. Поэтика М.М. Бахтина в В.М. Жирмунского. Концептуальный анализ / Социально-гуманитарные знания. - № 2. – 2009. - С. 443-449 (в соавторстве).

11. Шипельский, М. Методы кодирования изображения и некоторые особенности формообразования в современном станковом пейзаже / Социально-гуманитарные знания. - № 10. – 2009. - С. 513-518.

- в других изданиях:

12. Шипельский, М. Поэтика станкового пейзажа. Опыт культурологического анализа. – Краснодар, 2008. – 178 с. (монография).

13. Шипельский, М. Семиотика искусства / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям: 070601 «Дизайн», 070801 «Декоративно-прикладное искусство», 070900 «Изобразительное искусство». Пособие одобрено и утверждено решением учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна, монументального искусства и декоративного искусства (протокол №10/12 от 13.12.2007 г.). - Краснодар, 2008. - 75 с.

14. Шипельский, М. Православная икона в контексте русской культуры // Сборник материалов научно-теоретической конференции «Христианство и культура». - Краснодар, 1999. - С. 163-165.

15. Шипельский, М. Русская иконопись и некоторые философские аспекты её содержания // Сборник материалов научно-теоретической конференции «Православие и культура». - Краснодар, 2000. - С. 137-144.

16. Шипельский, М. Композиционное мышление первобытных народов: опыт культурсемиотического анализа // Сборник материалов научно-теоретической конференции «Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации». - Краснодар, 2002. – С. 52-54.

17. Шипельский, М. Логическое направление семиотических исследований и анализ композиционного материала произведений изобразительного искусства // Сборник материалов научно-теоретической конференции «Культура. Социум. Творчество». - Омск, 2003. – С. 34-37.

18. Шипельский, М. Принцип интертекстуальности в искусстве ХХ столетия // Сборник материалов научно-теоретической конференции «Современная культурология: предмет, методология и методика». – Краснодар, 2003. - С. 151-158.

19. Шипельский, М. Язык и композиция произведений монументальной и станковой живописи: культурсемиотический анализ. Автореферат на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Краснодар, 2004. – 24 с.

20. Шипельский, М. Модернизм в произведениях пейзажной живописи: к постановке вопроса / Семиотика культуры и искусства. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции (г. Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.). - С. 111-114.

21. Шипельский, М. Пластически-плоскостной и объемно-пространственный методы кодирования изображения и некоторые особенности формообразования в современном станковом пейзаже / Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Вып. 3. - С. 134-138.

22. Шипельский, М. Особенности характера современного образования в области изобразительного искусства / Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Часть 1. - Ростов-на Дону, 2008. - С. 335-341.

23. Шипельский, М. Коллаж как одна из форм отражения художественного кода в живописи постмодернизма / Интеграция науки и образования. - Краснодар, 2008. - С. 347-349.

21. Шипельский, М. Современная теория изобразительного искусства. Актуальные аспекты / Современные проблемы художественной культуры и образования. - Владимир, 2009. - С. 334-339.

24. Шипельский, М. Современное образование в области изобразительного искусства / Художественно-педагогическое образование XXI в.: анализ состояния и стратегия повышения качества. - Екатеринбург, 2009. - С. 221-226.

25. Шипельский, М. Общая поэтика как одна из форм исследования художественного текста произведений современного изобразительного искусства / Общество риска и опасности XXI века: прогнозы, сценарии выхода из кризиса. - Воронеж, 2009. - С. 169-174.

26. Шипельский, М. Модернистский пейзаж. Категории формы. К постановке вопроса / Научный журнал «Теория и практика общественного развития». - №3. - Краснодар, 2009. - С. 156-162.

27. Шипельский, М. Пейзаж: от первобытного искусства к XIX столетию / Научный журнал «Теория и практика общественного развития». - №3. - Краснодар, 2009. - С. 88-93.