- Театр как вид искусства меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в обществе художественными средствами. Октябрьская революция способствовала созданию в России специального театра для детей как специфического института социализации и инкультурации юного гражданина. Это позволило впервые увидеть в детях особую общественно значимую часть общества, признать феномен детства.
- Представление о том, что давление государственного политического патронажа мешает свободному, творческому самовыражению деятелей театра, не отвечает реалиям современного детского и молодёжного театра. Необходимо вернуться к системе государственной поддержки детских театров; опираясь на традиции в освоении культурного наследия, создавая непрерывность в истории культуры, необходимо обобщить достигнутый уровень развития в области детского театра и приобщения детей к драматическому искусству, т.е. реализовать преемственность достигнутого уровня развития, что, как правило, инициирует преобразования, способствующие социокультурной динамике.
- Театр для детей и молодёжи как культурный феномен существует в диалектическом единстве специфической самоценности искусства и социально-культурных потребностей общества. Именно поэтому содержательные изменения в детском театре являются своеобразным отражением происходящих социально-экономических процессов в обществе. При этом театр во все времена являлся институтом, формирующим общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, неким механизмом, способствующим решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к обществу, государству, к национальной культуре. Основная задача современного детского театра состоит в развитии свободной творческой личности, самоутверждении ребёнка-подростка-юноши в мире культурных ценностей.
- При доминирующей значимости эстетической функции правомерно выделить как наиболее жизнеспособные функции детского театра аксиологическую, гносеологическую, игровую, коммуникативную, а также функцию творческого освоения мира. Театр своими специфическими средствами способен влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью ребёнка. Спектакль детского театра, обладающий способностью перенести человека в вымышленный мир образов, будучи воплощением духовных, нравственных и художественных ценностей, является специфическим инструментом познания, углубления жизненного опыта, художественного освоения мира. Если цель науки - поиск абсолютной истины, то можно сказать, что истина в искусстве - это поиск абсолютной ценности, т.е. идеала. Смысл деятельности художника, работающего в детском театре, - прорыв к идеалу как абсолютной ценности и к фундаментальным ценностям человеческого бытия.
- Театр для детей и молодежи в эпоху постмодерна синтезирует элементы и ценности традиционной профессиональной культуры, культуры авангарда, молодежной субкультуры и культуры массовой. Театр включает в свою сферу новые «тексты» и языки появившихся молодёжных субкультур и музыкальных направлений, перерабатывая их в соответствии со своей системой языка. В результате обращения к постмодернистской эстетической парадигме, ориентации на функцию ремифологизации действительности, в полной мере используя зрелищную природу театра, возможно получить массовый и плодотворно функционирующий детский театр, системно реализующий ценности культуры в реальном бытии человека и общества.
- Теория «свободного, гармонического развития личности» К.Н. Вентцеля применительно к практике театра для детей и молодёжи позволяет выработать оригинальную теоретическую концепцию функционирования театра как механизма инкультурации, способствующего становлению самостоятельно мыслящей, активной, социально адекватной личности ребёнка и самоидентификации индивида. Используя понятие «инкультурация», определяем направленность и закономерности вхождения человека в мир общей культуры исходя из его внутренних потребностей, мотивов, индивидуальной картины мира. Субъективная окрашенность концептов культуры, к которым относится детский театр, их когнитивная нагруженность, включающая как эмоциональное, так и понятийное и оценочное отношение к миру, дают возможность определить инкультурацию как процесс формирования, прежде всего, личности как неповторимой индивидуальности. Таким образом, мы базируемся на идее К.Вентцеля о примате личности, её активности, интенций к самодостраиванию.
- Художник, синтезируя социально детерминированное рациональное и эмоциональное отношение к реальности, выступает в качестве субъекта инновативно-креативной деятельности. Инноватор, основываясь на творческой интуиции и на социокультурном контексте, создает художественный мир, генерирует никому не известную и никем не представляемую художественную реальность. Специфика диалогичности восприятия (рецепции), существования обратных связей в театральном процессе и сотворчества (как завершающего компонента художественной культуры, выполняющей коммуникативную функцию) способствует расширению сознания реципиента (зрителя), что позволяет выводить на поверхность иррационально-бессознательное; порождать множественность смысловых вариаций креативной игры. Коммуникативной нормой детского театра является двухсторонний диалог субъектно-субъектных отношений - реципиент императивно является полноправным, активным сотворцом театрального действа. Основой активизации зрителя является соединение в театре искусства и игры. Игра как свободная деятельность является наиболее действенным средством подготовки личности подростка к нравственному выбору, которая захватывает играющего целиком и обособляет его от обычной жизни местом и временем сценического действия.
- Сказка, будучи основным жанром в детском театре, является, по сути, элементом массовой культуры, которая в конкретном случае - применительно к детскому театру - обнаруживает специфические возможности стимулирования интереса детей к искусству, дает оптимистический «заряд», столь необходимый в период становления человеческой индивидуальности. Социокультурная функция сказки заключается в том, что она в состоянии сформировать у человека с самого начала чувство со-единства, со-доверия, со-страдания и со-трудничества: она выступает не только как мощная детерминанта в изменении мотивов поведения, но и как социальная сила, которая сплачивает человеческие общности, как некая «зона согласия». При отсутствии в обществе стабильной системы духовных координат театральная сказка ориентирует ребёнка на общепринятые нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром, что имеет, безусловно, позитивное значение: позволяет юному зрителю чувствовать себя защищённым, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности, что очень важно для человека, родившегося в эпоху ускользающих ценностей.
- С учётом специфики детского репертуара и выделения зрителей в отдельные возрастные группы: дети, подростки, юношество, психологические особенности которых традиционно тщательно изучаются педагогической частью театра, определены три составляющие творческого процесса: высокий художественный уровень драматургического произведения, ценностная детерминанта постановки, целевая аудитория. В жанровом смысле опорой репертуара детского и молодёжного театра традиционно являются сказка, современная пьеса и классика. Анализ современного репертуара выявляет следующие негативные тенденции: наименее востребованы русские сказки, которые призваны отражать и формировать национально-этнические представления ребёнка; современные постановки о подростках и юношестве практически отсутствуют; произошла коммерциализация репертуара детского театра, в основном, господствует «шлягерный» подход к искусству театра.
- Обозначенные проблемы, а также современная социокультурная ситуация выдвигают новые требования к подготовке кадров для обеспечения театрально-педагогического процесса в сфере детского театра, как профессионального, так и любительского. Это позволяет поставить обучение студентов театральных вузов, вузов культуры и искусств, иных гуманитарных вузов на качественно новый уровень и способствует наиболее полному, глубокому, гармоничному представлению и пониманию специфики функционирования детских и молодёжных театров.
1.Коханая О.Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность. – М.: МГУКИ, 2004. – ISBN 5 – 85652 – 117–х.–144 с. (9 п.л.)
2.Коханая О.Е. Детский и молодёжный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества. – М.: МГУКИ, 2008. – ISBN 978-5-94778-191-5. - 258 с. (16 п.л.)
Статьи в периодических изданиях перечня ВАК
3.Коханая О.Е. Аксиологическая функция театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №1.- С. 66-69. (0,7 п.л.)
4.Коханая О.Е. Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №2.- С. 255-258. (0,7 п.л.)
5.Коханая О.Е. Специфика функционирования российских театров для детей и молодёжи в постсоветский период // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №3.- С. 37-42. (0,7 п.л.)
6. Коханая О.Е. Роль театральной сказки в моделировании картины мира ребёнка // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 4. - С.223-227. (0,7 п.л.)
7. Коханая О.Е. Специфика функционирования театров для детей и молодёжи в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С.161-170. (0,7 п.л.)
8. Коханая О.Е. Культурные тренды на примере развития детского театра: традиции и новаторство // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - № 5. – С. 268-273. (0,7 п.л.)
9. Коханая О.Е. Становление российского детского театра как института формирования ценностных ориентаций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 271-276. (0,8 п.л.)
10. Коханая О.Е. Первый детский театр советской России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 1. (0,7 п.л.)
11. Коханая О.Е. Культурные тренды в детском театральном искусстве // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №2. (0,7 п.л.)
Статьи и материалы
12. Коханая О.Е. Russian theaters for children and youth functioning features / Специфика функционирования российских театров для детей и молодёжи // The Summary Record Of International Conference “UNIVERSITIES OF CULTURE & ARTS IN THE INTEGRATED WORLD” . – HО CHI MINH, 2008.- P. 349-357. (0,5 п.л.)
13. Коханая О.Е. Использование взглядов К.Н. Вентцеля для понимания специфики детского театра. – М.: Деп.: НИО Информкультура Российской гос. библиотеки, 1993. - 15 с. (0,9 п.л.)
14. Коханая О.Е. Новое «старое» в современной теории воспитания (к 90-летию публикации теории свободного гармонического развития жизни и сознания К.Н. Вентцеля) // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2003.- С.205-212. (0,5 п.л.)
15. Коханая О.Е. Специфика воздействия театрального искусства на молодёжную зрительскую аудиторию//«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №2. – М., 2009. - С.75-83. (0,5 п.л.)
16. Коханая О.Е. Молодёжный театр: пути активизации зрительской аудитории // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство. – М.: МГУКИ, 2008. – С.117-124. (0,5 п.л.)
17. Коханая О.Е. Детский театр как механизм моделирования картины мира ребёнка // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2001. – Вып. Х. – С.111-116. (0,3 п.л.)
18.Коханая О.Е. Герой нашего времени, где ты? // Российская культура как фактор общественного развития / Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой. – М.: МГУКИ, 2007.- С.43-46. (0,3 п.л.)
19.Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 2(4). - М.: МГУКИ, 2004. – С.143-158. (1 п.л.)
20.Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ // Клуб. – 2006. - №4. – С.2-3.(0,4 п.л.)
21.Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап // Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития. Часть 1.- М.: МГУ, 2004. – С.228-230. (0,2 п.л.)
22.Коханая О.Е. Нравственный закон как выражение культуры общества // ХХI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. - М.: МГУКИ, 2001. – С.10-12. (0,2 п.л.)
23.Коханая О.Е. Диалектика взаимосвязей современного театра и молодежной зрительской аудитории // Материалы научно-практической конференции. - М.: МГИК, 1987.- С.116-119. (0,2 п.л.)
24.Коханая О.Е. Традиции детских СМИ и театра// Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. - М.: МГУ, 2009. – С.302-304. (0,2 п.л.)
25.Коханая О.Е. СМИ для детей и молодёжи. - М.: МГУКИ, 2007. - 8 с. (0,5 п.л./0,25 п.л.)(в соавт. с Зарахович И.С.)
26.Коханая О.Е. «В начале славных дел…» //«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №1. – М., 2008. – С. 9-21. (0,8 п.л./0,4 п.л.) (в соавт. с Головиным Ю.А.)
27.Коханая О.Е. Основные тенденции развития современного искусства. - М.: Изд-во фонда Лермонтова, 2002. – 52 с. (3,2 п.л.)
28.Коханая О.Е. Искусство ХХ века: основные тенденции. - М.: МГУКИ, 2003. – 34 с. (2,1 п.л.)
29.Коханая О.Е. Актуальные проблемы современности и журналистика. - М.: МГУКИ, 2006. - 14 с. (0,9 п.л./0,5 п.л.) (в соавт. с Головиным Ю.А.)
30.Коханая О.Е. Проблемы современного искусства. – М.: МГУКИ, 2007. -28 с.(1,8 п.л.)
31.Коханая О.Е. Традиционная культура. - М.: МГУКИ, 2006. - 32 с. (2 п.л./1 п.л.) (в соавт. с Колпаковым Л.В.)