- Преображение человека - христианский идеал, венец духовно-нравственных устремлений православной культуры. При этом понимание преображения в христианстве антиномично. Светоносное и освящающее действие благодати неразделимо с покаянием и смирением преображающегося человека.
- До христианской эпохи русской духовной культуре еще чужда идея духовно-нравственного преображения. Народный круг календарных обрядов несет идею вечного круговращения природы, не знает выхода за ее пределы. Христианский же годовой круг проникнут идеей личного преображения. Его задачей является подготовка человека к переходу в вечность (Царство Небесное), куда он должен войти уже очищенным, освященным. Человек в культуре Древней Руси устремлен к духовному преображению. В древнерусском искусстве: литературе и иконописи дается изображение преображенного человека - святого.
- Начиная с XVI века (теория Москва - третий Рим) в русской культуре начинает изменяться вектор основной духовной интенции: построение идеального православного государства (первая русская утопия), стремление изукрасить землю, превратить ее в подобие рая на земле, преобразить уже не только духовно-нравственную природу человека, но и окружающий мир - явить Царство Небесное видимым образом. В XVII-ом - XIX-ом веках стремление к преображению внешнего мира усиливается. XIX век характеризуется начинающейся борьбой между идеями духовного и внешнего преображения. В культуре рубежа XX-XXI-го веков (например, в русском символизме) духовное преображение мира и человека становится основной художественной задачей, однако, понимаемой уже в духе модернизма: как поиск индивидуального пути (вне соборного единства Церкви) к преображению. Но в широком российском общественном сознании к началу ХХ века христианская идея преображения окончательно трансформируется в стремление к внешнему изменению мира, прежде всего социальному. При этом предполагается, что изменения коснутся и духовной сферы человека.
- В процессе секуляризации русской духовной культуры внутри нее идет поиск собственно человеческих сил для развития. Поочередно такими силами становятся все онтологические составляющие человека: разум, чувства, воля, социальные и биологические начала. В результате к концу XIX века человечество особенно остро осознает свое несовершенство, общее нравственное падение, как результат погружения в стихию плотской чувственности. Чтобы исправить положение, общество (в лице наиболее активных деятелей: философов, поэтов, ученых и политиков) прилагает великие усилия, пытается создать силою своего творчества новые, модернизированные средства преображения: произведения искусства, науку, технику, государственную систему, которые были бы способны осуществить возрождение человека и мира. Но, к сожалению, эти великие порывы эпохи модернизма оборачиваются отчуждением, социальными и техногенными катастрофами, тоталитаризмом.
- После всех разочарований ХХ века (в Европе - с середины ХХ-го века - значительно раньше, чем в России), в эпоху постмодернизма наблюдается отказ от попыток пересоздания мира и человека, ставится под сомнение само существование реальности, которая заменяется множеством знаковых систем, внутри которых человеку и предлагается создать свой собственный гиперреальный (виртуальный) мир. Этот мир не нуждается в преображении, так как он сразу создается таким, каким его хочет видеть человек. В этом мире (опять же, только виртуально) осуществляются все мечты и чаяния человека. Таким образом, идея преображения претерпевает еще одну трансформацию, и ее энергия направляется уже не на изменение внешнего мира, а на создание мира виртуального.
- Идея преображения в ее духовном смысле является универсальной и структурообразующей в русской художественной культуре. В частности, у русских классиков XIX-го - ХХ-го веков (А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, А. А. Блока, И. С. Шмелева, М. А. Булгакова) идея преображения занимает главное место. Конечно, проявляется она у каждого автора по-своему.
- Поэма А. А. Блока «Двенадцать» занимает особое положение в духовной культуре начала ХХ-го века. Это своего рода пророчество на все ХХ-ое столетие, а может быть еще и на XXI-й век. Блок действительно предсказал самые важные события в судьбе России: трагедии невинных жертв репрессий, застойные годы, перестройку, современные и, возможно, еще грядущие экологические проблемы, наступление эпохи отсутствия традиционных ценностей. Итоговый образ финала поэмы - Христос в «белом венчике из роз» (т. е. расцветшем терновом венце) выражает авторскую мысль о том, что чаемое человечеством преображение осуществится. В этом главное пророчество Блока и основная идея его поэмы.
- Идея преображения также является основной идеей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», вокруг которого в настоящее время идут богословские споры. Хронотоп романа, рассмотренный в контексте христианской культурной традиции, ясно показывает, что, по мысли Булгакова, грядет итоговое пасхальное преображение мира. И после явления Христа зло больше не сможет оставаться на земле. Исследование поэтики романа, с указанной точки зрения, также показало, что автор хотел предупредить современников не только о негативных сторонах авторитарной власти и ангажированного искусства, но и об опасности духовного, а вслед за ним и нравственного ослепления человечества, становящегося все менее способным различать истину и ложь в силу утраты традиционных культурных ценностей и религиозных ориентиров.
- В творчестве русских писателей и религиозных философов ХХ-го века, в среде русской эмиграции, идея преображения возрождается в своем традиционном христианском виде. В частности, в прозе И. С. Шмелева она является основной идеей человека. В лице И. С. Шмелева русская литература возвращается к своим истокам - древнерусским христианским традициям, воссоздавая образ преображенного человека.
- Культурологическая реконструкция исторического пути русской духовной культуры в контексте идеи преображения (с использованием православной антропологической модели как основного кода в смене художественных эпох), проведенная в данном исследовании, позволила сделать вывод о том, что внутренней движущей силой процессов развития русской духовной культуры является идея преображения человека и мира. Драматизм же этого процесса в том, что понимание преображения разными деятелями в разные эпохи было и остается различным. Начавшийся в XVI-ом веке и продолжавшийся до рубежа XX-XXI вв. процесс переосмысления и трансформации главной идеи русской духовной культуры - идеи преображения (в плане отказа от признания Божественной благодати преображающей силой, и изменения основной интенции общества от стремления к Небесному Царству - к осуществлению земных утопий) - привел русского человека к утрате духовной целостности и чувства национальной идентичности. Поэтому только возвращение к традиционным, «классическим» (домодернистским) христианским миросозерцанию и жизненной практике, в которых идея преображения занимает главенствующее место, способно духовно возродить современного человека.
1.Макаров Д. В. Преображение человека: от религии к художественной литературе [Текст] : монография / Д. В. Макаров. – Ульяновск : УлГТУ, 2005. – 160 с. – 9,3 п. л.
2.Макаров Д. В. Русская литература конца XIX – первой половины XX века в контексте христианской культурной традиции [Текст] : монография / Д. В. Макаров. – Ульяновск : УИПКПРО – УлГТУ, 2006. – 136 с. – 7,9 п. л.
3.Макаров Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре [Текст] : монография / Д. В. Макаров. – М., Ульяновск : ГАСК : УлГТУ, 2008. – 279 с. – 16 п. л.
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах списка ВАК
4.Макаров Д. В. Процесс смены идейных культурных движений в контексте христианской антропологической модели [Текст] / Д. В. Макаров, С. Н. Макарова // ЛКО. – 2008. – Т. – 10. – Вып. 5–6 (44–45). – С. 300–307.
5.Макаров Д. В. Русская идея как идея единства народов России [Текст] / Д. В. Макаров // Этносоциум и межнациональная культура. – 2008. – № 5 (13). – С. 256–261.
6.Макаров Д. В. Пути русской духовной культуры (к проблеме «Москва – третий Рим») [Текст] / Д. В. Макаров // Личность. Культура. Общество. – 2008. – Т. 10. – Вып. 2 (41). – С. 262–269.
7.Макаров Д. В. В поисках единства (милосердие как средство преображения межнациональных отношений) [Текст] / Д. В. Макаров // Этносоциум и межнациональная культура. – 2008. – №3 (11). – С. 142–153.
8.Макаров Д. В. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне» – идеальный образ России [Текст] / Д. В. Макаров // Литература в школе. – 2008. – № 3. – С. 14–17.
9.Макаров Д. В. Идея преображения человека в русской духовной культуре (от религии к художественной литературе) [Текст] / Д. В. Макаров // Личность. Культура. Общество. – 2007. – Т. 9. – Вып. 4 (39). – С. 233–241.
10.Макаров Д. В. Царство Небесное в трилогии Е. Замятина о революционном Петрограде [Текст] / Д. В. Макаров // Сибирский филологический журнал : научное издание. – 2007. – № 4. – Новосибирск : НГУ, 2007. – С. 85–90.
11.Макаров Д. В. Преображающая сила любви: идеи и художественное воплощение (от В. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского к И. С. Шмелеву) [Текст] / Д. В. Макаров // Вестник МГУКИ. – 2007. – № 1 (январь-февраль). – С. 34–36.
Научные статьи в электронных научных изданиях, зарегистрированных в федеральном государственном унитарном предприятии Научно-технический центр «Информрегистр»
12.Макаров Д. В. Христианская идея преображения в русской культуре [Электронный ресурс] / Д. В. Макаров // Аналитика культурологии. – № 1 (7). – Тамбов, 2007. – Режим доступа: http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=271 – Загл. с экрана. – 0,8 п. л.
13.Макаров Д. В. Образ Христа и идея преображения в поэме А.Блока «Двенадцать» [Электронный ресурс] / Д. В. Макаров // Электронный Вестник ЦППК ФЛ (Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению). Филологический факультет СПбГУ, – СПб., 2006. – № 3.– Режим доступа: http://evcppk.ru/article.php?id=140 – Загл. с экрана. – 0,5 п. л.
14.Макаров Д. В. От Древней Руси до постмодернизма (христианская модель человека в русской духовной культуре) [Электронный ресурс] / Д. В. Макаров // Аналитика культурологии. – № 2 (6). – Тамбов, 2006. – Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/culturology/journal/6/makarov2006-2.htm – Загл. с экрана. – 0,8 п. л.
Научные статьи в других научных изданиях
15.Макаров Д. В. В поисках Преображения: от Древней Руси до постмодернизма (христианская модель человека в русской культуре) [Текст] / Д. В. Макаров // Вестник славянских культур. – М. : ГАСК, 2008. – № 1–2. – С. 37–42.
16.Макаров Д. В. Категория истины в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] / Д. В. Макаров // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт XX – начала XXI веков [Текст] : сб. науч. тр. Выпуск II / сост., отв. редактор проф. А. И. Ванюков. – Саратов : Издательский центр «Наука», 2008. – С. 189–193.
17.Макаров Д. В. Православная антропологическая модель в русской духовной культуре [Текст] / Д. В. Макаров // Национальная идентичность России и демографический кризис : материалы II Всероссийской научной конференции (15 ноября 2007 г.). – М. : Научный эксперт, 2008. – С. 573–582.
18.Макаров Д. В. Образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать» [Текст] / Д. В. Макаров // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин : материалы III Всероссийской научно-практической конференции 28 октября 2008 года / отв. ред. А. Ф. Кошелева, Л. Н. Курошина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – С. 51–62.
19.Макаров Д. В. Изменение картины мира в процессе освоения христианством народного календаря [Текст] / Д. В. Макаров // Россия и мир: история, культура, регионоведение : сборник научных трудов / под ред. С. В. Осипова, Т. В. Петуховой. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – С. 176–181.
20.Макаров Д. В. О необходимости изучения традиционных культур народов России [Текст] / Д. В. Макаров, С. Н. Макарова // «Русская идея» как идея единства народов России : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д. В. Макарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – С. 155–160.
21.Макаров Д. В. Будущее России в предсказаниях русских святых [Текст] / Д. В. Макаров, А. А. Мартюгина // «Русская идея» как идея единства народов России : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Д. В. Макарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – С. 207–213.
22.Макаров Д. В. М. А. Булгаков и постмодернизм (истина и нравственность в романе «Мастер и Маргарита») [Текст] / Д. В. Макаров // Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы II-III Международных научных конференций / отв. редактор и составитель А. Г. Лысов. – Даугавпилс, 2008. – С. 181–194.
23.Макаров Д. В. Строитель духовного ковчега: О книге И. В. Трофимова «Искушение литературой. Н. Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX века» [Текст] / Д. В. Макаров, А. А. Дырдин // Кирилло-Мефодиевские чтения: материалы II-III Международных научных конференций / отв. редактор и составитель А. Г. Лысов. – Даугавпилс, 2008. – С. 7–13.
24.Макаров Д. В. Свет русской души (идеальный мир и человек в романе И. С. Шмелева «Лето Господне») [Текст] / Д. В. Макаров // Русское зарубежье – духовный и культурный феномен : международный сборник научных статей / под общ. ред. Н. М. Щедриной. – Вып. 2. – М. : Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2008. – С. 113–118.
25.Макаров Д. В. Путь в царство небесное (трилогия Е. Замятина о революционном Петрограде) [Текст] / Д. В. Макаров // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня : коллективная монография : кн. XIV / под общ. ред. проф. Л. В. Поляковой. – Тамбов : изд-во Першина Р. В., 2007. – С. 177–183.
26.Макаров Денис. Православная традиция изображения человека в прозе И. С. Шмелева (идея преображения) [Текст] / Д. В. Макаров // Literatūra : научные труды. – Вильнюс : Издательство Вильнюсского университета. – № 49 (2).– 2007. – С. 40–47.
27.Макаров Д. В. Православная антропологическая модель как ключ к истории русской культуры (от Древней Руси до эпохи постмодернизма) [Текст] / Д. В. Макаров // Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее : сб. материалов международной начно-практической конференции «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее», 15–17 сентября 2006 г. в г. Самаре. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2006. – С. 189–196.
28.Макаров Д. В. Библейский контекст рассказа А. П.Чехова «Ионыч»: неудавшееся преображение [Текст] / Д. В. Макаров // Духовный потенциал русской классической литературы : cборник научных статей. – М. : «Русскiй мiр», 2007. – С. 546–552.
29.Макаров Д. В. Преображение годового круга: изменение картины мира в процессе освоения христианством народного календаря [Текст] / Д. В. Макаров // Русская словесность в поисках национальной идеи : междунар. науч. симпозиум (2007; Волгоград) / сост. и общ. ред. А. Н. Долгенко. – Волгоград: изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. – С. 11–15.
30.Макаров Д. В. Истина и нравственность (на материале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») [Текст] / Д. В. Макаров // Этика в науке : сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ. – 2007. – С. 34–41.
31.Макаров Д. В. Эволюция световых образов в прозе И. С. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Духовные начала русской словесности : материалы VI Международной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). – Великий Новгород, 2006. – С. 149–155.
32.Макаров Д. В. Православная антропология – ключ к русской культуре [Текст] / Д. В. Макаров // Вера. – № 1 (9). – Самара, 2007. – С. 33–41.
33.Макаров Д. В. Мотив «памяти смертной» в прозе И. С.Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Творчество И. С. Шмелева в аксиологическом аспекте : XIII Крымские международные Шмелевские чтения : сборник материалов. – Алушта, 2004. – С. 106–111.
34.Макаров Д. В. Милосердие как средство преображения межнациональных отношений [Текст] / Д. В. Макаров // Национальные культуры и их роль в формировании культурного пространства России : материалы Всероссийской научной конференции по культурологи, 22-23 ноября 2006. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2006. – С. 75–80.
35.Макаров Д. В. Преподобные Серафим Саровский и Варнава Гефсиманский в творчестве и судьбе И. С. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Православие в контексте отечественной и мировой литературы : сборник статей / под ред. Г. А. Пучковой ; АГПИ им. А.П. Гайдара, Всемирный Русский Народный Собор, СП России. – Арзамас : АГПИ, 2006. – С. 534–541.
36.Макаров Д. В. Жанр рождественского рассказа в контексте христианства [Текст] / Д. В. Макаров // Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы Международной научно-просветительской конференции.– Даугавпилс (Латвия), 2006. – С. 124–131.
37.Макаров Д. В. Между Небесным Царством и Утопией: пути русской духовной культуры // Материалы международной конференции «Литература XI – XXI вв. Национально-художественное мышление и картина мира. – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – С. 49–60.
38.Макаров Д. В. Изучение русской литературы в контексте христианской культурной традиции [Текст] / Д. В. Макаров // Материалы международной конференции «Литература XI – XXIвв. Национально-художественное мышление и картина мира. – Ульяновск : УлГТУ, 2006. – С. 324–329.
39.Макаров Д. В. Православная традиция изображения человека в прозе И. С. Шмелева (идея Преображения) [Текст] / Д. В. Макаров // Вера. – № 1(8). – Самара, 2005. – С. 16–28.
40.Макаров Д. В. Пророческий смысл поэмы Блока 12 [Текст] / Д. В. Макаров // Русская литература и культура в контексте христианства : материалы IV международной научной конференции. – Ульяновск : УлГТУ, 2005. – С. 124–137.
41.Макаров Д. В. Проблема смысла жизни в русской религиозной философии (С.Франк и Е.Трубецкой) [Текст] / Д. В. Макаров // Русская литература и культура в контексте христианства : материалы IV международной научной конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – С. 98–107.
42.Макаров Д. В. «Маленький человек» в повестях А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и И. С. Шмелёва «Человек из ресторана» (христианский контекст) [Текст] / Д. В. Макаров, С. Н. Макарова // Шмелевские чтения : сборник научных трудов. – Симферополь : Таврия-Плюс, 2004. – С. 107–113.
43.Макаров Д. В. Духовная литература в программе «В мире литературы» [Текст] / Д. В. Макаров // Духовная литература и святочные рассказы : книга для учителя : сборник статей / под ред. В. Е. Кайгородовой ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 28–47.
44.Макаров Д. В. Воспитание гуманизма и христианский контекст изучения художественного произведения [Текст] / Д. В. Макаров // Современная русская литература : проблемы изучения и преподавания : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2-4 марта 2005 г., Пермь : в 2 частях. Часть II / отв. ред. В. Е. Кайгородова ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – С. 77–84.
45.Макаров Д. В. Идея Преображения в прозе И. С. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Россия: культура, история, социум : сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – С. 14–21.
46.Макаров Д. В. Образ монастыря в художественном мире И. С. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Вопросы филологии и книжного дела : межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Дырдина. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. – С. 37–46.
47.Макаров Д. В. Тема «маленького человека» в повести И. С. Шмелева «Человек из ресторана» [Текст] / Д. В. Макаров // Россия: История. Политика. Культура. – Ульяновск : УлГТУ, 2003. – С. 70–75.
48.Макаров Д. В. Радостность как одна из основ мировосприятия героев И. С. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Вопросы филологии : сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 2002. – С. 36–43.
49.Макаров Д. В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.00.01. – Русская литература [Текст] / Д. В. Макаров.– Ульяновск, 2001. – 22 c.
50.Макаров Д. В. Тема «маленького человека»: от А.С. Пушкина к И.С. Шмелеву [Текст] / Д. В. Макаров // Традиция в истории культуры. – Ульяновск : УлГУ, 1999. – С. 29–33.
51.Макаров Д. В. Жизнь и смерть в восприятии автобиографического героя («Богомолье» и «Лето Господне») И. Шмелева [Текст] / Д. В. Макаров // Вопросы филологии : сборник научных трудов. – Ульяновск : УлГТУ, 1998. – С. 23–30.
Научные статьи в других электронных научных изданиях
52.Макаров Д. В. В поисках единства (милосердие как средство преображения межнациональных отношений) [Электронный ресурс] / Д. В. Макаров // Электронный журнал «Научный эксперт». Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. – М., 2006. – №1. – Режим доступа: http://www.rusrand.ru/public/public_41.html – Загл. с экрана. – 0,5 п. л.
53.Макаров Д. В. Путь в Царство Небесное (трилогия Е. Замятина о революционном Петрограде) [Электронный ресурс] / Д. В. Макаров // Материалы Международного научного Интернет-семинара «Теория синтетизма Е.И.Замятина…». – Тамбов, ноябрь 2006. – Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/zamyatin/ – Загл. с экрана. – 0,4 п. л.
Учебно-методические работы
54.Макаров Д. В. Русская литература в контексте православия [Текст] / Д. В. Макаров, В. И. Мельник, Т. В. Мельник : учебное пособие. – М. : МИИТ, 2003. – 74 с. – 4, 75 п. л.
55.Макаров Д. В. Методические указания по истории отечественной литературы (фольклор и древнерусская литература) [Текст] / Д. В. Макаров. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 16 с. – 1,17 п. л.
56.Макаров Д. В. Обрядовая поэзия. Зимние календарные обряды [Текст] / Д. В. Макаров : методическое пособие по истории русской литературы (фольклор)– Ульяновск : УлГТУ, 1999. – 16 с. – 1,17 п. л.