- Русская публичная речевая культура в позиционирована в измерениях культурологии. Публичная речевая культура является сложной системой. Она имеет свои подсистемы, сопряженные с видами искусства, в которых выделяются деятельностный, гносеологический и другие аспекты;
- Концепция публичной речевой культуры сформирована в опоре на принадлежности публичной речевой культуры к культурному континууму, наделяет ее статусом сложной системы, выраженной в ее обусловленности культурными процессами общества, репрезентирующей ее черты внешней и внутренней опосредованности, фиксирующей ее функционирование по законам цикличности;
- Структуру русской публичной речевой культуры формируют два основных ее подвида: речевая культура оратора и речевая культура художественного эксперимента. Кроме того, опора на критерий принадлежности к виду искусства позволила конкретизировать состав других элементов структуры. В качестве составляющих элементов основных подвидов выявлены такие компоненты как: речевая культура оратора, речевая культура актера, речевая культура чтеца, речевая культура автора-исполнителя. Благодаря этому структура публичной речевой культуры выявлена более детально;
- Типология русской публичной речевой культуры выявлена в опоре на критерий принадлежности к условиям коммуникации. Модификации публичной речевой культуры группировались по принципу принадлежности к художественно-эстетическому направлению. В реализации процедуры типологизации значительную роль сыграла также опора на концепцию парадигм Т. Куна. Она позволила определить две системы стандартов в речевой культуре и распределить весь имеющийся эмпирический материал на два основных класса явлений: 1) относящихся к парадигме красноречия и 2) относящихся к парадигме драматизма;
- Публичная речевая культура проявляется через мощное влияние на ее развитие эстетики, этики, философии, литературы и т.д. Речевая культура может быть типологизирована по разным основаниям. Типологизация речевой культуры по видовому основанию выражает ее внешнюю опосредованность. Каждый вид речевой культуры несет в себе определенные черты внешней опосредованности. Внутренняя опосредованность проявляется через: тезаурус конкретного вида деятельности; целеустановку, выражающую культурные и социальные потребности; технологический компонент; эмоционально-волевой компонент, выраженый в интонировании. Доминирования того или иного компонента позволяет классифицировать речевую культуру, определить ее принадлежность к тому или иному виду. Явления речевой культуры имеют высокую степень опосредованности. Степень опосредованности публичной речевой культуры складывается на основании трех звеньев внешней опосредованности (тип культуры общества - речевая культура общества - театральная культура) и трех звеньев внутренней опосредованности (концепцию автора литературного (драматургического) первоисточника - концепцию режиссера - речевую культуру личности исполнителя);
- Технологии русской публичной речевой культуры имеют конкретную научно-методическую основу. Используемые в обучении публичной речевой культуре методы и приемы опираются на прямой, косвенный и комплексный способы воздействия. Возникновение каждой технологии обусловлено определенным культурно-историческим периодом.
2. Прокопова, Н. Л. Ценностный аспект стратификации сценической речевой культуры. [Текст] /Н. Л. Прокопова// Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал № 310 (май 2008) / Редкол.: Г. В. Майер (гл. ред.) и др. Томск: Томский государственный университет, 2008. – С. 41-49.
3. Прокопова, Н. Л. Явление деконструкции в сценической речевой культуре. [Текст] /Н. Л. Прокопова// Вопросы культурологии. – 2008. – № 7. – С.58-59.
4. Прокопова, Н. Л. Трансформация сценической речевой культуры в новейшее время [Текст] /Н. Л. Прокопова//Обсерватория культуры. М.: Информкультура. – 2008.– №3. Раздел 3. В пространстве искусства и культурной жизни. - С.63-67.
5. Прокопова, Н. Л. Сценическая речевая культура как часть интегрированной системы культуры [Текст] /Н. Л. Прокопова// Вестник ЧелГУ – 2008. – №28 (129) – Направление Философия. Социология. Культурология. Вып. 8. – С. 76-81.
6. Прокопова, Н. Л. Структурная дислокация сценической речевой культуры в культуре общества. [Текст] /Н. Л. Прокопова//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 3(24) – С. 34-37.
7. Прокопова, Н. Л. Идеациональные ценности сценической речевой культуры новейшего времени. [Текст] /Н. Л. Прокопова//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 1 (22). – С.209-212.
8. Прокопова Н. Л. Парадигмы сценической речевой культуры XX столетия [Текст]: монография / Н. Л. Прокопова. – Кемерово; М.: Издательское объединение «Российские университеты»: Кузбассвузиздат – АСТШ, 2008. – 263 с.
9. Прокопова, Н. Л. На пути к голосоречевой выразительности. От самораскрытия к гротеску [Текст] Учеб. пособие / Н. Л. Прокопова – Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2002. – 106 с.
10. Прокопова, Н. Л. Комплексный метод обучения сценической речи [Текст] / Н. Л. Прокопова //Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: регионально-национальные аспекты: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-сибирская государственная академия культуры и искусств, 1999. – С.96-99.
11. Прокопова, Н. Л. Предпосылки к возникновению современных технологий совершенствования сценической речи [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Культура как предмет комплексного исследования: Сборник трудов молодых ученых. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2000. – Вып.2. – С.140-145.
12. Прокопова, Н. Л. Становление современных технологий голосоречевого обучения актера [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт (Сценическая педагогика): Сборник научных трудов Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2002.– Вып.1.–. С.79-95.
13. Прокопова, Н. Л. Воспитание театральности актерского голоса [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Театр и современность: Материалы второго межрегионального симпозиума. Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2002. – С.95-99.
14. Прокопова, Н. Л. Голосоречевой образ спектакля: методические приемы подготовки актера [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Театр в зеркале конфликта: Вып.2. – Сборник научных трудов. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 2003. – С.57-83.
15. Прокопова, Н. Л. Отношение к художественному тексту как фактор, определяющий принципы его анализа и особенности сценической версии [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Сб. материалов конф. /Под ред. В. И. Жуковского; Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003. – С.64-68.
16. Прокопова, Н. Л. Теоретические основы воспитания логико-интонационной выразительности. [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Наука и художественное образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию КГАМиТ (14-16 ноября 2003 г.) /отв. ред. Л. В. Гаврилова, О. Ю. Колпецкая. Красноярск, 2003. - С. 381-387.
17. Прокопова, Н. Л. Сценическая речевая интонация как объект культурологического исследования» [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: Сб. науч.ст./Под ред. В. И. Жуковского; Красноярск: Красноярский государственный университет, – 2004. – С.106-109.
18. Прокопова, Н. Л. Возникновение метафизических тенденций в спектакле как факт развития диалога Церкви и театра. [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Религиозность в России: социально-гуманитарные аспекты исследования: Сб. ст. по материалам всерос.науч. конф. (г. Кемерово, 24-25 нояб. 2003 г.) / Администр. Кемеров. И Новокузн. епархия РПЦ; КемГУКИ. – Кемерово: ООО «Фирма «Полиграф»», 2004. – С.313-320.
19. Прокопова, Н. Л. Логика сценической речи: концептуальные основы обучения актера. [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Театральное пространство Сибири. Вып.3.- Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2004. – С. 193-218.
20. Прокопова, Н. Л. Интонационная парадигма как образ времени. [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Ученые записки НИИ прикладной культурологии / Редкол.: П. И. Балабанов (гл. ред.) и др. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – С.136-143.
21. Прокопова, Н. Л. Сценическая речь в контексте постмодернизма. [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Язык и речь современного искусства. Вып.5. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. – С.26-50.
22. Прокопова, Н. Л. Декламационная культура как отражение классической эстетики. [Текст]/ Н.Л.Прокопова// Ученые записки НИИ прикладной культурологии / Редкол.: П. И. Балабанов (гл. ред.) и др. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. – Т.2.- С.291-307.
23. Прокопова Н. Л., Галендеев В. Н. О содержании предмета «Сценическая речь» [Текст]/ Н. Л. Прокопова // Теория и практика сценической речи. Коллективная монография. Вып.2./Отв. Ред. В. Н. Галендеев. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2007.– С.103-108.
24. Прокопова, Н. Л. Процесс коммерциализации театра: особенности проявления в театральном пространстве Кузбасса [Текст]/ Н. Л. Прокопова// Ученые записки НИИ прикладной культурологи. Редкол.: П. И. Балабанов (гл. ред.) и др. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2007. – Т.1 (3). – С.209-224.
25. Прокопова, Н. Л. Театроведение и культурология: объективные основания для компромисса. [Текст]/Н. Л. Прокопова//Культурология, культура и искусство в современном российском социуме: сборник научных стаей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кемерово, 16-17 февраля 2007 г.). – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2008. – Ч. 2. – С.339-349.
26. Прокопова, Н. Л. Расслоение искусства сценического слова как фактор формирования новой парадигмы речевой культуры [Текст]/Н. Л. Прокопова //Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Слово в системе искусств. Вып.6. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2008. – С.7-23.