Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО КНИГОИЗДАНИЯ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-Х – НАЧАЛО 1990-Х ГГ.)»
Специальность: 05.25.03
Год: 2009
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Особенностью системы учебного книгоиздания для высшей школы является то, что она представляет собой сложную подсистему систем более высокого порядка отечественного книгоиздания и образования, которая обеспечивает учебно-методическую и информационную поддержку подготовки специалистов.  Развитие издательской системы страны в целом и системы учебного книгоиздания указывает на то, что на разных этапах своего существования учебное книгоиздание для высшей школы имело общие закономерности социального и экономического развития общества, логику развития и принципы государственного регулирования с системой образования и системой книгоиздания в целом. При  этом учебное книгоиздание  реализовало специфические задачи высшего образования, науки и повышения научного потенциала высшей школы, создавая различные организационные структурные «институты» планирования, рецензирования, «грифования» выпускаемой литературы. Изучение процесса развития образования с точки зрения существующего понимания циклического развития общества свидетельствует, что учебная книга всегда была объектом государственного регулирования, при этом сам процесс регулирования издания учебной литературы также имеет циклический характер  с периодами подъемов и спадов, периодами усиления и ослабления контроля со стороны государства, с постоянным стремлением к повышению качества издаваемой учебной литературы. В основе усиления или ослабления контроля издательской деятельности лежит также и идеологическая направленность во внешней и внутренней политике государства. Вместе с тем, качество учебной литературы в некоторой степени развивалось также и независимо от книгоиздания в целом и отражало уровень развития образования, науки и повышения научного потенциала высшей школы, в рамках некоторой «доступной» автономности высшей школы.      
  2. Период с середины 1950-х до начала 1990-х гг. является этапом развития сложившейся централизованной системы учебного книгоиздания для вузов со сложной иерархической структурой, состоящей из трех уровней: союзный (центральный); республиканский; ведомственный (издательства университетов и издающие вузы, подчиненные Минвузам СССР и РСФСР). Последний уровень делился еще на четыре, учитывающих различные аспекты подготовки специалистов в высших учебных заведениях, каждый из которых имел собственную систему планирования, учета и контроля выпуска учебных изданий. Эта система имела открытый и развивающийся характер за счет непрерывного совершенствования и включения новых организационных компонентов, направленных на повышение качества издаваемой литературы.
  3. В развитии системы учебного книгоиздания выделяется три этапа, каждый из которых характеризуется собственным содержанием и исторической значимостью. В основе периодизации лежит содержательный анализ организационных мер, вызывавших существенные изменения в системе. 1 этап. Середина 1950-х - начало 1970-х гг. Создание централизованной системы учебного книгоиздания для высшей школы на базе уже существующей жесткой системы книгоиздания в стране, увеличение доли бюрократических начал и формальной отчетности в образовательной сфере. 2 этап. Середина 1970-х - начало 1980-х гг. Вовлечение научной общественности в организацию учебного книгоиздания, расширение издательской базы и возможностей участников учебного книгоиздания, стремление найти пути финансовой самостоятельности учебного книгоиздания. 3 этап. Середина 1980-х - начало 1990-х гг. Совершенствование и расширение ранее созданной организации системы регулирования книгоиздания в вузах. Создание системы управления качеством издательской деятельности высших учебных заведений.
  4. Основными средствами государственного регулирования системы учебного книгоиздания для высшей школы явились: - создание системы повышения качества учебной литературы для высшей школы;- разработка теоретических основ учебной книги и ее типология; - правовое, организационно-методическое, нормативное обеспечение издательской деятельности в сфере учебного книгоиздания для высшей школы; - централизованное финансирование и материально-техническое снабжение издательской деятельности; - координация тематического планирования выпуска учебной литературы; - организация учета, контроля и  анализа статистической отчетности издательской деятельности.
  5. Анализ развития учебного книгоиздания показал, что система государственного регулирования оказывала на него как отрицательное, так и положительное влияние. К отрицательным факторам влияния можно отнести: - существенные бюрократические ограничения инициативы авторов учебной литературы и издательских коллективов; - ограничение возможности дальнейшего развития учебного книгоиздания в соответствии с потребностями развития высшей школы; - значительное увеличение многочисленных согласований по различным позициям (названия, объемы, тиражи и т.п.) и отчетности. Создание системы многоэтапного планирования и рецензирования; - тенденцию системы к усложнению организационной структуры в целях снижения субъективной составляющей и, в результате, к созданию бюрократического механизма, не отвечающего поставленным перед ним задачам. К положительным факторам влияния можно отнести: - относительную экономическую стабильность издательского процесса и  рентабельность книгоиздания; - доступные цены для больших социальных групп читателей, в частности, для учащихся высших учебных заведений; - создание единой информационной базы учебного книгоиздания; - создание предпосылок к преобразованию системы книгоиздания и получению издающими организациями самостоятельности производственно-хозяйственной деятельности.
  6. В рассматриваемый период началась разработка теоретических основ повышения качества издания учебной литературы для высшей школы, теоретико-методологической и нормативной базы издания учебных изданий. На основе проведенной систематизации изданий по целевому назначению, анализа массива учебных изданий для высшей школы и выявления их видо-типологических характеристик формировался пакет нормативно-методической документации, способствующей дальнейшему совершенствованию редакционно-издательской деятельности и повышению качества учебной литературы.
  7. К концу 1980-х г. была сформирована система управления качеством издательской деятельности вузов, которая охватывала практически все стороны деятельности участников учебного книгоиздания. Создано единое информационное пространство вузовского книгоиздания на базе электронно-вычислительной техники, выразившееся в формировании Сводного тематического плана изданий на каждый год по всем вузам.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Афанасьев А.Д. Формирование централизованной системы вузовского книгоиздания // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – М., МГУП., 2006. – № 1. – С. 110–114. (0,25 а. л.).

2.Афанасьев А.Д. Влияние научной общественности на качество содержания и исполнения учебной книги для высшей школы в 1979–1980 годы // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела: 2008. – № 4. – С. 93–102. (0,37 а. л.).

3.Афанасьев А.Д. Проблема участия государственно-общественных структур в управлении качеством учебной книги (1960–1980 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История, политические науки». – 2009. – Вып. 1. – С. 131 –138. (0,5 а. л.).

4.Афанасьев А.Д. Развитие учебного книгоиздания в системе просвещения и профессионального образования России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История, политические науки». – 2009. – Вып. 2.– С. 67–82. (0,31 а. л.).

5.Афанасьев А.Д. Из истории формирования системы издания учебной литературы для высшей школы центральными издательствами (1960–1980 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История, политические науки». – 2008. – Вып. 4. – C. 57–66. (0,56 а. л.).

6.Афанасьев А.Д. Предпосылки создания централизованной системы управления учебным книгоизданием для высшей школы в советский период // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2009. – Вып. 8. – С. 20–26. (0,43 а. л.).

7.Афанасьев А.Д. Стратегия управления выпуском вузовской учебной книги в 1960–1980 гг. // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Серия «Экономика». – 2009. – Вып. 3. – С. 33-41. (0,5 а. л.).

8.Афанасьев А.Д. Формирование системы выпуска ведомственного-вузовского книгоиздания в 1960–1980-х годах // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2009. – № 5. – С. 73–82. (0,5 а. л.).

Монографии:

9.Афанасьев А.Д Развитие системы вузовского учебного книгоиздания в 1960–1980 гг.– М: Изд-во МГОУ, 2006. – 152 с. (10,3 а. л.).

10.Афанасьев А.Д. Развитие видов учебных изданий для высшей школы (1960–1980 гг.). – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 110 с. (6,51 а. л.).

11.Афанасьев А.Д., Шеметова Е.П. Формирование системы управления учебным книгоизданием для высшей школы в 1960–1980-х годах. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 159 с. (11,1 а. л.).

Статьи в сборниках и журналах, материалы конференций, другие публикации:

12.Афанасьев А.Д. Учет и контроль издательской деятельности Минвуза РСФСР // Опыт разработки АРМ служащего: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Московский историко-архивный ин-т, 1985. – С. 75–87. (0,75 а. л.).

13.Афанасьев А.Д. Об экономической эффективности автоматизированной системы управления учебно-методическим обеспечением Минвуза РСФСР // Применение в научных исследованиях и управлении. Инструментальные средства АСУ: Межвузовский сборник научных трудов. – М., ВЗМИ, 1986. – С. 158–164. (0,4 а. л.).

14.Афанасьев А.Д. Проблемы издательской деятельности Минвуза РСФСР // Издательское дело: Экспресс-информация. – М., 1987. – С. 3–7. (0,25 а. л.).

15.Афанасьев А.Д. Дела и заботы вузовских издателей // Вестник высшей школы. – М., 1987. – Вып. 9. – С. 93–95. (0,2 а. л.).

16.Афанасьев А.Д., Михеев Г.Д. Методические указания для головных советов по отраслям науки и техники по формированию проектов годовых планов подготовки и издания учебной литературы. – М., 1895. – 11с. (0,7 а. л.).

17.Афанасьев А.Д. Методические указания о порядке планирования и подготовке к изданию учебно-методической документации, издаваемой в высших учебных заведениях. – М., 1985. – 7 с. (0,44 а. л.).

18.Афанасьев А.Д. Временная инструкция о структуре, содержании, порядке планирования и подготовке к изданию Учебно-методической и служебной документации, издаваемой в высших учебных заведениях. – М., 1987. – 12 с. (0,75 а. л.).

19.Афанасьев А.Д., Панфилова С.Н. Памятка члену Редакционно-издательского совета Минвуза РСФСР. – М., 1987. – 6 с. (0,38 а. л.).

20.Афанасьев А.Д., Панфилова С.Н. Издание учебной, научной и методической литературы в институте: Методические указания. – М., МТИПП, 1986. – 49 с. (3,06 а. л.).

21.Афанасьев А.Д., Латышева Т.Х. Методические рекомендации для жюри региональных, Республиканских межведомственных выставок ведомственной литературы по определению качества содержания и исполнения изданий. – М., 1986. – 10 с. (0,62 а. л.).

22.Афанасьев А.Д. Отечественное учебное книгоиздание 1960–1980 гг. и современная учебная литература (к постановке проблемы) // Книга и мировая цивилизация: Материалы II Международной научной конференции по проблемам книговедения (апрель 2004). – М.: Наука, 2004. – С. 140–143. (0,3 а. л.).

23.Афанасьев А.Д. Вузовское книгоиздание в 1960 –1980 гг. и направления его развития в современных условиях // Предпринимательство и управление качеством малого и среднего бизнеса в книжном деле: Материалы Международной научно-практической конференции. – Кипр, Протарас, 2005. – С.11–12. (0,13 а. л.).

24.Афанасьев А.Д. Влияние научной общественности на качество содержания и исполнения учебной университетской книги в период 1960–1980 годы // Проблемы управления национальной экономикой: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (апрель 2006). – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С.14–18. (0,31 а. л.).

25.Афанасьев А.Д. Создание системы управления качеством подготовки учебной литературы // Проблемы управления национальной экономикой: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (апрель 2006). – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 52–67. (1,0 а. л.).

26.Афанасьев А.Д. Система вузовского (ведомственного) книгоиздания в 1960–1980 гг.// Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности: Материалы Международной научной конференции к 250-летию вузовского книгоиздания в России (сентябрь 2006). – М.: Наука, 2006. – С. 19–22. (0,25 а. л.).

27.Афанасьев А.Д. Издание результатов научных исследований высшими учебными заведениями СССР в 1960–1980 годах // Научная книга на постсоветском пространстве: Материалы II Международной научной конференции (сентябрь 2007). – М.: Наука, 2007. – Ч. 1. – С. 56–63. (0,5 а. л.).

28.Афанасьев А.Д. Учебно-методический комплекс в обеспечении организационных форм учебного процесса // Проблемы преподавания экономических дисциплин в высшей школе: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – С. 14–18. (0,25 а. л.).

29.Афанасьев А.Д. Рабочая программа по курсу «Технология полиграфического производства. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – 10 с. (0,62 а. л.).

30.Афанасьев А.Д. Методические указания по курсу «Технология полиграфического производства». – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – 16 с. (1,0 а. л.).

31.Афанасьев А.Д. Технология издательско-полиграфического производства: Методические указания по курсовому проектированию. – М.: Изд-во МГОУ, 2003. – 26 с. (1,63 а. л.).

32.Дипломное проектирование по специализации 080507. 65-76 – Менеджмент в издательско-полиграфическом производстве: Методические указания. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 36 с. (2, 25 а. л.).

33.Афанасьев А.Д., Гайдуков О.В. Расходные материалы для офсетной печати: Справочное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 130 с. (8,1 а. л.).

34.Афанасьев А.Д. Изучение обеспеченности учебного процесса учебно-методической литературой: Методические указания. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 11 с. (0,7 а. л.).

35.Афанасьев А.Д. Становление университетской учебной книги как вида издания на стыке учебной и научной мысли: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 42 с. (2,6 а. л.).

36.Афанасьев А.Д. Положение о порядке издания учебной и учебно-методической литературы в Московском государственном открытом университете. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 17 с. (1,1 а. л.).

37.Афанасьев А.Д. Издание научной, справочной, учебной и учебно-методической литературы в Издательстве высшего учебного заведения: Справочное пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. – 26 с. (1,6 а. л.).

38.Афанасьев А.Д. Положение об авторском вознаграждении за создание и подготовку научных, учебных и учебно-методических материалов в Московском государственном открытом университете. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 3 с. (0,2 а. л.).

39.Афанасьев А.Д. Учебно-методические комплексы в системе технологий обеспечения учебного процесса // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности: Материалы Международной научной конференции (декабрь 2008). – М.: Наука, 2008. – С. 54–58. (0,25 а. л.).