- Стратегия развития народного хозяйства СССР в годы довоенных пятилеток опиралась на опыт Первой мировой войны и определялась теоретическими положениями марксистско-ленинской теории о мировой революции, об определяющей роли экономики, народных масс, науки и техники в войне и военном деле, в защите Отечества. Исходя из этого, ценой огромных лишений народа в годы первых пятилеток создавался военно-экономический потенциал СССР. С решением экономических задач была тесно связана карательная политика государства, а органы государственной безопасности использовались в качестве инструмента этой политики. Нацеленность органов государственной безопасности вовнутрь привела к тому, что в сознании сотрудников оперативная обстановка деформировалась, представление о реальном противнике искажалось. Борьба с так называемыми антисоветскими проявлениями дезориентировала сотрудников, отвлекала их внимание от решения разведывательных и контрразведывательных задач. Обеспечение безопасности государства фактически обернулось подрывом безопасности общества. Система безопасности СССР оказалась неэффективной, накануне Великой Отечественной войны обороноспособность страны не была обеспечена на должном уровне.
- Реализуя планы завоевания мирового господства и установления так называемого «нового мирового порядка», военно-политическое руководство нацистской Германии стремилось достичь необходимого экономического и военного могущества за счёт оккупации территорий СССР, захвата и использования его природных богатств и трудовых ресурсов. Главная экономическая цель нападения Германии на СССР состояла в превращении нашей Родины в аграрно-сырьевой придаток, в колонию «третьего рейха». С достижением этой цели были связаны разведывательные и подрывные устремления германских спецслужб к экономике СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. В июле 1940 г. германские спецслужбы активно подключились к подготовке и реализации плана агрессии против СССР, известного под названием «Барбаросса». Вследствие ставки на «молниеносную» победу их разведывательные устремления и устремления по непосредственному подрыву экономики СССР были полностью подчинены интересам армейских подразделений вермахта и, в основном, ограничивались театром боевых действий на Восточном фронте.
- В оценке военного и экономического потенциала СССР противник допустил существенные просчёты. Уже в июле-августе 1941 г. верховное командование вооружённых сил Германии подошло к осознанию краха планов так называемой «молниеносной войны». Признаки затяжной войны заставили противника скорректировать деятельность своих спецслужб, которые на тот момент не были готовы к полномасштабной разведывательной и подрывной работе в глубоком тылу СССР. Первоочередные устремления абвера в сфере военной экономики СССР переместились на промышленные объекты Поволжья, Урала и Сибири. Однако ни разведывательные, ни диверсионные, ни иные подрывные устремления противник через своих агентов в полной мере реализовать не смог: надёжных агентурных позиций в промышленных регионах СССР германской разведке создать так и не удалось.
- С первых дней Великой Отечественной войны деятельность территориальных органов государственной безопасности была направлена на срыв экономических планов Германии по захвату объектов экономики СССР и использованию советского экономического потенциала в своих целях. Органы госбезопасности приняли участие в перебазировании производительных сил из прифронтовых областей в восточные регионы страны, одновременно выполняя задачи по организации и реализации спецмероприятий по уничтожению, выводу из строя или приведению в негодность неэвакуированных объектов экономики, инфраструктуры, материальных ценностей - всего, что могло быть использовано врагом в свою пользу. Обеспечивая эвакуацию и подготовку спецмероприятий, территориальные органы госбезопасности контролировали ход работ, выявляли недостатки и способствовали их устранению, подавляли саботаж, а иногда и открытое сопротивление проведению эвакуационных работ и спецмероприятий. Эвакуация производительных сил и спецмероприятия значительно ограничили возможности экономической эксплуатации захватчиками оккупированных территорий СССР.
- В 1941 г. Красная Армия понесла значительные потери и была вынуждена оставить обширные густонаселенные индустриально развитые территории. Непредвиденные потери поставили государство на грань военной и политической катастрофы, вызвали глубокий кризис военной экономики. Лишь преодолев его, можно было восстановить экономический потенциал, способный обеспечить нужды фронта. Борьба с кризисом военной экономики СССР, мобилизация в этих целях всех резервов тыла осуществлялись жёсткими методами государственного принуждения с применением репрессивных мер. Это предусматривало активное использование органов прокуратуры, военных трибуналов, народных судов, милиции и органов государственной безопасности, составлявших в совокупности мощный механизм государственного принуждения. Роль и место в нём органов государственной безопасности были определены в соответствии с карательной политикой руководства СССР.
- Советская система государственного управления того времени предполагала активное использование территориальных органов государственной безопасности в решении задач экономического характера. В условиях военно-экономического кризиса органы государственной безопасности оказались практически единственной реальной силой на местах, которая осуществляла государственное принуждение и репрессивными методами компенсировала недостатки в работе партийно-государственного аппарата в сфере экономики. Эффективным исполнением контрольно-инспекционных и хозяйственно-организаторских функций органы госбезопасности способствовали преодолению кризиса военной экономики, восстановлению и укреплению военно-экономического потенциала СССР до необходимого уровня, обеспечившего победу над нацистской Германией.
- Обеспечение безопасности военно-экономического потенциала СССР осуществлялось территориальными органами госбезопасности в форме борьбы с контрреволюционными преступлениями, главным образом с саботажем, вредительством, диверсиями, антисоветской агитацией и пропагандой. В постановке задач органам госбезопасности большую роль играли партийные руководители в лице членов бюро обкомов ВКП (б), которые на своих заседаниях квалифицировали невыполнение производственных заданий в срок как государственное преступление и передавали «виновных» в правоприменительные органы по сути дела лишь для того, чтобы там оформили уголовное наказание. Таким образом, борьба с контрреволюционными преступлениями являлась формой привлечения правоприменительных органов к реализации мер по превращению страны в единый военный лагерь, по повышению качества исполнения служебных обязанностей не только должностными лицами, но и всеми тружениками тыла, по наращиванию интенсивности и производительности труда в целях максимального увеличения количества выпускаемой продукции для обеспечения потребностей Красной Армии и страны в целом.
- Во многих случаях нарушения законности, имевшие место в деятельности территориальных органов государственной безопасности, наносили ущерб обороноспособности страны. В этом проявилось их внутреннее противоречие: с одной стороны, патриотические начала в стремлении нанести максимальный урон противнику и преступным элементам внутри страны, приблизить победу над захватчиками, а с другой - в силу роли и места органов госбезопасности в политической системе общества - вовлеченность в необоснованные репрессии, обусловленная преемственностью карательной политики 30-х гг. XX в. Именно по этой причине подавляющее большинство уголовных дел, возбуждённых в военное время по статьям о контрреволюционных преступлениях, позднее было пересмотрено с последующей реабилитацией осуждённых.
1.Роль органов государственной безопасности в преодолении военно-промышленного кризиса первых лет Великой Отечественной войны. – М.: Академия ФСБ, 1995. – 6 п. л.
2.Деятельность территориальных органов госбезопасности СССР в сфере военной экономики. 1941–1945 гг. – Бишкек: КРСУ, 2008. – 23,4 п. л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
3.Борьба с контрреволюционным саботажем в сфере военной экономики СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2006. –Т. 6. – № 10. – 0,5 п. л.
4.Контрольно-инспекционные и хозяйственно-организаторские функции органов госбезопасности в сфере военной экономики СССР (1941–1945 гг.) // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2007. – Т. 7. – № 4. – 0,6 п. л.
5.Устремления спецслужб нацистской Германии к военно-экономическому потенциалу СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны // Вестник контрразведки. – № 12 (201). – 2008. – 0,8 п. л.
6.Политическое доверие населения к власти (по материалам периода Великой Отечественной войны) // Власть. – 2009. – № 1. – 0,5 п. л.
7.«Противодиверсионная защита» от халатности и бесхозяйственности: НКВД на советских предприятиях в годы Великой Отечественной войны // Вестник РУДН. Серия «История России». – 2009. – № 2. – 0,5 п. л.
8.Эвакуация производительных сил СССР в начале Великой Отечественной войны и органы госбезопасности // Власть. – 2009. – № 3. – 0,5 п. л.
9.Тактика «выжженной земли» начального периода Великой Отечественной войны // Власть. – 2009. – № 5. – 0,5 п. л.
10. Безопасность личности, общества и государства при тоталитарном режиме: опыт СССР 30–40-х гг. ХХ в. // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2009. – Т. 9. – № 5. – 0,5 п. л.
Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций
11. Деятельность территориальных органов НКГБ-НКВД СССР в первые годы Великой Отечественной войны (июнь 1941–апрель 1943 г.) // Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и вклад в нее органов и войск государственной безопасности: Материалы юбилейной научно-теоретической конференции, посвященной 45-летию Победы советского народа над фашистской Германией. – М.: ВШ МБ РФ, 1992. – 0,7 п. л.
12.Роль органов госбезопасности в преодолении военно-экономического кризиса первых лет Великой Отечественной войны // Материалы международной научной конференции «Вторая мировая война, Великая Отечественная война по архивным документам» // Вестник архивиста. – 1995. – № 3. – 0,5 п. л.
13.Белая книга российских спецслужб / Абрамов Ю.А., Авдеев Ю.И., Алексеев Г.В., Демидов А.М. и др. – М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель», 1995. – 34,0 п. л. Объем авторского текста – 0,5 п. л.
14.Белая книга российских спецслужб / Абрамов Ю.А., Авдеев Ю.И., Алексеев Г.В., Демидов А.М. и др. 2-е изд., перераб. – М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель», 1996. – 36, 0 п. л. Объем авторского текста – 0,5 п. л.
15.Красная Армия накануне и в период массовых репрессий по оценке иностранных разведок // Исторические чтения на Лубянке. 1999 год. Отечественные спецслужбы накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Москва; Великий Новгород, 2000. – 0,5 п. л.
16.Обеспечение безопасности и нормальной работы особо важных объектов военной экономики СССР в годы Великой Отечественной войны // Материалы научно-практической конференции в Международной академии духовного единства народов мира. – М., 2000. – 0,6 п. л.
17.Деятельность органов государственной безопасности в сфере экономики в годы Великой Отечественной войны // Исторические чтения на Лубянке. 2000 год. Отечественные спецслужбы накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Москва; Великий Новгород, 2001. – 0,5 п. л.
18.Обеспечение экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны // Лубянка: Обеспечение экономической безопасности государства. – М.: Массинформмедиа, 2002. – 2,0 п. л.
19.Деятельность органов государственной безопасности в сфере экономики в годы Великой Отечественной войны // Материалы исторических чтений на Лубянке. 1997–2000. Российские спецслужбы. История и современность. – М.: Изд-во «X-History», 2003. – 0,5 п. л.
20.Обеспечение экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны // Лубянка: Обеспечение экономической безопасности государства: Сборник. 2-е изд. – Т. 1. – М.: Моя Россия, 2005. – 2,0 п. л.
21.Правоприменительная практика в сфере военной экономики 1941–1945 гг. по статье УК РСФСР о контрреволюционном саботаже // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. – Елец.: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 1,1 п. л.
Статьи в научных журналах
22.Основные этапы деятельности территориальных органов советской контрразведки по обеспечению военной перестройки промышленности СССР // Труды Высшей школы МБ РФ. – № 49. – М.: ВШ МБ РФ, 1992.
– 1,5 п. л.
23.Тоталитарное государство и безопасность общества // Безопасность. – 1994. – № 4. – 0,7 п. л.
24.Борьба с вредительством в сфере военной экономики в годы Великой Отечественной войны // Наука и новые технологии. – Бишкек: Министерство образования и науки КР. – 2006. – № 3–4. – 0,8 п. л.
25.Деятельность органов госбезопасности СССР в связи с эвакуацией производительных сил в военные месяцы 1941 г. // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2006. – № 5–6. – 1,0 п. л.
26.Органы госбезопасности как инструмент карательной политики государства в сфере военной экономики СССР // Вопросы истории Кыргызстана. – Бишкек: Институт истории НАН КР, 2007. – № 2. – 0,8 п. л.
27.Экономический фактор агрессии нацистской Германии против СССР // Диалог цивилизаций: Культурно-цивилизационные мосты истории и современность. – Бишкек: Илим, 2007. – № 7. – 0,6 п. л.
28.Деятельность органов госбезопасности СССР в преодолении военно-экономического кризиса. Июнь 1941 – апрель 1943 гг. // Вестник чувашского университета. – 2008. – № 4. – 0,7 п. л.
Брошюры
29.Роль и место органов государственной безопасности в преодолении кризиса военной промышленности в годы Великой Отечественной войны. – М.: ВШ МБ РФ, 1992. – 2,7 п. л.
Депонированные статьи
30.Проявление закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в чекистской деятельности // Проблемы профилизации общественных наук в учебных заведениях КГБ СССР / Сост. Губарев Г.И. – М., 1986. – 0,7 п. л. (соавт. – Романенко М.В.). – Деп. в ВШ КГБ СССР. – № 27743.
31.Деятельность территориальных органов госбезопасности по улучшению хозяйственно-организаторской работы предприятий оборонных отраслей промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941–1943 гг. // Из истории становления и развития оперативной деятельности советских органов государственной безопасности. 1917–1945 гг.: Сборник статей. СД-9 / Сост. Панков Н.А. – М.,1990. – 0,8 п. л. – Деп. в ВШ КГБ СССР. – № 29655.
32.Формирование и использование агентурно-осведомительного аппарата экономических контрразведывательных подразделений НКВД СССР в противодиверсионной работе в годы Великой Отечественной войны // Сборник статей по проблемам деятельности советской контрразведки и профессиональной подготовки чекистских кадров в современных условиях. СК-1 / Сост. Динаев В.Б. – М., 1990. – 0,9 п. л. – Деп. в ВШ КГБ СССР. – № 29659.
33.Безопасность общества и тоталитарное государство: СССР в 30-е гг. // Из истории становления и развития оперативной деятельности органов отечественной контрразведки: Сборник научных статей СК-9 / Сост. Поздеев П.Г. – М., 1992. – 0,9 п. л. – Деп. в ВШ МБ РФ. – № 30098.
34.Защита объектов промышленности СССР от диверсионно-разведывательной деятельности германских спецслужб в годы Великой Отечественной войны // Некоторые проблемы деятельности органов безопасности Российской Федерации в особый период и военное время: Сборник научных статей / Академия МБ РФ. СК-3. – М., 1994. – Вып. 10. – 0,8 п. л. – № 30414.
35.Устремления спецслужб Германии к военно-промышленному потенциалу СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны // Некоторые направления деятельности отечественных органов контрразведки: Сборник научных статей / Академия ФСК РФ. Кафедра истории Отечества. – М., 1994. – Вып. 2. – 0,5 п. л. – № 30612.
36.Безопасность морально-патриотического потенциала промышленных регионов СССР в годы Великой Отечественной войны // Некоторые направления деятельности отечественных органов контрразведки: Сборник научных статей / Академия ФСК РФ. Кафедра истории Отечества. – М., 1994. – Вып. 2. – 1,1 п. л. – № 30612.
37.Разведывательное обеспечение экономической безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 4. – Ч. 1. – 1,1 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2002. – № 3218.
38.Агентурный аппарат территориальных органов государственной безопасности СССР и его живучесть в годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 4. – Ч. 2. – 0,9 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2002. – № 3219.
39.Борьба с контрреволюционными и иными преступлениями, наносившими ущерб экономической безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 5. – 1,0 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2002. – № 3221.
40.Деятельность органов государственной безопасности в связи с эвакуацией производительных сил СССР в период Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 5. – 1,5 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2003. – № 3298.
41.Обеспечение экономической безопасности СССР в сфере промышленного производства в годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 5. – 1,1 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2003. – № 3298.
42. Обеспечение экономической безопасности СССР в сфере сельского хозяйства в годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 14. – 1,2 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2003. – № 3309.
43.Спецмероприятия по уничтожению материальных ценностей на оставляемой противнику территории СССР в первые годы Великой Отечественной войны // Тематический сборник научных статей. – Вып. 14. – 1,0 п. л. – Деп. в Академии ФСБ РФ. – М., 2003. – № 3309.