Научная тема: «ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ИЗМЕНЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Система женского духовного образования была одной из первых предназначенных для дочерей из небогатых сословий - духовного сословия. Строй и порядок внутренней жизни в момент возникновения первых учебных заведений для дочерей духовенства в полной мере отвечали сословному строю России, который поддерживался политическим курсом Николая I. Под влиянием политических и культурных процессов в России во второй половине XIX - начала ХХ века с изменением традиционных представлений о роли женщины происходит модернизация системы женского духовного образования, преобразуется жизнь воспитанниц. Однако под воздействием сохраняющихся в обществе сословных традиций определенное своеобразие организации внутреннего строя и учебного процесса по сравнению со светскими женскими гимназиями продолжает сохраняться.
  2. Система женского духовного образования существенным образом повлияла на процесс интеграции женщин в общественную жизнь, однако это влияние было неоднозначным: - с одной стороны, образование, полученное в системе женского духовного образования, открывало девушкам дорогу к самостоятельной деятельности, что в свою очередь вносило изменения в ее образ жизни, меняло в обществе представление об общественной роли женщины и отношение духовенства к женскому образованию. - с другой стороны, на рубеже XIX-ХХ века, стало очевидно, что образование, получаемое в системе женского духовного образования, было существенно урезанным по сравнению с женскими гимназиями, что значительно сужало возможности профессиональной реализации девушек и способствовало сохранению в общественном сознании патриархальных представлений о роли женщины.
  3. В начале ХХ века стал очевиден кризис системы женского духовного образования, который был тесно переплетен с проблемами общественной и церковной жизни. Кризис женской духовной школы был обусловлен тем, что строй внутренней жизни, цели воспитания и образования духовной школы в начале ХХ века уже не отвечали потребностям общества. Отображением кризиса женской духовной школы явилось участие воспитанниц женских епархиальных училищ в революционных событиях 1905-1907 годов.
  4. Кризис женской духовной школы повлиял на общественное сознание, активизировав обсуждение «женского вопроса» в России не только в среде светской интеллигенции, но и среди духовенства. На страницах церковной периодики широко обсуждались проблемы женского духовного образования, и, в частности, необходимость его реформирования. Однако взгляды прогрессивной части духовенства на женское образование входили в противоречие с официальной позицией Св. Синода и с мнением консервативной части духовенства.
  5. Дискуссия духовенства по проблемам женского духовного образования значительно активизировала обсуждение других проблем взаимоотношений государства и церкви, была частью поиска путей реформ церковной жизни.
  6. Анализ попыток реформирования системы женского духовного образования показывает, что проблемы женской духовной школы тесно переплетались с сословным вопросом. Это было обусловлено тем, что основы гражданского общества в начале ХХ века только формировались. Большая часть населения страны продолжала мыслить сословными категориями и боролась за свои права в рамках своего сословия.
  7. Советская власть, несмотря на провозглашенные  демократические принципы построения государства в части «женского вопроса» и церковно-государственного строительства, фактически осуществила ликвидацию системы женского духовного образования. На местах ситуация усугублялась конкретными шагами исполнителей от имени Советской власти, которые стремились полностью уничтожить старую государственную систему и ликвидировать все то, что было связано с деятельностью Русской православной церкви.
Список опубликованных работ
Монография:

1.В стенах конвикта… (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ). –Рязань: Издательство «Поверенный», 2006. – 276 с. (12 п.л.)

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов докторских диссертаций:

2.Книжная полка епархиалки… (Эволюция читательского интереса дочерей духовенства как отражение социокультурной динамики России во второй половине XIX века) // Библиотековедение. – М., 2008. – № 6. – С. 61-66. – 0,4 п.л.

3.Высшее женское образование и Русская православная церковь // Высшее образование в России. – М., 2008. – № 7. – С. 155-160. – 0,6 п.л.

4.Советская власть и духовно-учебные заведения Русской православной церкви // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. – СПб., 2008. – № 11 (66). – С. 236-246. – 0,9 п.л.

5.Опыт учета общественного мнения в законотворческом процессе (на примере церковных реформ во второй половине XIX – начале ХХ века) // История государства и права. – М., 2007. – № 8. – С. 32-35. – 0,3 п.л.

6.Петиции воспитанников духовной школы как выражение общественной мысли в годы первой русской революции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – Саратов, 2007. – № 17 (3). – С. 172-175. – 0,5 п.л.

7.Поместный Собор 1917-1918 годов и проблема духовно-учебных заведений // Вестник Челябинского государственного университета. История. – Челябинск, 2007. – № 21. – С. 86-98. - 1 п.л.

8.Воспоминания о Тобольском епархиальном училище как исторический источник // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2008. – № 308 (март) – С. 96-99. – 0,6 п.л.

Статьи и материалы докладов:

9.История Русской православной церкви конца XIX – начала ХХ века в современной отечественной историографии // Историографическое наследие провинции. Материалы IV научно-практической конференции, посвященной памяти Д.И. Иловайского и М.К. Любавского. Рязань. 21 февраля 2007. – Рязань, 2009. – С. 210-220. – 0,5 п.л.

10.Женские епархиальные училища и провинциальный город: влияние и взаимодействие // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Сб. науч. трудов. / Науч. ред. Т.Г. Леонтьева. – Тверь, 2008. – С. 182-190. – 0,5 п.л.

11.Первая мировая война и учебные заведения для дочерей духовенства // Вестник церковной истории. М., – 2008. – № 3 (11). – С. 116-123. – 0,5 п.л.

12.Фотодокументы как источник изучения истории женских епархиальных училищ // Четвертые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 24-27 октября 2006 года. – Рязань, 2008. – С. 105-108. – 0,3 п.л.

13.Эволюция ментальных представлений российского духовенства об образовании дочерей духовного сословия // Власть и общество в России: традиции и современность. Материалы IV Всероссийской научной конференции 12-13 апреля 2008. – Рязань, 2008. – Т. 1. – С. 359-365. – 0,4 п.л.

14.Епархиалки в дореволюционной России // Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2007. – № 4. – С. 58-62.– 0,5 п.л.

15.Проблема разработки законопроектов реформы духовно-учебных заведений в период деятельности Государственной Думы I-IV созыва // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 6. В 3-х т. – М.: Издательская группа «Юрист», 2006. –Т. 1. – С. 360-365. – 0,4 п.л.

16.Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX – начала ХХ вв. // Педагогика. – М., 2005. – № 2. – С. 62-67. – 0,5 п.л.

17.Воспоминания епархиалок: источниковедческая характеристика документов // Третьи Яхонтовские чтения, посвященные 150-летию С.Д. Яхонтова и 120-летию Рязанского музея-заповедника. Рязань. РИАМЗ. 12-15 октября 2004 года. – Рязань, 2005. – С. 102-106. – 0,3 п.л.

18.Дискуссия русского духовенства о реформе духовно-учебных заведений на основе принципов гражданского общества на страницах периодики начала ХХ века // «Мининские чтения». Материалы научной конференции. Нижегородский государственный университет. 29-30 октября 2004 года. – Нижний Новгород, 2005. – С. 203-209. – 0,4 п.л.

19.О репрезентативности архивных комплексов по истории женских епархиальных училищ // Вторые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. – Рязань, 2003. – С. 55-59. – 0,3 п.л.

20.Благотворительность и покровительство в жизни светской и церковной элиты // NOBLESSE OBLIGE: Праздничная и повседневная жизнь господствующих слоев Европы XVI – XX столетий. Вып. 1. – Орел, 2003. – С. 35-38 – 0,25 п.л.

21.Влияние екатерининской эпохи на быт и нравы женских епархиальных училищ (2-я половина XIX – начало ХХ в.) // Рязанская область и Центральный регион в контексте российской истории. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Рязань, 2003. – С. 220-223. – 0,3 п.л.

22.Духовно-учебные заведения в современной России: исторический опыт и перспективы // Alma mater. Вестник высшей школы. – М., 2002. – № 1. – С. 25-28. – 0,5 п.л.

23.Рязанское женское епархиальное училище и его значение в истории РГПУ // История дореволюционной России: мысль, события, люди. Сборник научных трудов кафедры Древней и средневековой истории Отечества. Выпуск 1. – Рязань, 2001. – С. 68- 75. – 0,5 п.л.

24.Рязанское женское епархиальное училище в системе духовно-учебных заведений России // Первые Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. – Рязань. 21-22 декабря 2000. – Рязань, 2001. – С. 72-77. – 0,3 п.л.

25.Во имя веры и просвещения! (Из истории женских епар¬хиальных училищ в России) // Вышенский паломник. Православный журнал. – Рязань, 2000. – № 1(9). – С. 59-66. – 0,5 п.л.

26.«О реформе духовной школы» (Характеристика периодических изданий Русской православной церкви как исторического источника по истории духовно-учебных заведений начала ХХ века) // Сборник научных трудов гуманитарных кафедр РГМУ. Вып.1. – Рязань, 1999. – С. 246-275. – 1 п.л.

27.«..Юные дети, вашея помощи во учении книжнем просящия…» (О системе учебных заведений для дочерей духовенства в дореволюционной России) // Церковно-исторический вестник. – М., 1999. – № 2-3. – С. 244-262. – 1 п.л.

28.Епархиальные женские училища в культуре провинциального города // Региональная история в российской и зарубежной истори¬ографии. Материалы международной научной конференции. – Рязань, 1999. – С. 75-80. – 0,3 п.л.

29.Политика Св. Синода по отношению к женским епархиальным училищам (сравнительный аспект с государственными женскими учебными заведениями) // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. Материалы II Чтений памяти профессора Т.П. Коржихиной 26-27 мая 1999 г. – М., 1999. – С. 183-187. – 0,25 п.л.

30.Из истории епархиальных училищ Курской губернии // Из истории монастырей и храмов Курского края / под. ред. Друговской А.Ю. – Курск, 1998. – С. 76-88. – 0,5 п.л.

31.Епархиальные женские училища в делопроизводственных документах Св. Синода (в. п. XIX – нач. ХХ в. в.) // Отечественная история: люди, события, мысли. Сборник науч. трудов. – Рязань, 1998. – С. 48-62. – 0,5 п.л.

32.Общественный подъем начала ХХ века и женские учебные заведения духовного ведомства // Дискуссионные вопросы Российской истории. Материалы межвузовск. науч.-практич. конф. – Арзамас, 1998. – С. 321- 326. – 0,3 п.л.

33.Рязанское женское епархиальное училище // Рязанская энциклопедия. Справочные материалы Т. 5. – Рязань, 1992. – С. 24-34. (в соавторстве с И.П. Поповым) – 0,5 п.л.