- Характер преобразований 60-70-х гг. XIX века обусловил аналогичность принципов «буржуазной» государственности и права, положенных в основу организации земского самоуправления и выборного мирового суда. Эти принципы были сформулированы и получили законодательное воплощение в результате подготовки крестьянской (1861 г.), полицейской (1862 г.), земской (1864 г.) и судебной реформ (1864 г.) реформ. Подготовка реформ сопровождалась перераспределением судебно-административных и хозяйственных функций на местах.
- Земский характер мирового суда объяснялся как ограниченностью кадровых и финансовых ресурсов, которыми располагала центральная власть в период подготовки реформ, так и его моделью - отделением от общих судебных мести и ограничением его деятельности территорией уезда. Единство территориальной основы мирового суда и уездного земства обусловило законодательное закрепление за земским самоуправлением публичной функции по избранию и финансированию мировых судей и использованию общих принципов избирательного права (всесословность, имущественный ценз по недвижимости в уездах) для избрания корпуса мировых судей и земских гласных.
- Планы реализации судебной реформы отражали обеспокоенность царской администрации состоянием правопорядка на местах после отмены крепостного права, ведомственные интересы министерств и споры по поводу юридических аспектов, проводимых преобразований. Земский характер выборной мировой юстиции стал решающим фактором быстрого проведения судебной реформы в земских губерниях.
- Публичная функция земства регулировалась Судебными уставами 1864 г. и текущим законодательством, которое носило комплексный характер и страдало неполнотой и противоречивостью, что существенно осложняло выполнение земствами своих обязанностей по отношению к мировому суду.
- Законодательные нормы учитывали реалии российской действительности, обеспечивали частичное вовлечение населения в судебную практику и способствовали формированию правовой культуры населения. Но возможности мировых судов были существенно ограничены мелочной регламентацией общественных отношений (разрешительным характером правового регулирования) и требованиями надзора за деятельностью мировых судей.
- Социальный статус выборного мирового судьи был сложным и противоречивым. С одной стороны, он являлся земским гласным и представителем дворянства, с другой - по характеру и роду своей деятельности он являлся независимым судьей. Цензовые требования для мировых судей в целом отвечали земскому характеру мирового суда, но оказались недостаточными и подверглись частичной корректировке в связи с общим влиянием социально-экономических процессов на величину имущественного ценза и политикой правительства по отношению к земству и мировому суду.
- Система судебных гарантий деятельности земского самоуправления соответствовала правовому статусу земства и объему подсудности мирового суда. В имущественных отношениях, когда земство являлось юридическим лицом, гарантом его деятельности являлась судебная власть; включая мировую, когда оно действовало как общественно-государственное учреждение судебные гарантии сочетались с административным надзором.
- Неуклонный рост земских бюджетов обеспечивал необходимое финансирование мировой юстиции и содержание земских арестных домов Однако потребности судебной практики удовлетворялись не в полной мере. Но развитие земской деятельности открывало возможности для увеличения числа судебно-мировых участков, что отвечало долгосрочным целям земского самоуправления и потребностям социально-экономического, политического и правового развития земской провинции.
- Деятельность мировых судов серьезно осложнялась природно-климатическими и социальными факторами, поэтому её достоинства не могли проявиться сразу и в полной мере. Но постоянное увеличение числа гражданских и уголовных дел в мировых судах свидетельствовали о неуклонном росте их значения в жизни страны и постепенном преодолении негативного влияния долгосрочных факторов социального характера.
- Предложения мировых судей и земских деятелей о совершенствовании местной юстиции были направлены на расширение юрисдикции мировых судов, на преодоление сословной замкнутости крестьянского населения, а, в конечном счёте, имели целью отстаивание прогрессивных принципов судебной и земской реформ. Более радикальные устремления земских собраний по переустройству местных судов вплоть до ликвидации волостных судов были связаны с требованиями земской оппозиции создания всесословной волости и упразднения уездных по крестьянским делам присутствий, что придавало им отчётливо выраженный политический характер.
- Ликвидация судебно-мирового института была результатом реорганизации уездного управления и идеологических установок охранительно-консервативной монархии эпохи Александр III.
2. Земство и мировой суд в России: законодательство и практика 60-80 гг. XIX века. Москва – Смоленск: Универсум, 2009. - 5, 4 п.л. (монография).
3. Взаимодействие местной полиции и мирового суда во 2-й половине XIX в // Вестник Московского университета МВД. России. 2005. №3. (в соавт.) – 0,4 п.л.
4. Местные практики о выборной мировой юстиции второй половины XIX в // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 1. – 0, 2 п.л.
5. Суд и земство: проблема судебных гарантий // Российский судья .2009. № 2. – 0,4.п.л.
6. К вопросу о земском самоуправлении и выборной мировой юстиции // Власть. 2009. №5. - 0,3 п.л.
7. Парадоксы крестьянской юстиции // Родина. 2009. №6. - 0,2 п.л.
8. Правовое положение российского земства второй половины XIX в // История государства и права. 2009. №6. – 0,4 п.л.
9. Участие земства в создании исправительной системы во второй половине XIX века // Федерализм. 2009. №2 – 0.4.п.л.
10. Введение судебных пошлин в мировых судах (о законе 10 мая 1877 г) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №108 (июль). – 0,6 п.л.
11. Административная власть и судебная власть в России: из истории противостояния в XIX в. (в соавт.). //. История государства и права. 2009. №13. - 0,7 п.л.
12. Земское собрание как субъект формирования корпуса мировых судей // Вопросы истории. 2009. №.7. -.0,7 п.л.
13. Земство и культура // Культура и образование: проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 декабря 1997 г. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного института искусств, 1998. - 0,4 п.л.
14. Земство в местных комитетах о нуждах сельскохозяйственной промышленности // Аграрный рынок и сельскохозяйственное предпринимательство в западном регионе РФ. Материалы научной конференции 25-26 марта 1998 г. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного педагогического университета, 1998. - 0,4 п.л.
15. К вопросу о роли земства в организации мелкого крестьянского кредита // Аграрный рынок и сельскохозяйственное предпринимательство в западном регионе РФ. Материалы научной конференции 25-26 марта 1998 г. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного педагогического университета, 1998. - 0,4 п.л.
16. Смоленский комитет Всероссийского земского союза // Смоленское земство: Очерки истории и практической деятельности. Смоленск: Смядынь, 1998. -1 п.л.
17. Участие земства в Столыпинской аграрной реформе // Смоленское земство: Очерки истории и практической деятельности. Смоленск: Смядынь, 1998. - 1 п.л.
18. Местное земство (Из истории Смоленского земства в 1914-1917г.) // Политические партии и общество в России. Сб.статей и документов. М.: Институт российской истории РАН, 2000. – 1.п.л.
19. Один эпизод из политической жизни Смоленска (К вопросу о правовых аспектах земской оппозиционности). Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного института искусств, 2001. - 0,3 п.л.
20. Земские кассы мелкого кредита // Смоленская область: Энциклопедия. Т.2. СГПУ, 2003. - 0,1 п.л.
21. Кооперация сельскохозяйственная до 1917 г. // Смоленская область: Энциклопедия. Т.2. СГПУ, 2003. - 0,1 п.л.
22. Идеал соборности и земский либерализм // Земство, соборность, демократия. Материалы научно-практической конференции 27 февраля 2002 г. Смоленск, 2003. - 0,4.п.л.
23. Земство и мировой суд // Соборность, земство, демократия. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти Д.Н. Шипова 3-5 декабря 2003 г. Смоленск: СГПУ, 2003. - 0,6 п.л.
24. Смоленское земство // Смоленское земство и народное образование 1865-1918гг. Сб. материалов. Смоленск: Маджента, 2004. 1 п.л. (в соавт.).
25. Земские арестные дома второй половины XIX века // Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов, 2005. 0,3 п.л.
26. Проблема мирового суда и земства в процессе подготовки судебной реформы 1864 г. // Модернизация государства и права: Исторический опыт и современные проблемы. Материалы межвузовской заочной научной конференции. Тамбов, 2006. - 0,3 п.л.
27. Пионеры правовой идеи: социальный статус мировых судей дореволюционной России (на материалах Смоленской губернии) // Наследие и современность. Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва. Информационный выпуск. № 13. М.,2006. - 0,9 п.л.
28. Выборный мировой суд дореволюционной России (на материалах Смоленской губернии) // Край Смоленский. 2007. № 5.- 0,5 п.л. 29.Выборный мировой суд дореволюционной России (на материалах Смоленской губернии) // Край Смоленский. 2007. № 6. - 0,5 п.л.
30. Земское законодательство о мировых судьях (вторая половина XIX века) // Правовое наследие и современная юриспруденция: Связь времен. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 2007.0,5 п.л.
31. Судебно-мировые гарантии земского самоуправления во второй половине XIX века // Федерация. 2007.№ 9.(40). 1,5 п.л.
32. Мировые суды: к истории вопроса //Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №3. – 0,4.п.л.