- Настоящая диссертация является первым в отечественной и - шире - мировой индологии целенаправленным исследованием практики индусского паломничества, или тиртха-ятры десяти веков (X-XX вв.). Предметом всестороннего изучения стали идея паломничества и история реального движения к святыми местам во всем многообразии свойственных ему функций, в том числе светской и военно-политической. Это первая отечественная работа по истории Индии, написанная на основе региональных источников на языке маратхи, а не общеиндийского, нередко лишенного локальной соотнесенности и этнического колорита, санскрита; привнесенного мусульманскими династиями персидского или англоязычных переложений. Более того, использование маратхиязычных источников как раз способствовало установлению фактов расхождения между санскритской шастрой и прайогой, отражение которой обнаруживается в источниках на маратхи, а также выявлению механизмов корреляции между ними.
- Результатом исследования стал демонтаж стереотипов тиртха-ятры, сформированных под воздействием ее декларативной модели, которая была сконструирована при опоре на эпические коннотации в средневековых паломнических дайджестах. Тиртха-ятра предстала как синкретическое, многокомплексное явление, составляющее самодостаточный и полноценный сакрально-профанный этап жизни средневекового маратхского общества в процессе его перемещения по Южноазиатскому субконтиненту.
- Переосмыслению подверглись и типовые представления о паломнических маршрутах и возможностях их прохождения. Также выявлены геополитические и социальные пружины, приводящие в действие людские потоки под предлогом движения к тиртхам. Это привело к новой интерпретации исторического содержания ряда эпох, в том числе XVIII века, считавшегося в индийской историографии «веком хаоса», но обнаружившего в свете изучения маратхской экспансии признаки «века порядка», выраженные в нацеленности на создание обрамленного святынями индусского государства.
- Были выявлены особые - социальные и политические - функции движения к классическим тиртхам, предпринимавшегося представителями правящих семейств, в том числе «государственными вдовами»; описана социальная структура и в рамках case studies экономика паломничества; наконец, были сделаны важные выводы о трансформации паломничества в религиозный туризм, начавшейся в условиях эпохи индийского просвещения.
1. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры. М.: Научный мир, 2000. 16,5 п.л.
2. Подвижность и подвижничество. Теория и практика тиртха-ятры. М.: Наталис, 2008. 31 п.л.
II. Сборник статей:
3. Из индийской корзины. Исторические интерпретации. М.: Восточная литература, 2003. 18,5 п.л.
III. Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:
4. Записки паломницы // Азия и Африка сегодня, 1992. №1–6. 3,5 п.л.
5. Читпаваны: реформаторы, ученые, террористы // Азия и Африка сегодня, 1993. № 6. 0,8 п.л.
7. Трансформация традиции в пределах единого священного пространства // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 1997. № 3. 1,0 п.л.
8. От пастушеского одеяла к региональной символике: специфическая фигура речи маратхской религиозной поэзии // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2000. № 3. 1,5 п.л.
9. Современные страсти вокруг средневекового мистика // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2000. № 4. 1,3 п.л.
10. Филологический анализ идеологической риторики. Маратхи в поисках национальной идеи // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2002. № 4. 1,5 п.л.
11. История по заказу // Азия и Африка сегодня. № 6. 0,35 п.л.
12. Из хаоса родилась империя // Азия и Африка сегодня, 2005. № 10. 0,85 п.л.
13. Шиваджи: проблемы историографии // Вопросы истории, 2005. № 6. 1,5 п.л.
14. Кружение по святым местам Индии (середина XIX в.) [Чудеса и деньги в концепции тиртха-ятры] // Вопросы истории, 2006. № 10. 1,5 а.л.
15. Индийские боги и богатство // Азия и Африка сегодня, 2006. № 8. 0,7 п.л.
16. Moving God(s)ward, Calculating Money: Wonders and Wealth as Essentials of a tirtha-yatra // South Asia. Journal of South Asian Studies, 2006. Vol. XXIX, no. 2, August. 1,5 п.л.
IV. Рецензии и учебные программы, связанные с темой диссертации, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:
17. History in Practice (Historians and Sources of Medieval Deccan – Marathas) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 1994. № 1 (совместно с Е.Ю. Ваниной). 0,6 п.л.
18. A. Feldhaus, Sh. G. Tulpule. In the Absence of God. The Early Years of an Indian Sect // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 1994. № 4. 0,7 п.л.
19. Stewart Gordon. The New Cambridge History of India. The Marathas 1600-1818; Stewart Gordon. Marathas, Marauders, and State Formation in Eighteenth-Century India // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 1996. № 3 (совместно с Е.Ю. Ваниной). 0,6 п.л.
20. О книге Э. Фелдхаус «Вода и женское естество. Религиозное значение рек Махараштры» // Этнографическое обозрение, 1997. № 3. 0,4 п.л.
21. Composing a Tradition: Сoncepts, Techniques and Relationships. Proceedings of the First Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Puranas. August, 1997. Ed. by M.Brockington, P.Shreiner; Gen.ed. R.Katicic. Zagreb: Croatian Academy of Sciences and Arts, 1999 // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2001. № 2. 0,9 п.л.
22. Программа лекционно-семинарского курса „Практический индуизм“ (для студентов-международников) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2004. № 4. С. 97-108. 1,1 п.л.
V. Статьи и главы, опубликованные в других изданиях и коллективных монографиях:
23. A Study of the Term ananda in the Varkari Tradition // Chitre D., Sontheimer G.-D., Brükner H., Feldhaus A. (eds). Tender Ironies. A Tribute to Lothar Lutze. New Delhi: Manohar, 1994. 0,8 п.л.
24. Махараштра: Общеиндийский бог Ганеша // Глушкова И.П. (отв. ред.). Древо индуизма // М.: Восточная литература, 1999. 2,0 п.л.
25. Махараштра: Виттхал // Глушкова И.П. (отв. ред.). Глушкова И.П. (отв. ред.). Древо индуизма // М.: Восточная литература, 1999. 2,5 п.л.
26. Этикет подчинения у маратхов (к постановке проблемы) // Краснодембская Н.Г. (отв. ред.). Этикет у народов Южной Азии. Спб.: Петербургское востоковедение, 1999. 1,2 п.л.
27. Глава 12. «Ментальная» программа маратхов // Ванина Е.Ю. (отв. ред.) Индия: страна и ее регионы. М.: УРСС, 2000. 2,75 п.л.
28. «Give me Back My Blanket!»: Varkari Saints Striving for their Bodies (Metaphor and Metonymy in the Construction of Divinity) // Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute 2000, 2001. Vol. LXXXI. 1,5 п.л.
29. «Берите бога задаром!» Поэтическая автобиография Тукарама // Серебряков И.Д. и Ванина Е.Ю. (отв. ред.) Голоса индийского средневековья. М.: УРСС, 2002. 3,0 п.л.
30. Кружение по святым местам Индии. Дефиниция тиртха-ятры как особой формы религиозной активности // Непомнин О.Е. (отв. ред.). Alaica. Сборник научных трудов российских востоковедов, подготовленный к 70-летнему юбилею профессора, доктора исторических наук Л.Б. Алаева. М.: Восточная литература, 2004. 1,0 п.л.
31. Moving God(s)ward: The Idea of Tirtha-yatra // Bulletin of the Deccan College Post-Graduate and Research Institute (Deemed University), Professor Ashok R. Kelkar Felicitation Volume. Vols 62-63 (2002 and 2003). Pune: Deccan College Post-Graduate and Research Institute (Deemed University), 2004. 1,0 п.л.
32. Махараштра в истории и воображении // Восточная коллекция, 2004. Лето. 0,75 п.л.
33. Однажды в Танджавуре. Из истории индийского княжества // Восточная коллекция, 2005. Весна. 1,1 п.л.
34. A Philological Approach to Regional Ideologies // Vora Rajendra and Feldhaus Anne (eds). Region, Culture, and Politics in India. New Delhi: Manohar, 2006. 2,1 п.л.
35. Tirtha-yatra in Maharashtra: Recorded and Imagined // Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute 2005, 2006. Vol. LXXXVI. 1,5 п.л.
36. Регион и религиозно-мифологическая доминанта (об авторских лекционно-семинарских курсах „Индийская регионология“ и „Практический индуизм“) // Международная научная конференция “Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы”. Тезисы докладов. Спб.: СпбГУб 2006. С.247-248. 0,2 п.л.
37. Комплексность и концепция tristhali в индусской паломнической традиции // Феномен паломничества в религиях: священная цель, священный путь, священные реликвии. Материалы XIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Спб: ГМИР, Акционер и Ко, 2006. 0,2 п.л.
38. Днянешвар, Пандхарпур и Виттхал, Намдев – первый биограф Днянешвара, Шудра и Бог, «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», Индусский пантеон (словарные статьи) // Исторический лексикон. История в лицах и событиях. Книга I. М.: Маик “Наука”/ Интерпериодика, Академкнига / Учебник, 2006. 1,5 п.л.
39. Паломничество: за и против. Голоса «святых поэтов» Махараштры // Письменные памятники Востока, 2007. № 1 (6). 2,7 п.л.
40. To Go or Not to Go: The Ideas of Tirtha-Yatra and Sainthood in Medieval Maharashtra // Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute 2001, 2007. Vol. LXXXVII. 3, 25 п.л.
41. Marg(a)kraman of Maharashtrian Princely Families: a Search for Self within the Boundaries Made for Others // Naito M., Shima I., Kotani H. (eds), Marga: Ways of Liberation, Empowerment, and Social Change in Maharashtra. New Delhi: Manohar, 2008. 1,2 п.л.
42. Священная цепочка: между Праягом и Аллахабадом // Восточная коллекция, 2008. Весна. 0,8 п.л.
43. Чем больнее, тем ближе к цели. Ритуалы самоистязания в индуизме // Теория моды: одежда, тело, культура, 2008. Выпуск 9 (осень). 0,9 п.л.
44. ‘Homo viator’: критика В. Тэрнера и множественность дискурсов (к характеристике современных теорий паломничества) // Гуманитарная география, 2008. Выпуск 5. 0,8 п.л.
45. (Материалы к словарю гуманитарной географии) Паломничество // Гуманитарная география, 2008. Выпуск 5. 0,2 п.л.
46. Город: Варанаси. Жизнь и смерть в транзитной зоне // Восточная коллекция, 2009. Весна. 0,75 п.л.
47. Паломничество индийских князей и колониальная власть // Восток – Запад: диалог цивилизаций. Историко-литературный альманах 2007-2008. М.: Восточная литература, 2009. 1,5 п.л.
48. Marathi Saint Poets: Statics versus Dynamics, or Contradictions Ignored // Jha D.N. Vanina E. Yu. (ed.). Mind Over Matter. New Delhi: Tulika, 2009. 3,1 п.л.