Научная тема: «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Осуществлено комплексное психолого-педагогическое исследование процесса подготовки студентов к обучению школьников курсу «Окружающий мир», основанное на интеграции достижений в области теории развития систем в ее приложении к образованию, когнитивной психологии, теории и методики обучения естествознанию и основных положений геоэкологии. Результаты исследования обосновывают механизм формирования у будущих учителей компетенций по осуществлению личностно-ориентированного развивающего обучения младших школьников в условиях активного включении в процесс их познавательной деятельности геосистем регионального уровня, в частности ландшафтов. Доказано, что ведущее понятие «окружающий мир», являющееся исходным компонентом естественно-научной картины мира, необходимо при обучении школьников раскрывать в основном в геоэкологическом аспекте и в контексте развития их географического мышления, так как это обеспечивает интеграцию компонентов содержания (природы, истории, культуры, картин труда и быта населения) и создает дополнительные возможности их экологизации. 
  2. Обоснована авторская концепция формирования у студентов профессиональных компетенций по осуществлению начального естественно-научного образования, представляющая собой совокупность положений о сущности, специфике, принципах и технологической целостности методической системы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир».
  3. Выдвинута концепция методической системы, базирующаяся на обоснованных и впервые примененных автором в данной сфере знания принципах: интеграции, дифференциации, геоэкологическом, принципе обучения в условиях окружающей среды, краеведческом, принципе природосообразности).
  4. Построена модель методической системы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», включающая цель, содержание, методы, формы, средства обучения студентов и диагностики уровня их учебных достижений с отражением интеграции фундаментальных естественно-научных и методических дисциплин.
  5. Разработана в соответствии с указанными выше концепцией и моделью методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», а также система диагностических показателей успешности профессионального обучения. В том числе: а) обоснованы интеграционные требования к структурированию и последовательности изложения содержания курса «Естествознание», закладывающего основы естественно-научной картины мира (в контексте деятельностного познания динамики природных и природно-социальных систем); б) осуществлена трансформация традиционной естественно-научной методики в методику обучения интегрированному курсу «Окружающий мир».
  6. Разработаны авторские методики обучения студентов: использование объектов и процессов окружающего мира в качестве источника информации; исследование экологических ситуаций, характеризующих состояние ландшафтов; использование окружающей среды в качестве фактора становления профессиональных компетенций; анализ уровня сформированности понятий об окружающем мире; а также диагностическая методика изучения сформированных профессиональных компетенций.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1.Шептуховский М.В. Методика наблюдений за птицами на природовед-ческих экскурсиях [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа. - 1996. - №3. - С.45-48. (0,2 п.л.)

2.Шептуховский М.В. Природа и природоведение [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2003. - №5. – С.34-46. (0,8 п.л.)

3.М.В.Шептуховский. Начальное природоведение: методы преподавания [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2003. - №6. – С.59-73. (1 п.л.)

4.М.В.Шептуховский. Природосообразное образование и естествознание [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №1. - С.46-56. (0,6 п.л.)

5.М.В.Шептуховский. Мысли о природной среде [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №2. – С.85-92. (0,5 п.л.)

6.Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №5. – С.64-67. (0,2 п.л.)

7.Шептуховский М.В. Воспринимаемый образ природы [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №6. – С. 48-57. (0,6 п.л.)

8.Шептуховский М.В. Логика познания сложных природных процессов в начальной школе [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные тех-нологии. – 2005. - №1. – С.64-70. (0,4 п.л.)

9.Шептуховский М.В. Методика преподавания естествознания как наука [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2005. - №3. – С.105-113. (0,5 п.л.)

10.Шептуховский М.В. Нельзя изучать природу, не выходя из класса… [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образование. – 2005. - №8. – С.128-133. (0,3 п.л.)

11.М.В.Шептуховский Альтернативные взгляды на методику естество-знания. К вопросу о специфике начального естествознания [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа. – 2005. - №11. – С.91-94. (0,2 п.л.)

12.Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образование. – 2005. - №9. – С. 138-142. (0,3 п.л.)

13Шептуховский М.В. Формирование естественно-научных понятий и умственное развитие младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2006. - №1. – С.13-21. (0,5 п.л.)

14.Шептуховский М.В. Изучение окружающего мира в начальной школе: экология городских ландшафтов [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образование. – 2007. - №8. – С.179-183. (0,3 п.л.)

15.Шептуховский М.В. Изучение времен года в курсе естествознания [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа. – 2007. - №9.- С.121-128. (0,5 п.л.)

16.Шептуховский М.В. Нужно ли такое «развивающее» изучение окру-жающего мира? [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образо-вание. – 2008. - №3.- Электронная версия. (1,2 п.л.)

17.Шептуховский М.В. Парадоксы «количественного» мышления [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа плюс До и После. – 2009. - №1.- С.62-65. (0,2 п.л.)

Монография:

18.Шептуховский М.В. «Окружающий мир» в начальной школе: пробле-мы подготовки кадров [Текст]: Монография / М.В.Шептуховский.- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.- 290 с. (13,4 п.л.).

Учебно-методические пособия, методические рекомендации

19.Шептуховский М.В., Востриков С.Я., Востриков И.Я., Дудоров В.В. Наш любимый край [Текст]: Учебное пособие / М.В.Шептуховский, С.Я.Востриков, И.Я.Востриков, В.В.Дудоров.- Верх. Волжск. кн. изд-во, Яро-славль, 1990.- 128 с. (авторский вклад 40 %)

20.Шептуховский М.В., Батягина Н.Ж. География во 2 классе начальной школы [Текст]: Из опыта работы /М.В.Шептуховский, Н.Ж.Батягина.- Изд-во Ивановского ИПК, Иваново, 1994.- 114 с. (авторский вклад 70 %).

21.Шептуховский М.В., Батягина Н.Ж. География в 3 классе начальной школы [Текст]: Методическое пособие для учителей /М.В.Шептуховский, Н.Ж.Батягина.- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 1996.- 89 с. (авторский вклад 70%).

22.Шептуховский М.В., Богословская Л.Р., Садова Е.В. Школьникам о Солнце и звездах [Текст]: Методическое пособие для проведения факульта-тивных занятий в начальной школе / М.В.Шептуховский, Л.Р.Богословская, Е.В.Садова.- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 1998.- 64 с. (авторский вклад 80%).

23.Шептуховский М.В. Методические рекомендации по написанию кур-совых работ по методике преподавания природоведения и теории и методике экологического образования детей [Текст] / М.В.Шептуховский.- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2000.-28с. (1,7 п.л.)

24.Шептуховский М.В. Принципы отбора содержания курса начального природоведения [Текст]: Науч.материалы / М.В.Шептуховский.- Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2000.- 50 с. (2,8 п.л.).

25.Шептуховский М.В., Богословская Л.Р. Школьникам о природе Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера) [Текст]: Учебно-методические материа-лы по организации факультативного курса для учащихся 3 класса / М.В.Шептуховский. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2003. – 45 стр. (ав-торский вклад 80%).

26.Шептуховский М.В., Новичков Д.В., Марков Д.С. Подготовка, защита и оценка ВКР на кафедре географии и методики обучения [Текст]: Методи-ческие рекомендации / М.В.Шептуховский, Д.В.Новичков, Д.С.Марков. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 55с. (авторский вклад 20%).

27.Дневник первоклассника. Люби и знай свой край [Текст]: Учебное по-собие / М.В.Шептуховский, И.Ю.Добродеева, Н.М.Бетенькова, В.В.Гадалова, И.Г.Дубровская, Л.В.Ершова, Ю.А.Иванов, Л.Ф.Капоченя, Н.Р.Макарова, Н.В.Леонова. – Иваново: Изд-во «Ивановский государственный универси-тет», 2007. (авторский вклад 10 %).

28.Шептуховский М.В. Методика проведения естественно-научных экс-курсий в начальной школе [Текст]: Методические рекомендации / М.В.Шептуховский // Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009.- 16 с. (1 п.л.)

29.Шептуховский М.В. Методика наблюдений за окружающим миром в начальной школе [Текст]: Методические рекомендации / М.В.Шептуховский // Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 16 с. (1 п.л.)

Статьи в журналах, сборниках научных трудов:

30.Шептуховский М.В. Постижение природы и культура: альтернативный методологический подход [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы Всерос-сийской научно-практической конференции «Народная художественная культура и образование». - Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 1997.- С.16-17. (1 п.л.)

31.Экспериментальная образовательная программа интегрированной спе-циальности «Педагогика и методика образования детей младшего возраста» [Текст]: Методическое пособие в 3-х частях /Под ред. Е.С.Гуртового, И.Ю.Добродеевой / М.В.Шептуховский, И.Ю.Добродеева, Е.С.Гуртовой, Л.Я.Каплина, В.М.Курицын .-М.: Изд-во АСОП и РРФ, 2001. (авторский вклад 10 %).

32.Шептуховский М.В. Об альтернативной методике преподавания на-чального природоведения [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы между-народной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике». – Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2001. г. . – С.355-360. (0,3 п.л.)

33.Шептуховский М.В. Некоторые аспекты подготовки учителя к препо-даванию природоведения в сельских начальных школах [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы II международной конференции «Иннова-ции в психолого-педагогической теории и практике». - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2002.- С.306-308. (0,1 п.л.)

34.Шептуховский М.В. Опыт включения природной среды в педагогиче-ский процесс сельской малочисленной начальной школы [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы II Международной научной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике».- Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2002.- С.308-311. (0,2 п.л.)

35.Шептуховский М.В. Развитие младших школьников и познание приро-ды [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие и современное состояние психологи-ческих исследований в свете модернизации образования». – Вып.1.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – С.129-131. (0,2 п.л.)

36.Шептуховский М.В. Экологические аспекты профессиональной подго-товки учителя начальных классов [Текст] / М.В.Шептуховский // Школа бу-дущего, Москва, МПГУ, 2009, №1. – С.72-78. (0,3 п.л.)

37.Шептуховский М.В. Совершенствование системы методической подго-товки специалистов в педагогической вузе: проблемы диагностики [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и моло-дых ученых, 29 мая 2009 «Современные проблемы науки, образования и про-изводства». - В 2 т. – Т.1. – Н. Новгород: НФ УРАО, 2009. – 488 с. - С.58-61 (0,2 п.л.)

38.Шептуховский М.В. Проблемы экологического образования младших школьников в контексте подготовки будущих учителей начальных классов [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и есте-ственных наук». – Журнал научных публикаций. - Москва, 2009. №7. – Т.II. – С.179-181. (0,2 п.л.)

39.Шептуховский М.В. Подготовка специалистов для начальной школы в контексте традиций российского естественно-научного образования [Текст] / М.В.Шептуховский // Материалы I Международной научной Интернет-конференции «Инновации и традиции в современном образовании». – Ста-рый Оскол: Изд-во РОСА. - 2009. – С.145-149. (0,2 п.л.)