1. Уточнение понятия педагогического управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе современного вуза.
Педагогическое управление учебной деятельностью студентов правомерно рассматривать как совместное управление (со-управление преподавателем и студентами во взаимодействии) процессом решения учебных задач путем использования таких познавательных процедур, как понимание, проектирование, коммуникация, рефлексия, относительно совместно конструированного содержания. Под учебной задачей понимается междисциплинарная ситуация, заданная в контексте профессиональной деятельности. Разрешение ситуации принято и осознано студентом как цель учебной деятельности и позволяет формировать универсальные познавательные процедуры, что невозможно без привлечения научных знаний.
2. Сущность педагогического управления учебной деятельностью студентов в вузе, отвечающего вызовам современной социокультурной ситуации.
В качестве вызовов современной социокультурной ситуации рассматриваются:
1) множественность и доступность информации наряду с повышающейся ценностью и ростом экономического потенциала знаний;
2) стремительное развитие информационно-коммуникационных средств, создавших огромные информационный и коммуникативный ресурсы;
3) неопределенность и динамичность, разнообразие и изменчивость внешней среды, процедуры выбора материальных и духовно-нравственных аспектов жизни человека.
Цель педагогического управления учебной деятельностью в современном вузе - развитие познавательной компетентности студентов как базиса их профессионального становления и развития.
Сущность педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе раскрывается:
- в принципах:
- дидактического резонанса, актуализирующего персонификацию на уровне учебного модуля как активизацию личностной позиции студента и вовлечение его в построение и осуществление собственной образовательной деятельности при педагогической поддержке и сопровождении преподавателем;
- гибкости и ситуативности, которые ориентируют на построение нелинейной модели образовательного процесса в вузе;
- событийности, основанной на общности эмоционально-ценностных, смысловых и деятельностных пространств участников образовательного процесса, объединенных в коллективный субъект чувством МЫ, и стимулирующей учебно-познавательную активность и креативность мышления посредством рефлексии преподавателей и студентов;
- субсидиарности, заключающейся в делегировании полномочий и ответственности для вовлечения студентов в со-управление их учебной деятельностью по всем системным характеристикам образовательного процесса;
- в характеристиках:
- ценностно-смысловая: приоритет персонификации образовательного процесса, проявляющейся в активности и осознании студентом личностного смысла обучения, реализации индивидуального маршрута обучения, как на уровне образовательной программы, так и на уровне учебной дисциплины, что сопряжено с удовлетворением человеческой потребности в смысле;
- технологическая: обеспечение нелинейности образовательного процесса в условиях многообразия путем использования современных средств коммуникации, через взаимообмен знаниями, сотрудничество, вовлечение студентов в со-управление;
- рефлексивная: усиление рефлексивного начала в деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов для конструирования общего смыслового образовательного пространства;
- в содержании функций педагогического управления:
- мотивации, основанной на принятии студентами идеи свободы выбора и ответственности за учебные результаты, создании ситуаций событийной общности;
- планирования посредством совместного (преподаватель и студенты) формирования индивидуальных и групповых целей изучения модуля (предметных и личностных), планирования индивидуальных и групповых маршрутов овладения учебным содержанием;
- организации целостного образовательного процесса на основе осуществления индивидуальных образовательных маршрутов;
- оперативной координации действий всеми участниками образовательного процесса на основе понимания общих предметных и личностных целей, интересов, предпочтений;
- приоритетности само- и взаимоконтроля над внешним контролем;
- коррекции, актуализирующей потребность участников образовательного процесса в изменениях себя и своей деятельности;
- в коммуникативной системе взаимодействия, возникшей в информационной образовательной среде, обеспечивающей мобильность и гибкость в выборе различных моделей организации обучения на основе информационно-обменных процессов в системе «человек - информация - человек».
3. Характеристики познавательной компетентности студентов как результата педагогического управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе современного вуза.
Познавательная компетентность студентов понимается как способность и готовность осуществлять познавательную деятельность на основе умений по управлению знаниями. Познавательная компетентность студентов в вузе характеризуется:
- устойчивой мотивацией обучения на основе принятия идеи постоянной ревизии актуальности личностного знания, значимости для его развития объективного знания и способов работы с ним в современной социокультурной и профессиональной средах;
- опытом осуществления операций со знанием в соответствии с его жизненным циклом; выстраивание целостной системы личностного знания (явное - не явное - культурное); конструирование стратегии взаимодействия содержательной и операциональной сторон познавательной деятельности для развития личностного знания (управление знанием);
- способностью организации коммуникаций в процессе реализации жизненного цикла знания, рассматриваемых как взаимодействие творческих процессов участников коммуникаций, взаимообмен знаниями и способами действий;
- способностью критического оценивания своих знаний на фоне прежнего опыта, определения разрывов в знаниях и способов их устранения; оценку содержательной наполненности системы личностного знания и успешности осуществления операций жизненного цикла знания;
- эмоционально-волевая регуляцией процесса познавательной деятельности.
Познавательная компетентность, являясь условием формального, неформального и информального образования, и обладает такими общими свойствами любой компетентности, как динамичность, незавершенность, постоянство развития.
Критерии сформированности познавательной компетентности разделяются на предметные/знаниевые (показатели: сформированность обобщенных знаний, инновационность знаний, восприимчивость к другому знанию и др.) и личностные (показатели: мотивация обучения, степень владения умениями по работе с информацией и знаниями - отбор, хранение, систематизация, интерпретация, распространение; умение строить личностное знание на основе информации; коммуникационные умения; умений критически оценивать свои знания и умения по управлению знанием; уровень самоуправления).
4. Технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе современного вуза (технология метапознавательных проектов).
Новая сущность педагогического управления порождает введение соответствующего методического инструментария, обеспечивающего развитие познавательной компетентности студентов в ее новой трактовке.
Технология метапознавательных проектов (метапроектов), как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе, включает в себя этапы:
- смыслообразующий этап (сознание): мотивация через поиск смысла в решении ситуации как смысла изучения модуля (самоопределение в предметном и личностном смыслах);
- понятийно-проектировочный этап (понимание и проектирование): определение в теме, проектирование траектории осуществления действий по разрешению ситуации; определение источников информации, способах работы с информацией, способах взаимодействий в процессе решения учебной задачи;
- операционально-деятельностный этап (действия и коммуникации): осуществление индивидуально-группового маршрута по реализации метапроекта, построение коммуникаций (внутри микро-групп, группа - преподаватель, студент-преподаватель); последовательная демонстрация собственных решений и экспертиза проектов других микро-групп, активизирующая пошаговую рефлексию; защита проекта как личностно значимого и ценного в прикладном аспекте результата;
- рефлексивно-смысловой (осознание): само- и взаимоконтроль осуществленной деятельности: ее процесса, результата, достижения целей. Анализ познавательной деятельности с позиций новых характеристик познавательной компетентности. Этап включает обращение к самосознанию личности, создавая стимул к развитию умений учебной деятельности и ее результата;
- корректирующий этап является сопровождающим все предшествующие этапы; цель - сформировать готовность к постоянным изменениям себя и своей деятельности.
5. Закономерности, характеризующие педагогическое управление учебной деятельностью студентов в образовательном процессе современного вуза.
Выявленные закономерности заключаются во взаимосвязи:
- между успешностью учебной деятельности студентов и поддержанием баланса свободы и контроля: успешность учебной деятельности студентов зависит от умения преподавателя поддерживать оптимальное равновесие между свободой выбора и контролем учебной деятельности студента в инновационной образовательной среды; при этом успешность учебной деятельности студентов ведет к возрастанию значимости и объема внеаудиторной учебной работы студентов и внеаудиторной деятельности преподавателя для оперативного консультирования и контроля;
- между персонификацией и мотивацией: реализация персонификации образовательного процесса через вовлечение в со-управление учебной деятельностью повышает мотивацию студентов к обучению на основе принципов субсидиарности и событийности;
- между удовлетворенностью участников образовательного процесса и характером педагогического управления в условиях инновационной образовательной среды: принятие и реализации принципов педагогического управления повышает удовлетворенность преподавателей и студентов.
6. Эвристический потенциал реализации концепции.
Концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов создает возможности для проектирования образовательных процессов в условиях инновационных образовательных сред (нелинейная, гетерогенная, виртуальная и др.), выбор которых обусловлен целевыми приоритетами.
Нелинейная образовательная среда конструируется с целью персонификации обучения за счет индивидуальных образовательных маршрутов, отличающихся в содержательном и операциональном планах, предоставляя выбор параметров обучения студентам.
Гетерогенная образовательная среда, отличающаяся многообразием мотивационных установок и характеристик субъектов обучения, конструируется с целью удовлетворения разнообразных и неоднородных образовательных потребностей ее субъектов.
Виртуальная образовательная среда, рассматриваемая как часть сетевого коммуникационного пространства, в котором разворачивается образовательный процесс, ориентирована на максимальное использование информационно-коммуникационных ресурсов.
7. Характеристика и готовность преподавателей вуза как субъектов педагогического управления учебной деятельностью студентов.
Основные субъекты педагогического управления учебной деятельностью студентов в вузе - преподаватели, которые непосредственно осуществляют педагогическое управление учебной деятельностью студентов:
- принимают ценности компетентностного подхода в образовании, понимают познавательную компетентность студента как базис профессионализма будущего специалиста, которому предстоит жить в обществе, основанном на знаниях;
- способны ориентировать студентов на успех;
- изменяют систему взаимодействий со студентами, обеспечивая интерактивность, их вовлеченность в познавательную деятельность, сопричастность, самостоятельность и ответственность;
- организуют нелинейный образовательный процесс, обеспечивающий гибкость и персонификацию образования при реализации в обучении потребности в смысле;
- создают атмосферу, объединяющую участников образовательного процесса и создающую положительный настрой на обучение и развитие.
Готовность преподавателя вуза к новому педагогическому управлению учебной деятельностью студента - позиция преподавателя, основанная на принятии идеи изменений, понимании причин, направлений, сущности, последствий этих изменений, уверенности в достаточности собственной профессиональной компетентности для реализации изменений, желании к самоизменению и изменению своей деятельности.
Подготовка преподавателей вуза связана со снятием естественно возникающих при введении инноваций затруднений, прежде всего: стереотипности реализуемой модели образовательного процесса, низкой технологической компетентности в области информационных и новых педагогических технологий. Подготовку преподавателей целесообразно рассматривать как обязательную часть комплексной подготовки к системным изменениям в вузе и осуществлять в рамках системы повышения квалификации, кафедральных методических семинаров, постоянно действующих в вузе консультационных центров.
1Игнатьева, Е.Ю. Образовательный процесс по специальности «Управление качеством»: взгляд с точки зрения компетентностного подхода // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 4. – 0,8 п.л.
2Игнатьева, Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации // Университетское управление: теория и практика. 2006. №6 (46). – 0,8 п.л.
3Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в современном университете // Качество. Инновации. Образование. 2006. №3 (19). – 0,75 п.л.
4Игнатьева, Е.Ю. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании // Высшее образование в России. 2006. №12. – 0,8 п.л.
5Игнатьева, Е.Ю. Компетентностный подход в менеджменте знаний вуза // Интеграция образования. – 2007. – №1 (46). – 0,7 п.л. (поступила 25.05.06).
6Игнатьева, Е.Ю. Концептуальный анализ моделей в менеджменте знаний в образовании // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – №2. – 0,5 п.л. (поступила 19.11.06).
7Игнатьева, Е.Ю. Роль менеджмента знаний в стратегическом развитии университета // Инновации. 2007. №5 (103). – 0,7 п.л. (поступила 14.05.06).
8Игнатьева, Е.Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №2. – 0,7 п.л.
9Игнатьева, Е.Ю. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе // Высшее образование в России. 2008. № 4. – 0,5 п.л.
10Игнатьева, Е.Ю. Системно-синергетическое управление образовательным процессом современного вуза // Человек и образование. 2009. № 3. – 0,5 п.л.
11Игнатьева, Е.Ю. Познавательная компетентность студентов в современном социокультурном контексте // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 9. – 0,75 п.л.
12Игнатьева, Е.Ю. Концепция педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №2. – 0,7 п.л.
13Игнатьева, Е.Ю. Метапроект как технология педагогического управления учебной деятельностью студентов в современном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 4 – 0,6 п.л.
14Игнатьева, Е.Ю. Подготовка преподавателей к педагогическому управлению учебной деятельностью студентов в условиях системных изменений образовательного процесса вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – 0.5 п.л.
15Игнатьева, Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов на основе метапроектов // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – №9, – 0,5 п.л.
16Игнатьева, Е.Ю. Анализ моделей традиционного и развивающего обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2013. – № 74. Т.2. – 0.5 п.л.
17Игнатьева, Е.Ю. Роль диагностики дидактической компетентности в профессиональном и личностном развитии преподавателя вуза// Вестник Новгородского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2014. – № 79. – 0,5/0,25 п.л. (в соавторстве)
Монографии
18Игнатьева, Е.Ю. Удовлетворенность персонала вуза профессиональной деятельностью как фактор качества образования // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: коллективная научная монография; Т.1. – СПб.: Смольный институт РАО; Кострома: КГУ, 2005. – 0,5 п.л.
19Игнатьева, Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшее школе: монография. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 9 п.л.
20Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в системе менеджмента качества вуза: монография. – М.: ИЦПКПС, НовГУ, 2007. – 7,25 п.л.
21Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография. – Великий Новгород: АНО «ИНО-центр», НовГУ, МИОН, 2008. – 17,5 п.л.
22 Игнатьева, Е.Ю. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования : монография / М. Н. Певзнер, Е.В. Иванов, Е.Ю. Игнатьева, П.А. Петряков, Г.А. Федотова, Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин; сост. и общ. ред. Е.В. Иванова, М.Н. Певзнера. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 25,94 печ. л. / 2,7 печ. л.
23 Игнатьева, Е.Ю. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования: научное электронное издание / М.Н. Певзнер [и др.] - Институт научной информации и мониторинга РАО, 2011. [Электронный ресурс] (Свидетельство №17148 от 31.05.2011 г. о регистрации электронного ресурса).
24Игнатьева, Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. – СПБ.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. – 19,3 п.пл.
25Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография / Игнатьева Е.Ю. и [др.] / ФГБНУ «ИПО ОВ РАО». Под общей ред. О.Б. Даутовой, А.В. Тор-ховой. СПб.: Изд-во Полит. Ун-та СПб, 2014. – 18,75/3 п.л.
Учебные пособия
26Игнатьева, Е.Ю., Карданова Е.Ю., Исаев В.А. Разработка педагогических тестовых материалов: методические указания. – Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 4.4/2.75 п.л.
27Игнатьева, Е.Ю., Федотова Г.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 8.9/6 п.л.
28Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в системе менеджмента качества в вузе. Эксперимен. учебная авторская программа - М.: ИЦПКПС, 2006. – 2 п.л.
29Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в образовании: учеб. пособие // СПб: ЛОИРО, 2007. – 11.25/8 п.л.
30Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе в вузе: активизация мыслительной деятельности студентов - Великий Новгород: НовГУ, 2008. – 7,1 п.л.
31Образовательный менеджмент: электронное учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е.Ю.Игнатьева [и др.]. - Институт научной информации и мониторинга РАО, 2011. [Электронный ресурс] (Свидетельство №17149 от 31.05.2011 г. о регистрации электронного ресурса).
32Игнатьева, Е.Ю. Метапроекты в управлении учебной деятельностью студентов вуза: Методические указания. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. – 2 п.л.
33Игнатьева, Е.Ю. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе вуза: метод. рекомендации НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2013. – 5,25 п.л.
34Игнатьева, Е.Ю. Организация самостоятельной работы студентов : методические рекомендации НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2013. – 3,5 п.л.
35Игнатьева, Е.Ю. Средства оценивания результатов обучения студентов вуза: методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 2014. – 3,9 п.л.
Материалы, статьи и тезисы международных и всероссийских конференций
36 Игнатьева, Е.Ю. Технологическая культура преподавателя как одно из условий повышения реализуемого уровня качества образования // Развитие квалиметрии человека и образования: теоретические постановки и практика. Кн.5: материалы 10 Симпозиума. М.: ИЦПКПС, 2002. – 0,56 п.л.
37Игнатьева, Е.Ю. Вектор изменений в высшей школе: от учебной к образовательной деятельности // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Вып.8. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 0,31 п.л.
38Игнатьева, Е.Ю. О самоопределении студентов в профессиональной деятельности // Современно образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы международной конференции.- Томск: ТГУСУИР, 2007. – 0,13/0,1 п.л. ( в соавтор.)
39Игнатьева, Е.Ю. Психологический портрет современного студенчества // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. НовГУ. Вып.10. – Великий Новгород, 2008. – 0,25/0,15 п.л. (в соавтор.)
40Игнатьева, Е.Ю. О новой дидактической системе в информационной образовательной среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 6. – 0,75 п.л.
41Игнатьева, Е.Ю. Педагогическое проектирование как совместная инновационная деятельность преподавателя и студента в учебном процессе высшей школы // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. НовГУ. Вып.11. Кн.1 – Великий Новгород, 2009. – 0,3/0,15п.л. (в соавтор.)
42 Игнатьева, Е.Ю. Оценка удовлетворенности студентов на основе NPS- технологии // Ученые записки Института непрерывного педагогического образо вания: сб. статей / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Вып. 13. – Великий Новгород, 2011. – 0,3/0.15п.л. (в соавтор.)
43Игнатьева, Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов как проблема в педагогическом образовании // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст./ под общ. ред. И.И. Соколовой. – СПб: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 0,5п.л.
44Игнатьева, Е.Ю. Определение подходов к психолого-педагогической подготовке аспирантов // Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. ст. / под общей ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. - 476. – 0,7 п.л.