Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ США НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Раскрыты стратегии и тенденции развития институциональных преобразований в высшей школе США. Систематизированы модели преобразований с учетом общих характеристик вузов, выявлены их преимущества, недостатки, области  практического приложения: для эволюционных - распределение ресурсов, интенциональных - стратегическое планирование, моделей жизненного цикла - прогнозирование развития вуза, диалектических - переговорные процессы в вузе, социально-когнитивных - новый управленческий инструментарий, культурологических моделей - развитие «культуры преобразований». Определены организационно-педагогические условия  использования их в образовательной практике.
  2. Выявлены и систематизированы основные концепции и модели управления институциональными преобразованиями в высшей школе США в аспекте их эволюционного развития на рубеже XX и XXI веков: традиционная административная модель, модель «соучастия», кластерная модель, модель открытой системы. Представлен инновационный рискологический подход к управлению институциональными преобразованиями в высшей школе.  Определены принципы и особенности управления институциональными преобразованиями с учетом вызовов современного мира и экономического кризиса..
  3. Определены концептуальные позиции американских ученых применительно к практике управления институциональными преобразованиями в высшей школе США на рубеже XX и XXI веков, которые могут быть использованы при оценке и решении образовательных проблем в России в период модернизации профессионального образования: внедрение основных концептуальных идей синхронных изменений в развитии профессионального образования, учет особенностей вариативной подготовки компетентных специалистов, трансформация содержания профессиональной подготовки с учетом этнического многообразия, применение инновационных обучающих технологий с ориентацией на развитие личности студента, создание современной системы профориентации, профотбора и интеграции новых специалистов в мировые социумы.
  4. Представлено целостное рассмотрение инновационных факторов учебного процесса, способствующих управлению  институциональными преобразованиями: использование системы кредитных единиц и академическая мобильность. Система кредитных единиц обоснована в качестве механизма управления институциональными преобразованиями в высшей школе США.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Белякин А.М. Система кредитных единиц: опыт американских университетов. Монография.- Казань, Изд-во Казанского ун-та, 2006.- 100 с. ..

2. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями в высшей школе за рубежом: организационно-педагогический аспект. Монография.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008.- 152 с..

3. Т.М Трегубова., Р.Г.Сахиева, А.Р. Масалимова, А.М.Белякин, А.В. Фахрутдинова, Э.Х.Тазутдинова. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования: Коллект. монография - Казань: изд-во «Отечество», 2008. – 131с.

4. Концептуальный анализ современных образовательных трансформаций. // Актуальные вопросы языкового образования. – Коллект. монография – Под общ. ред. Ф.Л.Ратнер. –-Казань: Изд-во Казанс. гос. ун-та, 2008, - С.18-22

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

5. Белякин А.М. Академическая мобильность и качество обучения за рубежом // Казанский педагогический журнал: Изд-во «Магариф», 2007. - №2. - С.115 – 122

6. Белякин А.М. Послесреднее образование в США: основные тенденции преобразований. // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 10 . – С. 50-57

7. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями в высшей школе за рубежом: глобальные тенденции // Казанский педагогический журнал: Изд-во «Магариф», 2008. - № 10. – С.118 – 122

8. Белякин А.М. Одновременно учимся в школе и колледже: дуальные программы в США // Среднее профессиональное образование. – М.: Изд-во СПО, 2008. - № 11. – С.77-80

9. Белякин А.М. Высшее профессиональное образование в США: основные тенденции преобразований // Педагогика, 2009. – № 7. – С.119 - 123

10. Белякин А.М. Из колледжа – в вуз: академическая мобильность студентов в США. // Среднее профессиональное образование. – М.: Изд-во СПО, 2009. – № 5. – С.120-122

11. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями как условие развития вуза //Саморазвитие и образование. – Изд-во «Центр инновац. технологий», 2009. – № 1(11). – С.36-41

12. Т.М.Трегубова, А.Р. Масалимова, Р.Г.Сахиева, А.М.Белякин, А.В. Фахрутдинова, Э.Х.Тазутдинова, Д.А.Уметбаева Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства // Казанский педагогический журнал: Изд-во «Магариф», 2009. - № 2. – С.110 – 118

Учебные, методические пособия, методические рекомендации

13. Английский язык. Сборник текстов для внеаудиторного чтения: учеб. метод. пособие / А.М.Белякин [и др.]. – Казань: КГМУ, 2005. – 26 с.

14. Английский язык. Сборник разговорных тем: учеб. метод. пособие / А.М.Белякин [и др.]. – Казань: КГМУ, 2005 – 26с.

15. Терминологический словарь-глоссарий «Международное образование и здоровьесберегающая среда учебного заведения: категории, понятия, дефиниции / Под ред. акад. Мухаметзяновой Г.В. – Казань: ИПП ПО РАО, 2007. – 40 с.

16. Белякин А.М. Сборник контрольных работ по английскому языку. Учебно-методическая разработка для самостоятельной работы студентов. / А.М.Белякин [и др.]. – Казань.- КГМУ.-2008.- 34 с.

17. Методические рекомендации для преподавателей по обучению английскому языку/ А.М.Белякин [и др.]. – Казань: КГМУ, 2008. – 26 с.

18. Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте Болонского процесса. Учеб. метод. пособие / А.М.Белякин [и др.]. – Казань: «Данис», ИПППО РАО, 2008.- 106 с.

19. Формирование академической мобильности студентов высших учебных заведений в едином образовательном пространстве. Методические рекомендации / А.М.Белякин [и др.]. – Казань: Изд-во «Отечество», 2009. – 56 с.

Статьи и тезисы в сборниках научных трудов и материалах конференций

20. Белякин А.М., .Загряцкая А.А. О некоторых способах и средствах профессионального отбора / Совершенствование работы и методы профессиональной ориентации молодежи. – Казань: КФЧГУ, 2000. - С.29-30.

21. Белякин А.М. Максимова М.Н., Кулькова В.Ю. Multinational integrity of soсial work of Europe in conditions of globalization / Social work in a futere Europe: тез. междун. конф. Copenhagen: 2003. – C.23-24.

22. Белякин А.М. Загряцкая А.А Об опыте использования компьютерной технологии обучения английскому языку в медицинском вузе / Научные и методические проблемы преподавания иностранных языков в медицинских и фармацевтических вузах. - М., 2003. - С.59-61.

23. Белякин А.М. Контроль качества профессионального обучения на основе достижения корпоративных целей / Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе. – Казань: КГЭУ, 2005. - С.135-136.

24. Белякин А.М. ECTS как фактор интеграции профессионального образования в странах Евросоюза / Образование и воспитание социашльно-ориентированной личности студента. – Казань: ИПППО РАО, 2005. - С.59-64.

25. Белякин А.М. Проблемы языковой подготовки на факультете МВСО./Актуальные проблемы совершенствования системы здравоохранения: сбор. науч.трудов, посвящ. 10-летию фак-та менедж-та и высш. сестринского образования. – Казань: КГМУ, 2005. - C. 13-14

26. Белякин А.М Пальжева Л.Г., Вахитова В.А. Некоторые особенности обучения иностранному языку на заочном отделении факультета МВСО. / Актуальные проблемы совершенствования системы здравоохранения: сбор. науч.трудов, посвящ. 10-летию фак-та менедж-та и высш. сестринского образования. – Казань: КГМУ, 2005. - C. 12-13.

27. Белякин А.М. Система кредитных единиц как инструмент повышения качества программ по иностранному языку. / А.М.Белякин // Иностранный язык и методика его преподавания. –Казань: КГУ, 2006. – C.131 – 136.

28. Белякин А.М. Система академических кредитов как необходимое условие обеспечения мобильности студентов. / Актуальеые проблемы и перспективы развития медико-профилактического дела в Российской Федерации: мат-лы науч. прак. конф. /Под ред. Н.Х.Амирова.- Казань, 2006.- С.100-102.

29. .Белякин А.М. К вопросу о качестве социальной защиты больных тяжелым хроническим недугом. / Ресурсы социальной работы в 21 веке: мат-лы науч. прак. конф. /Под ред. Н.Х.Амирова.- Казань, 2006.- С.94-95.

30. .Белякин А.М Академическая мобильность – потенциал повышения качества обучения. / Академическая мобильность субъектов образовательного процесса: миссия, сущность и содержание. – Казань: ИПП ПО РАО, 2007. - С. 47 – 56.

31. Белякин А.М. Организационная культура как элемент управления современным университетом. / Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междунар. науч. конгр., Казань, 17-18 апр. 2007 г./ Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С365-367.

32. Белякин А.М Иностранный язык в неязыковом вузе: в предверии Болонских преобразований / Иностранные языки в современном мире. – Казань: КГУ. - 2007. - С. 115-120.

33. Белякин А.М. Развитие межкультурной компетентности в среде обучения иностранному языку / Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы в 2 ч. / КГУКИ; материалы Межд. науч. конф., Казань. 17-18 апреля 2008 г., Изд-во КГУКИ, 2008. – Ч.1.-С.219-222

34. . Белякин А.М Развитие технологии дистанционного обучения в США. / «Наука и образование – 2008» [Электронный ресурс]/МГТУ. Материалы международной научно-техничнеской конференции «Наука и образование – 2008», НТЦ «Информрегистр» 0320800238 от 21.01.08 г. С.31-34

35. Белякин А.М. Ибрагимова А.С. Оценка уровня языкового развития студента на основе языкового портфолио. / Иностранные языки в современном мире. – Казань: КГУ, 2008.-С59-61.

36. Белякин А.М. Профессиональное обучение в контексте достижения корпоративных целей. / Материалы республ. науч. практ. конф., Казань. 30 марта 2008 г., С. 94-96

37. Белякин А.М Формирование здоровьесберегающей компетентности на основе управления рисками / «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста». Материалы научно-практической конференции 26/09/2008г., Казань, изд-во «Отечество», 2008. – С.266-267.

38. Mitesh Nikam, Belyakin A. Competence-based education of social workers in Kazan Medical University / «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» Материалы научно-практической конференции 26/09/2008г., Казань, изд-во «Отечество», 2008. – С.268-270.

39. Белякин А.М Механизмы переноса кредитных единиц при академической мобильности студентов в США / «Формирование академической мобильности студентов в контексте международной образовательной интеграции». Материалы республиканской научно-практической конференции, 19 ноября 2008г., Казань: ИПППО РАО, 2008. – С.75-79

40. Белякин А.М., Загряцкая А.А. Академическая мобильность студентов в колледжах США / «Формирование академической мобильности студентов в контексте международной образовательной интеграции». Материалы республиканской научно-практической конференции, 19 ноября 2008г., Казань: ИПППО РАО, 2008. – С.83-84.

41. Белякин А.М. Инновационное развитие академической мобильности студентов на региональном уровне / «Российские регионы на современном этапе: экономика, политика, образование». Материалы региональной научно-практической конференции, 10 февраля 2009г., Чебоксары:, 2009. – С.167-170

42. Белякин А.М. Развитие межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку / Материалы международной научной конференции «Вопросы филологическмой науки», С-Петербург, ЛГУ, 2009. – С.133-136

43. Белякин А.М. Использование системы кредитных едниц в условиях образовательного кластера / Тезисы международной научно-практической конференции «Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера» Казань, ИПППО, 2009. – С.36-39.

44. Белякин А.М. Опыт институциональных преобразований в высшей школе США: информационные технологии и дистанционное обучение / Тезисы 2-й международной научно-практической конференции «Иностранные языки в современном мире», Казань, КГУ, 2009. – С.54-57.

45. Белякин А.М. О зарубежном опыте взаимодействия учебных заведений с производством на основе дистанционного обучения. / Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Дуальная форма профессиональной подготовки компетентных специалистов», Казань, 2009 – С.30-33

46. Белякин А.М Болонские преобразования в преподавании иностранного языка / Материалы 2 междун. науч. прак. конф. «Язык и культура: проблемы, поиски, решения». – Ульяновск, 2009.- С.166-169

47.. Белякин А.М , Никам М. Зарубежный опыт социального партнерства при подготовке конкурентоспособного специалиста / «Социальное партнерство как фактор становления конкурентоспособного специалиста в учебных заведениях профессионального образования». Материалы междун. науч. прак. конф. Чебоксары, 2009. – (в печати)

48. Белякин А.М. Инструментарий кредитных единиц в социальном партнерстве / «Социальное партнерство как фактор становления конкурентоспособного специалиста в учебных заведениях профессионального образования». Материалы междун. науч. прак. конф. Чебоксары, 2009. – (в печати)

49. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями в высшей школе: организационно-педагогический аспект. / «Проблемы психологии и управления в современных условиях». Сб. научных статей, Набережные Челны, 2009. – (в печати).