Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. разработана, научно обоснована концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, отвечающего потребностям общества на современном этапе; определена и научно обоснована совокупность методологических подходов (историко-культурологический; художественно-эстетический; комплексно-интегративный; культурно-региональный; личностно-деятельностный)  и  комплекс общих, частных и специфических дидактических принципов (гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения), составляющих теоретическую базу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства;
  2. выявлены и научно обоснованы сущность, содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», как целостного процесса познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности;
  3. уточнено и дополнено понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении  с категориями  «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое  определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная,  гуманистическая,  ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства;
  4. разработана и внедрена модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия, результат.
  5. научно обоснован и внедрен комплекс педагогических условий эффективной реализации  системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: общие условия результативности протекания целостного процесса обучения; специфические условия, определяемые особенностями организации процесса обучения  изобразительному искусству; частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства;
  6. определены критерии, и показатели выявления уровней познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности как  компонентов, составляющих основу  профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.
Список опубликованных работ
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1.Банников В.Н. О культуросообразной модели в системе этнокультурного образования учителя. [Текст] //М.: Вопросы гуманитарных наук №2, 2007.- С. 326-334

2.Банников В.Н. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной сис-темы поствузовского дополнительного образования. [Текст] //М.: Искусст-во в школе №3, 2007.- С.15-18.

3.Банников В.Н. Разработка проблем этнохудожественного образования в разных регионах России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). [Текст] //М.: Вестник МГУКИ №2, 2007.- С.10-16.

4.Банников В.Н. Этнопедагогическая модель этнокультурного образования учителя. [Текст] //М.: Вестник МПГУ №2, 2007.- С. 18-24.

5.Банников В.Н. Этнохудожественное образование в России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). [Текст] //М.: Искусство и образование №5 (49), 2007.- С. 46-51.

6.Банников В.Н. Этнофутуристическое движение в Югре: Манифест этно-футуризма. [Текст] //М.: Вопросы культурологии №1, 2008.- С. 61-64.

7.Банников В.Н. Этнопедагогическая модель в системе этнохудожественно-го образования учителя. [Текст] //М.: Педагогическое образование и наука. №3, 2008.- С.35-39.

8.Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на раз-витие творческого мышления и познавательной активности учащихся. [Текст] //М.: Педагогическое образование и наука. №3, 2008.- С. 83-86. /в соавторстве/

9.Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этно-педагогического образования (культурологическая, психологическая, вос-питательная составляющая). [Текст] //М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.

10.Банников В.Н. Профессиональное становление будущего учителя изобра-зительного искусства в системе художественно-педагогического образова-ния. [Текст] //М.: Искусство и образование, 2009.

Монографии, учебно-методические пособия:

11.Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного ин-тереса в условиях разноуровневого образования. Монография. [Текст] М., ИОО МО РФ, 2004. 7,9 п.л.

12.Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликуль-турного пространства. Монография. [Текст] М., РИО ФИРО. 2009. 14,3 п.л.

13.Банников В.Н. Художественный текстиль, эмаль. Творческая моногра-фия. [Текст, иллюстрации] - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009.- 52 с., 6 п.л.

14.Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство. Учебная программа для ДШИ (1-8 классы). [Текст] – Нефтеюганск, 2000. – 2 п.л.

15.Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе художест-венного образования. Программно-методическое пособие. [Текст] - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2004. 7,3 п.л.

16.Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе. Про-граммно-методическое пособие. [Текст] - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Поли-графист». 2005. 3 п.л. / В соавторстве /, личный вклад автора 2 п.л.

17.Банников В.Н. Конкурс «Сердце отдаю детям» - школа профессиональ-ного мастерства/ В сб. «Учитель года». Методическое пособие. [Текст] - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2005. 20,5 п.л. / В соавторстве /, личный вклад автора 2,5 п.л.

18.Банников В.Н. Конкурс «Учитель года» школа профессионального мас-терства. Методическое пособие. [Текст] - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Поли-графист», 2007. 32,5 п.л. / В соавторстве /, личный вклад автора 3,5 п.л.

19.Банников В.Н. Изобразительное искусство в школе. Региональный ком-понент. Программно-методическое пособие. [Текст] - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2007.- 40 с., 2,5 п.л. /В соавторстве/, личный вклад автора 1,5 п.л.

20.Нормативные документы для жюри конкурса педагогов дополнительно-го образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сердце от-даю детям». [Текст] - Ханты-Мансийск: РИО ИРО. 2008.- 32 с., 2,2 п.л.

Научные статьи, доклады:

21.Банников В.Н. Художественно-эстетическое воспитание учащихся школы искусств средствами декоративной композиции [Текст] / В сб. «Со-творение». Сост. С.Н.Зонина.- Нефтеюганск, 1999. – С.71-75.

22.Банников В.Н. Югорские мотивы. Окружная выставка художников. [Текст] – Ханты-Мансийск: «Югра». 2002, № 3. С.42-43. 0,4 п.л.

23.Банников В.Н. Творческие планы. Наш вернисаж. [Текст] - Ханты-Мансийск: «Югра».2002, №10. С.73-74. 0,4 п.л.

24.Банников В.Н. Теоретические принципы и закономерности декоратив-ной композиции [Текст] /В сб. «Гуманитарные науки Югории», №1.- Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.- С. 58-77, 3 п.л.

25.Банников В.Н. Творчество вокруг нас. [Текст] Ханты-Мансийск: «Вест-ник культуры», №6, 2003.- С. 4-6, 0,6 п.л.

26.Банников В.Н. Система художественно-эстетического поствузовского образования [Текст] / В информационно-аналитическом сб. ИПК и РРО. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2004.- с.136-138. 0,5 п.л.

27.Банников В.Н. Психологическое здоровье школьников в процессе ху-дожественно-творческой деятельности. [Текст] / В сб. «Образование: пробле-мы, поиски, решения», №6. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист».2004.- С.91-94 /в соавторстве/.

28.Банников В.Н. Принципы этнохудожественного образования в рамках поликультурного пространства. [Текст] /В сб. «Гуманитарные науки Юго-рии», №4.– Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист».2005.- С.108-112, 0,8 п.л.

29.Банников В.Н. Природа художественного творчества. [Текст] /В сб. «Гуманитарные науки Югории», №5. - Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист». 2006.- С.62-67, 0,9 п.л.

30.Банников В.Н. Сохранение народных традиций в рамках курсовой под-готовки учителя изобразительного искусства. [Текст] / В сб. «Искусство педа-гогики – педагогика искусства», вып 5.- М.: АПКиППРО «Академия», 2007.- С. 34-39, 0,5 п.л.

31.Банников В.Н. Этнокультурное образование в рамках курсовой подго-товки учителя изобразительного искусства [Текст] / В сб. «Этномир: образо-вание и культура», №1. – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист». 2007.- с. 127-136, 0,8 п.л.

32.Банников В.Н. Разработка проблем этнохудожественного образования в России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) [Текст] /В сб. статей Международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в еди-ном мировом пространстве., т.1- М.: Издательский дом МГУКИ, 2007.- С.346-352, 0,5 п.л.

33.Банников В.Н. Разноликая кукла «Акань». [Текст] //М.: Народное твор-чество №4, 2007.- С.22-25, 1 п.л.

34.Банников В.Н. Этнофутуристическое движение в Югре. Манифест эт-нофутуризма. [Текст] М.: ВТОО «СХР».- 12 с., 0,8 п.л.

35.Банников В.Н. Русский язык и информатизация. Всероссийский кон-курс «Учитель года 2007». [Текст] /В сб. «Гуманитарные науки Югории», №6.- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист». 2006.- с.60-67, 0,9 п.л.

36.Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство обских угров. [Текст] /В сб. «Образование: проблемы, поиски, решения», №12.- Ханты-Мансийск, 2007.- С. 136-143, 0,7 п.л.

37.Банников В.Н. Опыт регионального художественного образования в рамках курсовой подготовки учителя. [Текст] В сб. «Педагогический калей-доскоп».- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2008.- С.63-67, 0,5 п.л.

38.Банников В.Н. Фестиваль ремесел финно-угорских народов. История и настоящее. [Текст] - Ханты-Мансийск: «Югра». 2008, №6.- С.40-43, 0,5 п.л.

39.Банников В.Н. Современное народное искусство России. [Текст] - Хан-ты-Мансийск: «Югра». 2008, №9-10.- С.144-149, 0,7 п.л.

40.Банников В.Н. Три напева о России и Югре. [Текст] - М.: «Дом культу-ры». 2008, №7.- С.11-17, 0,89 п.л.

41.Банников В.Н. Роль региональных программ эстетического воспитания и художественного образования в процессе обучения основам народной ху-дожественной культуры [Текст] // Этнохудожественная образовательная сис-тема России теория и практика/ Сб. матер. Всероссийской научно-практич. конференции.- Магнитогорск, 1998. – С.10.

42.Банников В.Н. Эстетическое воспитание как вхождение ребенка в кон-текст культуры. Обучение декоративно-прикладному искусству важный ком-понент процесса эстетического воспитания и художественного образования // Культура современного урока [Текст] / Сб. матер. Областной научной кон-ференции.- Тюмень, 1998. – С.5.

43.Банников В.Н. Особенности внедрения регионального компонента в Ба-зисный учебный план образовательных учреждений ХМАО на примере куль-туротворческих дисциплин [Текст] // Культуротворческая среда и ее роль в системе профессионального образования/ Сб. матер. Областной научной конференции.- Тюмень, 2001. – С.22-24.

44.Банников В.Н. Этнопедагогические аспекты формирования основ эсте-тической культуры личности средствами народного искусства [Текст] // От ремесла к искусству/ Сб.матер. Международной научно-практич. конферен-ции.- Ханты-Мансийск, 2002. – С.4-7.

45.Банников В.Н. Народное искусство как основа формирования эстетиче-ской культуры личности в этнопедагогическом процессе [Текст] // Народное искусство: прошлое и современность/ Сб. матер. Всероссийской научной кон-ференции.- Смоленск, 2002.- 1 часть. С.185-191.

46.Банников В.Н. Учитель как носитель народных традиций //Непрерывное этнохудожественное образование [Текст] / Сб. матер. Всерос-сийской научно-практ. конференции. – Шуя., 2005.- с.42-44.

47.Банников В.Н. Особенности художественного пространства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Текст] //Искусство в современном мире / Сб. матер. Окружной научной конференции.- Ханты-Мансийск., 2004., с.48-58.

48.Банников В.Н. Этнохудожественное образование в поликультурном пространстве [Текст] // В сб. «Кирилло-Мифодиевские чтения».- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист». 2007. с. 32-38.

49.Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликуль-турного пространства [Текст] // Народное искусство- детям / Сб. матер. Ме-ждународной научной конференции. – Ханты-Мансийск: «РЦ ИРО», 2006., с. 13 -19.

50.Банников В.Н. Современные образовательные парадигмы народного искусства. [Текст] // Современное народное искусство России. Традиции и современность. /Сб. матер. Всероссийской научно-практической конферен-ции.- Вологда: «Полиграф-книга». 2008. с.51-55.

51.Банников В.Н. Народное искусство как средство социализации лично-сти учителя. /Социальная педагогика: традиции и практика [Текст] //Сб. мате-риалов Всероссийского конгресса социальных педагогов.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. /под ред. М.А.Галагузовой – в 4 ч.: ч.3 (315 с.), 2009. с.228-232. 0,5 п.л.

52.Банников В.Н. Опыт использования образовательной парадигмы «на-родного искусства» в системе образования, культурно-выставочной деятель-ности в России и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. [Текст] //Материалы Всероссийской Интернет-конференции «Инновационное образо-вание Удмуртской республики», Ижевск, 15-16 апреля 2009г. (www.udmschool.ru), 0,5 п.л.

53.Банников В.Н. Народное искусство как основа акмеологического роста учителя [Текст] /Народное искусство и современность. //Сб. матер. Всерос-сийской научно-практической конференции.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО. 2009. с.51-67. 1,4 п.л.

54.Банников В.Н. Образовательная, аксиологическая парадигма народного искусства [Текст] /Народное искусство и современность. //Сб. матер. Всерос-сийской научно-практической конференции.- Ханты-Мансийск: РИО ИРО. 2009. с.23-32. 0,8 п.л.

55.Банников В.Н. Полифункциональность и интеграции видов искусства в системе художественно-педагогического образования. [Текст] //Сб. на-уч.трудов «80-летию Института художественного образования РАО».- М.: ИХО РАО. 2009. с., 0,5 п.л.

Основные выставки автора:

1.Окружная художественная выставка «Югра художественная». 1996, 1998, 2000, 2002 г., г. Лангепас, Ханты-Мансийск. Картинная галерея, Музей геологии нефти и газа.

2.Персональные выставки: «Карусель времени». 1998г., г.Нефтеюганск, Ху-дожественная галерея «Метаморфоза»; «Югорские огни». 2004 г., г.Ханты-Мансийск, п. Талинка, г. Нягань, г. Советский, г. Югорск; 2005г., г.Уфа, Выставочный зал СХР РБ «Ильгам»; 2006г., г. Когалым, Музей изобрази-тельных искусств; 2007г., г.Ханты-Мансийск, Дом Правительства.

3.Окружная художественная выставка «Художественный текстиль» 2000г., г. Ханты-Мансийск. Окружной центр народного творчества.

4.Всероссийская художественная выставка «Север России 21 век». 2001г., г. Москва. Центральный дом художника.

5.Областная художественная выставка ВТОО «Союз художников России». 2002г., г. Тюмень. Музей изобразительных искусств.

6.Окружная художественная выставка в рамках Чемпионата мира по биат-лону «Арт-Югра». 2003 г., г. Ханты-Мансийск. Музей геологии, нефти и газа.

7.«Первая выставка» Ханты-мансийского окружного отделения ВТОО «Со-юз художников России». 2003 г., г. Ханты-Мансийск. Окружной центр на-родных художественных промыслов и ремесел.

8.IX Региональная художественная выставка ВТОО «Союз художников Рос-сии». «Урал – 2003», г. Екатеринбург. Краеведческий музей.

9.«Россия-X». Всероссийская художественная выставка ВТОО «Союз ху-дожников России».2004 г., г. Москва. Центральный дом художника.

10.Международная художественная выставка «Горячие художественные эма-ли». 2004г., г. Ярославль. Музей эмали «Эмалис».

11.Всероссийская выставка-пленэр «Россия-Арт-Югра». 2004г., г. Ханты-Мансийск. Дом-музей Народного художника СССР В.И.Игошева.

12.Выставка Российской Академии художеств. Уральский округ. 2004г., г. Ханты-Мансийск. Дом-музей Народного художника СССР В.И.Игошева.

13.Всероссийская выставка «Югра глазами художников России». 2005г., г. Москва. Галерея МОСХ.

14.Выставка Российской Академии художеств. Уральский округ плюс Санкт-Петербург. 2005г., г. Санкт-Петербург. Художественный музей академии им.Штиглица.

15.Выставка художников России и стран СНГ «Искусство огнем рожденное. Горячая эмаль». 2005г., г. Москва. Кремль.

16.Международная художественная выставка «Победа», посвященная 60-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945г.г., г. Москва. Центральный дом художника.

17.«Притча о художнике» выставка окружного отделения ВТОО «СХР». 2005г., Ханты-Мансийск. Окружной центр народных художественных про-мыслов и ремесел.

18.Традиционная выставка Тюменского областного отделения ВТОО «СХР». 2006г., г. Тюмень, Областной музей изобразительных искусств.

19.Всероссийская художественная выставка лауреатов «250-летию Россий-ской Академии художеств». 2007г. Уфа, Санкт Петербург. Галерея «Пре-зидент-отель».

20.Три напева о России и Югре. 2008г., г. Москва, Галерея ВТОО «Союз ху-дожников России», Сургутский художественный музей, Музей изобрази-тельных искусств города Когалыма.

21.Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусст-во России». 2008г., г. Вологда, Вологодская областная картинная галерея.

22.Всероссийская художественная выставка монументального искусства. 2008г., г. Ярославль, Ярославская областная картинная галерея.

23.Всероссийская художественная выставка «Москва». 2008г., г. Москва.

24.Региональная художественная выставка «Большой Урал». 2008г., г. Челя-бинск. Челябинская областная картинная галерея.

25.Всероссийская художественная выставка «Россия-ХI». 2009г., г. Москва, Центральный дом художника.