Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснована потребность в дальнейшем развитии высшего заочного образования и определены теоретико-методологические подходы к изучению его педагогических технологий.
  2. Уточнен категориальный аппарат теории высшего заочного образования, в том числе понятия «дистанционное образование» и «виртуальное образование».
  3. Выявлены основные периоды становления и развития педагогических технологий в системе высшего заочного образования; установлено технологическое отставание российского высшего заочного образования от мировых образовательных систем и проанализированы его причины и сформулировано предположение об опережающем развитии перспективности образовательных коммуникативных и дистанционных технологий; использовать накопленный зарубежный опыт.
  4. Построена обобщенная модель технологического обеспечения высшего заочного образования, включающая очную и дистанционную части; рекомендовано проводить сессии в виде серии двух- трехдневных модулей (очная часть) и сочетать их с периодами самостоятельной учебной деятельности студента, дистанционным учебно-воспитательным взаимодействием студента с педагогом и педагогическим контролем на основе информационных компьютерных технологий (дистанционная часть).
  5. Определены условия эффективного применения педагогических технологий (интерактивных, дистанционных, педагогического контроля) в системе высшего заочного образования.
  6. Разработаны методические рекомендации по использованию в заочном обучении интерактивных и информационных технологий.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Садыкова Д.М. Исследование системных факторов развития высшего заочного образования в современной России. Монография / С.Г. Давыдов, Д.М. Садыкова, В.П. Окулич-Казарин. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. – 119 c. (7,5 п.л.) (70% личного участия).

2. Садыкова Д.М. Управленческая подготовка руководителей силовых структур. Монография / Д.М. Садыкова, В.П. Окулич-Казарин. – М.: Изд-во «Прометей», 2007. – 163 с. (10,25 п.л.) (60% личного участия).

3.Садыкова Д.М. Технологии заочного обучения в мировых образовательных системах. Монография / Д.М. Садыкова. – М.: Изд-во «Прометей», 2008. – 128 с. (8,0 п.л.).

Статьи в реферируемых журналах ВАК

4. Садыкова Д.М. Самостоятельная творческая работа студентов как составляющая дистанционной технологии обучения / Д.М. Садыкова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №12. – С.38-43. (0,4 п.л.).

5. Садыкова Д.М. Формирование у обучающихся дидактических умений 1 группы / В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова, Л.П. Цыплакова, Е.А. Обручникова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №6 – С. 392-395. (0,25 п.л.) (33% личного участия).

6. Садыкова Д.М. Заочное образование России в условиях социокультурных перемен / Д.М. Садыкова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №6. – С. 388-391. (0,25 п.л.).

7. Садыкова Д.М. Некоторые технологические особенности заочного образования / Д.М. Садыкова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №5. – С. 406-409. (0,25 п.л.).

8. Садыкова Д.М. Технические системы – на службе образования / В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова, В.Е. Цветкова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №4. – С. 416-417. (0,16 п.л.) (60% личного участия).

9. Садыкова Д.М. Модернизация образовательных технологий в заочном образовании / Д.М. Садыкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2007. – №3. – С. 50-51. (0,2 п.л.).

10. Садыкова Д.М. Заочное образование России в условиях социокультурных перемен / Д.М. Садыкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2007. – №3. – С. 47-49. (0,3 п.л.).

11. Садыкова Д.М. О фундаментальности высшего технического образования: компьютеризация обучения / Д.М. Садыкова // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2000. – №5. – С. 121-124. (0,25 п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия

12. Садыкова Д.М. Текстильное материаловедение и основы текстильных производств. Учебник для студентов высших учебных заведений. / Ф.Х. Садыкова, Д.М. Садыкова, Н.И. Кудряшова.– М.: Изд-во «Легпромбытиздат», 1989. – 288 с. (18 п.л.) (33% личного участия).

13. Садыкова Д.М. Механическая технология текстильных материалов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д.М. Садыкова. – М.: Изд-во «Логос», 2001. – 351 с. (22 п.л.).

14. Садыкова Д.М. Управление образовательными системами. Рабочая программа. / В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова, В.Е. Цветкова. – М.: Изд-во «Унипапирус», 2003. – 12 с. (0,8 п.л.) (40 % личного участия).

15. Садыкова Д.М. Ролевая игра «Конкурс научных докладов». Методические указания. / Б.А. Маматов, В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова, Е.А. Обручникова. – М.: Изд-во «Унипапирус» , 2004. – 16 с. (1,0 п.л.) (25% личного участия).

16. Садыкова Д.М. Психология и педагогика. Учебное пособие. /В.Е. Цветкова, И.Г. Чурилова, Д.М. Садыкова. – М.: Изд-во «Прометей», 2004. – 56 с. (3,5 п.л.) (33% личного участия).

17. Садыкова Д.М. Социальный менеджмент. Рабочая программа курса. /В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова, Е.А. Обручникова. – М.: Изд-во « Диграф», 2007. – 12 с. (0,8 п.л.) (40% личного участия).

18. Садыкова Д.М. Теоретические основы игротехники. Учебно-методическое пособие. / В.П. Окулич-Казарин, Д.М. Садыкова. – М.: Изд-во «Диграф», 2007. – 16 с. (1,0 п.л.) (50 % личного участия).

19. Садыкова Д.М. Организация НИР обучающихся: проблемы и пути их решения. Методическое пособие. / Д.М. Садыкова, В.П. Окулич-Казарин. – М.: Изд-во «Диграф», 2008. – 16 с. (1 п.л.) (50 % личного участия).

Научные статьи, доклады, материалы

20. Садыкова Д.М. Постановка лабораторных работ типа научного исследования / Д.М. Садыкова // Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе. Библиографический указатель НИИВШ. Вып. 8. Депонированные научные работы. – М., 1989. – Поз. 8. (0,62 п.л.).

21. Садыкова Д.М. Углубление уровня подготовки инженера в высшем учебном заведении / Д.М. Садыкова // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тез. докл-в Межвузовской научной конференции. – М.: РосЗИТЛП, 1996. – С.100. (0,1п.л.).

22. Садыкова Д.М. Педагогические методы и приемы обучения в высшей школе / Д.М. Садыкова // Тез. докл-в научно-методической конференции по проблемам совершенствования высшего заочного образования, посвященной 850-летию Москвы. – М.: РосЗИТЛП, 1997. – С. 24-25. (0,11п.л.).

23. Садыкова Д.М. Основные положения обучения в высшей школе / Д.М. Садыкова // Межвузовский сборник научных трудов «Наука в высшей школе». Вып. 2-3. – М.: РосЗИТЛП, 1998. – С.59-60. (0,13 п.л.).

24. Садыкова Д.М. Формирование специалиста с высшим образованием для промышленности / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 1999. – С.27. (0,1 п.л.).

25. Садыкова Д.М. О фундаментальной и прикладной направленности высшего технического образования / Д.М. Садыкова // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 4. – М.: МПГУ, 2000. – С.80-83. (0,25 п.л.).

26. Садыкова Д.М. Фундаментальное и прикладное в высшем образовании – фундаменте общества XXI века / Д.М. Садыкова // Научные доклады Межвузовской теоретической конференции «Россия и мировая культура на рубеже XX-XXI столетий». – М.: РосЗИТЛП, 2000. – С. 44-46. (0,2 п.л.).

27. Садыкова Д.М. Об инженерном образовании и роли фундаментальной и прикладной компонент при его получении / Д.М. Садыкова // Материалы Юбилейной научно-технической межвузовской конференции. Ч.1. – СПб.: СПГУТД, 2000. – С. 5-8. (0,25 п.л.).

28. Садыкова Д.М. Системный подход – обеспечение фундаментальной и прикладной компонент современного образования / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-технической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2000. – С. 25. (0,1 п.л.).

29. Садыкова Д.М. Содержание подготовки специалистов с высшим техническим образованием: проблема фундаментальной и прикладной направленности / Д.М. Садыкова // Справка о депонировании рукописи. Вып. 3. – М., 2000. – Поз. 9. (0,6 п.л.).

30. Садыкова Д.М. Интеграция фундаментальных и прикладных наук и высшего образования и ее роль в создании высокоэффективных технологий / Д.М. Садыкова // Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности. Тез. докл-в Третьей Международной научно-методической конференции, посвященной 300-летию инженерного образования в России. – М.: МГУДиТ, 2001. – С. 16-18. (0,2 п.л.).

31. Садыкова Д.М. Фундаментальная и прикладная компоненты – важные вехи высшего инновационного образования /Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2000. – С. 31. (0,1 п.л.).

32. Садыкова Д.М. Роль фундаментального и прикладного компонентов высшего образования в создании «обучающегося общества» / Д.М. Садыкова // Проблема повышения эффективности подготовки специалистов в техническом вузе. Тез. докл-в Международной научно-методической конференции. – Кострома, КГТУ, 2001. – С. 70. (0,1п.л. ).

33. Садыкова Д.М. Важный фактор конкурентоспособности предприятия – фундаментальная и прикладная компоненты высшего технического образования / Д.М. Садыкова // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности. Тез. докл-в Международной научно-технической конференции. – Иваново: ИГТА, 2001. – С. 360-361. (0,13 п.л.).

34. Садыкова Д.М. Гуманитарный потенциал прикладных специальных дисциплин в высшей технической школе: курсовое и дипломное проектирование / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2001. – С. 168. (0,1 п.л.).

35. Садыкова Д.М. Зависимость качества изделий от фундаментальной и прикладной компонент образования / Д.М. Садыкова // Актуальные проблемы создания и использования новых материалов и оценки их качества. Материалы Международной научно-практической конференции «Материаловедение 2002». – Черкизово: MГУС, 2002. – С. 234-235. (0,12 п.л.).

36. Садыкова Д.М. Совершенствование фундаментальной и прикладной компонент высшего образования: подходы к обучению / Д.М. Садыкова // Сб. материалов Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности». – Иваново: ИГТА, 2002. – С. 426-427. (0,12 п.л.).

37. Садыкова Д.М. Новые интеллектуальные технологии как совершенствование фундаментальных и прикладных дисциплин в высшей школе /Д.М. Садыкова // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тез. докл-в Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию института. – М.: РосЗИТЛП, 2002. – С. 37. (0,1 п.л.).

38. Садыкова Д.М. Компьютерные технологии в совершенствовании фундаментальной и прикладной компонент высшего образования /Д.М. Садыкова // Проблемы подготовки специалистов в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования. Тез. докл-в Международной научно-методической конференции. – Кострома: КГТУ, 2003. – С.152. (0,1 п.л.).

39. Садыкова Д.М. Роль информационных и новых педагогических технологий в совершенствовании фундаментальной и прикладной компонент высшего образования /Д.М. Садыкова // Сб. материалов 1 Международной научно-технической конференции «Перспективы использования компьютерных технологий в текстильной и легкой промышленности». – Иваново: ИГТА, 2003. – С. 331-332. (0,12 п.л).

40. Садыкова Д.М. Важный фактор управления качеством текстильных материалов – фундаментализация высшего образования / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2003. – С. 430. (0,1 п.л.).

41. Садыкова Д.М. Информационные технологии в формировании фундаментальной и прикладной компонент обучения в высшей школе / Д.М. Садыкова // Сб. научных трудов «Новое в науке и производстве текстильной и легкой промышленности». Вып. 1. – М.: РосЗИТЛП, 2004. – С. 209-215. (0,44 п.л.).

42. Садыкова Д.М. Оценка качества образовательной подготовки студентов при изучении фундаментальных и прикладных дисциплин в высшей школе / Д.М. Садыкова // Сб. материалов Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и лёгкой промышленности». Ч. 2. – Иваново: ИГТА, 2004. – С. 276-277. (0,12 п.л.).

43. Садыкова Д.М. О модульном обучении в высшей технической школе / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2005. – С. 25. (0,1 п.л.).

44. Садыкова Д.М. Основы модульного обучения в высшей технической школе / Д.М. Садыкова // Сб. материалов международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности». Ч.2. – Иваново: ИГТА, 2005. – С. 249-250. (0,12 п.л.).

45. Садыкова Д.М. Модульный метод обучения, как обеспечение конвертируемости профессионального образования / Д.М. Садыкова // Формирование профессиональных качеств специалиста в техническом университете. Тез. докл-в IV Международной научно-методической конференции. – Кострома: КГТУ, 2005. – С. 124. (0,1 п.л.).

46. Садыкова Д.М. Социальная информация и высшее образование / Д.М. Садыкова // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тез. докл-в Межвузовской научно-технической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2006. – С. 90. (0,1 п.л.).

47.Садыкова Д.М. Системно-информационное обеспечение учебного процесса в высшей школе /Д.М. Садыкова // Сб. материалов Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перпективные материалы текстильной и легкой промышленности». Ч.2. – Иваново: ИГТА, 2006. – С. 284-286. (0,2 п.л.).

48. Садыкова Д.М. Проблемы использования компьютера при обучении в высшей школе / Д.М. Садыкова // Сб. материалов Международной научно-технической конференции «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности». Ч. 2. – Иваново: ИГТА, 2007. – С. 222-223. (0,12 п.л.).

49. Садыкова Д.М. Компьютер в контроле знаний студентов / Д.М. Садыкова // Проблемы совершенствования высшего заочного образования. Тез. докл-в Межвузовской научно-методической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2007. – С. 78. (0,1 п.л.).

50. Садыкова Д.М. Модернизация образовательных технологий в заочном образовании / Д.М. Садыкова // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №11. – С.10-11. (0,16 п.л.).

51. Садыкова Д.М. Роль компьютера в современных педагогических технологиях. / Д.М. Садыкова // Современные проблемы текстильной и легкой промышленности. Тез. докл-в Международной научно-технической конференции. – М.: РосЗИТЛП, 2008. – С.75. (0,11 п.л.).