- выделена типология контекстов текстов школьных учебников математики, в соответствии с которой формируется профессиональный контекст будущего учителя математики;
- выделены средства формирования понятия «идея доказательства теоремы» (логико-математический анализ идей и идейно-математический анализ теоретических фактов) как одного из составляющих профессионального контекста будущего учителя математики;
- обоснована необходимость предъявления студентам методического объекта целостным как с позиции теории, так и с позиции практики овладения им как элементом профессионального контекста;
- разработана модель контекстного обучения будущих учителей математики в процессе их методической подготовки и концепция ее реализации, которая заключается в создании таких внешних контекстов и психолого-педагогических условий, которые приводят к формированию внутреннего профессионального контекста, способствующего организации педагогического процесса;
- исследовано состояние профессиональной составляющей субъектного опыта будущего учителя математики по всем его компонентам: 1) методические знания, представления, понятия; 2) методические умения, операции, приемы; 3) эмоциональные коды;
- разработано средство приведения в соответствие субъективного образа методического объекта, содержащегося в сознании студента и объективного образа этого же объекта, названного «проекция образа методического объекта и его контекста на учебную методико-математическую ситуацию».
1. Макарченко М.Г. Методическая составляющая контекстного обучения бу-дущих учителей математики (монография) Таганрог: ИП Кравцов В.А., типо-графия «Танаис», 2009. – 296с.
2. Современная методическая система математического образования: коллек-тивная монография / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др.; Под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 413 с.
II. Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК.
3. Макарченко М.Г. Контекстное обучение будущих учителей математики // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал, № 7, (45), ГОУВПО «ГУУ». - М., 2008.
4. Макарченко М.Г. Структура методической подготовки будущих учителей математики на основе изучения их субъектного опыта // Известия Российско-го государственного университета имени А.И. Герцена. №11 (68): Научный журнал. - СПб., 2008.
5. Макарченко М.Г. Формирование образов методических объектов, как эле-ментов профессионального контекста будущего учителя математики // Из-вестия РГПУ им. А.И.Герцена. №10 (64): Научный журнал. - СПб., 2008.
6. Макарченко М.Г. Контекстуальный анализ учебных текстов по математике / Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 11 (71): Научный журнал. - Спб., 2008.
7. Макарченко М.Г. Методика организации контекстного обучения // Вестник Университета. Теоретический и научно-методический журнал. - М., 2009. - № 4.
8. Макарченко М.Г. Основные положения методики контекстного изучения частно-методических линий курса «Теории и методики обучения математи-ке» (на примере изучения функциональной линии) // Сибирский педагогиче-ский журнал. – 2009. - №2.
9. Макарченко М.Г. Идея доказательства теоремы как составляющая профес-сионального контекста будущего учителя математики // Вестник Поморского университета: научный журнал. № 4/2009. Гуманитарные и социальные нау-ки. – Архангельск, 2009. (в соавторстве с Подходовой Н.С.).
10. Макарченко М.Г. Методическая составляющая профессионального кон-текста будущего учителя математики и ее роль в образовании методических смыслов // Вестник университета теоретический и научно-методический журнал, № 9, ГОУВПО «ГУУ», - М. 2009.
III. Учебные пособия и методические разработки.
11. Макарченко М.Г. Задачи определения и теоремы как понятия методики обучения математике: Учебное пособие. - Издательство ТГПИ, Таганрог, 2004 г. (9,125 п.л.).
12. Макарченко М.Г. Методы научного познания в обучении математике: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1994. (0,3/1 п.л.) (в соавторстве с Груденовым Я.И.).
13. Макарченко М.Г. Определение понятий в школьном курсе математики: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1994. (0,5/1,75 п.л.) (в соавтор-стве с Груденовым Я.И.).
14. Макарченко М.Г. Эвристические методы обучения математике: Методи-ческая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1994. (0,4/1,5 п.л.) (в соавторстве с Груденовым Я.И.).
15. Макарченко М.Г. Изучение дробных чисел: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1994. (0,3/1 п.л.) (в соавторстве с Груденовым Я.И.).
16. Макарченко М.Г. Теоремы и их доказательства в школьных учебниках: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1996. (1,47 п.л.).
17. Макарченко М.Г. Организация учебного процесса на уроках математики: Методичес кая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1996. (1,45 п.л.).
18. Макарченко М.Г. Методика обучения доказательству теорем и решению задач: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1996. (1,8 п.л.).
19.Макарченко М.Г. Объяснение учебного материала на уроках математики: Методическая разработка. - ТГПИ, Таганрог, 1996. (1,46 п.л.)
IV. Статьи в научных журналах.
20. Макарченко М.Г. Развитие культуры самостоятельной работы студентов педвуза в процессе их проф. Подготовки // ”Пути повышения профес. уровня педагогов в современных условиях”: Материалы Всерос.конф. сборник. - Пенза, 1993. (0,13 п.л.).
21. Макарченко М.Г. Объяснение решения математической задачи // Сб. на-учных трудов молодых ученых. - Таганрог, 1994. (0,6/0,875 п.л.) (в соавтор-стве с Ляховой Н.Е.).
22. Макарченко М.Г. Обобщенная модель конструирования объяснения учеб-ного материала параграфов учебника математики для 5-6 классов начинаю-щим учителем // Сб. научных трудов 7-й межд. конф. "Математические мо-дели физических процессов и их свойства". - ТГПИ, Таганрог, 2001 г. (0,2 п.л.).
23. Макарченко М.Г. Мотивационная модель обучения решению сюжетных задач повышенной сложности // Сб. научных трудов 8-й межд. конф. "Мате-матические модели физических процессов и их свойства". - ТГПИ, Таганрог, 2002 г. (0,05/0,125 п.л.) (в соавторстве с Ляховой Н.Е.).
24. Макарченко М.Г. Некоторые локальные модели функционально – графи-ческого метода решения математических задач // "Практические советы учи-телю" №2 (63). - Издательство Ростовского областного повышения квалифи-кации и переподготовки работников образования, 2004 г.
(0,1/0,3 п.л.) (в соавторстве с Ляховой Н.Е.).
25. Макарченко М.Г. О некотором аспекте контекстуального опознания вида учебных материалов в школьных учебниках математики и алгебры // Мате-матические модели физических процессов: Материалы 11-й Международной научной конференции Т.2. Модели в области гуманитарных наук. – Изда-тельство ТГПИ, Таганрог, 2005г. (0,4 п.л.).
26. Макарченко М.Г. Некоторые аспекты формирования методического кон-текста у будущих учителей математики // Проблемы теории и практики обу-чения математике. Сборник научных работ, представленных на Междуна-родную научную конференцию "59 Герценовские чтения". - Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. (0,12 п.л.).
27. Макарченко М.Г. Проекционно-контекстный подход к практической под-готовке будущих учителей математики // Вестник Таганрогского государст-венного педагогического института. Естественные науки. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2006. №1. (0,2/0,3 п.л.) (в соавторстве с Сиротой Л.И.).
28. Макарченко М.Г. Представимость преемственно-познавательной методи-ческой контекстуальной системы в школьных учебниках алгебры Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Естественные науки. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2006. №1. – 160с0,4 п.л.
29. Макарченко М.Г. Использование методико-математических задач в курсе теории и методики обучения математике // Задачи в обучении математике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию чл. корр. АПН СССР П.А. Ларичева. - Вологда: Изд-во "Русь", 2007. (0,25 п.л.).
30. Макарченко М.Г. Некоторые аспекты методико-математической мотива-ционной контекстуальной системы учителя математики // Тенденции и про-блемы развития математического образования. Научно-практический сбор-ник, вып. 3. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. (0,34 п.л.).
31. Макарченко М.Г. Субъектный опыт будущих учителей математики: ре-зультаты наблюдений // Тенденции и проблемы развития математического образования. Научно-практический сборник, вып. 4. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. (0,46 п.л.).
32. Макарченко М.Г. Компетентность выпускников в применении функцио-нально-графических знаний // Тенденции и проблемы развития математиче-ского образования. Научно-практический сборник, вып. 4. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. (0,1/0,35 п.л.) (в соавторстве с Фридман Е.М.).
33. Макарченко М.Г. Субъектный опыт будущего учителя математики: труд-ности в восприятии теорем и доказательств // Вестник Таганрогского госу-дарственного педагогического института. Естественные науки. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. (0,35 п.л.).
34. Макарченко М.Г. Субъектный опыт будущего учителя математики: мыс-ленных образ учебного процесса "Изучение теоремы и ее доказательства" // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Есте-ственные науки. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. (0,3/0,35 п.л.) (в соавторстве с Ляховой Н.Е.).
35. Макарченко М.Г. Технология актуализации и наполнения смыслами ме-тодических знаний в процессе подготовки учителей математики // Регио-нальный научно – методический журнал «Методический поиск: проблемы и решения». № 2. - АГПУ, Армавир, 2007 г. (0,7 п.л.).
36. Макарченко М.Г. Контекстуальный анализ учебного материала по мате-матике // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник науч-ных работ, представленных на Международную научную конференцию «61 Герценовские чтения»/ Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. (0,17 п.л.).
37. Макарченко М.Г. Проекция образа методического объекта и его контекста на учебную методико – математическую ситуацию // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико – математические и естественные науки. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008, №1. (0,42 п.л.).
38. Макарченко М.Г. Формирование профессионального контекста будущего учителя средствами школьных учебников // Вестник Таганрогского государ-ственного педагогического института. Физико – математические и естест-венные науки. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008, №1. (0,42 п.л.).
39. Макарченко М.Г. Структура практико - методической подготовки буду-щих учителей математики, построенная на основе изучения их субъектного опыта // Научно - практический сборник «Тенденции и проблемы развития математического образования» выпуск № 5. - АГПУ, Армавир, 2008 г. (0,5 п.л.).
40. Макарченко М.Г. Основные принципы построения системы упражнений, направленных на изучение частно-методических линий курса ТМОМ // Про-блемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «62 Герценов-ские чтения»/ Под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. (0,1/0,17 п.л.) (в соавторстве с Ляховой Н.Е.).
41. Макарченко М.Г. Методика контекстного формирования у будущих учи-телей математики представления о методическом объекте – «Методика рабо-ты с теоремой и ее доказательством» // Вестник ТГПИ №1. Физико – матема-тические и естественные науки. – Изд-во ТГПИ. Таганрог, 2009 г. (0,51 п.л.).
42. Макарченко М.Г. Обучение студентов использованию идеи доказательст-ва теоремы в качестве методического средства // Вестник ТГПИ №1. Физико – математические и естественные науки. – Изд-во ТГПИ. Таганрог, 2009 г.
(0,9/1 п.л.) (в соавторстве с Ляховой Н.Е.).
V. Тезисы докладов на научных конференциях.
43. Макарченко М.Г. Психологические закономерности формирования уме-ния у школьников работать с книгой // “Теория и практика создания школь-ных учебников”: Тезисы Всесозн. конф. - М., 1988г. (0,06/0,13 п.л.) (в соав-торстве с Груденовым Я.И.).
44. Макарченко М.Г. О некоторых практических требованиях к учебнику ма-тематики // “Теория и практика создания школьных учебников”: Тезисы Все-созн. конф. - М., 1988г. (0,0625 п.л.).
45. Макарченко М.Г. Обучение студентов приемам организации решения за-дач в курсе “Практикум по решению математических задач” // “Пути совер-шенствования профессиональной подготовки будущего учителя к реализации концепции общеобразовательной школы”: Тезисы докл. – Красноярск, 1990г. (0,13 п.л.).
46. Макарченко М.Г. Методическая ситуация - студент в роли ученика и од-новременно учителя математики // “Современные проблемы преподавания математики” посвящ. 100-летию С.Е. Ляпина: Тез. докл. Герценовских чте-ний. - С.-Петербург, “Образование”, 1993. (0,0625 п.л.).
47. Макарченко М.Г. Подготовка будущих учителей математики к использо-ванию психолого-дидактической и методической литературы // ”Интеллекту-альное развитие школьников в процессе обучения математике Тез. док. Меж-рег. пед. чтений. - Сб ”, Нижний Новгород, 1993. 0,0625 п.л.
(0,05/0,0625 п.л.) (в соавторстве с Кудряшовой И.А.).
48. Макарченко М.Г. Доступность овладения методическими умениями бу-дущими учителями математики // “Преподавание математики в школе и вузе: проблемы и перспективы”: Герценовские чтения, посвященные 75 -летию кафедры мет. преп. мат. и факультету математики. - С. Петербург, “Образо-вание”, 1994. (0,0625 п.л.).
49. Макарченко М.Г. Содержание понятия “способ решения задачи” на раз-ных этапах изучения учебного материала // “Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза”, ХХV межвузовский научно - прак-тический семинар. - Челябинск, 1995. (0,0625 п.л.).
50. Макарченко М.Г. Взаимосвязи между понятиями “функция”, “уравнение”, “неравенство” и их совместное изучение // “Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза”, ХХV межвузовский научно - прак-тический семинар. - Челябинск, 1995. (0,0625 п.л.).
51. Макарченко М.Г. Математические идеи как один из инвариантов содер-жания школьного математического образования // “Научные понятия в учеб-но-воспитательном процессе школы и вуза”, ХХV межвузовский научно - практический семинар. - Челябинск, 1995. (0,0625 п.л.).
52. Макарченко М.Г. Обучение студентов методико-технологическим прие-мам работы учителя математики // “Особенности обучения математике в профильной школе и подготовка учителя к работе в ней” Герценовские чте-ния. - С.-Петербург, “Образование”, 1996г. (0,0625 п.л.).