- Разработана концепция интегративной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
- Выявлена совокупность и определено содержание следующих интегративных тенденций профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: общепрофессиональных, организационно-деятельностных и личностно ориентированных.
- Создана модель интегративного профессионального пространства, которая включает следующие компоненты: социальное пространство, образовательное (вузовское) пространство и Я-пространство - и строится на принципах системности, целостности, субъектности, интегративности и диверсификации. Системообразующим фактором создания интегративного профессионального пространства является стремление человека к самореализации.
- Организована профессиональная подготовка специалистов социальной сферы в рамках интегративного профессионального пространства в соответствии с принципами комплексности, цикличности, приоритета качества, континуальности пространства и времени; компетентностным, ценностным, технологическим, синергетическим и диалектическим подходами; организационно-управленческими, функционально-процессуальными, ресурсно-организацион-ными и аксиологическими факторами исследуемого процесса. Профессиональная подготовка построена в зависимости от этапов взаимодействия субъектов интегративного пространства (организационно-целевого, процессуально-деятельностного, критериально-диагностического, квалитативного); уровней (межотраслевого, межвузовского, междеятельностного, межпредметного, межличностного, внутриличностного) и функций (адаптирующей, детерминирующей, стимулирующей, координирующей) интеграции на каждом этапе развития личности специалиста (самопознания, самоопределения, самовыражения, самореализации) и направлений его подготовки (теоретического, практического, научно-исследовательского, социокультурного). Результатом организации интегративной профессиональной подготовки становится развитие у студентов следующих качеств профессиональной мобильности: коммуникативности, креативности, познавательной активности, толерантности, рефлексивности и социальной ответственности.
1.Ларионова, И.А. Воспитание ценностного отношения к профессии «Специалист по социальной работе» у старших школьников в средней школе [Текст]: монография / И.А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 170 с. (10,6 п.л.).
2.Ларионова, И.А. Формирование готовности социальных педагогов к ра-боте с подростками девиантного поведения в общеобразовательных учрежде-ниях [Текст]: монография / И.А. Ларионова, О.С. Тоистева; Урал. гос. пед.
ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 194 с. (12,1 п.л., из которых авт. 6,05 п.л.).
3.Ларионова, И.А. Интегративно-дифференцированный подход в профес-сиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной ра-боты [Текст]: монография / И.А. Ларионова, Ю.Н. Галагузова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 172 с. (10,75 п.л., из которых авт. 5,4 п.л.).
4.Ларионова, И.А. Формирование рефлексивной готовности будущих специалистов по социальной работе с мигрантами [Текст]: монография /
И.А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 206 с. (12,9 п.л.).
5.Ларионова, И.А. Коммуникативная компетентность как средство соци-альной адаптации студентов первого курса [Текст]: монография / И.А. Ларио-нова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 184 с. (11,5 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ
для публикации результатов диссертационных исследований
6.Ларионова, И.А. Проектное обучение как средство формирования рефлексивной готовности студентов – будущих специалистов социальной работы [Текст] / И.А. Ларионова, А.Н. Ковтунова // Образование и наука: Изв. УрО РАО. – 2006. – № 4 (40). – С. 62–67 (0,4 п.л., из которых авт. 0,25 п.л.).
7.Ларионова, И.А. Структура и смысл решения педагогической зада-чи [Текст] / И.А. Ларионова // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4 (28). – С. 270–276 (0,4 п.л.).
8.Ларионова, И.А. Качество внеучебной воспитательной работы в ву-зе [Текст] / И.А. Ларионова, В.А. Середа // Пед. образование и наука. –
2007. –№ 5. – С. 26–28 (0,2 п.л., из которых авт. 0,1 п.л.).
9.Ларионова, И.А. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего профессионального образования [Текст] / И.А. Ларионова,
В.А. Дегтерев // Образование и наука: Изв. УрО РАО. – 2007. – № 8 (12). – С. 34–39 (0,4 п.л., из которых авт. 0,25 п.л.).
10.Ларионова, И.А. Опыт международного сотрудничества в области практической подготовки студентов [Текст] / И.А. Ларионова, К. Отте // Пед. образование и наука. – 2008. – № 6. – С. 97–101 (0,3 п.л., из которых авт. 0,15 п.л.).
11.Ларионова, И.А. Проблемы интеграции в профессиональной под-готовке социальных педагогов и социальных работников [Текст] /
И.А. Ларионова // Пед. образование и наука. – 2008. – № 2. – С. 52–54 (0,2 п.л.).
12.Ларионова, И.А. Совмещение специальностей социального про-филя: интегративно-дифференцированный подход [Текст] / И.А. Ларионо-ва, Ю.Н. Галагузова // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 54–57 (0,25 п.л., из
которых авт. 0,12 п.л.).
13.Ларионова, И.А. Интегративно-дифференцированный подход в формировании профессиональной мобильности социальных педагогов [Текст] / И.А. Ларионова // Пед. образование и наука. – 2008. – № 10. –
С. 84–88 (0,3 п.л.).
14.Ларионова, И.А. Система качества практической подготовки
студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» [Текст] / И.А. Ларионова, А.Н. Ковтунова // Образование и наука: Изв. УрО РАО. – 2008. – № 7 (55). – С. 29–35 (0,4 п.л., из которых авт. 0,3 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации,
учебно-методические материалы
15.Ларионова, И.А. Современный школьник, какой он? [Текст]: (размыш-ления об особенностях развития учащихся в связи с летним оздоровительным сезоном): метод. рекомендации / И.А. Ларионова // Регион. образование: науч.-метод. журн. – 1994. – Вып. 1. – С. 107–118 (0,75 п.л.).
16.Ларионова, И.А. Этот загадочный мир детства [Текст]: метод. реко-мендации / И.А. Ларионова // Выбираем свой путь: из опыта работы оздорови-тельных лагерей Свердловской области / Федерация дет. орг. – Екатеринбург, 1994. – С. 2–14 (0,8 п.л.).
17.Ларионова, И.А. Основы педагогических технологий [Текст]: крат. толковый слов. / И.А. Ларионова [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 22 с. (1,4 п.л., из которых авт. 0,6 п.л.).
18.Ларионова, И.А. Проблемы дошкольного детства [Текст]: учеб. посо-бие / И.А. Ларионова, И.С. Зимина, В.И. Яковлев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екате-ринбург, 1999. – 59 с. (3,7 п.л., из которых авт. 1,8 п.л.).
19.Ларионова, И.А. Общая педагогика [Текст]: материалы для самостоят. работы студентов заоч. отд.: учеб. пособие / И.А. Ларионова, Е.А. Черкашин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 153 с. (9,6 п.л., из которых авт.
6,7 п.л.).
20.Ларионова, И.А. Социальная работа с детьми-инвалидами [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 46 с. (2,8 п.л.).
21.Ларионова, И.А. Личностное проектирование [Текст]: метод. пособие / И.А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 57 с. (3,6 п.л.).
22.Ларионова, И.А. Сборник социально-педагогических задач [Текст]: учеб. пособие / И.А. Ларионова, А.Н. Галагузов; Урал. гос. пед. ун-т. – Екате-ринбург, 2006. – 92 с. (5,75 п.л., из которых авт. 2,9 п.л.).
23.Ларионова, И.А. Социально-педагогические задачи [Текст]: учеб.
пособие / М.А. Галагузова, А.Н. Галагузов, И.А. Ларионова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. – 191 с. (11,9 п.л., из которых авт. 4,2 п.л.).
24.Ларионова, И.А. Социальная педагогика и социальная работа в Герма-нии [Текст]: учеб. пособие / И.А. Ларионова, Н.Н. Сергеева; Урал. гос. пед.
ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 205 с. (12,8 п.л., из которых авт. 8,9 п.л.).
25.Ларионова, И.А. TEMPUS-проект «Регулирование студенческих прак-тик в рамках Болонских критериев» [Текст]: (материалы курсов повышения квалификации в университете г. Люнебурга (ФРГ)) / И.А. Ларионова
[и др.]; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 210 с. (13,1 п.л., из которых авт. 5,2 п.л.).
26.Ларионова, И.А. Социальная работа. 55 определений [Текст]: словарь / А.Н. Ковтунова, О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екате-ринбург, 2008. – 22 с. (1,4 п.л., из которых авт. 0,9 п.л.).
Статьи и тезисы в журналах, сборниках научных трудов и материалов
научных конференций и симпозиумов
27.Ларионова, И.А. Категория «отношения» в педагогике [Текст] /
И.А. Ларионова // Авторские технологии и мониторинг образовательного про-цесса / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – С. 81–93 (0,8 п.л.).
28.Ларионова, И.А. Проблемы нравственного здоровья подростков [Текст] / И.А. Ларионова // Екатеринбургская школа на рубеже XX – XXI веков: проблемы, приоритеты, перспективы: тез. докл. 5-х гор. пед. чтений. – Екате-ринбург, 1999. – С. 128 (0,1 п.л.).
29.Ларионова, И.А. А. С. Макаренко как социальный педагог [Текст] / И.А. Ларионова // Вестник (научно-исследовательская работа факультета ПиМНО). – Тобольск, 1999. – Вып. 1. – С. 13–17 (0,3 п.л.).
30.Ларионова, И.А. Вопросы нравственного развития подростков [Текст] / И.А. Ларионова // Актуальные проблемы социальной педагогики и социаль-ной работы в современных условиях: тез. докл. и сообщ. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – С. 35–36 (0,1 п.л.).
31.Ларионова, И.А. Возможности лечебной педагогики [Текст] / И.А. Ла-рионова // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях: тез. докл. и сообщ. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатерин-бург, 1999. – С. 34 (0,1 п.л.).
32.Ларионова, И.А. Подростковое самоубийство: причины и формы [Текст] / Е.В. Вжесневская, И.А. Ларионова //Актуальные проблемы социаль-ной педагогики и социальной работы в современных условиях: тез. докл. и
сообщ. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – С. 36–37 (0,1 п.л.).
33.Ларионова, И.А. Технология преодоления застенчивости [Текст] /
И.А. Ларионова // Современные технологии воспитания дошкольников / Урал. гос. пед. ун-т; ООО «Иноземье». – Екатеринбург, 2000. – С. 48–51 (0,25 п.л.).
34.Ларионова, И.А. Технология преодоления страха у детей [Текст] /
И.А. Ларионова // Современные технологии воспитания дошкольников / Урал. гос. пед. ун-т; ООО «Иноземье». – Екатеринбург, 2000. – С. 43–47 (0,3 п.л.).
35.Ларионова, И.А. Технология создания ситуации успеха в учебной дея-тельности [Текст] / И.А. Ларионова // Образование периода детства: цели, цен-ности, содержание и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – С. 269–285 (1,1 п.л.).
36.Ларионова, И.А. Воспитание ценностного отношения к профессии
социального работника в условиях средней общеобразовательной школы [Текст] / И.А. Ларионова // Актуальные проблемы теории и практики социаль-ной работы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «10-летие соц. работы в России». – Екатеринбург, 2001. – С. 226–230 (0,3 п.л.).
37.Ларионова, И.А. Подготовка студентов к медико-социальной работе
с населением [Текст] / М. А. Зыскина, И.А. Ларионова // Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Г. Гусляковой. – Барнаул, 2001. – С. 356–360 (0,3 п.л., из которых авт. 0,2 п.л.).
38.Ларионова, И.А. Формирование ценностного отношения к профессии «Социальный работник» в условиях средней школы [Текст] / И.А. Ларионова // Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия: тез. докл. межрегион. науч-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – С. 76–77 (0,1 п.л.).
39.Ларионова, И.А. Лечебная педагогика и ее методы [Текст] / И.А. Ла-рионова // Проблемы педагогической инноватики: материалы VI межвуз. науч.-практ. конф. / Тобол. гос. пед. ин-т. – Тобольск, 2001. – Ч. 2. – С. 107–109
(0,2 п.л.).
40.Ларионова, И.А. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] / М.А. Зыскина, И.А. Ларионова // Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Г. Гусляковой. – Барнаул, 2001. – С. 318–320 (0,2 п.л., из которых авт. 0,1 п.л.).
41.Ларионова, И.А. Отчет о проведении Международной научно-практической конференции «10-летие социальной работы в России: актуальные проблемы и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования» [Текст] / В.А. Дегтерев, И.А. Ларионова // Сборник материалов о результатах российско-британского проекта «Поддержка детей группы риска в г. Екатеринбурге и Свердловской области». – Екатеринбург, 2003. – С. 73–77 (0,3 п.л., из которых авт. 0,15 п.л.).
42.Ларионова, И.А. Профессионализм в социальной работе [Текст] /
И.А. Ларионова // Современные проблемы подготовки специалистов по соци-альной работе и социальной педагогике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2003. – С. 15–22 (0,5 п.л.).
43.Ларионова, И.А. Имидж социальной службы: структура и субъекты его формирования [Текст] / И.А. Ларионова // Имиджелогия – 2004: состояние, направления, проблемы: материалы II Междунар. симпоз. / под ред. Е.А. Пет-ровой. – М., 2004. – С. 136–141 (0,4 п.л.).
44.Ларионова, И.А. Модель профильного обучения в средней школе [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С. 278–286 (0,6 п.л., из которых авт. 0,4 п.л.).
45.Ларионова, И.А. Имидж выпускника социально-педагогического клас-са средней школы [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Проблемы мо-дернизации педагогического образования: тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 107–109 (0,2 п.л., из ко-торых авт. 0,1 п.л.).
46.Ларионова, И.А. Основные подходы к формированию программного пакета специализации «PR-имиджмейкер в социальной работе» [Текст] /
О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Имиджелогия – 2005: материалы Междунар. симпоз. – М., 2005. – С. 84–89 (0,3 п.л., из которых авт. 0,1 п.л.).
47.Ларионова, И.А. Семейный имиджмейкер – профессия настоящего и будущего [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Семейная самореализа-ция личности: семейное воспитание и самовоспитание студентов: материалы студ. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т – Екатеринбург, 2005. – Ч. 2. –
С. 33–35 (0,2 п.л., из которых авт. 0,1 п.л.).
48.Ларионова, И.А. Дидактическая модель формирования профессио-нальной компетентности специалиста социальной работы [Текст] / И.А. Ларио-нова // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образо-вания: материалы IV регион. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2005. – Ч. 2. –
С. 118–127 (0,6 п.л.).
49.Ларионова, И.А. Организация развивающего воспитательного про-странства вуза и компетентностный подход в подготовке специалистов соци-альной сферы [Текст] / В.А. Дегтерев, И.А. Ларионова // Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы: сб. материалов
Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – Ч. 2. – С. 42–51 (0,6 п.л., из которых авт. 0,3 п.л.).
50.Ларионова, И.А. Проблемы качества профессионального образования социальных педагогов [Текст] / В.А. Дегтерев, И.А. Ларионова // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: материалы Всерос.
науч.-практ. конф.; науч. ред. М.Н. Акимова. – Самара, 2006. – С. 38–42
(0,3 п.л., из которых авт. 0,2 п.л.).
51.Ларионова, И.А. Ретроспективный анализ подготовки специалистов социальной сферы в едином образовательном пространстве [Текст] / Ю.Н. Га-лагузова, И.А. Ларионова // Саморазвитие человека: единое образовательное пространство: материалы науч.-практ. конф. – Н. Новгород, 2006. – Ч. 2. –
С. 133–144 (0,75 п.л., из которых авт. 0,4 п.л.).
52.Ларионова, И.А. Имидж социальных институтов общества как вирту-альная реальность [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // PR в образова-нии. – 2006. – № 4. – С. 36–38 (0,2 п.л., из которых авт. 0,1 п.л.).
53.Ларионова, И.А. Теоретическая модель формирования профессиональ-ной компетенции специалиста по социальной работе [Текст] / И.А. Ларионова // Профессиональное образование: тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр.; под ред. Н.В. Силкиной. – Новосибирск, 2006. – Вып. 2. – С. 139–147 (0,6 п.л.).
54.Ларионова, И.А. Воспитание доверительных отношений у старше-классников образовательной школы [Текст] / И.А. Ларионова, О.М. Ковтунова // Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2006. – С. 99–102
(0,25 п.л., из которых авт. 0,12 п.л.).
55.Ларионова, И.А. Задача как интеграционный феномен гуманитарных и точных наук [Текст] / А.Н. Галагузов, И.А. Ларионова // Понятийный аппарат педагогики и образования. – М., 2007. – Вып. 5. – С. 266–272 (0,4 п.л., из кото-рых авт. 0,2 п.л.).
56.Ларионова, И.А. Интегративно-дифференцированное содержание профессиональной подготовки специалистов социальной сферы [Текст] /
И.А. Ларионова // Кадровые ресурсы инновационного развития образователь-ной системы: материалы I Всерос. пед. конгр. – М., 2007. – Ч. 2. – С. 378–383 (0,4 п.л.).
57.Ларионова, И.А. Методологические предпосылки формирования про-фессиональной компетентности специалиста в вузе [Текст] / И.А. Ларионова // Профессиональное образование: от теории к практике. – Новосибирск, 2007. – Вып. 2. – С. 103–109 (0,4 п.л.).
58.Ларионова, И.А. Проблемы методического обеспечения профессио-нальной подготовки социальных педагогов [Текст] / М.А. Галагузова, И.А. Ла-рионова // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы: материалы 10-х соц.-пед. чтений фак. соц. работы, педагогики и ювенологии; под ред.
Л.В. Мардахаева. – М., 2007. – Ч. 1. – С. 54–57 (0,25 п.л., из которых авт.
0,12 п.л.).
59.Ларионова, И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе [Текст] / И.А. Ларионова, В.А. Середа // Вестн. Иссык-Кул. ун-та. 2007. – № 18, ч. 2. – С. 112–116 (0,3 п.л., из которых авт. 0,15 п.л.).
60.Ларионова, И.А. Формирование имиджа социального педагога средст-вами конструктивной имагологии [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Имиджелогия – 2007: материалы 5-го Междунар. симпоз. – М., 2007. –
С. 183–187 (0,3 п.л., из которых авт. 0,15 п.л.).
61.Ларионова, И.А. Формирование имиджа специалиста по социальной работе [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Имиджелогия – 2008: имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: материа-лы 6-го Междунар. симпоз. – М., 2008. – С. 252–256 (0,3 п.л., из которых авт. 0,15 п.л.).
62.Ларионова, И.А. Основные этапы формирования имиджа специалиста по социальной работе [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // PR в образо-вании. – 2008. – № 4. – С. 42–45 (0,25 п.л., из которых авт. 0,12 п.л.).
63.Ларионова, И.А. Российский опыт обучения социальной работе [Текст] / Ю.Н. Галагузова, И.А. Ларионова // Концептуализация студенческих практик в рамках Болонских критериев: материалы проекта TEMPUS-SCM N070B06-2006 (RU) (Россия – Германия – Финляндия – Нидерланды). – Тю-мень, 2008. – С. 46–55 (0,6 п.л., из которых авт. 0,3 п.л.).
64.Ларионова, И.А. Опыт работы Института социального образования: 2005–2009 гг. [Текст] / И.А. Ларионова // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всерос. конгр. соц. педагогов с междунар. участием / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 7–22 (1 п.л.).
65.Ларионова, И.А. Формирование имиджа социального педагога в усло-виях социальных сетей [Текст] / О.М. Ковтунова, И.А. Ларионова // Имиджело-гия – 2009: инновационные технологии успеха против кризиса: материалы 7-го Междунар. симпоз. / под ред. Е.А. Петровой. М., 2009. – С. 281–285 (0,3 п.л., из которых авт. 0,2 п.л.).
66.Ларионова, И.А. Интегративно-дифференцированный подход к орга-низации студенческой практики будущих специалистов социальной сферы [Текст] / В.А. Дегтерев, И.А. Ларионова // Европа и современная Россия: инте-гративная функция педагогической науки в едином образовательном простран-стве: материалы VI Междунар. науч. конф. – М., 2009. – С. 150–153 (0,25 п.л., из которых авт. 0,12 п.л.).