- Впервые разработана и теоретически обоснована целостная инновационная педагогическая система литературного чтения слабослышащих младших школьников, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей, позволяющая формировать читателя, способного воспринимать литературное произведение как художественное целое и развивать читательскую, литературно-творческую и речевую деятельность учащихся.
- Впервые в сурдопедагогике педагогическая система литературного развития выделена как самостоятельная система, представляющая совокупность научных и практических понятий, охватывающих процесс обучения со свойственными ему положениями, принципами, целью, задачами, компонентами, этапами и взаимосвязанная с другими системами обучения детей с нарушением слуха;
- Впервые в методике обучения чтению школьников с нарушением слуха определены степени литературного развития и применена комплексная диагностика, способствующая их выявлению.
- Выявлено качественное своеобразие восприятия художественных текстов, создания высказываний о прочитанных произведениях, владения библиографическими знаниями и умениями и осознания мотивации читательской и литературно-творческой деятельности школьниками с нарушением слуха.
- Доказана эффективность применения новых подходов в обучении чтению, направленных на формирование самостоятельности и инициативы, повышение положительной мотивации познавательной, читательской и литературно-творческой деятельности слабослышащих младших школьников в процессе обучения.
- Разработаны условия реализации педагогической системы литературного развития, включающие систему совершенствования и формирования профессиональной компетентности педагогов и студентов, информационного механизма взаимодействия родителей и учителей коррекционных образовательных учреждений по вопросам литературного образования учащихся.
1. Красильникова О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения: Теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.: Изд-во «Каро», 2006. ─ 299 с. (19 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия, программы
2. Красильникова О.А., Никитина М.И. Книга для чтения (Учебник 5 класса для школы слабослышащих). – М.: Изд-во «Просвещение», 1989. ─ 270 с. (17 / 8 п.л.)
3. Красильникова О.А., Никитина М.И. Развитие речи на уроках чтения. (Методическое пособие). - СПб.: Изд-во «Образование», 1997.─ 171 с. (11/ 5,5 п.л.)
4. Красильникова О.А. Уроки формирования грамматического строя речи (учебно-методическое пособие). - СПб., 1998. – 171 с. (11 п.л.)
5. Красильникова О.А., Андреева Л.В. Методические разработки к лабораторным занятиям по методике преподавания русского языка (Специальность «031600» - Сурдопедагогика). – СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. университета им. А.И. Герцена, 2000. – 5/ 2,5 п.л.
6. Красильникова О.А., Андреева Л.В. Методика преподавания русского языка в школе глухих. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. университета им. А.И. Герцена, 2004. ─ 76 с. (11,5/5,5 п.л.)
7. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха (Учебное пособие). – М.: Изд-во «Академия», 2005. – 272 с. (17 п.л.)
8. Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения (Учебно-методическое пособие). – СПб.: Изд-во «Каро», 2005. ─ 147 с. (9,2 п.л.)
9. Красильникова О.А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. – СПб.: Изд-во «Каро», 2005. ─ 145 с. (9/ 7,5 п.л.)
10. Красильникова О.А., Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: Изд-во «Каро», 2006. ─ С. 235-339 (40/6,5 п.л.)
11. Красильникова О.А., Никитина М.И. Чтение и развитие речи. (Учебно-методическое пособие). ─ СПб.: Изд-во «Каро», 2006. – 256 с. (16/9 п.л.)
12. Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. Развивать и воспитывать творчеством: Книга для педагога. /Под ред. Красильниковой О.А. ─ СПб.: Изд-во «Каро», 2008. – 176 с. (11/ 6 п.л.)
13. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. (Методическое пособие для учителя-дефектолога) //Под ред. Красильниковой О.А. ─ СПб.: Издательство «Каро», 2006. – 112 с. (7/3 п.л.)
14. Красильникова О.А., Пономарева З.А. Обучение слабослышащих и позднооглохших учащихся с приобретенными нарушениями слуха. (Учебно-методическое пособие). ─ СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. университета им. А.И. Герцена, 2009. ─ 416 с. (26,75/11 п.л.)
15. Красильникова О.А. Обучения связной речи слабослышащих школьников на уроках чтения (Образовательная программа) // Сборник программ элективных курсов по сурдопедагогике. ─ СПб.: Изд-во «Образование», 1995. – 87 с. (5,4/0,4 п.л.)
Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией
16. Красильникова О.А. Начальное литературное образование младших слабослышащих школьников // Интеграция образования. – 2004. – №1 – С. 189─195 (0,5 п.л.)
17. Красильникова О.А. Младшие школьники как читатели // Дефектология – 2005. № 2 – С. 9─19 (0,3 п.л).
18. Красильникова О.А. Диагностика литературного развития слабослышащих школьников // Интеграция образования. – 2005. – №1-2 – С. 216─223 (0,5 п.л.)
19. Красильникова О.А. Концепция литературного развития младших слабослышащих школьников // Известия. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения) – СПб.: Изд-во Изд-во Российского госуд. педагог. университета им. А.И. Герцена, 2006 – С. 246─257 (0,5 п.л.)
20. Красильникова О.А. Инновационная система литературного развития слабослышащих детей на начальной ступени обучения // Известия Южного федерального университета: Научно-педагогический журнал. – 2008 ─ № 10 – С. 198─214 (1 п.л.)
21. Красильникова О.А. Повышение профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов – условие успешной реализации инновационной педагогической системы литературного развития слабослышащих детей // Известия Южного федерального университета: Научно-педагогический журнал. – 2008 ─ № 12 – С. 212─218 (1 п.л.)
22. Красильникова О.А. Эффективность результатов обучения слабослышащих детей в условиях новой педагогической системы литературного развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. ─ 2008 ─ № 12 (88) ─ С.16─23 (0,7 п.л.)
Прочие статьи
23. Красильникова О.А. Развитие речи глухих на уроках чтения в начальных классах // Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. Межвузовский сборник научных трудов. ─ СПб.: Изд-во «Образование», 1992. – С. 132─135 (0,2 п.л.)
24. Красильникова О.А. Формирование умений построения высказывания рассуждения глухими школьниками на уроках чтения // Актуальные проблемы обучения адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. ─ СПб.: Изд-во «Образование», 1995. – С. 123─127 (0,2 п.л.)
25. Красильникова О.А. Интегрированный подход к обучению речи в начальных классах школы слабослышащих // Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. Сборник научных трудов. ─ М.: Изд-во Московский госуд. пед. университета, 1996 – С. 87─91 (0,3 п.л.)
26. Красильникова О.А. Формирование речевых умений на уроках развития речи.// Формирование речевых умений на уроках развития речи.// Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих (из опыта работы школы № 33 Выборгского района СПб). ─ СПб., 1997. – С. 63─68 (0,4 п.л.)
27. Красильникова О.А. Обучение построению связного высказывания с элементами рассуждения на уроках чтения + развитие речи в 3-4 классах. Обучение построению связного высказывания с элементами рассуждения на уроках чтения + развитие речи в 3-4 классах // Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих (из опыта работы школы № 33 Выборгского района СПб). ─ СПб., 1997. – С. 69─74 (0,4 п.л.)
28. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. – СПб., 1998. – С. 9─14 (0,4 п.л.)
29. Красильникова О.А. Проверка понимания прочитанного слабослышащими учащимися начальных классов // Коррекция развития детей с нарушениями слуха. (Из опыта работы школы № 33 СПб, Выборгского района). – СПб., 1999. – С. 25─31 (0,4 п.л.)
30. Красильникова О.А. Об улучшении профессиональной подготовки студентов к обучению чтению младших школьников с нарушениями слуха // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство. Сборник научных трудов. ─ СПб., Российский госуд. пед университет имени А.И. Герцена, 2003. – С. 23─28 (0,3 п.л.)
31. Красильникова О.А., Никитина М.И. На пороге волшебной страны. Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. – 2004, № 1 – С. 47─53 (0,4/0,2 п.л.)
32. Красильникова О.А. Никитина М.И. На пороге волшебной страны. Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал. – 2004, №2 – С. 58─65 (0,4 /0,2 п.л.)
33. Красильникова О.А. Формирование навыка чтения учащихся с нарушением слуха на начальном этапе литературного образования.// Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики. ─ СПб., 2004. – С. 70─80 (0,6 п.л.)
34. Красильникова О.А. Непрерывное литературное образование слабослышащих // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии. ─ СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2004. – С. 87─93 (0,4 п.л.)
35. Красильникова О.А. Система литературного развития слабослышащих детей на начальной ступени обучения// Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал» - СПБ., 2007 – 0,5 п.л. (ART 1092, Госюрегю N 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1092.htm
Материалы конференций
36. Красильникова О.А. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования - средство эмоционально-эстетического развития слабослышащих на уроках литературного чтения // Ребенок в современном мире. Отечество и дети: Материалы VIII Международной конференции. – СПб.: Изд-во Изд-во Российского госуд. педагог. университета им. А.И. Герцена, 2001.─ С. 186─192 (0,4 п.л.)
37. Красильникова О.А. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы с текстом младших школьников с нарушением слуха // Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. Материалы V Царскосельских чтений: т. 5. – СПб., 2001. – С. 54─62 (0,5 п.л.)
38. Красильникова О.А. Педагогическая технология работы с детской книгой на этапах обучения чтению в школе слабослышащих // Ребенок в современном мире. Государство и дети: Материалы XI международной конференции. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского госуд. университета, 2004. – С. 112─117 (0,4 п.л.)
39. Красильникова О.А. Психолого-педагогические условия литературного развития младших школьников с нарушением слуха. // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. М.П. Воюшиной. – СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2007 – С. 82─87 (0,3 п.л.)
40. Красильникова О.А. Развитие речи детей с нарушением слуха средствами смежными с художественной литературой // Ребенок в современном мире. Дети и город: Материалы международной научной конференции. – СПб.: Изд-во Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2005. – С. 75─81 (0,3 п.л.)
41. Красильникова О.А. Изучение и формирование читательских интересов младших слабослышащих школьников // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб: Изд-во Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2003 ─ С. 73─84 (0,8 п.л.)
42. Красильникова О.А. Воспитание интереса у слабослышащих школьников к литературному чтению // Ребёнок в современном мире. Культура и детство: Материалы международной научной конференции. – СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2003. – С. 34─42 (0,5 п.л.)
43. Красильникова О.А., Морозова М.А. Интерактивное обучение слабослышащих школьников с использованием литературного материала // Современное общество и специальное образование: Материалы международной научной конференции – СПб., 2007. – С. 199─202 (0,2/0,1 п.л.)
44. Красильникова О.А. Особенности восприятия художественного восприятия художественного слабослышащими школьниками младшего возраста // Ребенок в современном мире. Образование и детство. Традиции и инновации в специальном образовании. Материалы XIV Международной Конференции. – СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена 2007. – С. 111─117 (0.4 п.л.)
45. Красильникова О.А., Морозова М.А. Сайт дистанционного обучения «Читательский дневник» - дополнительная форма организации самостоятельного чтения школьников с нарушением слуха// Ребенок в современном мире. Образование и детство. Традиции и инновации в специальном образовании. Материалы XIV Международной Конференции. - СПб, Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2007. – С. 132─136 (0,3/0,2 п.л.)
46. Красильникова О.А. Основные направления литературного развития младших слабослышащих школьников // Ребенок в современном мире. Семья и дети: Материалы международной конференции. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2005 – С. 40─46 (0,3 п.л.)
47. Красильникова О.А., Наумова А.Е. Сайт «Литературная тетрадь» - средство обучения чтению слабослышащих младших школьников // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника. Материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции. ─ СПб.: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2008. – С. 139─145 (0,4/0,2 п.л.)
48. Красильникова О.А. Речевое развитие слабослышащих младших школьников и его влияние на изучение литературных произведений // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. М.П. Воюшиной. – СПб: Изд-во Российского госуд. педагог. универ. им. А. И. Герцена, 2007 – С. 75─81 (0,2 п.л.)
49. Красильникова О.А., Попова Е.Г. Творческое развитие учащихся с нарушением слуха в музейной среде.// Художественное образование ребенка: история и современность: Материалы I Международной научно-практической конференции. – СПб., 2007. – С. 92─97 (0,4/ 0,2 п.л.)
50. Красильникова О.А. Методы обучения в инновационной педагогической системе литературного развития слабослышащих младших школьников // Ребенок в современном мире. Искусство и дети: Материалы международной конференции. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2008. – С. 71─76 (0,3 п.л.)
51. Красильникова О.А. Управленческая и диагностическая деятельность сурдопедагога при обучении слабослышащих школьников чтению// Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: Материалы международной конференции. – СПб.: Изд-во Лениград. госудрств. университета им. А.С. Пушкина, 2008. – С. 234─243 (0,3 п.л.)
52. Красильникова О.А. Инновационная педагогическая система литературного развития слабослышащих детей на начальной ступени обучения // «Люби меня таким, какой я есть…» Актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции. ─ СПб, 2008. – С. 150─153 (0,3 п.л.)
53. Красильникова О.А. Использование компьютера как средства читательского развития слабослышащих учащихся на начальной ступени обучения // Чтение и грамотность в образовании и культуре. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Русская Ассоциация Чтения, 2009. – С.22─24 (март) (0,2 п.л.)
54. Красильникова О.А. Проектная деятельность слабослышащих младших школьников на уроках литературного чтения // Ребенок в современном мире. Образовательная интеграция детей с особыми потребностями. Социокультурные стратегии и перспективы: Материалы XVII международной конференции. – СПб., 2009 – С. 94─99 (апрель) (0,3 п.л.)