- Представлена система обучения сельских школьников, в основе которой лежит базовая идея единства и равноправности интеграции и дифференциации в дидактической системе учителя и сельской школы в целом.
- Выделены факторы, определяющие специфику образовательного пространства сельской школы и отражающие единство интеграции и дифференциации.
- Обоснована концепция обучения сельских школьников, качественная новизна которой состоит в том, что она позволяет общие теоретико-методологические основы интегративно-дифференцированного подхода экстраполировать на процесс обучения в условиях малочисленности классного коллектива (разновозрастной группы), многопредметности в преподавании учителя, специфичности природного окружения и микросоциума сельской школы с целью получения качественного образования сельских школьников.
- Обоснованы логика, этапы и технология реализации подхода в педагогической действительности сельской школы.
- Разработаны средства профессионального становления и развития учителя сельской школы, реализующего интегративно-дифференцированный подход в специфических условиях образовательного учреждения, расположенного на селе. Для подготовки студентов педагогических специальностей такими средствами являются материалы спецкурса. Для системы повышения квалификации и переподготовки дипломированных специалистов - материалы курсов повышения квалификации, в том числе и в дистанционном варианте. Для самостоятельного профессионального развития педагогов - учебные программы, учебные и учебно-методические пособия, книги для учителя, портфолио.
- Определена совокупность приемов педагогической деятельности при использовании процедур комплексной технологии реализации интегративно-дифференцированного подхода в обучении;
- Установлены и охарактеризованы новые педагогические факты применения технологии по реализации подхода: одновременное использование уровневой дифференциации, модульного обучения, индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика способствует установлению и сохранению динамического равновесия между известными формами организации учебно-познавательной деятельности школьников (вследствие нейтрализации преобладания идивидуализированных форм в обучении создаются условия для формирования полноценной социальной компетентности, успешного пребывания ребенка в различных социальных ролях); применение новых способов оценивания образовательных достижений с учетом процесса получения учебного результата (само-, взаимооценивание, использование «энергетической» оценки деятельности) положительно влияет на формирование познавательной и социальной компетентностей сельского школьника.
1.Обучение в сельской школе на основе интегративно-дифференцированного подхода [Текст]: монография / О. В. Коршунова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – 507 с. (31,1 п. л.).
Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ
3.Интегративно-дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе [Текст] / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Про-фильная школа. – 2005. – № 2. – С. 15–24. (0,4 п. л. Авт. – 0,2 п. л.)
4.Анализ и синтез в решении задачных ситуаций по физике как проявление элементов интедиффии [Текст] / О. В. Коршунова // Наука и школа. – 2006. – № 1. – С. 38–42. (0,5 п. л.)
5.Понятийно-терминологическое поле проблемы интедиффии в образовании [Текст] / О. В. Коршунова // Интеграция образования. – 2006. – № 2. – С. 32–39. (0,8 п. л.).
6.Организация профильного обучения в сельской школе на основе исполь-зования технологии уровневой дифференциации [Текст] / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Профильная школа. – 2008. – № 1. – С. 5–9 (0,5 п. л.).
7.Принципы разработки учебно-методических комплексов для сельских школ [Текст] / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Вестник Вятского гуманитар-ного государственного университета. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – № 1(1). – С. 90–97 (0,69 п. л.)
8.Исследование особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателей вуза [Текст] / О. В. Коршунова // Вестник Вятского гуманитарного государственного университета. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – № 2(1). – С. 115–126 (1,2 п. л.)
9.Исследование степени индивидуализации образовательного процесса по физике в современной школе [Текст] / О. В. Коршунова, Е. А. Кузьмина // Стандар-ты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 1. – С. 10–19 (1,3 п.л.)
10.Концепция обучения сельских школьников на основе интегративно-дифференцированного подхода [Текст] / О. В. Коршунова // Вестник Вятского гума-нитарного государственного университета. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – № 1 (1). Том 1. – С. 106–114 (1,2 п. л.)
Научные и учебно-методические статьи и пособия
11.Технология проведения интегрированного лабораторного практикума естественнонаучного направления в условиях сельской школы [Текст] / О. В. Коршунова, Г. Н. Христолюбова / Современные образовательные технологии: м-лы Всерос. науч.-практ. заочной конф. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2004. – С. 80–89. (0,6 п.л. Авт. – 0,4 п. л.).
12.Интегративно-дифференцированный подход к обучению как средство реализации личностно-ориентированного образования в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Актуальные проблемы личностно-ориентированного образова-ния: психолого-педагогические и технологические аспекты: м-лы межрегион. науч.-практ. конф. 21 апреля 2004 г. – Шадринск: Шадринский гос. пед. ин-т, 2004. – С. 80–81. (0,13 п. л.)
13.Элективный курс естественнонаучного направления для сельской школы в форме лабораторного практикума [Текст] / О. В. Коршунова // Современное физи-ческое и методическое образование в школе и вузе: проблемы организации про-фильного обучения: сб. науч.-метод. ст. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – С. 72–76. (0,3 п. л.)
14.Интегрированный лабораторный практикум естественнонаучного на-правления как прием формирования целостного восприятия действительности у сельских школьников [Текст] / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Проблемы учебного физического эксперимента: сб. науч. тр. Вып. 19. – М.: ИСМО РАО, 2004. – С. 12–15. (0,3 п. л.)
15.Экспериментальное пособие для реализации интегративно-дифференцированного подхода в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Инте-грация методической (научно-методической) работы и системы повышения квали-фикации кадров: м-лы VI Всерос. науч.-практ. конф.: в 6 ч. Ч. 1. / Ин-т доп. проф.-пед. образ.; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 48–50. (0,2 п. л.)
16.Интегративно-дифференцированный подход как технология персональ-ного обучения в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Сельская школа Рос-сии: история и современность: м-лы Всерос. науч.-практ. конф.: 1–3 марта 2006 г. / под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. – С. 101–103. (0,3 п. л.)
17.Тенденции интегративно-дифференцированного характера в образова-тельной деятельности современной сельской школы [Текст] / О. В. Коршунова // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. – Киров, 2006. – № 14. – С. 191–203. (1,0 п. л.)
18.Концепция интегративно-дифференцированного подхода к обучению в сельской школе (1-я часть) [Текст] / О. В. Коршунова // Профессионал Казахстана (научно-методический журнал). Республика Казахстан: Изд-во РГКП Казахская ака-демия образования им. Ы. Алтынсарина Министерства образования и науки Респуб-лики Казахстан, 2006. – № 11(42) (ноябрь). – С. 31–34. (0,5 п. л.); (2 часть), – № 12(43) (ноябрь). – С. 42–45. (0,5 п. л.)
19.Интегративно-дифференцированный подход к обучению в общеобразо-вательной школе [Текст] / О. В. Коршунова // Вестник Карагандинского университе-та. – Республика Казахстан: Изд-во КГУ им. Е. А. Букетова, 2006. – № 3(43). – С. 179–187 (1 п. л.).
20.Особенности современной сельской школы и возможные направления модернизации её дидактических систем [Текст] / О. В. Коршунова // Модернизация сельской школы: проблемы и решения: (вятский вариант): сборник материалов уча-стников творческой лаборатории «Сельская школа». Вып. 1 / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ; 2007. – С. 20–25. (0,4 п. л.)
21.Интегративно-дифференцированный подход к обучению в сельской школе как методологическое средство модернизации её дидактической системы [Текст] / О. В. Коршунова // Модернизация сельской школы: проблемы и решения: (вятский вариант): сборник материалов участников творческой лаборатории «Сель-ская школа». Вып. 1 / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ; 2007. – С. 40–46. (0,43 п. л.)
22.Преподавание элективного курса «Решение задач исследовательского характера с использованием количественных характеристик сельскохозяйственного производства, параметров сельскохозяйственной техники» [Текст] / Е. А. Шуклин, О. В. Коршунова // Модернизация сельской школы: проблемы и решения (вятский вариант): сборник материалов участников творческой лаборатории «Сельская шко-ла». Вып. 1 / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – С. 111–120 (0,65 п. л.)
23.Профильное обучение в сельской малочисленной школе в рамках инте-гративно-дифференцированного подхода к обучению [Текст] / О. В. Коршунова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: м-лы VIII междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов: 28-29 марта 2007 г. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. – Т. 2. – С. 201–203 (0,2 п.л.).
24.Интегративно-дифференцированный подход как синтез инновационных технологий в образовательном пространстве [Текст] / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Инновации в системе непрерывного профессионального образо-вания: м-лы VIII междунар. науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и спе-циалистов: 28-29 марта 2007 г. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. – Т.1. – С. 58–61. (0,25 п.л.).
25.Инновации в современной малочисленной сельской школе: иллюзии или неизбежная реальность? [Текст] / О. В. Коршунова // Инновации в образовании: ме-тодология и практика: сб. науч.-метод. тр. аспирантов и докторантов научной школы В. С. Данюшенкова (2006 г.). – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – С. 28–36 (0,6 п. л.)
26.Интеграция технологий обучения как инновационный компонент в обра-зовательной системе малочисленной сельской школы [Текст] / О. В. Коршунова // Инновации в образовании: методология и практика: сб. науч.-метод. тр. аспирантов и докторантов научной школы В. С. Данюшенкова (2006 г.). – Киров: Изд-во ВятГ-ГУ, 2007. – С. 80–84 (0,25 п. л.).
27.Учебник для сельской школы как интегратор компонентов учения в сис-теме интегративно-дифференцированного подхода [Текст] / О. В. Коршунова // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: м-лы Меж-дунар. научн. конф.: май 2008. – Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2008. – С. 123–129 (0,44 п. л.)
28.Портфолио учителя-экспериментатора как рефлексивный прием и сти-мул к профессиональному совершенствованию [Текст] / О. В. Коршунова // Сель-ская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: м-лы Междунар. научн. конф.: май 2008. – Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2008. – С. 355–358 (0,25 п. л.)
29.Интеграционные процессы в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Сельская школа в условиях реформирования российского образования: проблемы и решения: сб. науч.-метод. тр. научно-исследовательской лаборатории «Организа-ция учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы» / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 5–11 (0,38 п. л.).
30.Особенности организации профильного обучения в сельских школах Кировской области [Текст] / О. В. Коршунова, А. А. Пивоваров // Специфика про-фильного обучения в сельской школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 5–11 (0,38 п. л.).
31.Профильное обучение в сельской школе в рамках интегративно-дифференцированного подхода к обучению [Текст] / О. В. Коршунова // Специфика профильного обучения в сельской школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 135–141 (0,44 п. л.).
32.Новые ориентиры в разработке учебно-методических комплексов по предмету для сельских школ с позиций концепции профильного обучения [Текст] / О. В. Коршунова // Специфика профильного обучения в сельской школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 142–152 (0,63 п. л.).
33.Многоуровневые задачи интегративного характера – эффективный при-ем профильного обучения в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Специфика профильного обучения в сельской школе: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 170–177 (0,5 п. л.).
34.Интеллигентность сельского учителя [Текст] / О. В. Коршунова // Ста-новление интеллигентности: проблемы, опыт и возможности социальных институ-тов: м-лы Междунар. Конгресса 14–15 апреля 2008 г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 44– 48 (0,3 п. л.).
35.Портфолио сельского педагога как стимул к профессиональному совер-шенствованию в условиях информатизации образовательного пространства [Текст] / О. В. Коршунова // Современные информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании сельских школьников: сб. науч. и метод. работ, пред-ставленных на региональную науч.-практ. конф. / под ред. М. И. Зайкина, Н. А. Шкильменской; АГПИ им. А. П. Гайдара, КФ ПГУ им. М. В. Ломоносова. – Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2007. – С. 236–240 (0,3 п. л.)
36.Интегративно-дифференцированный подход в профильном обучении [Текст] / О. В. Коршунова // Проблемы профильного обучения в современной шко-ле: сб. м-лов участников регионального семинара 11 марта 2008 г. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 10–21 (0,7 п. л.).
37.Инновационная технология обучения в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Новые образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения З. А. Биишевой, г. Стерлитамак, 14–15 октября 2008 г. / Отв. ред. С. С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад.им. Зайнаб Бии-шевой, 2008. – С.289–300. (0,8 п. л.)
38.Интегрированный лабораторный практикум естественнонаучного на-правления для сельской школы [Текст]: метод. пособие для учителей общеобраз. уч-реждений / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова, Г. Н. Христолюбова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – 53 с. 3,3 п. л. (Авт. – 2,3 п. л.)
39.Интегративно-дифференцированный подход к обучению физике в сель-ской школе: материалы для учителей-исследователей по организации опытно-экспериментальной работы [Текст]: учеб. пособие / О. В. Коршунова; под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 136 с. (8,6 п. л.)
40.Формирование социальной компетентности сельского школьника по-средством сюжетных задач с сельскохозяйственным содержанием [Текст] / О. В. Коршунова // Компетентностный подход к профессионально-культурному ста-новлению специалиста: сб. ст. участников XI Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 сентября 2008 г. – Казань: Изд-во ИПППО РАО, 2008. – С. 290–292 (0,44 п. л.).
41.Подготовка педагога для реализации интегративно-дифференцированного подхода к обучению в системе непрерывного профессио-нального образования [Текст] / О. В. Коршунова // Подготовка специалистов в сис-теме непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: сб. материалов всеросс. заоч. науч.-пр. конф. 27 марта 2009 г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С. 145–147 (0,4 п. л.)
42.Интеграция + дифференциация = педагогическое мастерство [Текст] / О. В. Коршунова // Панорама методических идей: интегративно-дифференцированный подход к обучению в условиях сельской школы: материалы открытого межшкольного педсовета 15 мая 2008 г.: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – С. 41–46 (0,9 п. л.)
43.Интегративно-дифференцированный подход к обучению как теоретико-методологическая основа повышения качества обучения сельских школьников [Текст] / О. В. Коршунова // Современные проблемы теории и методики обучения физике, информатике и математике: м-лы междунар. науч.-практ. конф., Екатерин-бург, 1–2 апреля 2009 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та. – С. 89–94 (0,3 п. л.)