Научная тема: «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИСКУРСУ КАК СВЕРХСЛОЖНОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ (ЯЗЫКОВОЙ ВУЗ)»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. установлена роль и место дискурс-анализа в качестве центрального элемента реализации синергетического подхода к обучению иностранному языку (иноязычному дискурсу) как сверхсложной саморазвивающейся системе;
  2. выявлены и описаны базовые характеристики дискурса в качестве основных единиц содержания обучения анализу иноязычного дискурса, к которым относятся пропозиция, референция, экспликатура и импликатура, инференция, релевантность, пресуппозиция и ментальный лексикон;
  3. выделены принципы синергетического подхода к обучению иностранному языку: принцип коммуникативности, принцип нелинейности, принцип незамкнутости, принцип наблюдаемости, принцип возникновения и усиления порядка через флуктуацию, принцип гомеостатичности;
  4. создана модель обучения иностранному языку как иноязычному дискурсу, представляющему собой сверхсложную саморазвивающуюся систему, обладающую междисциплинарным статусом и основанную на синергетических принципах, в которой язык, среда, языковая личность являются открытой сверхсложной саморазвивающейся системой;
  5. разработаны критерии и показатели обученности иноязычному дискурсу (т.е. сформированности этой сверхсложной саморазвивающейся системы);
  6. разработана методика обучения иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Гураль, С.К. Формирование социокультурной компетенции сред-ствами внеклассной работы (английский язык, средняя школа): монография / С.К. Гураль, Е.Н. Шилина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – 8,25 п.л. (доля авто-ра – 4,13 п.л.).

2.Гураль, С.К. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: моногра-фия / С.К. Гураль, А.С. Лазарева. – Томск: Изд-во ТГУ, 2007. – 8,4 п.л. (доля автора – 4,2 п.л.).

3.Гураль, С.К. Формирование иноязычной межкультурной компе-тентности студентов в условиях современного образовательного процесса: монография / С.К. Гураль, Е.Л. Богданова, О.Е. Богданова, В.М. Смокотин, Л.В. Михалева. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 12,25 п.л. (доля автора – 3,8 п.л.).

4.Гураль, С.К. Дискурс-анализ в свете синергетического видения: монография / С.К. Гураль. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 12,5 п.л.

5.Гураль, С.К. Язык как саморазвивающаяся система: монография / С.К. Гураль. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 7.5 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

6.Гураль, С.К. Школа XXI века: гражданское образование на пред-мете иностранного языка. Активные методы изучения (по материалам Меж-дународного конгресса «Образование и наука в XXI веке: проблемы интегра-ции и правового регулирования» (21-25 ноября 2003 г.)) / С.К. Гураль, Н.В. Захарова // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во НИИ философии образования, 2003. – № 10. – 0,3 п.л. (доля автора – 0,15 п.л.).

7.Гураль, С.К. Актуальные вопросы преподавания иностранного языка и современное образование / С.К. Гураль // Философия образования. Т. XVIII. Философское осмысление теории и практики современного профес-сионального образования. – Новосибирск, 2006. – 0,3 п.л.

8.Гураль, С.К. Развитие коммуникативной компетенции у студен-тов дополнительного высшего образования «Переводчик в сфере профессио-нальной коммуникации» / С.К. Гураль // Вестник Томского государственного университета. – 2006. - № 291. – 0,13 п.л.

9.Гураль, С.К. Как правильно говорить по-английски и есть ли «стандартный английский»? / С.К. Гураль // Вестник Томского государствен-ного университета. – 2007. - № 294. – 0,19 п.л.

10.Гураль, С.К. Лингвистическое образование в условиях глобали-зации / С.К. Гураль, О.Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 296. – 0, 44 п.л. (доля автора – 0,22 п.л.).

11.Гураль, С.К. Язык как процесс и как саморазвивающаяся система / С.К. Гураль // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 298. – 0,3 п.л.

12.Гураль, С.К. Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистиче-ский аспект соотношения / С.К. Гураль // Вестник Томского государственно-го университета. – 2007. – № 299. – 0,3 п.л.

13.Гураль, С.К. Синергетика и лингвосинергетика / С.К. Гураль // Вестник Томского государственного университета. – 2007. - № 302. – 0,13 п.л.

14.Гураль, С.К. Синергетическая модель развития образовательного пространства / С.К. Гураль // Вестник Томского государственного универси-тета. – 2007. - № 303. – 0,13 п.л.

Учебно-методические пособия:

15.Гураль, С.К. English for Science Students’ Communication. Teach-er’s book: учебно-метод. пособие / С.К. Гураль, Е.П. Айлазян, О.А. Обдалова, Т.А. Шабунина, Т.А. Шашко. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. (гриф Минобразо-вания РФ). – 8,12 п.л. (доля автора – 2,3 п.л.).

16.Гураль, С.К. English for Science Students’ Communication. Stu-dent’s book: учебно-метод. пособие / С.К. Гураль, Е.П. Айлазян, О.А. Обдало-ва, Т.А. Шабунина, Т.А. Шашко // Томск: Изд-во ТГУ, 2000. (гриф Минобра-зования РФ). – 8,12 п.л. (доля автора – 2,3 п.л.).

17.Гураль, С.К. Education in the USA: учеб. пособие. перераб. и доп. / С.К. Гураль, М.В. Кокунова, В.М. Смокотин. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 8,12 п.л. (доля автора – 2,7 п.л.).

18.Гураль, С.К. This is America Today: учеб. Пособие / С.К. Гураль, В.М. Смокотин. – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 24,6 п.л. (доля автора – 14 п.л.).

19.Гураль, С.К. Law and Law Enforcement: учеб. пособие / С.К. Гу-раль, В.М. Смокотин, Л.Г. Майер. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – 28,1 п.л. (до-ля автора – 18 п.л.).

Научные статьи:

20.Гураль, С.К. Преподавание иностранных языков в контексте фе-деральной языковой программы / С.К. Гураль // Язык и культура. – Томск: Изд-во ТГУ, 1996. – 0,3 п.л.

21.Гураль, С.К. Экология в контексте лингвистики и культуры (из опыта работы на ФИЯ ТГУ) / С.К. Гураль // Проблема образования. Язык и культура в духовной структуре личности. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. – 0,3 п.л.

22.Гураль, С.К. Инновационные методы преподавания иностранных языков (из опыта работы факультета иностранных языков Томского госуни-верситета) / С.К. Гураль // Культурологические аспекты развития Западной Сибири. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. – 0,3 п.л.

23.Гураль, С.К. Tapestry approach in English language teaching activity / С.К. Гураль, В.М. Смокотин // Язык и культура. – Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – 0,3 п.л. (доля автора – 0,15 п.л.).

24.Гураль, С.К. Преподавание иностранных языков в вузе (история и современность) / С.К. Гураль // Социокультурные и культурологические ас-пекты развития Западной Сибири (теория и практика). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999. – 0,3 п.л.

25.Гураль, С.К., Смокотин, В.М. Difficulties in listening / С.К. Гураль, В.М. Смокотин // Язык и культура. Ч. 1. – Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – 0,37 п.л. (доля автора – 0,19 п.л.).

26.Гураль, С.К. Новый взгляд на преподавание иностранных языков / С.К. Гураль, В.Р. Барчугова // Язык и культура. Ч. 1. – Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – 0,34 п.л. (доля автора – 0,17 п.л.).

27.Гураль, С.К. Слово и аспекты его изучения / С.К. Гураль // Со-циокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири (теория и практика). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. – 0,3 п.л.

28.Гураль, С.К. Евразийский аспект в преподавании иностранных языков: традиции и современность / С.К. Гураль // Россия и Запад: диалог культур: сб. ст. X междунар. конф. Вып. 12. Ч. I. – М., 2004. – 0,3 п.л.

29.Гураль, С.К. Language and synergetics / С.К. Гураль, И.В. Черни-кова // Язык и коммуникация: научно-методический журнал. Вып.4. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 0,3 п.л. (доля автора – 0,15 п.л.).

30.Гураль, С.К. Актуальные вопросы преподавания иностранных языков и современное образование / С.К. Гураль // Глобальное и локальное в образовании и культуре. – Тюмень: Вектор-бук, 2005. – 0, 31 п.л.

31.Гураль, С.К. Этнокультурные коммуникации как языковая среда / С.К. Гураль // Языки и культура народов мира в лингводидактической пара-дигме (Лемпертовские чтения – IX): сб. ст. по материалам междунар. научно-метод. симпозиума. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. – 0,31 п.л.

32.Гураль, С.К. The Russian educational reforms and the Bologna Proc-ess: the quest of Russia’s way into the European higher education area / S.K. Gu-ral, V.M. Smokotin // International Journal of Applied and Fundamental Research. – Republika Crna Gora: European Academy of Natural History, 2008. – Vol. 3. - 0,3 п.л.

33.Гураль, С.К. Болонский процесс: роль дискурсивной компетен-ции в обучении иностранным языкам / С.К. Гураль, Е.А. Шатурная // Успехи современного естествознания. – М. 2008. - № 7. – 0,2 п.л. (доля автора – 0,1 п.л.).

34.Гураль, С.К. Синергетические аспекты лингвистического образо-вания / С.К. Гураль, О.Е. Богданова // Язык. Культура. Общение: сб. науч. тр. в честь юбилея засл. проф. МГУ им. М.В. Ломоносова С.Г. Тер-Минасовой. – М.: Гнозис, 2008. – 0,6 п.л. (доля автора – 0,3 п.л.).

35.Гураль, С.К. Обучение языку как коммуникативной самооргани-зующейся системе сквозь призму «сложного мышления» / С.К. Гураль // На-учный ежегодник Института иностранных языков. 2009. Вып. 2 / гл. ред. Н.П. Дронова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. – 0.6 п.л.

36.Гураль, С.К. Обучение языку как коммуникативной самооргани-зующейся системе / С.К. Гураль // Современные проблемы лингвистики, тео-рии и практики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. – М.: МАКС Пресс, 2009 – 0,4 п.л.

Материалы научных конференций:

37.Гураль, С.К. Роль иностранного языка в формировании экологи-ческого мышления и в воспитании экологической культуры поведения уча-щегося (из опыта работы кафедры английского языка ТГУ) / С.К. Гураль // Инновации и традиции в реформируемой школе: материалы II междунар. на-учно-практ. семинара. – Томск: Изд-во ТГУ, 1996. – 0, 31 п.л.

38.Гураль, С.К. The federal program of teaching EFL: Tomsk State Uni-versity experience / S.K. Gural // Global Community: EFL in an Envolving World: материалы междунар. Конф. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 0, 25 п.л.

39.Гураль, С.К. Изучение иностранных языков как фактор развития межкультурных коммуникаций / С.К. Гураль // Язык и культура: материалы XV междунар. научно-метод. конф. – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 0,21 п.л.

40.Гураль, С.К. Language and thought through synergetic approach / S.K. Gural // VI NATE Conference: материалы междунар. конф. – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 0,34 п.л.

41.Гураль, С.К. Синергетический подход к преподаванию иностран-ных языков / С.К. Гураль // Лингвистика и межкультурная коммуникация: теория и практика: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Таганрог, 2003. – 0,31 п.л.

42.Гураль, С.К. Евразийский аспект в преподавании иностранных языков: традиции и современность / С.К. Гураль // Язык и культура в Евра-зийском пространстве: материалы XVI междунар. конф., посвященной 125-летию Томского гос. ун-та. – Томск: Изд-во ТГУ, 2003. – 0,3 п.л.

43.Гураль, С.К. Личностно-развивающие возможности в обучении иностранным языкам / С.К. Гураль, В.Н. Сушкова // Сотворчество учителя и ученика как главное условие реализации личности учащегося: материалы конф. – Новый Уренгой, 2004. – 0, 44 п.л. (доля автора – 0,22 п.л.).

44.Гураль, С.К. Интеграционный подход в преподавании иностран-ных языков / С.К. Гураль // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: материалы междунар. научно-метод. симпозиума «Лемпертовские чтения – VI». – Пятигорск, 2004. – 0,19 п.л.

45.Гураль, С.К. Междисциплинарное взаимодействие в преподава-нии иностранных языков / С.К. Гураль // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: материалы междунар. науч-но-метод. симпозиума «Лемпертовские чтения - VI». – Пятигорск, 2004. – 0,2 п.л.

46.Гураль, С.К. Многоязычие на уровне личности и проблемы об-щения в многоязычном мире / С.К. Гураль, В.М. Смокотин // Язык. Культура. Коммуникация: сб. материалов междунар. науч. конф. – Волгоград, 2006. – 0, 31 п.л. (доля автора – 0,16 п.л.).

47.Гураль, С.К. Приоритеты группового обучения / С.К. Гураль // Учитель, ученик, учебник: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 0,44 п.л.

48.Гураль, С.К. Роль дискурс-анализа в преподавании иностранных языков / С.К. Гураль // Языки в современном мире: материалы VIII Ежегод-ной междунар. науч. конф. – Коломна, 2009. – 0,13 п.л.

49.Гураль, С.К. Синергетические тенденции в образовании / С.К. Гураль // Пути, средства, возможности модернизации образовательной сис-темы: материалы научно-практ. конф. Ч. II. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. – 0,5 п.л.