- Автором диссертационной работы впервые на современном историографическом этапе предпринята попытка комплексно изучить проблему многогранной деятельности профсоюзных организаций водного транспорта в период Великой Отечественной войны.
- Изученный и включённый в текст диссертации материал убеждает, что предвоенная недооценка руководством страны роли водного транспорта в предстоящих сражениях сменилась стремлением максимально использовать его возможности в боевых операциях и эвакуационном процессе.
- В научный оборот впервые вводится значительный пласт новых документов и материалов по теме диссертации, значительно расширяющих как представление о предмете, так и возможности источниковедческой базы исследования.
- Новые источниковедческие подходы к анализу общих социально-экономических проблем военного периода позволили соискателю на большом фактическом материале доказать, что в экстремальных условиях войны профсоюзы водного транспорта выступили как важная составная часть управленческой системы, реально участвовавшая в мобилизации всех отраслевых ресурсов на достижение победы.
- Приводятся убедительные аргументы, подтверждающие, что война внесла существенные коррективы в функциональную деятельность профсоюзов. Изучение механизмов формирования чрезвычайных органов власти позволило доказать, что приоритетной в деятельности профсоюзных органов и организаций морского и речного флота явилась мобилизационно-хозяйственная функция.
- Доказано, что участие водников в боевых и эвакуационных операциях и моряков - в экспортно-импортных перевозках обусловило возрастание роли судовых профсоюзных комитетов, которые становились цементирующей основой экипажей. Нередко именно профсоюзные лидеры являлись примером самоотверженного выполнения профессиональных функций.
- Сформулированы критерии завершённости перестройки на военный лад судоремонтных предприятий: а) способность трудовых коллективов реализовать различные срочные заказы военного командования; б) выпуск оборонной продукции в максимальных объёмах; в) выполнение оперативно и высококачественно всех видов судоремонтных работ.
- Выявление диалектики совершенствования организационно-массовой деятельности отраслевых профсоюзов позволило автору доказательно утверждать, что в ходе войны укрепились их позиции в политической системе. На первом этапе профсоюзной деятельности (июнь 1941 - май 1943 гг.) превалировали «централистические» тенденции в управлении. На втором этапе (май 1943-1945 гг.), несмотря на введение военного положения на транспорте, наблюдаются характерные черты развития принципов демократического централизма в профсоюзной работе.
- Изучение социальных явлений и феноменов в военной или приближенной к войне обстановке, анализ эффективного использования профсоюзами водного транспорта в ходе войны мобильных объектов культурно - воспитательной направленности: агиткатеров и агитпароходов, а также стационарных учреждений предоставили соискателю уникальную возможность исследовать параметры участия профсоюзов в реализации идеологических задач.
- Практика показала, что влияние профсоюзов водного транспорта на производственный процесс обрело материальные черты в процессе управления Всесоюзным соревнованием, охватившем речные и морские пароходства. Соревнование способствовало повышению производственных показателей трудовых коллективов, развитию творческого отношения к труду моряков и речников.
- В научном исследовании документально обоснована авторская периодизация привлечения кадров на водный транспорт. Первый этап (июнь 1941 - февраль 1942 гг.) характерен превалированием агитационно-массовой деятельности профсоюзных организаций среди представителей кадрового резерва и добровольного приёма их для работы на предприятиях водного транспорта. На втором этапе с февраля 1942 г. до конца войны профсоюзные комитеты водного транспорта участвовали в реализации преимущественно милитаристского метода мобилизации трудовых ресурсов.
- Введение института юнг свидетельствовало о высоком гуманизме моряков и речников, отраслевых профсоюзных организаций, решавших важную задачу государственной значимости. В экстремальных условиях наличие юнг на водном транспорте способствовало сокращению детской беспризорности, являлось своеобразной ступенью профессионального и нравственного становления подростков, создавало предпосылки для пополнения производственных коллективов квалифицированными специалистами в послевоенный период.
- В ходе реализации оборонно-массовой функции профсоюзы водников являлись активными проводниками политики увеличения бремени военных расходов населения. Характерной чертой инициатив по оказанию помощи тыла фронту являлось сочетание добровольности и обязательности.
1.Селюнина Н.В. Реализация культурно-воспитательной функции профсоюзами водного транспорта России в 1941-1945 гг. // Научные ведомости Белгородского государственного университета - № 1 (56). - Вып. 9. - Белгород, 2009. - 0,5 п. л.
2. Селюнина Н.В. Роль профсоюзов водного транспорта России в перестройке работы судоремонтных предприятий на нужды войны (1941-1942 гг.) // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Вып.8. - Пятигорск, 2008. - 0, 4 п. л.
3.Селюнина Н.В. К вопросу об источниках пополнения кадрами морского и речного транспорта России в 1941-1942 гг. // Научная мысль Кавказа. - Спецвыпуск № 1. - Ростов на-Дону, изд-во СКНЦ, 2006. - 0, 4 п.л.
4.Селюнина Н.В. Управление водным транспортом Европейской части России в 1941-1942 гг. // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Гуманитарные науки в современном мире. - № 2, Таганрог, 2006. - 0,4 п. л.
5.Селюнина Н.В. Истребительные отряды на Юге России в 1941-1944 гг. // Научная мысль Кавказа. №1. - Ростов – на - Дону, изд-во СКНЦ ВШ. 2006 . - 1/0,7 п. л. соавтор В.А.Селюнин.
6.Селюнина Н.В. Периодическая печать водного транспорта России в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) // Научная мысль Кавказа. - Спецвыпуск № 6. - Ростов - на-Дону, изд-во СКНЦ, 2006. - 0,4 п. л.
7.Селюнина Н.В. Экономика Юга России в 1941 – 1945 гг. // Научная мысль Кавказа - № 1, - Ростов - на-Дону, изд-во СКНЦ, 2005. - 1/0,7 п.л. Соавтор Е. М. Малышева.
8.Селюнина Н.В. Социальная политика на Юге России в 1941 -1945 гг. // Научная мысль Кавказа. - № 1, - Ростов на-Дону, изд-во СКНЦ. 2004. - 1/0,7 п.л. Соавтор М. К.-.Г Булгарова.
9.Селюнина Н.В. Проблема битвы за Кавказ в исторической литературе. //Научная мысль Кавказа - № 1. - Ростов - на - Дону, изд-во СКНЦ. 2003. - 1/0,5 п.л. Соавторы: А.А Аникеев, Т. М. Баликоев, С. В. Януш.
10.Селюнина Н.В. Трудовой Ростов в период Великой Отечественной войны. // Научная мысль Кавказа. - № 2. - Ростов - на-Дону, изд-во СКНЦ. 1999. - 0,5 п.л.
11.Селюнина Н.В. Изменение содержания работы моряков и речников Юга России в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.). // Научная мысль Кавказа. Приложение № 1. - Ростов - на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ. 1999. - 0,3 п. л.
12.Селюнина Н.В. Водный транспорт Юга России в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) //Научная мысль Кавказа. Приложение № 1. - Ростов-на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ. 1998. - 0,2 п. л.
Монографии:
1.Селюнина Н.В. Профсоюзы водного транспорта России в период Великой Отечественной войны. - Ростов-на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ. 2007. - 22,5 п.л.
2.Селюнина Н.В. Водный транспорт Юга России в 1941-1945 гг.. - Ростов – на - Дону, Ростовское книжное изд-во. 2004. - 15 п.л.
Статьи в научных изданиях:
1.Селюнина Н.В. Моряки и речники Ленинграда в 1941-1942 гг. Освобождая блокадный Ленинград. //Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 65-летию полного снятия блокады Ленинграда, 23 января 2009 г. - Санкт-Петербург, Пушкин. 2009. - 0,5 п.л.
2.Селюнина Н.В. Профсоюзы водного транспорта в системе управления. //Экономическая история России: проблемы, поиски, решения. Ежегодник. - Вып.10. -М.-Волгоград, изд-во ВолГУ, 2008. - 0,5 п. л.
3.Селюнина Н.В. Материальная помощь фронту тружеников водного транспорта России как проявление патриотизма (1941-1945 гг.) //Патриотизм и интернационализм как источники победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм народов Адыгеи в годы Великой Отечественной войны: опыт и уроки истории. Всероссийская научно-практическая конференция 27-29 ноября 2008 года. - Санкт-Петербург-Майкоп. 2008. - - 0,5 п. л.
4.Селюнина Н.В. Водный транспорт Ростовской области в период ВОВ. //Дон в годы Великой Отечественной войны. (К 60-летию освобождения Ростова-на-Дону). Сб. статей РГСУ. - Ростов н /Д, 2008. - 0,5 п.л.
5.Селюнина Н.В. Забота профсоюзов морского и речного транспорта России о фронтовиках и их семьях (1941-1945 гг.) //Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки - № 2. - Таганрог, 2008. - 0,5 п.л.
6.Селюнина Н.В. Участие профсоюзов морского транспорта России в организации экспортно-импортных перевозок (1941-1945 гг.). // Научная мысль Кавказа. - №1. - Ростов – на - Дону, изд-во СКНЦ ВШ. 2008. - 1 п.л.
7.Селюнина Н.В. Организационно-массовая работа профсоюзов водного транспорта России в 1941-1945 гг. //Вестник ТГПИ, Гуманитарные науки - № 2, - Таганрог, 2007. - 0,4 п.л.
8.Селюнина Н.В. О мобилизационной готовности водного транспорта России накануне Великой Отечественной войны. //Актуальные проблемы социальной истории. Сб. научных статей. - Вып.8. Новочеркасск. - Ростов-на-Дону. 2007. - 0,3 п. л.
9.Селюнина Н.В. Производственное обучение кадров массовых профессий на морском и речном транспорте в 1941 -1945 гг. // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки, - №2. - Таганрог, 2006. - 0,4 п. л.
10.Селюнина Н.В. Пресса моряков и речников России в первый период Великой Отечественной войны. Кавказ между Западом и Востоком. Межвузовский сборник научных работ. - Карачаевск, 2006. - 0,2 п. л.
11.Селюнина Н.В. Сущность военного положения на водном транспорте России. // Актуальные проблемы социальной истории. Сб. научных статей. - Вып.7. - Новочеркасск, Ростов н/ Д. 2006. - 0,2 п.л.
12.Селюнина Н.В. Развитие новаторства на водном транспорте Юга России в 1941 -1945 гг. // История и обществознание. Научный и учебно-методический ежегодник. - Армавир, Редакционно-издательский центр АГПУ. 2005. - 1 п.л.
13.Селюнина Н.В. К вопросу о подготовке кадров на водном транспорте Юга России в 1943-1945 гг. //Актуальные проблемы социальной истории. Сб. научных статей. - Вып. 6. - Новочеркасск, изд-во НГМА. 2005. - 0,3 п. л.
14.Селюнина Н.В. К вопросу о социальной политике в 1941-1945 гг. //Научно- теоретическая конференция «Шестые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы». Тезисы докладов и сообщений 25-26 мая 2005 г.. - Новочеркасск, изд-во НГМА. 2005. - 0,1 п. л.
15.Селюнина Н.В. Реорганизация управления водным транспортом страны в боевых условиях 1941 г. //Актуальные проблемы истории мировых войн. Межвузовский сборник научных трудов КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2005. - 0,3 п. л.
16.Селюнина Н.В. К вопросу о воссоздании управленческой системы на водном транспорте Юга России в 1943 – 1944 гг.// «Вторая мировая война: история и современность». Международная научно-практическая конференция 19-21 апреля 2005 г. Ч.1. Пятигорск, изд-во ПГТУ. - 2005. - 0,3 п.л.
17.Селюнина Н.В. К вопросу о развитии творческой активности речников и моряков Юга России в 1941 -1945 гг. //Актуальные проблемы социальной истории. Сб. научных статей. - Вып.5. - Новочеркасск, изд-во НГМА. 2004. - 0,3 п. л.
18.Селюнина Н.В. Роль водного транспорта в обороне Кавказа и Сталинграда (1942-1943 гг.).// «Мы победу приближали, как могли. Мат-лы международной научной конференции, посвящённой Великой Отечественной войне (с акцентом на события 1943 г.) Москва, 18 – 19 апреля 2003. г.- Смоленск. 2003. - 0,3 п.л.
19.Селюнина Н.В. Камские речники в период Великой Отечественной войны. //«Урал в военной истории России: традиции и современность. Третьи военно-исторические чтения, посвящённые 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса». Мат-лы международной научной конференции. Екатеринбург, изд-во Института истории и археологии УрО РАН. - 2003. - 0,3 п. л.
20.Селюнина Н.В. Военизированные структуры управления морским и речным транспортом на Юге России в 1943-1944 гг. //«Кавказ между Западом и Востоком». Межвузовский сборник научных работ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ. 2003. - 0,3 п.л.
21.Селюнина Н.В. Привлечение кадров на водный транспорт Юга России (1941-1942). //«VI Царскосельские чтения». Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием 23-24 апреля 2002 г. Т.IV История и современность. - С-Пб, изд-во ЛГОУ. 2002. - 0,3 п. л.
22.Селюнина Н.В. Водники Юга России в боевых операциях 1941-1942 гг. «Вторая мировая и Великая Отечественная война: актуальные проблемы социальной истории». Материалы межвузовской научной конференции с международным участием 28-31 мая 2002 года. - Майкоп, изд-во АГУ. 2002. - 0,25 п.л.
23.Селюнина Н.В. К вопросу о перестройке управления морским и речным транспортом Юга России в 1941-1942 гг. //Бицентры России: прошлое, настоящее, будущее. Мат-лы межрегиональной научно-практической конференции. (Новомосковск, 11-12 октября 2002 г.) Том.1. -Новомосковск, изд-во Тульского гос. пед. университета. 2002. - 0,3. п.л.
24.Селюнина Н.В. К вопросу о возрождении профсоюзной работы на водном транспорте Юга России (1943-1945 гг.) //Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее. Мат-лы III межвузовской научно-теоретической конференции 16-19 мая. Кисловодск, изд-во СК ГТУ, - 2002. - 0,3 п.л.
25.Селюнина Н.В. Опыт военных лет и современные реалии. //«Формирование патриотизма у учащейся молодёжи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин». Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. С-Пб, Пушкин, изд-во ЛГОУ им. А.С.Пушкина. - 2001. - 0,3 п. л.
26.Селюнина Н.В. Возрождение портов и пристаней Юга России (1943-1945 гг.). //Уроки истории. Т.1. Вторая мировая война. Сб. научных трудов первой международной научно-практической конференции «Уроки истории. Вторая мировая война». - С-Пб, изд-во Академии стратегических исследований, информации и высоких технологий. 2000. - 0,25 п. л.
27. Селюнина Н.В. Моряки Юга России в эвакуационном процессе 1941-1942 гг. //«Великая победа. 55 лет. Итоги и уроки». Мат-лы Всероссийской научной конференции 12 мая 2000 г. - С.-Пб, Пушкин, изд-во ЛГОУ. 2000. - 0,3 п.л.
28.Селюнина Н.В. Водный транспорт Юга России накануне Великой Отечественной войны. //Всероссийская научная конференция «55 лет Великой Победы: история и современность». 20-22 апреля 2000 г. Сб. научных трудов. - Ростов –на-Дону, изд-во РГСУ, 2000. - 0,3 п.л.
29.Селюнина Н.В. Возрождение судоремонтных предприятий Юга России (1943-1945 гг.) //Вторая мировая война: история и современность. Сб. статей. - Вып.1, - C.-Пб, изд-во ЛГОУ. 1999. - 0,25 п. л.
30.Селюнина Н.В. Водный транспорт Юга России в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). //Международная научная конференция «Проблемы регионального развития педагогического образования». Мат-лы и тезисы докладов. Таганрог, изд-во Таганрогского Гос. Пед. Ин-та. 1998. - 0,2 п. л.