Научная тема: «ЛИЧНОСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ В ХРИСТИАНСТВЕ (ПРАВОСЛАВИЕ. КАТОЛИЦИЗМ. ПРОТЕСТАНТИЗМ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ).»
Специальность: 07.00.03
Год: 2009
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных задач и состоит, прежде всего, в реализации нового подхода к  изучению взаимосвязи между религиозным учением о человеке, - с одной стороны, и отношением к хозяйственно-экономической деятельности, материальным благам - с другой. Этот подход предполагает существенное расширение границ научного анализа по нескольким причинам.

Во-первых, проблема рассматривается не изолированно, но в общем контексте вероучений в их исторической эволюции. Во-вторых, изучаются и сравниваются между собой не только христианские исповедания (православное, католическое и основные протестантские), но и различные дохристианские религии,  что позволяет глубже понять специфику христианского подхода. Отметим, что такой сравнительный анализ христианских воззрений на проблему собственности с дохристианскими религиозными учениями Востока и Запада можно признать новаторским.  В-третьих, предельно расширены хронологические рамки исследования, которое охватывает период с архаичных времен до наших дней, что позволяет определить основные тенденции в развитии мировой религиозной социальной мысли и выявить ее общее этическое ядро. 

В отечественной научной литературе это первое комплексное исследование истории формирования и развития христианской социальной мысли от ее истоков до сегодняшнего дня. Комплексный и сравнительный подход к проблеме личности и собственности определяет научную новизну в решении частных задач исследования. В этом отношении к   достижениям при разработке теоретических и практических аспектов темы диссертации можно отнести следующие.

  1. Выявлены общие исторические тенденции в развитии этической составляющей религиозного сознания и предложена новая систематизация различных религий, где основным критерием является глубинное соединение Божественного начала и человеческой личности, целей и ценностей ее земной жизни.
  2. Определены, с одной стороны, универсальные этические принципы в отношении к собственности и богатству, которых придерживается не только христианство, но и другие мировые, а также многие локальные религии, а с другой стороны,  - специфика обоснования этих принципов в различных религиозных учениях. 
  3. Впервые в отечественном религиоведении дается подробный анализ  святоотеческого наследия и сравниваются воззрения различных отцов Церкви на проблему собственности и богатства.
  4. На основании широкого круга источников автор выделяет основные доминанты религиозного сознания, характерные для православной, католической и протестантской духовных традиций, что позволяет конструировать соответствующие этим традициям религиозно-психологические идеальные типы, обладающие своими представлениями о целях и смыслах земной жизни и ее благах.  
  5. Прослежена эволюция взглядов Русской Православной Церкви (РПЦ),  католических и протестантских церковных мыслителей различных исторических эпох на проблему собственности, богатства и бедности, определена специфика этих взглядов и выявлены характерные особенности современного этапа.
  6. Дана оценка современной религиозной ситуации в России и позиции РПЦ и околоцерковных структур на рассматриваемую проблему.
Список опубликованных работ
1) Коваль Т. Б. «Духовные христиане» – религиозное своеобразие и этика труда // Мир России, 1993, № 1, (2 п.л.).

2) Коваль Т. Б. Православная этика труда // Мир России, 1994, № 2,

(2,7 п.л.).

3) Коваль Т.Б. Этика труда в православной традиции // Общественные науки и современность, 1994, № 6, (1 п.л.).

4) Коваль Т. Б. Элита и нравственность (религиоведческие заметки) // Мир России. 1996, № 3 – 4, (2,3 п.л.).

5) Коваль Т. Б. У развалин Вавилона // Мир России, 1997, № 1, (2,5 п.л.).

6) Коваль Т. Б. Экономика и нравственность в суждениях ранних отцов Церкви. // Общественные науки и современность, 2002, № 6, (1 п.л.).

7) Коваль Т. Б. Личность и собственность. Христианство и другие религии мира. // Мир России, 2003, № 2, (2 п.л.).

8) Коваль Т. Б. Демографическая модернизация и изменения в массовом сознании испанцев. // Латинская Америка, 2006, № 8, (1 п.л.).

9) Коваль Т. Б. Каким аршином мерить? (Духовно-нравственные и гражданские ценности в современной Испании и России как фактор формирования имиджа страны)//Латинская Америка, 2006, № 12, (1 п.л.).

10) Коваль Т. Б. Спор о богатстве: св. Франциск Ассизский versus Эскрива де Балагер // Латинская Америка, 2009, № 3,(1 п.л.)

11) Коваль Т. Б. Католицизм в современной Испании: «количество» и «качество» веры // Латинская Америка, 2009, № 5, (1 п.л.).

12) Коваль Т. Б. Католическая церковь и экономический кризис //Латинская Америка, 2009, № 6, (1 п.л.).

13) Коваль Т. Б. Социальная доктрина католицизма // Новая и новейшая история, 2009, № 5, (2 п.л.), (в печати).

Монографии

14) Коваль Т. Б. Христианская этика труда. (Православие, Католицизм, Протестантизм. Опыт сравнительного анализа). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994, (17 п.л.).

15) Коваль Т. Б. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал. М.: Институт федерализма и гражданского общества, 2003, (20 п. л.), (в соавторстве с А.Н. Арининым и Б.И. Коваль).

16) Коваль Т. Б. Гендер. Культура. Религия. М.: Московский Государственный Институт дизайна и технологий (МГУДТ), 2006, (14 п. л.), (в соавторстве с М. Г. Котовской).

Статьи и главы в коллективных монографиях

17) Коваль Т. Б. Теория единства нации в фашистской идеологии на примере франкистской Испании // Политическая наука в условиях перестройки. М., 1988, (0,8 п.л.).

18) Коваль Т. Б. Экономическая реформа и динамика общественного мнения (1991-1997). // В колл. монографии: Экономика переходного периода. М.: Институт экономики переходного периода (ИЭПП), 1998,(3,2 п.л.).

19) Коваль Т. Б. Проблема раскола и старообрядчества в русской религиозной философии «Серебряного века» // Skupiska Staroobredowcow w Europe, Asji i Americe. Warszawa: 1994, (1 п.л.), (на рус. яз).

20) Коваль Т. Б. Христианство и этика труда // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 1999, № 3, (0,9 п.л.).

21) Коваль Т. Б. Христианское понимание собственности //Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2000, № 7, (0,8 п.л.).

22) Коваль Т. Б. Духовность, религия и вера // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2001, № 8, (0,8 п.л.).

23) Коваль Т. Б. Христианская вера и культура // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2001, № 9, (1 п.л.).

24) Коваль Т. Б. Терпение и терпимость как религиозные добродетели // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2001, № 9, (0,9 п.л.).

25) Коваль Т. Б. Справедливый государь: между законом и милостью // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2002, №11, (0, 7 п.л.).

26) Коваль Т. Б. Восток и Запад: пути к гармонии жизни // Альманах «Личность и мир», М.: Соверо-принт, 2002, № 11, (0,9 п.л.).

27) Коваль Т. Б. Ранние отцы Церкви о собственности и богатстве. // Христианские начала экономической этики. М.:Соборность, 2002,

(0,8 п.л.).

28) Коваль Т. Б. Проблемы культурного и цивилизационного развития в патристике (ранние Отцы Церкви). // Материалы Богословской конференции «Учение Церкви о человеке» (ноябрь 2001), М.: Издательский отдел Московской Патриархии, 2002, (1 п.л.).

29) T. Koval. Economic reform and dynamics of the public opinion (1991-1997) // The Economics of Russian Transition. (Ed. by Yegor Gaidar). - The MIT Press Cambridge, Massachusetts, London: 2003, (3,2 п.л.), (на англ.яз).

30) Коваль Т. Б. Свобода совести и религиозных объединений // Государственная Дума России. Энциклопедия в двух томах. Т. 1. М.: Росспэн, 2006, (2 п.л.).

31) T. Koval. Religión en la España y en la Rusia de hoy. // España. Tres décadas de avances y transformaciones económicos y político - sociales . Moscú: Instituto de América Latina de la Academia de Ciencias de Rusia, 2006, (1 п.л.), (на исп. яз.).

32) T. Koval. España contemporánea su demografía y conciencia masiva.// Íberoamérica, Moscú: 2006, N 4, (1 п.л.), (на исп. яз.).

33) T. Koval. Los conceptos de los derechos humanos, libertad y democracia en Rusia y España. // Rusia y España en el contexto europeo. Moscú: Instituto de América Latina de la Academia de Ciencias de Rusia, 2007, (0, 6 п.л.), (на исп. яз.)

32) Коваль Т. Б. Демографические сдвиги и изменения в массовом сознании // Испания: анфас и профиль. М.: Институт Европы РАН, 2007,

(1 п.л.).

33) Коваль Т. Б. Останется ли Испания католической? // Испания: анфас и профиль. М.: Институт Европы РАН, 2007, (1 п.л.).

34) Коваль Т. Б. Образы России в исторической памяти и современном восприятии испанских католиков // Россия глазами испанцев. М.: ИЛА РАН, 2007, (0,8 п.л.).

35) Коваль Т. Б. Православие в современной России. Социальная доктрина РПЦ // Мир России, 2008, № 1, (1,9 п.л.).

36) Коваль Т. Б. Восприятие России испанскими католиками: новейшие тенденции // Имидж России в иберийских странах. М.: ИЛА РАН, 2008, (0,7 п.л.).

37) Коваль Т. Б. Церковь: взгляд на проблему. // Регионы и центр: как строить отношения? Испанский вариант. – Доклады Института Европы, № 216, М.: Институт Европы РАН, 2008, (0, 6 п.л.).

38) Коваль Т. Б. Богатство и бедность как проблема религиозной этики // Альманах «Истоки». М.: ВШЭ, 2009, (2 п.л.), (в печати).

39) Коваль Т. Б. Испанская католическая церковь о демократии и актуальных проблемах жизни страны // Испания: время испытаний и нового выбора. М.: ИЛА РАН, 2009, (0,8 п.л.).

40) Коваль Т. Б. Православие и католицизм: отношение к земной жизни и ее благам // Общественные науки и современность, 2009, № 4, (1 п.л.).