- обоснована структура ценностного сознания учителя и раскрыто содержание его структурных компонентов [структурными компонентами ценностного сознания учителя являются этическое и моральное знание и ценности как отношения (значения и смыслы, этические категории и понятия морали, идеалы обладают значением ценностей). Содержание первого компонента - образует этическое и моральное знание, включающее и научное знание о педагогической морали, которое фиксируется в ценностном сознании учителя категориями педагогической этики, принципами педагогической морали, принципами морального и ценностного выбора. Содержание второго компонента образуют ценности индивидуального человеческого существования, педагогически наполненные ценности «благо», «добродетель», «польза», «ответственность» и др. Уровень дополнения: компоненты ценностного сознания учителя взаимосвязаны между собой благодаря «присутствию» знания в оценке и в ценности, делающему слитными явления оценки и ценности в ценностном отношении. Этическое, моральное знание зашифровано в сущем, в должном, в оценке, в способе оценки. Функцией педагогического знания является воспроизведение морально-нравственных, ценностных аспектов категорий этики и понятий морали, в которых как в ориентирах нравственных исканий учителя в снятом виде представлены нормативно-ценностные рекомендации этической науки относительно того, каким должен быть человек в свете морального закона];
- выявлено место ценностного сознания в инвариантной структуре сознания, исследуемого на основе синхронности (ценностное сознание, пронизывая научное, оценочно-нормативное и практическое сознание, является компонентом и аспектом оценочно-нормативного сознания. В научном сознании ценности представлены этическими категориями; в оценочно-нормативном и практическом моральном сознании «присутствуют» собственно ценности. Ценностное сознание является компонентом оценочно-нормативного сознания, потому что ценности как образующие ценностного сознания относятся и к сфере сущего, и к сфере должного, обладают планом будущего и служат, в силу наличия такого плана, основанием оценки. Ценностное сознание является аспектом оценочно-нормативного сознания, потому что мораль имеет всепроникающий характер, а ценности являются критериями для оценки достигнутых результатов деятельности, когда они (результаты) оцениваются с точки зрения значения для человека);
- раскрыто содержание понятия «аксиологическое педагогическое пространство» (аксиологическое педагогическое пространство есть пространство ценностных отношений между учителем и учащимися, которые (отношения), образуя его содержание и определяя его сущность, реализуются в рамках педагогического отношения. Такое пространство создается в процессе ценностно-ориентационной деятельности, которая приводит к осознанию этого отношения как ценностного);
- разработана практико-ориентированная концепция формирования ценностного сознания будущего учителя, которая, представляя стратегию педагогической деятельности, указывает способ создания модели процесса формирования ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве [в основании разработанной в контексте уровней методологии концепции находятся ценностный подход и совокупность принципов, обеспечивающих его реализацию.
- конкретизировано научное представление о принципах морального взаимопонимания, перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», верности аксиологическому педагогическому пространству, раскрыта сущность принципов единства ценностного сознания и ценностно-ориентационной деятельности, рефлексивности морали [новое в трактовке принципа морального взаимопонимания: содержательное ядро взаимопонимания составляет достоинство личности, ведущим признаком которого является автономия личности, позволяющая осуществлять действия под знаком нравственно-понимающего отношения к другому как к своему-другому, в силу этого признаваемые каждым отвечающими представлениям о благе. Данный принцип ориентирует преподавателя педвуза на установление смыслового ценностного единства между ним и будущими учителями, источником которого являются осваиваемые каждым в ценностно-ориентационной деятельности ценности, которые «движутся» от одного к другому в аксиологическом педагогическом пространстве. Новое в понимании принципа верности аксиологическому педагогическому пространству: содержательное ядро верности учителя составляет правда (правдивость), которая, придавая стойкость умонастроениям учителя, его действиям при организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся, дана через структуру педагогической ситуации. Содержательное ядро принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» составляет взаимопринятие, порождающее эффекты со-участия, со-чувствия, со-действия, благодаря которым происходит «встречное движение» ценностей, осмысливаемых и учителем, и учащимися с позиций «Я-исполнитель» и «Я-контролер». Данный принцип ориентирует преподавателя на организацию «движения» ценностей в аксиологическом педагогическом пространстве от него к студенту и от студента к преподавателю. Способом организации такого «движения» ценностей является ценностно-ориентационная деятельность, а механизмом перехода является рефлексия.
- разработана модель процесса формирования ценностного сознания будущего учителя (модель включает: цель - формирование ценностного сознания студентов; ценностный подход, который, выполняя конкретные функции при его реализации в контексте уровней методологии, определяет стратегию деятельности преподавателя по формированию ценностного сознания будущего учителя; принципы реализации ценностного подхода; содержание процесса формирования ценностного сознания; направления деятельности преподавателя; методы формирования ценностного сознания будущего учителя; прогнозируемый результат);
- обосновано содержание процесса формирования ценностного сознания студента - будущего учителя. (Содержание процесса формирования ценностного сознания, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категорий «мораль», «нравственность», «ценностное сознание», обусловлено содержанием структурных компонентов ценностного сознания.);
- определены направления деятельности преподавателя педагогического вуза по формированию ценностного сознания будущего учителя (направлениями деятельности преподавателя педагогического вуза являются: 1) формирование оценочных и ценностных представлений (знаний) студентов о категориях этики, о понятиях морали, о ценностях, которые (представления) составляют материал для выражения оценочных и ценностных суждений; средством является ценностный критерий в содержании истины; 2) создание аксиологического педагогического пространства, в котором «движение» ценностей от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю составляет материал для поиска ценностей в рамках общительной связи между ними; средством является ценностно-ориентационная деятельность, в процессе которой происходит «работа» общающихся субъектов с ценностями, пред-полагающая их поиск; 3) формирование опыта ценностно-ориента-ционной деятельности, который составляет материал для оценивания результатов поиска ценностей и их выбора; средством являются оценочная и ценностная ситуации, ситуации морального и ценностного выбора, этические педагогические ситуации, снятие проблемности которых происходит в процессе решения педагогических задач);
- обоснованы методы, обеспечивающие реализацию ценностного подхода к формированию ценностного сознания будущего учителя в контексте уровней методологии. (На философском уровне методологии реализация ценностного подхода связана с раскрытием философско-этических основ учебных дисциплин: сообщение студентам о философско-этических основах учебных дисциплин на лекционных и семинарских занятиях, предполагающее вычленение в их содержании категорий этики, понятий морали, осуществляется с помощью этического диалога, теоретической, логической и эмпирической аргументации, обеспечивающих философско-этическое осмысление будущими учителями методологического и мировоззренческого уровней ценностного отношения.
1. Вершинина, Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя : монография / Л.В.Вершинина. – Самара : СГПУ, 2003. – 150 с. (10,0 п.л.).
2. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния) : монография / Л.В.Вершинина. – М. : Мос-ковский психолого-социальный институт, 2005. – 180 с. (11,25 п.л.).
3. Вершинина, Л.В. Читаем и понимаем по-немецки тексты по пси-хологии : учебное пособие для студентов, аспирантов, соискателей / Л.В.Вершинина. – Самара : СГПУ, 2004. – 96 с. (12 п.л.).
4. Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценност-ного сознания будущего учителя : монография / Л.В.Вершинина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. – 258 с. (16 п.л.).
II. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических изда-ниях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки для публикации основных положений докторской диссертации
5. Вершинина, Л.В. Структура ценностного сознания студента – бу-дущего учителя / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного цен-тра Российской академии наук. – Самара : СНЦ РАН, 2003. – С. 64–72 (1 п.л.).
6. Вершинина, Л.В. Научные предпосылки ценностной проблемати-ки в философии И.Канта / Л.В.Вершинина // Вестник Оренбургского го-сударственного университета.– 2004. – № 1. – Оренбург : ОГУ, 2004. – С. 48–54 (0,75 п.л.).
7. Вершинина, Л.В. Становление научных представлений о ценност-ном сознании личности в неокантианской и феноменологической аксио-логических школах / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2004. – № 1. – Самара : СНЦ РАН. – С. 15–25 (1,25 п.л.).
8. Вершинина, Л.В. О содержании понятия «ценностное сознание» учителя / Л.В.Вершинина, В.П.Бездухов // Известия Российской акаде-мии образования. – 2004. – № 3-4. – С. 42–50 (1 п.л. Авт. текст 0,5 п.л.).
9. Вершинина, Л.В. Ценностно-ориентационный портрет будущего учителя / Л.В.Вершинина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – 12. – Оренбург : ОГУ, 2005. – С. 17–24 (1 п.л.).
10. Вершинина, Л.В. Что «знает» ценностное сознание будущего учителя о морали? / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2006. – № 1. – Самара : СНЦ РАН. – С. 112–117 (0,6 п.л.).
11. Вершинина, Л.В. О ценностном сознании в педагогическом об-разовании / Л.В.Вершинина // Мир образования – образование в мире : научно-методический журнал. – 2007. № 2 (26). – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО). – 2007. – С. 113–121 (0,5 п.л.).
12. Вершинина, Л.В. Пространство как педагогическая категория / Л.В.Вершинина // Мир образования – образование в мире : научно-методический журнал. – 2009. – № 2 (34). – М. : Издательский дом Рос-сийской академии образования (РАО). – С. 41–49 (0,8 п.л.).
13. Вершинина, Л.В. Аксиологическое пространство как педагогиче-ское явление / Л.В.Вершинина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.– Т. 11. № 4 (30). – 2009. – Самара : СНЦ РАН, 2009. – С. 323–327 (0,6 п.л.).
б) опубликованные в международных, российских и региональ-ных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках
14. Вершинина, Л.В. Новые технологии переподготовки и повыше-ния квалификации учителей средней школы / Л.В.Вершинина, И.В.Вершинин // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Самара : СИПКРО, 1997. – С. 28–36 (0,9 п.л. Авт. текст 0,5 п.л.).
15. Вершинина, Л.В. Концепция «Я – педагог» – важнейшая пробле-ма профессионального высшего образования / Л.В.Вершинина // Педаго-гический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – Самара : СИПКРО, 1999. – С. 91–94 (0,4 п.л.).
16. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание сознания учителя / Л.В.Вер¬шинина // Развитие творческих и коммуникативных способно-стей личности : межвузовский сборник научных статей. – Вып. 2. – Са-мара : СГПУ, 2002. – С. 67–82 (0,94 п.л. Авт. текст 0,6 п.л.).
17. Вершинина, Л.В. Личностный портрет студентов субъектов раз-личных структур / Л.В.Вершинина // Педагогический процесс как куль-турная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной на-учно-практической конференции. 2002 г. – Самара : СНЦ РАН. – 2002. – С. 141–145 (0,31 п.л.).
18. Вершинина, Л.В. Философско-этические предпосылки становле-ния научных представлений о ценностном сознании учителя / Л.В.Вершинина // Аксиологические аспекты становления профессио-нального мышления педагога : межвузовский сборник научных трудов. – Тула : ТГУ, 2003. – С. 41–44 (0,39 п.л.).
19. Вершинина, Л.В. Иноязычная письменная речь как средство формирования коммуникативной культуры будущего учителя / Л.В.Вершинина, В.В.Бондарева // Научные чтения в СФ УРАО : сборник научных трудов. –
Вып. 5–7. – Самара: СНЦ РАН, 2004. – С. 10–15 (0,6 п.л. Авт. текст 0,3 п.л.).
20. Вершинина, Л.В. Ценностные аспекты пространства педагогиче-ской деятельности / Л.В.Вершинина // Актуальные проблемы воспитания и образования : сборник научных статей. – Вып. 5. – Самара : СГУ, 2005. – С. 18–32 (0,9 п.л.).
21. Вершинина, Л.В. Этико-педагогический подход к обоснованию аксиологического пространства / Л.В.Вершинина // Аксиологические ас-пекты становления профессионального мышления педагога : межвузов-ский сборник научных трудов. – Выпуск 3 / под ред. А.А. Орлова. – Тула : ТГПУ, 2005. – С. 28–35 (0,43 п.л.).
22. Вершинина, Л.В. Идеал как структурный компонент ценностного сознания учителя / Л.В.Вершинина // Актуальные проблемы профессио-нального образования : сборник научных статей / под. ред. И.В. Юстус. – Ульяновск : Симбирская книга, 2005. – С. 30–35 (0,31 п.л.).
23. Вершинина, Л.В. Что знает, на что обращает внимание ценност-ное со¬знание будущего учителя? / Л.В.Вершинина // Актуальные про-блемы образования и педагогики: диалог истории и современности: К 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессо-ра Е.Г. Оссовского : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 2. – Саранск : Мордовский государственный педаго-гический институт, 2005. – С. 53–57 (0,6 п.л.).
24. Вершинина, Л.В. Сущность аксиологического педагогического пространства / Л.В.Вершинина // Ментальность Российской провинции : сборник материалов VI-ой Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания. – Самара : СГПУ (Факультет психо-логии), 2005. – С. 352–358 (0,37 п.л.).
25. Вершинина, Л.В. Использование метода главных компонентов для изучения ценностного сознания будущего учителя / Л.В.Вершинина // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспек-тивы : материалы V сессии Всероссийского семинара по методологии педагогики / под. ред. В.М. Полонского. – М. : ИТИП, 2006. – С. 52–57 (0,75 п.л.).
26. Вершинина, Л.В. О методах изучения ценностного сознания сту-дента – будущего учителя / Л.В.Вершинина // Высшее гуманитарное об-разование XXI века: проблемы и перспективы : материалы Всероссий-ской научно-практи¬ческой конференции с международным участием. – Самара : СГПУ, 2006. – С. 62–67 (0,75 п.л.).
27. Вершинина, Л.В. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе технического вуза / Л.В.Вершинина, Ю.И.Грачева // Высшее гуманитарное образование ХХI века: проблемы и перспективы : материалы Второй международной научно-практической конференции, – Самара : СГПУ, 2007. – С. 80–84 (0,5 п.л. Авт. текст 0,3 п.л.).
28. Вершинина, Л.В. О структуре ценностного сознания учителя / Л.В.Вер-шинина // Психология сознания: современное состояние и пер-спективы : материалы Всероссийской конференции. – Самара : НТЦ РАН, 2007. – С. 464–467 (0,37 п.л.).
29. Вершинина, Л.В. Изучение ценностного сознания будущего учи-теля с позиции этики долга и этики добродетелей / Л.В.Вершинина // Проблемы модернизации современного образования : сборник научных статей – Самара : СГПУ, 2007. – С. 26–33 (0,37 п.л.).
30. Вершинина Л.В. Этапы формирования педагогического коллек-тива кафедр вуза как высокоорганизованной группы / Л.В.Вершинина, И.В.Данилова // Высшее гуманитарное образование: проблемы и пер-спективы : материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Самара : СГПУ, 2008. – С. 64–71 (0,9 п.л. Авт. текст 0,6 п.л.).
31. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание учителя как аспект и компонент нормативно-оценочного сознания / Л.В.Вершинина // Образо-вание в современном мире : проблемы и перспективы : сборник научных статей. – Оренбург : ОГПУ, 2008.– С. 54–69 (1,0 п.л.).
32. Вершинина, Л.В. Изучение ценностного сознания будущего учи-теля с помощью корреляционно-регрессивного анализа / Л.В.Вершинина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы Четвертой международной научно-практической конферен-ции. В 2 т. Т. 1: Педагогика. Психология. – Самара : ПГСГА, 2009. – С. 63–72 (1,1 п.л.).
33. Вершинина, Л.В. Образец человечности как педагогический фе-номен / Л.В.Вершинина // Ценности и смыслы современного образова-ния : материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В.Э.Черник. – Мурманск : МГПУ, 2009. – С. 41–45 (0,6 п.л.).
III. Программы и методические рекомендации
34. Вершинина, Л.В. Программа по иностранным языкам / Л.В.Вершинина // Программы вступительных экзаменов для поступаю-щих на факультет психологии Самарского государственного педагогиче-ского университета : справочник. – Самара : СГПУ, 2000. – С. 1–8 (0,5 п.л.).
35. Вершинина, Л.В. Ценностное сознание студента педагогического университета: методы изучения, анализ состояния : методические реко-мендации для преподавателей и студентов вузов / Л.В.Вершинина. – Са-мара : СГПУ, 2008. – 6 п.л.
36. Вершинина, Л.В. Программа спецкурса «Ценностное сознание учителя» // Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования цен-ностного сознания будущего учителя : монография / Л.В.Вершинина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. – С. 248–256 (0,5 п.л.).
IV. Материалы и тезисы конференций
37. Вершинина, Л.В. Формирование профессиональной готовности студентов к реализации воспитательной функции обучения в процессе профессионального образования / Л.В.Вершинина // Формирование лич-ности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогиче-ском институте : тезисы выступления на координационном совещании преподавателей педагогических институтов Северо-Западной Зоны РСФСР. – Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского университета, 1982. – С. 39–41 (0,19 п.л.).
38. Вершинина, Л.В. О соотношении процессов приобщения и при-своения будущими учителями ценностей / Л.В.Вершинина // Качество образования в высшей и средней школе в контексте аксиологического подхода : межрегиональный сборник научных трудов / под ред. проф. Ю.А. Гришевского ; сост. проф. А.М. Булынин. – Ульяновск : УлГПУ, 2002. – С. 56–59 (0,19 п.л.).
39. Вершинина, Л.В. Функции оценочного и ценностного отношения личности / Л.В.Вершинина // Педагогический процесс как культурная деятельность : материалы и тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 2002 г. – Самара : СНЦ РАН. – 2002. – С. 283–286. (0,19 п.л.).
40. Вершинина, Л.В. О взаимодействии педагогического и этическо-го знания / Л.В.Вершинина, В.П.Бездухов // Методологические ориенти-ры педагогических исследований : материалы Всероссийского методоло-гического семинара / под ред. Н.В.Бордовской. Т. 1. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. – С. 180–183 (0,25 п.л. Авт. текст 0,1 п.л.).