- На основе ключевых положений пенитенциарной педагогики как научного базиса эффективного решения проблемы образования осуждённых определены теоретико-методологические основы гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе и разработана концептуальная модель, включающая в себя трактовку феномена гуманизации образования в пенитенциарной системе, систему принципов и научных подходов, детерминирующих многоуровневый образовательный процесс в исправительных колониях, ориентированный на ресоциализацию осужденных.
- Введено понятие «гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе» - это достижение средствами образования целей реабилитации и ресоциализации личности осуждённых в ходе организации и осуществления позитивного гуманного педагогического процесса в местах лишения свободы.
- Выделены внешние (ментальность и общественное сознание, своеобразие архетипов российского менталитета, социальное расслоение и стратификация российского общества, углубление неравенства в доступности образования) и внутренние (пенитенциарная субкультура, социальная работа, деятельность общественных организаций и религиозных конфессий в ИУ) факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на гуманизацию пенитенциарной действительности, выявлены закономерности, противоречия и тенденции их влияния на гуманизацию пенитенциарной действительности и образовательного процесса в пенитенциарной системе.
- Уточнено понятие «пенитенциарная субкультура», которое представляет особый вид криминальной субкультуры, сформированный в результате слияния различных субкультур как криминального, так и некриминального характера, являющийся попыткой компромисса между микросоциумом осужденных и обществом и направленный на сохранение ценностей преступного мира и выживание в экстремальных условиях лиц, преступивших уголовно-правовые запреты.
- На основе выделенных принципов (релевантности, педагогического взаимодействия, экспертного отслеживания, вариативности, непрерывности образования, рефлексивной креативности) построена концептуальная модель гуманизации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях, включающая целевой, организационный, диагностический, содержательный, технологический, контрольный уровни.
- Сформулированы научные основы образовательного взаимодействия педагогов, сотрудников исправительного учреждения и осуждённых как субъектов процесса гуманизации образовательной действительности, включающие: а) выявление образовательных интересов, потребностей и запросов осуждённых для исследования актуализированной и неактуализированной потенциальности личности человека, находящегося в местах лишения свободы; б) признание субъектно-личностного начала как системообразующего фактора при преодолении осуждённым границ целей и задач, заданных конкретной социально-педагогической средой в исправительном учреждении.
- Гуманизация образовательной действительности в пенитенциарной системе представляет процесс, базирующийся на научном педагогическом осмыслении результатов социально-этического маркетинга актуальных и перспективных образовательных потребностей осуждённых, на основании которых разрабатывается и внедряется в соответствии с изменяющимися образовательными целями комплекс взаимосвязанных элективных программ.
1. Сломчинский, А.Г. Социально-этичный маркетинг в действии: Педа-гогические средства изучения образовательных потребностей осуждённых в исправительном учреждении строгого режима: монография. [Текст] / А.Г. Сломчинский, И.Д. Жарков. Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 2001. – 171 с. (7,0 п.л., из них авт. 6,25 п.л.).
2. Сломчинский, А.Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитен-циарной системе: монография [Текст] / А.Г. Сломчинский. – Екатеринбург :
Изд-во УГПУ, 2009. – 186 с.
Публикации в изданиях, включённых в реестр ВАК РФ
3. Сломчинский, А.Г. Гуманно ли современное образование осуждённых [Текст] /А.Г. Сломчинский // Мир образования – Образование в мире. – 2005. – № 1. – С. 175–185 (0,5 п.л.).
4. Сломчинский, А.Г. Человеческий фактор, функциональная грамот-ность и «остаточные знания студентов» [Текст] / А.Г. Сломчинский // Вест-ник УГТУ-УПИ: Филология. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. – 2005. – № 8. – С. 394–397 (0,3 п.л.).
5. Сломчинский, А.Г. Лингвокультурологическая готовность студентов-первокурсников к изучению языковых дисциплин по очно-заочной форме обучения [Текст] / А.Г. Сломчинский, А.Г. Бисеров, П.А. Койнов. //Вестник УГТУ-УПИ: Филология. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. – 2006. – № 3. – С. 96–104 (0,4 п.л., из них авторских 0,3 п.л.).
6. Сломчинский, А.Г. Образование против преступности [Текст] / А.Г. Сломчинский, М.А. Галагузова // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 103–111 (0,8 п.л., из них авторских 0,4 п.л.).
7. Сломчинский, А.Г. Образовательная мотивация осуждённых [Текст] / А.Г. Сломчинский // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 142–145 (0,4 п.л.).
8. Сломчинский, А.Г. Эссе осуждённых – материал для работы с личностью [Текст] / А.Г. Сломчинский // Развитие личности. – 2007. – № 4. – С. 129–141 (0,5 п.л.).
9. Сломчинский, А.Г. Влияние пенитенциарной субкультуры на популярную музыку [Текст] / А.Г. Сломчинский, О.Е. Плеханова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 6. – С. 105–108 (0,5 п.л., из них авторских 0,25).
10. Сломчинский, А.Г. Российский социум: зона культуры или субкуль-тура зоны? [Текст] / А.Г. Сломчинский // Вестник Московского университета культуры и искусств. – 2008. – № 6. – С. 26–29 (0,5 п.л.).
Учебные пособия и методические рекомендации
11. Сломчинский, А.Г. Проблемы общего образования осуждённых: По-иски, находки, решения: учеб.-метод. пособие [Текст] /А.Г. Сломчинский, И.Д. Жарков. – М. : Изд-во МГСУ, 2002. – 152 с. (6,5 п.л., из них авторских 5,75 п.л.).
12. Сломчинский, А.Г. Педагогические аспекты социальной работы в исправительном учреждении. [Текст] / А.Г. Сломчинский [и др.] Социальная работа с осуждёнными: учеб пособие. Под ред.В.И. Жукова, М.А. Галагузо-вой. – М. : Изд-во МГСУ, 2002. – С. 99–153 (8 п.л., из них авторских 0,2 п.л.).
13. Сломчинский, А.Г. Теория и практика социальной работы с осуж-дёнными бесконвойного передвижения в исправительных учреждениях: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Сломчинский, В.В. Цыбульский. – Екатеринбург :
Изд-во УГПУ, 2002. – 80 с. (3,5 п.л., из них авторских 2,75 п.л.).
14. Сломчинский, А.Г. Многофакторность как социально-педагогическая основа общего образования осуждённых: учеб. пособие. [Текст] / А.Г. Сломчинский, Н.Г. Климюк. – Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. – 170 с. (7,5 п.л., из них авторских 6,0 п.л.).
Статьи в сборниках научных трудов и журналах
15. Сломчинский, А.Г. Школа при ИТУ: кризис или тупик? [Текст] / А.Г. Сломчинский // Вечерняя средняя школа. – 1993. – № 1. – С. 16–17 (0,2 п.л.).
16. Сломчинский, А.Г. Дорогу осилит идущий / А.Г. Сломчинский // Ве-черняя средняя школа. — 1995.— № 2. — С. 11—15 (0,4 п.л.).
17. Сломчинский, А.Г. В автономном плавании [Текст] / А.Г. Сломчин-ский // Вечерняя средняя школа. – 1996. – № 2. – С. 5–6 (0,2 п.л.).
18. Сломчинский, А.Г. Методы исследования поведенческой мотивации де-линквентов [Текст] / А.Г. Сломчинский // Теория и практика развития регионально-го образования. – Екатеринбург : Изд-во ИРРО, 1996. – С. 115–119 (0,5 п.л.).
19. Сломчинский, А.Г. Жизнь учит лишь тех, кто её изучает [Текст] / А.Г. Сломчинский, В.Г. Розендаль // Преступление и наказание. – 1996. – № 9. – С. 41–42 (0,3 п.л., из них авторских 0,2 п.л.).
20. Сломчинский, А.Г. И мой журнал – со мной! [Текст] / А.Г. Сломчин-ский, Е.Д. Еремеева //Открытая школа. – 1997. – № 1. – С. 2 (0,1 п.л., из них авторских 0,05 п.л.).
21. Сломчинский, А.Г. Дорога, которую мы выбрали [Текст] / А.Г. Сломчинский, Е.Д. Еремеева // Открытая школа. – 1997. – № 2. – С. 13–16 (0,4 п.л., из них авторских 0,3 п.л.).
22. Сломчинский, А.Г. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными (Принципы устава школы-Центра при ИТУ) [Текст] / А.Г. Слом-чинский, Е.Д. Еремеева // Открытая школа. – 1997. – № 4. – С. 12–16 (0,4 п.л., из них авторских 0,3 п.л.).
23. Сломчинский, А.Г. Ничто не вечно, кроме перемен…(Снова о судьбе школ при ИТУ) [Текст] / А.Г. Сломчинский // Открытая школа. – 1998. – № 3. – С. 23–25 (0,3 п.л.).
24. Сломчинский, А.Г. О пользе статистики и маркетинга в учебном процессе [Текст] / А.Г. Сломчинский, Н.Г. Климюк // Открытая школа. – 1999. – № 1. – С. 13–17 (0,6 п.л., из них авторских 0,5 п.л.).
25. Сломчинский, А.Г. И слово наше отзовётся… (Принципы собеседо-вания при комплектовании школы) [Текст] / А.Г. Сломчинский // Открытая школа. – 2000. – № 5. – С. 15–18 (0,3 п.л.).
26. Сломчинский, А.Г. О проблемах общего образования в пенитенци-арных учреждениях [Текст] / А.Г. Сломчинский, И.Д. Жарков // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. – 2001. – № 4. – С. 88–90 (0,5 п.л., из них авторских 0,4 п.л.).
27. Сломчинский, А.Г. «Истина – страна без дорог» (Глава из книги об образовании осуждённых) [Текст] / А.Г. Сломчинский, И.Д. Жарков // Ураль-ский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. – 2001. – № 6. – С. 64–67 (0,8 п.л., из них авторских 0,6 п.л.).
28. Сломчинский, А.Г. Социально-педагогическая работа с осуждённы-ми-бесконвойниками [Текст] / А.Г. Сломчинский, В.В. Цыбульский // Ураль-ский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. – 2002. – № 1. – С. 54–57 (0,4 п.л., из них авторских 0,3 п.л.).
29. Сломчинский, А.Г. Социально-педагогическая работа в исправительном заведении: проблемы и перспективы [Текст] / А.Г. Сломчинский, Н.Г. Климюк // Уральский региональный бюллетень Министерства юстиции РФ. – 2003. – № 7–8. – С. 48–50 (0,5 п.л., из них авторских 0,4 п.л.).
30. Сломчинский, А.Г. В воспитании нет ничего ничтожного… [Текст] / А.Г. Сломчинский, Н.Г. Климюк // Открытая школа. – 2004. – № 1. – С. 44–46 (0,3 п.л., из них авторских 0,2 п.л.).
31. Сломчинский, А.Г. Образование осуждённых в плену межведомст-венных противоречий [Текст] / А.Г. Сломчинский // Информационно-аналитический бюллетень ГУИН ФСИН Министерства юстиции РФ по Свердловской области. – 2006. – № 1. – С. 106–109 (0,4 п.л.).
32. Сломчинский, А.Г. Жизненные приоритеты учащихся-осуждённых [Текст] / А.Г. Сломчинский // Информационно-аналитический бюллетень ГУИН ФСИН Министерства юстиции РФ по Свердловской области. – 2006. – № 2. – С. 99–106 (0,7 п.л.).
33. Сломчинский, А.Г. Структурно-функциональная модель деятельно-сти социального педагога в пенитенциарном учреждении [Текст] / А.Г. Сломчинский / Образование человека. Пути становления социальной компетентности. Екатеринбург: Изд-во ИРРО. – 2002. – С. 32–34 (0,3 п.л.).
34. Сломчинский, А.Г. Пенитенциарная педагогика: контуры понятий-ного генезиса [Текст] / А.Г. Сломчинский / Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузо-ва. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 286–302 (0,8 п.л.).
35. Сломчинский, А.Г. Планирование работы учителя и классного руко-водителя в ИУ [Текст] / А.Г. Сломчинский // Открытая школа. – 2008. – № 6. – С. 40–41 (0, 2 п.л.).
Тезисы докладов и выступлений
на научно-практических конференциях и семинарах
36. Сломчинский, А.Г. Школьное образование как фактор социальной реабилитации осуждённых [Текст] / А.Г. Сломчинский // Социальная служба в исправительном учреждении: опыт, проблемы, перспективы: материалы межрегионального научно-практического семинара. – Екатеринбург: Изд-во УрИСО, 2003. – С. 84–93 (0,75 п.л.).
37. Сломчинский, А.Г. Студенты пишут резюме [Текст] / А.Г. Сломчин-ский // Совершенствование языковой компетентности и культуры речи в ву-зах негуманитарного профиля: материалы Всерос. научно-метод. конф., Ека-теринбург : Изд-во ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2004. – С. 186–192 (0,5 п.л.).
38. Сломчинский, А.Г. Делинквент – правонарушитель [Текст] / А.Г. Сломчинский / Саморазвитие личности: единое образовательное про-странство: Материалы международной научно-практической конференции. – Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, ч. 2. – 2006. – С. 105–108 (0,5 п.л.)
39. Сломчинский, А.Г. Особенности социально-психологической работы в пенитенциарном учреждении [Текст] / А.Г. Сломчинский // Психология притесне-ния: обидчики и обиженные: Материалы 6-й Всерос. конф., Коломна : Изд-во КГПИ. – 2006. – С. 146–151 (0,5 п.л.).
40. Сломчинский, А.Г. Специфика работы педагога в пенитенциарных учреждениях [Текст] / А.Г. Сломчинский, М.А. Галагузова // Кадровые ре-сурсы инновационного развития образовательной системы: Матер. 1-го Все-российского педагогического конгресса. – В 4-х ч. – Ч.4. – МАНПО. 2007. – С. 642–648 (0,6 п.л., из них авторских 0,3 п.л.).
41. Сломчинский, А.Г. Преподавание языковедческих дисциплин: эф-фект синергии [Текст] / А.Г. Сломчинский // Материалы конференции «Рус-ский язык: человек, культура, коммуникация»: сборник статей. Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2008. – С. 95–98 (0,5 п.л.).
42. Сломчинский, А.Г. Информационная подготовка студентов – основа современного инженерно-технического образования [Текст] / А.Г. Сломчин-ский, А.Г. Бисеров / Новые образовательные технологии в вузе: Материалы 6-й международной науч.-метод. конф. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2009. С. 35–39 (0,5 п.л., из них авторских 0,4 п.л.).