- Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексно изучается становление и развитие среднего образования в уральском регионе в течение большого временного отрезка (более ста лет). Делается попытка восполнить пробел в историографии путем освещения различных сторон жизни и деятельности средних учебных заведений Урала. В диссертации впервые критически анализируется весь комплекс исторической литературы по указанной проблеме и определяется круг вопросов, которые нуждаются в дальнейшем изучении. В источниковедческом плане научная новизна определяется привлечением ранее неиспользовавшихся документов и материалов из центральных и местных архивов. Выявлено и использовано большое количество ученических журналов, которые существенно расширили документальную базу диссертации.
- Концептуальный замысел диссертации состоит в том, чтобы показать, как на протяжении целого столетия взаимодействовали в среднем образовании три основных силы: государство, общество и сами непосредственные участники образовательного процесса.
- Жизнь уральской средней школы была тесно связана с жизнью достаточно большого региона. И если в начале XIX в. средние учебные заведения не играла существенной роли в социально-экономическом и культурном развитии Урала, то со временем, начиная со второй половины XIX в. средняя школа формирует необходимые кадры для развивающегося народного хозяйства.
- Довольно противоречивый характер на протяжении столетия носила политика правительства Российской империи в области среднего образования. За реформами, которые проводились в годы некоторой либерализации в жизни страны, неминуемо следовали контрреформы и пересмотр многих интересных начинаний в этой сфере. Средняя школа вынуждена была постоянно подстраиваться под новые веяния и нередко терять, то положительное в своем развитии, что было наработано ранее.
- Серьезное влияние на среднюю школу оказывало уральское общество. Роль уральской общественности в становлении среднего образования проявилась в основном в двух направлениях. Во-первых, в организации материальной поддержки средней школы на Урале. Во-вторых, в формировании учебной и воспитательной программ этих учебных заведений. Уральское общество было вправе требовать для своих детей такого образования, которое отвечало бы современным требованиям развития региона.
- Благодаря новым научным подходам появилась возможность осветить повседневную жизнь средних учебных заведений, реакцию непосредственных участников учебного процесса на окружающие их события. Удалось показать принятие или отторжение учителями и учащимися навязываемых государством и обществом взглядов, идей и законов. Диссертанту представилась возможность выявить, каким образом в сознании, а также и на практике трансформировались общественные установки в области среднего образования.
1.Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 – февраль 1917 гг.): Монография / ЧГАКИ. Челябинск, 2004. 210 с. (13,1 п.л.)
2.Егорова М.В. Учащиеся средних учебных заведений Урала в дореволюционный период: исторический портрет: монография. Челябинск: изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2008. 227 с.: ил. (11 п.л.)
3.Егорова М.В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX – начале ХХ в.: монография. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 216 с.: ил. (13,5 п.л.)
Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
4.Егорова М.В. Учредители частных учебных заведений на Урале в пореформенный период. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 12. С. 34-39. (0,6 п.л.)
5.Егорова М.В. Средние частные учебные заведения Урала в годы Первой мировой войны. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 1. Исторические науки. 2005. № 3. С. 58-69. (0,7 п.л.)
6.Егорова М.В. Некоторые аспекты жизни ученических коллективов частных средних учебных заведений дореволюционного Урала. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 7(47). С. 42-46. (0,5 п.л.)
7.Егорова М.В. Участие общественности Урала в становлении среднего образования в XIX – начале ХХ века. // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал.2008. №15(116). С.39-49. (0,7 п.л.)
8.Егорова М.В. Состояние средних школ Урала в дореволюционной России. // Вопросы истории. 2008. № 7. С. 91-99. (0,7 п.л.)
9.Егорова М.В. Повседневная жизнь учащихся Урала в дореволюционный период. // Известия Алтайского государственного университета. Серия История. Политология. 2008. № 4/3. С. 84-91. (0,8 п.л.)
10.Егорова М.В. Работа благотворительных обществ в системе среднего образования на Урале в дореволюционный период. // Вестник РУДН. Серия: История России. 2008. № 6. С. 69-74. (0,5 п.л.)
Статьи, тезисы:
11.Егорова М.В. Из истории воспитательных систем. // Сборник научных статей аспирантов. Челябинск: ЧГПУ. Издательство «Факел», 1997. С. 25-28. (0,2 п.л.)
12.Егорова М.В. Уральские земства и народное образование: вопросы финансирования. // Сборник научных статей аспирантов ЧГПУ. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет: Издательство ЧГПУ, 1999. С. 15-20. (0,3 п.л.)
13.Егорова М.В. Частное учебное заведение С.П. Хитровской в г. Уфе в конце XIX – начале ХХ вв. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, Издательство ЧГПУ, 1999. С. 115-119. (0,3 п.л.)
14.Егорова М.В. Алексей Пахомович Раменский. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, Издательство ЧГПУ, 1999. С. 119-124. (0,3 п.л.)
15.Егорова М.В. Некоторые исторические аспекты деятельности образовательных учреждений Урала. // Университетское образование специалистов – потребность современного производства: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Часть II. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета путей сообщения, 2000. С. 61-64. (0,2 п.л.)
16.Егорова М.В. Оренбургская частная женская гимназия М.Д.Комаровой – Калмаковой в начале ХХ в. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. С. 107-113. (0,4 п.л.)
17.Егорова М.В. Частные учебные заведения Вятской губернии в конце XIX – начале ХХ века. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Ч.I. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 54-58. (0,3 п.л.)
18.Егорова М.В., Рушанин В.Я., Сестры Циммерман – создательницы частной гимназии в городе Перми. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Ч.I. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 58-62. (0,3 п.л.)
19.Егорова М.В. Реализация Закона о частных учебных заведениях 1914 года на Урале. // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ за 2001 год. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. Ч. II. С. 23-28. (0,4 п.л.)
20.Егорова М.В. Частные учебные заведения на Южном Урале (1861 – февраль 1917 гг.). // Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С. 91-94. (0,2 п.л.)
21.Егорова М.В. Дореволюционная частная школа Южного Урала, как часть системы частного образования царской России. // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. статей. Челябинск, 2004. С. 111-115. (0,3 п.л.)
22.Егорова М.В. Циркуляры Оренбургского учебного округа как источник по истории частого образования на Урале // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей ЧГПУ за 2003 год. Челябинск, 2004. С. 256-261. (0,3 п.л.)
23.Егорова М.В. Финансовое и материальное обеспечение частных учебных заведений Урала в дореволюционный период. // Вестник № 5: Материалы научно-практической конференции (НОУ Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина) / Под ред. В.Н. Ни. Челябинск: Изд-во «Проспект», 2005. С. 87-105. (1,4 п.л.)
24.Егорова М.В. Участие уральского общества и органов местного самоуправления в становлении частной школы в пореформенный период. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы 7 Всероссийской научной конференции, ноябрь 2005 года. Т. 1. Екатеринбург, изд-во УМЦ УПИ, 2005. С. 177-181. (0,3 п.л.)
25.Егорова М.В. Закон 1868 года о частных учебных заведениях и его реализация на Урале. // Материалы конференции по итогам научно – исследовательских работ преподавателей ЧГПУ за 2004 год. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2005 г. С. 140-145. (0,3 п.л.)
26.Егорова М.В. Участие уральских земств в развитии среднего образования в дореволюционный период. // История и историки (к 70-летию факультета): Сборник научных трудов выпускников и преподавателей факультета. Челябинск: ЧГПУ, 2006. С. 66-70. (0,3 п.л.)
27.Егорова М.В. Челябинская женская прогимназия в годы первой мировой войны. // Челябинск в прошлом и настоящем: материалы III науч. краевед. конф. / сост. Н.А. Ваганова, Т.Ф. Берестова, Н.С. Рассказова; ЧОКМ, ЧГАКИ. Челябинск, 2006. С. 29-32. (0,3 п.л.)
28.Егорова М.В. Правовая база функционирования частных учебных заведений в дореволюционный период. // Южно-Уральский историко-правовой вестник. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. С. 148-160. (1,0 п.л.)
29.Егорова М.В. Частные учебные заведения. // Челябинская область: энциклопедия /гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2006. Т.7. С. 121-122. (0,2 п.л.)
30.Егорова М.В. История Челябинской женской гимназии. // Третьи Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах / Науч. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. С. 149-157. (0,5 п.л.)
31.Егорова М.В. Благотворительность и частные школы Урала в дореволюционный период. // Троицкий вестник. Социальный и гуманитарный журнал. Троицк, 2007. С. 115-118. (0,3 п.л.)
32.Егорова М.В. Уральские земства и развитие среднего образования в конце XIX – начале ХХ века: историография вопроса. // Троицкий вестник. Социальный и гуманитарный журнал. Троицк, 2007. С. 118-124. (0,7 п.л.)
33.Егорова М.В. История повседневности и ее влияние на современные исследования российских историков. // Социально-гуманитарные науки и их роль в системе высшего и профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22 мая 2007 г. / под общ. ред. А.Л. Худобородова, Н.С. Сидоренко. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. С. 59-62. (0,2 п.л.)
34.Егорова М.В. Проблемы строительства и содержания школьных зданий дореволюционного Урала. // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и научно-популярных статей / науч. ред. проф. С.С. Загребин. Вып.5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть I. Челябинск. 2008. С. 348-354. (0,6 п.л.)
35.Егорова М.В. Государственная политика в сфере среднего образования в первой половине XIX века и ее реализация на Урале. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 39-51. (0,8 п.л.)
36.Егорова М.В. Растительная жизнь педагога. Будни уральских учителей в XIX – начале ХХ века. // Родина. 2008. № 11. С. 103-107. (0,5 п.л.)