Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ (1808 – ФЕВРАЛЬ 1917 Г.)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2009
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексно изучается становление и развитие среднего образования в уральском регионе в течение большого временного отрезка (более ста лет). Делается попытка восполнить пробел в историографии путем освещения различных сторон жизни и деятельности средних учебных заведений Урала. В диссертации впервые критически анализируется весь комплекс исторической литературы по указанной проблеме и определяется круг вопросов, которые нуждаются в дальнейшем изучении. В источниковедческом плане научная новизна определяется привлечением ранее неиспользовавшихся документов и материалов из центральных и местных архивов. Выявлено и использовано большое количество ученических журналов, которые существенно расширили документальную базу диссертации.
  2. Концептуальный замысел диссертации состоит в том, чтобы показать, как на протяжении целого столетия взаимодействовали в среднем образовании три основных силы: государство, общество и сами непосредственные участники образовательного процесса.
  3. Жизнь уральской средней школы была тесно связана с жизнью достаточно большого региона. И если в начале XIX в. средние учебные заведения не играла существенной роли в социально-экономическом и культурном развитии Урала, то со временем, начиная со второй половины XIX в. средняя школа формирует необходимые кадры для развивающегося народного хозяйства.
  4. Довольно противоречивый характер на протяжении столетия носила политика правительства Российской империи в области среднего образования. За реформами, которые проводились в годы некоторой либерализации в жизни страны, неминуемо следовали контрреформы и пересмотр многих интересных начинаний в этой сфере. Средняя школа вынуждена была постоянно подстраиваться под новые веяния и нередко терять, то положительное в своем развитии, что было наработано ранее.
  5. Серьезное влияние на среднюю школу оказывало уральское общество. Роль уральской общественности в становлении среднего образования проявилась в основном в двух направлениях. Во-первых, в организации материальной поддержки средней школы на Урале. Во-вторых, в формировании учебной и воспитательной программ этих учебных заведений. Уральское общество было вправе требовать для своих детей такого образования, которое отвечало бы современным требованиям развития региона.
  6. Благодаря новым научным подходам появилась возможность осветить повседневную жизнь средних учебных заведений, реакцию непосредственных участников учебного процесса на окружающие их события. Удалось показать принятие или отторжение учителями и учащимися навязываемых государством и обществом взглядов, идей и законов. Диссертанту представилась возможность выявить, каким образом в сознании, а также и на практике трансформировались общественные установки в области среднего образования.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 – февраль 1917 гг.): Монография / ЧГАКИ. Челябинск, 2004. 210 с. (13,1 п.л.)

2.Егорова М.В. Учащиеся средних учебных заведений Урала в дореволюционный период: исторический портрет: монография. Челябинск: изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2008. 227 с.: ил. (11 п.л.)

3.Егорова М.В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX – начале ХХ в.: монография. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 216 с.: ил. (13,5 п.л.)

Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4.Егорова М.В. Учредители частных учебных заведений на Урале в пореформенный период. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 12. С. 34-39. (0,6 п.л.)

5.Егорова М.В. Средние частные учебные заведения Урала в годы Первой мировой войны. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 1. Исторические науки. 2005. № 3. С. 58-69. (0,7 п.л.)

6.Егорова М.В. Некоторые аспекты жизни ученических коллективов частных средних учебных заведений дореволюционного Урала. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 7(47). С. 42-46. (0,5 п.л.)

7.Егорова М.В. Участие общественности Урала в становлении среднего образования в XIX – начале ХХ века. // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал.2008. №15(116). С.39-49. (0,7 п.л.)

8.Егорова М.В. Состояние средних школ Урала в дореволюционной России. // Вопросы истории. 2008. № 7. С. 91-99. (0,7 п.л.)

9.Егорова М.В. Повседневная жизнь учащихся Урала в дореволюционный период. // Известия Алтайского государственного университета. Серия История. Политология. 2008. № 4/3. С. 84-91. (0,8 п.л.)

10.Егорова М.В. Работа благотворительных обществ в системе среднего образования на Урале в дореволюционный период. // Вестник РУДН. Серия: История России. 2008. № 6. С. 69-74. (0,5 п.л.)

Статьи, тезисы:

11.Егорова М.В. Из истории воспитательных систем. // Сборник научных статей аспирантов. Челябинск: ЧГПУ. Издательство «Факел», 1997. С. 25-28. (0,2 п.л.)

12.Егорова М.В. Уральские земства и народное образование: вопросы финансирования. // Сборник научных статей аспирантов ЧГПУ. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет: Издательство ЧГПУ, 1999. С. 15-20. (0,3 п.л.)

13.Егорова М.В. Частное учебное заведение С.П. Хитровской в г. Уфе в конце XIX – начале ХХ вв. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, Издательство ЧГПУ, 1999. С. 115-119. (0,3 п.л.)

14.Егорова М.В. Алексей Пахомович Раменский. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск, Издательство ЧГПУ, 1999. С. 119-124. (0,3 п.л.)

15.Егорова М.В. Некоторые исторические аспекты деятельности образовательных учреждений Урала. // Университетское образование специалистов – потребность современного производства: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Часть II. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета путей сообщения, 2000. С. 61-64. (0,2 п.л.)

16.Егорова М.В. Оренбургская частная женская гимназия М.Д.Комаровой – Калмаковой в начале ХХ в. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. С. 107-113. (0,4 п.л.)

17.Егорова М.В. Частные учебные заведения Вятской губернии в конце XIX – начале ХХ века. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Ч.I. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 54-58. (0,3 п.л.)

18.Егорова М.В., Рушанин В.Я., Сестры Циммерман – создательницы частной гимназии в городе Перми. // Сборник научных работ аспирантов и соискателей ЧГПУ. Ч.I. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 58-62. (0,3 п.л.)

19.Егорова М.В. Реализация Закона о частных учебных заведениях 1914 года на Урале. // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ за 2001 год. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. Ч. II. С. 23-28. (0,4 п.л.)

20.Егорова М.В. Частные учебные заведения на Южном Урале (1861 – февраль 1917 гг.). // Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С. 91-94. (0,2 п.л.)

21.Егорова М.В. Дореволюционная частная школа Южного Урала, как часть системы частного образования царской России. // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. статей. Челябинск, 2004. С. 111-115. (0,3 п.л.)

22.Егорова М.В. Циркуляры Оренбургского учебного округа как источник по истории частого образования на Урале // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей ЧГПУ за 2003 год. Челябинск, 2004. С. 256-261. (0,3 п.л.)

23.Егорова М.В. Финансовое и материальное обеспечение частных учебных заведений Урала в дореволюционный период. // Вестник № 5: Материалы научно-практической конференции (НОУ Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина) / Под ред. В.Н. Ни. Челябинск: Изд-во «Проспект», 2005. С. 87-105. (1,4 п.л.)

24.Егорова М.В. Участие уральского общества и органов местного самоуправления в становлении частной школы в пореформенный период. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы 7 Всероссийской научной конференции, ноябрь 2005 года. Т. 1. Екатеринбург, изд-во УМЦ УПИ, 2005. С. 177-181. (0,3 п.л.)

25.Егорова М.В. Закон 1868 года о частных учебных заведениях и его реализация на Урале. // Материалы конференции по итогам научно – исследовательских работ преподавателей ЧГПУ за 2004 год. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2005 г. С. 140-145. (0,3 п.л.)

26.Егорова М.В. Участие уральских земств в развитии среднего образования в дореволюционный период. // История и историки (к 70-летию факультета): Сборник научных трудов выпускников и преподавателей факультета. Челябинск: ЧГПУ, 2006. С. 66-70. (0,3 п.л.)

27.Егорова М.В. Челябинская женская прогимназия в годы первой мировой войны. // Челябинск в прошлом и настоящем: материалы III науч. краевед. конф. / сост. Н.А. Ваганова, Т.Ф. Берестова, Н.С. Рассказова; ЧОКМ, ЧГАКИ. Челябинск, 2006. С. 29-32. (0,3 п.л.)

28.Егорова М.В. Правовая база функционирования частных учебных заведений в дореволюционный период. // Южно-Уральский историко-правовой вестник. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. С. 148-160. (1,0 п.л.)

29.Егорова М.В. Частные учебные заведения. // Челябинская область: энциклопедия /гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2006. Т.7. С. 121-122. (0,2 п.л.)

30.Егорова М.В. История Челябинской женской гимназии. // Третьи Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах / Науч. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. С. 149-157. (0,5 п.л.)

31.Егорова М.В. Благотворительность и частные школы Урала в дореволюционный период. // Троицкий вестник. Социальный и гуманитарный журнал. Троицк, 2007. С. 115-118. (0,3 п.л.)

32.Егорова М.В. Уральские земства и развитие среднего образования в конце XIX – начале ХХ века: историография вопроса. // Троицкий вестник. Социальный и гуманитарный журнал. Троицк, 2007. С. 118-124. (0,7 п.л.)

33.Егорова М.В. История повседневности и ее влияние на современные исследования российских историков. // Социально-гуманитарные науки и их роль в системе высшего и профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22 мая 2007 г. / под общ. ред. А.Л. Худобородова, Н.С. Сидоренко. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. С. 59-62. (0,2 п.л.)

34.Егорова М.В. Проблемы строительства и содержания школьных зданий дореволюционного Урала. // Уральские Бирюковские чтения: сб. науч. и научно-популярных статей / науч. ред. проф. С.С. Загребин. Вып.5. Историко-культурное наследие российских регионов. Часть I. Челябинск. 2008. С. 348-354. (0,6 п.л.)

35.Егорова М.В. Государственная политика в сфере среднего образования в первой половине XIX века и ее реализация на Урале. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 39-51. (0,8 п.л.)

36.Егорова М.В. Растительная жизнь педагога. Будни уральских учителей в XIX – начале ХХ века. // Родина. 2008. № 11. С. 103-107. (0,5 п.л.)