Научная тема: «ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬИ СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе рассмотрения тенденций развития художественного образования в мире,  анализа  состояния и узловых направлений  отечественной системы художественного образования, выявлена необходимость ее изменения. Показано, что  эффективное решение основных проблем сохранения и развития отечественной системы художественного образования связано с  инновационными процессами, происходящими в обществе, и требует построения инновационной системы  этого вида образования.  
  2. Создана концепция  инновационного художественного образования, представляющая собой совокупность целей,  задач, принципов,  условий, технологий и  критериев   его эффективности;
  3. Разработана теоретически обоснованная прогностическая модель   инновационного художественного образования,   которая  проектируется по принципу системообразующего  модульного  комплекса, применительно к конкретным условиям и направлена на обновление системы художественного образования. 
  4. Обоснованы стратегические направления модернизации системы художественного образования, такие как: регионализация и диверсификация инновационной сети учебных заведений художественного профиля; внедрение системы управления качеством  и определение содержания  деятельности всех  ее подсистем, комплексное совершенствование педагогических ресурсов и кадрового потенциала;  улучшение состояния материальной базы.
  5. Предложены новые механизмы управления развитием отечественной системы художественного образования, базирующиеся на государственно-общественных принципах. Это - создание условий,  направленных  на усиление  роли общественности в формировании и реализации образовательной политики, оценке качества подготовки специалистов, создании  корпоративных ресурсных центров и центров развития карьеры в области искусства.
  6. Уточнены такие понятия, как: инновационное художественное образование и его специфика, оценочные критерии системы качества художественного образования, рынок труда творческих специальностей.
Список опубликованных работ
I.Монографии и научные концепции:

1.Теоретико-методологические аспекты модернизации отечественного профессионального художественного образования.-М:МГУКИ,-2006-155 с.

2.Оптимизация системы профессионального художественного образования в России на современном этапе.-М:МГУКИ,-2006-115 с.

3.Концепция инновационного художественного образования и механизмы ее реализации.-М: МГХПУ,2004 -17 с.

4.Научно-методические рекомендации по разработке системы контроля качества образования в художественном вузе. – М: МГХПУ, 2005, - 14с.

Учебники:

5.Зива В.Ф. Мифологические истоки народной художественной культуры Глава в учебнике «Народная художественная культура» М.,2002,-С.

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

6.Зива В.Ф. Система образования в формировании культуры мира.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.,-2003-№ 1, – С.27-32

7.Зива В.Ф. Современные проблемы непрерывного художественного образования// Культурная жизнь Юга России. Краснодар,-2004.-№4. – С.3- 8

8.Зива В.Ф. Трансформация системы художественных учебных заведений в контексте модернизации образования. Вестник МГУКИ, М., 2006, № 1, – С.67-76

9.Зива В.Ф. Концептуальные аспекты модернизации художественного образования // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - №1. – С. 41-43.

10.Зива В.Ф. Культуротворческий потенциал современного профессионального художественного образования // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - №3. – С. 67-69.

11.Зива В.Ф. Культуроохранная миссия художественного образования //Вестник Оренбургского государственного университета №11/ноябрь, Оренбург, 2008г. – С.38-41

12.Зива, В.Ф. Проблемы развития научно-методической работы в вузах художественно-промышленного профиля//Социально-гуманитарные знания. 2009 Регион.выпуск– С.306-310

13.Зива, В.Ф. Культурологические функции культурологического образования //Социально-гуманитарные знания. 2009 Регион.выпуск, – С.295-298(в соавторстве)

Статьи и материалы научно-практических конференций:

14.Зива В.Ф. Есть такая специальность //Народное творчество.М.-1995.- № 1. – С.3-5 (в соавторстве)

15.Зива В.Ф. К проблеме преподавания курса «Славянская мифология» в вузах культуры и искусства//Подготовка кадров культуры и искусств: методология и методика реализации регионального и национального компонентов Государственного образовательного стандарта России. Межрегион.науч.-практ.симпозиум 25-27 сентября г.Улан-Удэ,- 1997. – С.70-71

16.Зива В.Ф.Молодежь, образование, культура – основа будущего России//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения. Мат. Межвузов.научно-практ. Конференции М.-1997. – С. 7-9

17.Зива В.Ф. Народная художественная культура и образование(состояние, проблемы,поиск).//Духовная культура накануне нового столетия. Мат.межвузов. научно-практ. Конференции М.-часть П.-1998, – С

18.Зива В.Ф. Первое поколение государственных образовательных стандартов и их внедрение в учебных заведениях культуры //Ориентиры культурной политики.– М., 1998.-№2. – С.3-8

19.Зива В.Ф. Реформы вузов культуры и проблемы информатизации. // Культурология:новые подходы.Альм.-ежегодник.М.1998,№3-4,С.113-120

20.Зива В.Ф. Характеристика территории как предмет культурологического исследования //Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. – Челябинск,2003,№5, – С.85 – 98.

21.Зива В.Ф. О перспективах развития художественного образования:образовательный паспорт территории как метод изучения рынка труда и вакансий в сфере культуры. // ХХ век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур./Материалы международного научного семинара-секцииУ Всероссийской научной конференции. Омск, 23-26 июня 2003 г – С.60-72.

22.Зива В.Ф. Художественное образование: новые рубежи// Культурологическое образование нового тысячелетия: сборник методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства, Выпуск 3.-М. 2003, – С.3-5.

23.Зива В.Ф. ГОСы как практическое осуществление реформы образования //Кайгородовские чтения. Вып.3: Материалы науч.-практи.конф.– Краснодар. 2003. – С. 402-406

24.Зива В.Ф. К вопросу о специфике художественного образования: социокультурное проектирование. Мат.науч.-практ.конфер. 26-27 ноября 2003г. - Краснодар, 2003. –С.110-114.

25.Зива В.Ф. Аттестация и аккредитация профессионального образования - контроль за качеством подготовки кадров. // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Казань; Изд-во Казанского университета, 2004.-Кн.П, – С. 190-199.

26.Зива В.Ф. К вопросу о концепции модернизации российского образования. // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Казань; Изд-во Казанского университета, 2004.-Кн.П, – С.199-211.

27.Зива В.Ф. Художественное образование в контексте реформ высшей школы. // Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования. Казань; Изд-во Казанского университета, 2004.-Кн.П, С. 211-222.

28.Зива В.Ф. Методы изучения рынка труда и вакансий в сфере культуры Мат.науч.-практ.конфер. 21-24сентября 2004г. Часть 1: - Краснодар, 2004. – С.350-352.

29.Зива В.Ф.Современная государственная политика в сфере культуры. //

30.Зива В.Ф. Комплексная оценка качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях культуры и искусств. //Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования: Материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., Казань, 11 февраля 2004 г. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2004. – С. 9-18.

31.Зива В.Ф. Механизмы реализации концепции художественного образования в России. //Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования: Материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., Казань, 11 февраля 2004 г. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2004. – С. 29-41.

32.Зива В.Ф. Инновации в системе художественного образования. //Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования: Материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., Казань, 11 февраля 2004 г.Казань: Изд-во Казанск.Ун-та, 2004. – С.119-130.

33.Зива В.Ф.Болонский процесс в системе художественного образования в России.// Культурологическое образование нового тысячелетия. Вып.7.М.,2005. – С.12-16.

34.Зива В.Ф.Концептуальные аспекты модернизации дизайн-образования в контексте болонской декларации.//Современные технологии в дизайн-образовании:Материалы докладов П Всерос.науч.-практ.конф., Сочи 12-16 октября 2005г.-Сочи:РИО СИМБиП,2005. – С.77-81.

35.Зива В.Ф. Художественное образование в контексте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.//Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы Х научно-практической конференции, декабрь 2004,Санкт-Петербург, 2005, – С.45-55

36.Зива В.Ф. Информатизация художественного образования – основной инновационный принцип модернизации его содержания // Мат. Международ. науч.конфер. 20-23сентября 2006г. Приложение к региональному научному журналу « Культурная жизнь Юга России» Краснодар, 2006. – С.559-562.

37.Зива В.Ф. Инновационное дизайн- образование и внедрение его в практику //Современные технологии в дизайн-образовании:Материалы докладов Ш Всерос.науч.-практ.конф., Сочи 7-14 октября,ч. 1, 2006. – Сочи:РИО СИМБиП,2006. – С.49-52

38.Зива В.Ф. Современные технологии в дизайн-образовании:Материалы докладов Ш Всерос.науч.-практ.конф., Сочи 7-14 октября, ч.2, 2006.-Сочи:РИО СИМБиП,2006. – С.77-81

39.Зива В.Ф. Социальное партнерство в условиях трансформации общества: Материалы четвертой межрегиональной научно-практической конференции «За культуру и образование» 11-12 мая 2006. - Иркутск, 2006, – С.8-19.

40.Зива В.Ф. Модернизация художественного образования: концептуальные и инновационные подходы //Современные тенденции и проблемы развития художественного образования России. Мат. Всероссийской науч.-практ.кон.Красноярск,22-23октября, 2007г. С.3-5

41.Зива В.Ф. Теоретико-методологические аспекты концепции инновационного художественного дизайн-образования//Традиционное прикладное искусство и образование: Мат. ХП научно-практ.конфер., 6-10 ноября, Санкт-Петербург,2007 г. – С.72-77

42.Зива В.Ф. Информационное общество и художник// Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. Сб.мат.конференции, выпуск 4, Краснодар, 2007 г. – С.108-113

43.Зива В.Ф. Учебно-методическое объединение по образованию в области дизайна, монументального и декоративного искусств // « Государственно-общественные объединения в системе профессионального образования» (20 лет учебно-методичесим объединениям вузов России) Мат.Всерос. научно-метод. конфер.Москва, 13 марта 2008 г. –С.72-75

44.Зива В.Ф. Взгляд на непрерывное профессиональное образование в области дизайна //Непрерывное профессиональное образование в области дизайна и технологии. Мат. 1Х Международ. Науч.-практ.конфер.Москва 2-5апреля 2008г. – С.7-9.

45.Зива, В.Ф. Креативность в профессиональном образовании в области дизайна//Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности. Мат. Международ. Науч. конфер.Краснодар, 4-7сентября, 2008г. – С.460-462

46.Зива В.Ф. Методологические аспекты специфики художественного образования / В.Ф. Зива [Текст] // Художник и время: сб. науч. ст. по матер. всерос. науч.-практ. Конф. 4-7 сентября 2008 года. Вып. 5. / ред. колл. Н.Р. Туравец, С.А. Морозов, Т.В. Коваленко. - Краснодар: Краснодарский гос. ун-т к-ры и ис-в, 2008. –С. 181-182.

47.Зива В.Ф. Современные технологии и инновационные модели художественного образования // Современные технологии в дизайн-образовании.Мат. У Всероссийской науч.-практ.конфер.Сочи, 6-12 октября 2008 г. – С.41-48.

48.Зива, В.Ф. Взаимосвязь традиционного и инновационного обучения – гарантии качества современного образования. // «Гарантии качества профессионального образования в области дизайна, технологии и конструирования изделий» Мат.Х Международ. Науч.-методич.конфер.Москва, 22-24 октября, 2008 г. –С.6-8