Научная тема: «СОЦИАЛЬНО РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. доказана необходимость социально развивающего подхода к обучению школьников иностранным языкам, представленного как целостная образовательная система, включающая совокупность методологических, теоретических, дидактических и инструментально-методических характеристик;
  2. выявлена сущность социального развития школьников средствами иностранного языка как процесса формирования и совершенствования социально-ценных качеств личности по мере накопления, интеграции и активного воспроизводства социального опыта в рамках родной и иной культур, обеспечивающего возможность эффективной деятельности в социальной сфере;
  3. разработаны принципы, положенные в основу концепции социально развивающего обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, а именно: а) социально развивающей ценности содержания обучения; б) организации процесса овладения иностранным языком как процесса активного социального взаимодействия школьников; в) приоритета приёмов, способствующих расширению опыта школьников в решении социально и личностно значимых проблем средствами иностранного языка; г) сочетания педагогического управления и самостоятельности учащихся в формировании ценностных ориентаций и приобретении социально значимых качеств личности; д) вариативности условий социального взаимодействия как фактора личностного развития обучаемых;
  4. разработана научно-обоснованная модель социально развивающей методической системы обучения школьников иностранным языкам, включающая новое наполнение целевого, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического компонентов;
  5. разработана вариативная технология социально развивающего обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, обеспечивающая поэтапное формирование и развитие социальной компетентности школьников.
Список опубликованных работ
I. Научные статьи в периодическом издании, рекомендованном

ВАК Российской Федерации

1. Вайсбурд, М. Л. Ситуативные роли как методическое понятие [Текст] / М. Л. Вайсбурд, М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 5. - С. 29-34 (0.4 п.л.).

2.. Ариян, М. А. Варианты ситуативных ролей для средней школы [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 6. - С. 17-21 (0.4 п. л.).

3. Ариян, М. А. Учёт особенностей личности учителя при оптимизации процесса обучения [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 3. - С. 19-23 (0.5 п. л.).

4. Ариян, М. А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы (на материале УМК по английскому языку) [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 2. - С. 11-16 (0.5 п. л.).

5. Ариян, М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - С. 9-13 (0.4 п. л.).

6. Ариян, М. А. УМК по английскому языку для 2 класса (1 год обучения) различных типов школ [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 1 – С. 18-23 (0.6 п. л.).

7. Ариян, М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников как резерв учебного процесса по иностранному языку [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе.- 1999. - №6. - С. 17-22 (0.6 п. л.).

8. Ариян, М. А. Раздели радость познания [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. Методическая мозаика -2002. - № 5-6. - (0.4 п. л.).

9. Ариян, М. А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1. - С. 86-90 (0.5 п. л.).

10. Ариян, М. А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах с неоднородным составом обучаемых [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С. 3-12 (0.8 п.л.).

11. Ариян, М. А. Технология социально развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения в средней школе [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 7. - С. 3-8 (0.5 п. л.).

II. Монографии, учебники, учебные пособия

12. Ариян, М. А. Реализация развивающего потенциала ролевого общения в средней школе: лингводидактические и социально-психологические предпосылки: монография [Текст] / М. А. Ариян; Нижегор. гос. лингв. ун-т. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. - 151 с. (9.5 п. л.).Монография признана лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2006 года и награждена дипломом Фонда развития отечественного образования (Сочи, 2007 г.).

13. Ариян, М. А. Социально развивающее обучение иностранным языкам в средней школе: современные аспекты: монография [Текст] / М. А. Ариян; Нижегор. гос. лингв.ун-т. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. - 190 с. (11.8 п. л.).

14. Ариян, М. А. Ролевые упражнения в системе обучения иностранным языкам в средней школе: учебно-методическое пособие [Текст] / М. А. Ариян. - Горький: ГГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1987. -50 с. (3.1 п.л.).

15. Ариян, М. А. Hi, let´ s be friends: Кн. для учителя к учебнику англ. яз. для 2 класса школ различного типа (американский вариант англ. яз.) [Текст] / М. А. Ариян, Т. Я. Яковлева. - В 2 ч. - М.: Моск. центр межнац. и сравнит образ., 1992. - 229 с. (14 п.л. –личное участие – 13 п. л.).

16. Ариян, М. А. Hi, let´ s be friends: Учебник англ. яз. для 2 класса школ различного типа (американский вариант англ. яз.) [Текст] / М. А. Ариян, Т. Я. Яковлева. - В 2 ч. - М.: Моск. центр межнац. и сравнит. образ., 1992. - 144 с.(9 п.л. - личное участие – 8 п. л.).

17. Ариян, М. А. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - 190 с. (12 п. л.- личное участие – 3.3 п. л.).

18. Ариян, М. А. Теория и практика обучения иностранным языкам: учеб. пособие [Текст] / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - 190 с.(12 п.л. –личное участие -4.2 п.л.).

19. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. Золотая серия. [Текст] / Под ред. А. Н. Шамова. - М.: Восток-Запад, 2008-253 с. (13.44 п. л.- личное участие-4.1 п. л.).

III. Научные статьи

20. Ариян, М. А. Подготовка учителя к управлению ролевым общением учащихся на уроке иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Проблемы профессионально-педагогической направленности в преподавании иностранного языка как специальности. - Горький: НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1981. - Вып. 3. - С.44-53 (0.65 п. л.).

21. Ариян, М. А. О ролевом компоненте заданий при обучении иноязычной устной речи в средней школе [Текст] / М. А. Ариян // Обучение устной речи и чтению в средней школе. - Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. - С. 77-87 (0.7 п. л.).

22. Ариян, М. А. Способы и этапы введения учащихся средней школы в учебно-ситуативную роль [Текст] /М. А. Ариян // Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школе. - Иркутск : ИГПИИЯ им. Хо Ши Мина, 1985. - С. 32-40 (0.56 п. л.).

23. Ариян, М. А. Факторы, обусловливающие развитие коммуникативно-познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком [Текст] / М. А. Ариян // Проблемы организации коммуникативно-познавательной деятельности на уроке иностранного языка в средней школе. - Горький: ГГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1986. - С. 11-20 (0.6 п. л.).

24. Ариян, М. А. Организация учебного процесса по иностранным языкам с учётом индивидуальных особенностей школьников в условиях коллективных форм обучения [Текст] / М. А. Ариян // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя.-Горький: ГПИ, 1989. - 67-75 (0.56 п. л.).

25. Ариян, М. А. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку как резерв учебного процесса [Текст] / М. А. Ариян // Организация самостоятельной работы по иностранным языкам в школе и вузе: КГПИ им. В. И. Ленина. - Киров, 1992. - С. 29-39 (0.7 п. л.).

26. Ариян, М. А. Когнитивный аспект профессионального развития учителя иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языкам (в разных типах учебных заведений) - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. - С. 31-39 (0.6 п. л.).

27. Ариян, М. А. Соотношение формальных и функциональных аспектов в работе над иностранным языкам при коммуникативно-ориентированном подходе к обучению иностранным языкам [Текст] / М. А. Ариян // Когнитивные процессы в иноязычном словоупотреблении и слововосприятии на уроках иностранного языка в школе и вузе.-Н. Новгород:НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. -С. 8-18 (0.7 п. л.).

28.Ариян, М. А. Самообучение школьников в разноуровневых классах [Текст] / М. А. Ариян // Когнитивные процессы и изучение иностранных языков (в разных типах учебных заведений). - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. - С. 23-33 (0.7 п. л.).

29. Ариян, М. А. Обучение стратегиям чтения как способ развития познавательных способностей школьников [Текст] / М. А. Ариян // Проблемы формирования социокультурной и когнитивной компетенции в практике преподавания иностранных языков – Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. - С. 218-226 (0.56 п. л.).

30.Ариян, М. А. Социальная обусловленность языковой способности личности и развитие учащихся на раннем этапе обучения [Текст] / М. А. Ариян // Коммуникативно-когнитивный подход в реализации целей обучения иностранным языкам в школе и вузе.- Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. - С. 70-78 (0.56 п. л.).

31. Ариян, М. А. Социальная обусловленность языковой способности развивающейся личности [Текст] / М. А. Ариян //Вопросы современной филологии и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе: межвузовский сборник. Вып. 10 / отв. ред. С. В. Еловская – Мичуринск: МГПИ, 2008, - С. 13-22 (0.6. п. л.).

IV. Материалы международных, всероссийских и межвузовских

конференций

32. Ариян, М. А. Проблема роли как компонента учебно-речевой ситуации в обучении иностранному языку [Текст] / М. А. Ариян // Совершенствование содержания и методов обучения в средней школе. - М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980. - С. 45-48 (0.25 п. л.).

33. Ариян, М. А. Ролевое обучение английскому языку учащихся 6 класса [Текст] / М. А. Ариян // Совершенствование содержания и методов бучения в средней школе. - М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981. - С. 66-69 (0.25п. л.).

34. Ариян, М. А. К проблеме вариативности учебных материалов по иностранным языкам для средней школы [Текст] / М. А. Ариян // Иностранный язык – XXI век: Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в вузе. - Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 2000 – С. 328-334 (0.4 п. л.).

35. Ариян, М. А. Российский преподаватель плюс британский учебник равняется... [Текст] / М. А. Ариян // Язык в системе мультикультурного общества. - Н. Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2003. - С. 243-247 (0.3 п. л.).

36. Ариян, М. А. Проблема социального развития личности обучаемого в школе и вузе [Текст] / М. А. Ариян // Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста. - Н. Новгород: НФ ГУ ВШЭ, 2007. - С.110-114 (0.3 п. л.).

37. Ариян, М. А. Проблема развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте [Текст] / М. А. Ариян // Формирование иноязычной компетенции на занятиях по иностранному языку в разных типах и видах учебных заведений: когнитивный аспект. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. - С. 3-9 (0.4 п. л.).

38. Ариян, М. А. Роль и место социально-психологических знаний в структуре профессиональной подготовки учителя иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Проблемы подготовки учительских кадров в свете требований постановления ЦК КПСС и СМ РСФСР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»: тез. докл. - Даугавпилс, 1980. - С. 87-89 (0.2 п. л.).

39. Ариян, М. А. Об одном из способов управления психологическим климатом в учебном иноязычно-речевом коллективе [Текст] / М. А. Ариян // Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки учителя иностранного языка в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы: тез. докл. - Горький, 1986. - С. 136-137 (0.2 п. л.).

40. Ариян, М. А. Методическая подготовка будущих учителей к работе на раннем этапе обучения иностранным языкам [Текст] / М. А. Ариян // Teaching Values in Education: тез. докл. междунар. конф. «Ценности в образовании» 17-20 мая 1994 г. - Н. Новгород, 1994. - С. 46-47 (0.2 п.л.).

41. Ариян, М. А. Учебник английского языка для младшей школы и глобальное образование [Текст] / М. А. Ариян // Проблемы обучения иностранному языку в раннем возрасте (детский сад, начальная школа): тез. выступ. на науч-практ. конф. 28-29 мар. 1995 г. - Кострома, 1995. - С. 18-20 (0.2.п. л.).

42. Ариян, М. А. Современный учебник иностранного языка: проблема выбора [Текст] / М. А. Ариян // Актуальные проблемы отечественной методики обучения иностранным языкам: история и современность: тез. всерос. науч-метод. конф. 6-8 мая 1998 г. - Пятигорск, 1998. - С. 4-5(0.2 п. л.).

43. Ариян, М. А. К проблеме создания интегративных учебных программ [Текст] / М. А. Ариян // А. С. Пушкин и русский литературный язык в 19-20 веках. - Н. Новгород, 1999. - С. 20-21 (0.2 п. л.).

44. Ариян, М. А. К проблеме критериев анализа и оценки учебника иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Реформирование школьного и вузовского образования и новые тенденции в преподавании иностранных языков: материалы междунар. науч-практ. конф., посв. 50-летию науч-педаг. деятельности проф. Г. В. Роговой. -М.: Прометей, 2002. – С. 226-229 (0.25 п. л.).

45. Ариян, М. А. Teaching as Showing How [Текст] / М. А. Ариян // Testing and Assessment: Proceedings of the Second International conference 26-27 March 2002. - N. Novgorod, 2002. – p. 74-76 (0.2.п. л.).

46. Ариян, М. А. Тропа в джунглях или хорошо спланированный урок? [Текст] / М. А. Ариян // Новые подходы, новые горизонты. Реформа российской школы: материалы междунар. конф. - Н. Новгород, 2003. - С. 25-26 (0.2. п. л.).

47. Ариян, М. А. Формирование основ коммуникативной компетенции на ранних этапах обучения иностранным языкам [Текст] / М. А. Ариян // Язык и культура в новом образовательном пространстве: материалы междунар. науч-практ. конф. 20-21 дек. 2004 г. - Н. Новгород, 2005. - С. 40-42 (0.3. п. л.).

48. Ариян, М. А. Индивидуально-личностный аспект современного языкового образования [Текст] / М. А. Ариян // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: сб. материалов междунар. науч. конф. 1-2 дек. 2005 г. - Н. Новгород, 2005. - С. 21-23(0.2 п.л.).

49. Ариян, М. А. Социально-развивающая функция языка и проблемы социального развития старших школьников на уроке иностранного языка [Текст] / М. А. Ариян // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в школе и вузе в свете личностно ориентированной парадигмы: материалы междунар. науч-практ. конф. г. Киров 14-15 фев. 2007 г. - Киров, 2007. – С. 37-38 (0. 2. п. л.).