Научная тема: «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Уточнено содержание понятия информационная культура и основные содержательные компоненты (мотивационно-ценностный, действенно-практический, когнитивный и интеллектуально-творческий) информационной культуры.
  2. Разработан информационно-рефлексивный подход к развитию информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования, предполагающий организацию информационного взаимодействия, направленного на восхождение (интенцию) к образовательной, академической и профессиональной зрелости.
  3. Разработана концептуальная модель развития информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования, включающая в себя базовые подсистемы: концептуальную подсистему - основания, закономерности, принципы; нормативную подсистему - цели, программы, критерии, стандарты; технологическую подсистему - средства, условия, формы, способы реализации программ; эмпирическую подсистему - задачи, проекты, процессы, оценки, результаты.
  4. Разработана инвариантная для всех уровней образования проектно-рефлексивная технология, содержащая следующие функции: информационно-аналитическую, прогностическую, проектировочную, преобразующую, стимулирующую, рефлексивную, контрольно-коррекционную.
  5. Выделен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации проектно-рефлексивной технологии.
  6. Разработана поуровневая методика развития информационной культуры, учитывающая возрастные особенности обучающихся в рамках довузовского, вузовского и послевузовского уровней образования.
Список опубликованных работ
I. Диссертационные исследования, выполненные под научным руко-водством докторанта

1.Назарова, О.Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подго-товки учащихся начальной и средней школы : дис. … канд. пед. наук / О.Б.Назарова. – Магнитогорск, 1998.

2.Ефимова, И.Ю. Организационно-педагогические условия формирова-ния информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного об-разования : дис. … канд. пед. наук / И.Ю.Ефимова. – Магнитогорск, 2003.

3.Махмутова, М.В. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанцион-ного обучения : дис. … канд. пед. наук / М.В.Махмутова. – Магнитогорск, 2009.

II. Монографии, учебные, учебно-методические пособия и методиче-ские рекомендации

4.Овчинникова, И.Г. Проблема формирования и развития информацион-ной культуры обучающихся в системе непрерывного образования : монография / И.Г.Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 354 с.

5.Овчинникова, И.Г. Образовательная информационная среда подготов-ки ИТ-специалиста с применением технологии дистанционного обучения : мо-нография / И.Г.Овчинникова, М.В.Махмутова. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 157 с.

6.Овчинникова, И.Г. Информатика в специальностях педагогического вуза : сборник организационно-методических материалов / И.Г.Овчинникова, Э.Р.Ипатова. – Магнитогорск : МГПИ, 1995. –48 с.

7.Овчинникова, И.Г. Методические рекомендации к работе над курсо-вым проектом по программированию / И.Г.Овчинникова, В.Е.Петеляк. – Магни-тогорск : МГПИ, 1997. –19 с.

8.Овчинникова, И.Г. Методическое пособие для подготовки к вступи-тельным экзаменам по информатике / И.Г.Овчинникова, В.Е.Петеляк, Э.Р.Ипатова. – Магнитогорск: МГПИ, 1997. –67 с.

9.Овчинникова, И.Г. Основы алгоритмизации : учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. – Магнитогорск : МГПИ, 1999. –110 с.

10.Овчинникова, И.Г. Задачник-практикум по программированию на Пас-кале: учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. –105 с.

11.Овчинникова, И.Г. Задачник-практикум по программированию на Пас-кале : учеб.-метод. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Магнитогорск : МаГУ, 2001. – 85 с.

12.Овчинникова, И.Г. Учебное пособие для подготовки к централизован-ному тестированию по информатике / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова, Н.Г.Корнещук. – Магнитогорск : МаГУ, 2002. – 205 с.

13.Овчинникова, И.Г. Основы алгоритмизации : учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. –149 с. (гриф «УМО по специальностям педагогического образо-вания», № 96 от 18.03.2002г.)

14.Овчинникова, И.Г. Технология конструирования стандартизованных дидактических тестов для оценки качества образования: учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Е.Климова, Е.Федченко. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. –147 с.

15.Овчинникова, И.Г. Учебное пособие по программированию / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.– 104 с. (гриф «УМО по образованию в области прикладной информатики», № 50/37-2973-26 от20.12.2004 г.)

16.Овчинникова, И.Г. Высокоуровневые методы информатики и про-граммирования: учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, О.И. Платонова. – Магнито-горск : МаГУ, 2005. – 118 с. (гриф «УМО по образованию в области приклад-ной информатики», № 50/37-0258-26 от 15.02.2005 г.)

17.Овчинникова, И.Г. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ЦТ : учеб. посо-бие. Ч.1. Алгоритмизация и программирование / И.Г.Овчинникова, Т.Н. Сахно-ва. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. -128 с.

18.Овчинникова, И.Г. Пособие для подготовки к ЕГЭ и ЦТ : учеб. посо-бие. Ч.2. Базовый курс / И.Г.Овчинникова, Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск : Ма-ГУ, 2006. -136 с.

19.Овчинникова, И.Г. Методологии программирования: учеб. пособие / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова, О.И.Платонова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 216 с. (гриф Минобрнауки России, № 03-310 от 21.03.2006 г.)

20.Овчинникова, И.Г. Пособие по программированию. Структурный под-ход: ЭУМК / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова. [Электронный ресурс]: [интерак-тив. учеб.-метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: ПК Pentium, Windows 2000, Microsoft Internet Explorer 6.0. – Загл. с экрана. - Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр ин-формационных технологий» № 9716 от 23.12.07 г.

III. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

21.Овчинникова, И.Г. Культурологический подход как теоретическая база исследования информационной культуры / И.Г.Овчинникова // Философия об-разования. – 2006. –Спецвыпуск 2 (ноябрь). – С. 301 – 305.

22.Овчинникова, И.Г. Формирование навыков использования циклов при решении задач целочисленной арифметики / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информатика и образование. – 2006. – № 4. – С.55-61.

23.Овчинникова, И.Г. Особенности изучения темы «Одномерные масси-вы» в школьном курсе информатики / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Инфор-матика и образование – 2006. – № 10. – С. 67-72.

24.Овчинникова, И.Г. Особенности изучения темы «Двумерные массивы в школьном курсе информатики» / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информати-ка и образование – 2007. – № 9. – С. 106-112.

25.Овчинникова, И.Г. Оценивание и контроль как основа управления ка-чеством образования / И.Г.Овчинникова // Вестник МГОУ. Сер. «Педагогика». – 2007. – № 2.– М.: Изд-во МГОУ. - С. 105-110.

26.Овчинникова, И.Г. Рекурсивные алгоритмы в курсе информатики / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 106-110.

27.Овчинникова, И.Г. Задачи по теме «Основы логики» для профильных классов. Ч.1 / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информатика и образование. – 2008. – № 1. – С. 69-76.

28.Овчинникова, И.Г. Задачи по теме «Основы логики» для профильных классов. Ч. 2 / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информатика и образование. – 2008. – № 2. – С. 78-90.

29.Овчинникова, И.Г. Использование комбинаторных алгоритмов в школьном курсе информатики / И.Г.Овчинникова, Т.Н.Сахнова // Информатика и образование. – 2009. – № 8. – С. 62-68.

IV. Научные статьи, доклады

30.Овчинникова, И.Г. Дидактические особенности формирования базовых понятий в курсе информатики / И.Г.Овчинникова // Основные направления на-учно-методических исследований преподавателей физико-математического фа-культета : сб. науч. тр. преподавателей МГПИ. – Магнитогорск : МГПИ, 1994. –С.126-129.

31.Овчинникова, И.Г. Принципы организации творческой деятельности студентов / И.Г.Овчинникова // Сборник научных трудов молодых преподавате-лей. / под ред. З.М.Уметбаева. – Магнитогорск-Челябинск : Изд-во МГПИ, 1995. –Вып.1 –С.151-154.

32.Овчинникова, И.Г. Роль ЭВМ в формировании рефлексивной позиции учащихся / И.Г.Овчинникова // Сборник научных трудов молодых исследовате-лей. / под ред. З.М.Уметбаева. – Магнитогорск-Челябинск : Изд-во МГПИ, 1996. –Вып.2–С.181-183.

33.Овчинникова, И.Г. Проблемы организации работ в области открытого образования в Магнитогорском государственном университете / И.Г.Овчинникова, Э.Р.Ипатова, Г.Н.Чусавитина // Проблемы перехода класси-ческих университетов в систему открытого образования : интернет-конференция – М.: Издательский центр МЭСИ, 2001. –С.97-100.

34.Овчинникова, И.Г. Компьютеризация контроля знаний и оценки зна-ний как основа эффективного функционирования образовательной технологии / И.Г.Овчинникова // Образовательные технологии для новой экономики : сб. ма-териалов междунар. конф. –М.: Изд-во МЭСИ, 2002. –С.232-239.

35.Овчинникова, И.Г. Дополнительные образовательные услуги в контек-сте информатизации образования / И.Г.Овчинникова, Э.Р.Ипатова, В.П.Сибряева // Информатизация образования : сб. материалов науч. конф. – Барнаул, 2002. –С. 108-113.

36.Овчинникова, И.Г. Индивидуализация высшего образования как фак-тор становления личности / И.Г.Овчинникова // Информатизация процессов формирования открытых систем на основе СУБД, САПР, АСНИ и систем ис-кусственного интеллекта : материалы 2-й междунар. науч.-техн. конф. –Вологда : ВоГТУ, 2003. –С.103-106.

37.Овчинникова, И.Г. Состояние системы непрерывного образования с позиций формирования и развития информационной культуры обучающихся / И.Г.Овчинникова // Проблемы истории, филологии, культуры. – М.; Магнито-горск, – 2006.- С.395-401.

38.Овчинникова, И.Г. Современные проблемы информационной культуры личности / И.Г.Овчинникова // Гуманизация образования в России : сб. науч. тр. регион. науч. интеракт. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. –С. 130-132.

39.Овчинникова, И.Г. Особенности разработки СМК в Магнитогорском госуниверситете / И.Г.Овчинникова // Снежинск и наука 2006. Трансфер техно-логий, инновации, современные проблемы атомной отрасли : сб. науч. тр. меж-дунар. науч.-практ. конф. Снежинск, 2006. –С. 145-149.

40.Овчинникова, И.Г. Культурологические аспекты Интернета / И.Г.Овчинникова // Современные направления теоретических и прикладных ис-следований : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. Т. 10. Педагогика, психология и социология.– Одесса : Черноморье, 2006. - С.61-64.

41.Овчинникова, И.Г. Система менеджмента качества вуза / И.Г.Овчинникова, А.В.Удотова // Современные направления теоретических и прикладных исследований : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. Т. 4. Экономика. – Одесса : Черноморье, 2006. - С.41-45.

42.Овчинникова, И.Г. Особенности использования пакета «планы» на сервере терминалов / И.Г.Овчинникова, Е.А.Корякин. – Шахты : Изд-во ЮР-ГУЭС, 2008. - С. 67-69.

43.Овчинникова, И.Г. Проблемы автоматизации управления образова-тельным процессом вуза / И.Г.Овчинникова, Е.В.Максименко // Информацион-ные технологии в науке и образовании : материалы VI всерос. науч.-практ. се-минара «Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе: опыт, решения, возможности». – Шахты, 2008. - С. 73-77.

44.Овчинникова, И.Г. Особенности создания единой информационной об-разовательной среды вуза / И.Г.Овчинникова // Инновационные технологии ор-ганизации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. : в 4 ч. 22-24 апреля 2008 г.–Пенза, 2008. -C 87-89.

V. Программные разработки

45.Портал Магнитогорского государственного университета (www.portal.masu.ru).