- на основе комплексного анализа генезиса категории «сознание», уточнения его свойств (построение отношений, познание и переживание) и смыслового строения (отражение и рефлексия) выделено и обосновано значение педагогической работы по его формированию;
- критически переосмыслены и дополнены существующие дефиниции понятия «экологическое сознание», сформулировано авторское его определение (совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, а также существующие отношения к природе и стратегии взаимодействия с ней), обоснована структура экологического сознания (экологические знания, оценка экологической ситуации, экологическое поведение) и его функции (мировоззренческая и прогностическая);
- выделены и обоснованы факторы изменения сознания студента в контексте его экологизации, к которым отнесены экологическое образование и воспитание, а в качестве их научно-теоретической основы определены государственная экологизированная идеология, геокультурная парадигма и концепция экоцелостной личности;
- впервые уточнено и конкретизтровано понятие «качество экологического образования» (качество содержания, качество образовательных технологий, качество образовательных результатов);
- впервые выявлена и обоснована совокупность методологических подходов (системный, аксиологический, субъектно-деятельностный, культурологический, компетентностный); принципов экологического образования в техническом вузе (гуманизации, проблемности, непрерывности, преемственности, междисциплинарности, регионализации, комплексности, культурации) и педагогических условий (усиление внимания к осознанию студентами профессиональной значимости экологической грамотности; представлены реальные возможности разрешения экологических проблем в профессиональной деятельности; достижение понимания будущими инженерами сущности экологических проблем на основе систематичности, осознанности и полноты освоения знаний; направленность педагогического процесса на приобретение студентами опыта природоохранной деятельности), обеспечивающих в образовательном пространстве вуза взаимодействие процессов экологического образования и формирования экологического сознания студентов;
- впервые разработана концептуальная модель педагогической системы (цели, предметное содержание, формируемые умения, стимулы познавательной деятельности, особенности обучения, показатели результативности) формирования экологического сознания студентов в процессе экологического образования;
- впервые осуществлено моделирование процесса трансформации педагогической системы экологического образования в дидактический процесс формирования экологического сознания личности студента (принципы, содержание, технологии);
- экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогической системы как взаимодействия двух процессов - экологического образования и формирования экологического сознания студентов в образовательном пространстве современного технического вуза.
1.Линенко, О.А. Экологическое сознание. Экологическая культура. Эко-логическое образование: теоретико-методологический анализ: моногра-фия / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 258 с.
2.Линенко, О.А. Теоретические основы экологизации сознания личности студента технического вуза: монография / О.А. Линенко. – Ставрополь: Литера, 2009. – 232 с.
Учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации
3.Линенко, О.А. Экология: методические указания к лабораторным заняти-ям / О.А. Линенко, А.Н. Переверзев. – Ставрополь: СтГТУ, 1998. – 21 с.
4.Линенко, О.А. Экология: методические рекомендации и программа кур-са / О.А. Линенко. – Ставрополь: СКСИМОСУ, 2000. – 20 с.
5.Линенко, О.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебно-методические указания / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. – 18 с.
6.Линенко, О.А. Науки о Земле: учебно-методические указания к выпол-нению практических работ / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – 48 с.
7Линенко, О.А. Глобальные и региональные экологические проблемы: учебное пособие / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – 90 с.
8.Линенко, О.А. Науки о Земле: учебное пособие / О.А. Линенко. – Став-рополь: СевКавГТУ, 2007. – 267 с.
9.Линенко, О.А. Экология: электронный учебник / О.А. Линенко, В.В. Смольникова, М.С. Дементьев. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 450 с.
10.Линенко, О.А. Экологическое проектирование и экспертиза: экологиче-ский практикум / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 63 с.
11.Линенко, О.А. Общая экология: программа учебного курса / О.А. Ли-ненко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 15 с.
12.Линенко, О.А. Экология Ставропольского края: программа учебного курса / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. – 11 с.
13.Линенко, О.А.Эколого-психологический тренинг: программа учебного курса / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 12 с.
14.Линенко, О.А. Промышленная экология: программа учебного курса / О.А. Линенко. – Ставрополь: СевКавГТУ 2007. – 17 с.
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ
15.Линенко, О.А. Формирование экологической культуры студента как пе-дагогическая задача современного вуза / О.А. Линенко // Вестник Севе-ро-Кавказского государственного технического университета. – Ставро-поль: СевКавГТУ. – 2006. – №5(9). – С. 73-76.
16.Линенко, О.А. Нравственно-эстетический аспект отношения человека и природы / О.А. Линенко // Интеграция образования. – Саранск. – 2006. – №4. – С. 98-103.
17.Линенко, О.А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе / О.А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. – Ростов н/Д, 2006. – С. 39-42.
18.Линенко, О.А. Теоретические основы разработки авторской образова-тельной программы / В.И. Горовая, О.А. Линенко, Н.А. Палиева // Вест-ник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь. – 2007. - №49. – С. 98-103.
19.Линенко, О.А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования /О.А. Линенко // Высшее образование сегодня. – М.: Логос. – 2008. – №9. – С.89-92.
20.Линенко, О.А. Анализ экологического сознания студентов технического вуза: эмпирическое исследование / О.А. Линенко // Вестник Московско-го государственного областного университета. – М.: МГОУ. – 2008. – №4 . – С.54-61.
21.Линенко, О.А. Экоцентрический тип сознания: научные предпосылки возникновения, специфика, структура и функции / О.А. Линенко // Из-вестия РГПУ им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург. – 2009. – №83 . – С.109-119.
22.Линенко, О.А. Экологизация сознания в контексте культурологического подхода и концепции экоцелостной личности / В.И. Горовая, О.А Ли-ненко // Вестник Университета (Государственный университет управле-ния). – М.: ГУУ. – 2009. – №4. – С.41-44.
Статьи в сборниках научных трудов и материалов конференций
23.Линенко, О.А. Роль курсов экологических дисциплин в формировании личности студента / О.А. Линенко // Технический университет в системе непрерывной профессиональной подготовки как центр науки, культуры и образования: материалы Всероссийской научно-методич. конф. – Но-вочеркасск, 1997. – С. 147-149.
24.Линенко, О.А. Роль экологических дисциплин при подготовке специа-листов нефтегазодобывающей промышленности / О.А. Линенко // Про-блемы многоуровневого высшего образования: материалы VII Между-нар. научно.-методич. конф. – Нижний Новгород, 1998. – C.20-21.
25.Линенко, О.А. Совершенствование преподавания экологических дисци-плин / О.А. Линенко // Совершенствование преподавания математиче-ских и естественно-научных дисциплин: материалы Всерос. метод. се-минара. – Пятигорск, 1998. – С. 12.
26.Линенко, О.А. Межпредметные связи курсов естественнонаучных дис-циплин для экологов / А.Н. Переверзев, В.Г. Майский, Ю.Ф. Клюшкина, О.А. Линенко // Межпредметные связи в условиях реализации государ-ственных стандартов высшего профессионального образования: мате-риалы научно-методич. конф. – Ставрополь, 1998. – С.44-46.
27.Линенко, О.А. Формирование экологической культуры современного человека / О.А. Линенко // Вузовская наука – Северо-Кавказскому ре-гиону: материалы III научно-практич. конф. – Ставрополь, 1999. – С. 19.
28.Линенко, О.А. Роль гуманистического мировоззрения в формировании экологической культуры / О.А. Линенко // Результаты работы проф.-препод. состава, аспирантов и студентов: материалы ХХХI научно-технич. конф. – Ставрополь, 2000. – С. 50.
29.Линенко, О.А. Этические принципы и экологическое мировоззрение / О.А. Линенко // Матер. ХХХI научно-техн. конф. – Ставрополь, 2001. – С. 186.
30.Линенко, О.А. К вопросу экоэтического развития и самосовершенство-вания личности студента в техническом вузе / О.А. Линенко // Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону: материалы V научно-практич. конф. – Ставрополь, 2001. – С.42.
31.Линенко, О.А. Современное миропонимание и формирование экологи-ческой культуры личности / О.А. Линенко // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы межрегиональной науч-но-практич. конф. – Ставрополь, 2002. – С. 194-196.
32.Линенко, О.А. Социально-педагогические аспекты экологического раз-вития, образования и воспитания студентов технических специально-стей / О.А. Линенко // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: сб. науч. трудов. – М., 2002. – С. 316-321.
33.Линенко, О.А. Формирование экологической этики в царской России, СССР и на постсоветском пространстве / О.А. Линенко // Вестник Сев-КавГТИ. – Ставрополь, 2002. – № 2. – С. 35-38.
34.Линенко, О.А. Актуальные проблемы экологического образования в системе высшего технического образования / О.А. Линенко // Циклы: материалы 4-й Междунар. конф. – Ставрополь, 2002. – С.148-150.
35.Линенко, О.А. Педагогические проблемы становления экологической культуры в системе образования / О.А. Линенко // Вузовская наука – Се-веро-Кавказскому региону: материалы VI региональной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2002. – С. 63.
36.Линенко, О.А. Значение религии в экологизации сознания / О.А. Линен-ко // Вестник Северо-Кавказского государственного технического уни-верситета. – Ставрополь: СевКавГТУ. – 2003. – №1(8). – С. 44-46.
37.Линенко, О.А. Педагогические проблемы становления экологического менталитета у студентов в системе современного образования / О.А. Линенко // Циклы: материалы 5-й Междунар. конф. – Ставрополь, 2003. – С.137-139.
38.Линенко, О.А. Методические основы формирования экологической культуры студентов технического вуза / О.А. Линенко // Вузовская нау-ка – Северо-Кавказскому региону: материалы VII региональной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2003. – Т.2. – С. 43.
39.Линенко, О.А. Роль религии в формировании духовной личности и эколо-гизации сознания / О.А. Линенко // Проблемы экологической безопасности и сохранения природно-ресурсного потенциала Ставрополья: материалы Междунар. научно-практич. конф. – Ставрополь, 2004. – С.218-219.
40.Линенко, О.А. Из опыта использования активных форм обучения в кур-се «Экология» / О.А. Линенко // СевКавГТУ: материалы ХХХIV научно-техн. конф. – Ставрополь, 2005. – Т.1. – С. 177.
41.Линенко, О.А.Мировоззренческие аспекты экологизации инженерного образования / О.А. Линенко // СевКавГТУ: материалы ХХХV научно-технич. конф. – Ставрополь, 2005. – Т.2. – С. 120.
42.Линенко, О.А. Теоретические и методологические аспекты модерниза-ции процесса профессиональной подготовки специалистов экологиче-ского профиля в системе высшего образования / О.А. Линенко // Вузов-ская наука - Северо-Кавказскому региону: материалы IХ региональной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2005. – Т.2. – С. 51.
43.Линенко, О.А. Информационные технологии в экологическом образова-нии студентов технических специальностей вузов / О.А. Линенко // Ву-зовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы IX региональ-ной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2005. – Т.2. – С. 50.
44.Линенко, О.А. Ретроспективный анализ исторических традиций в эво-люции отношений человека и природы / О.А. Линенко // Вузовская нау-ка – Северо-Кавказскому региону: материалы IX региональной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2005. – Т.2. – С. 50.
45.Линенко, О.А. Направления модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов экологического профиля / О.А. Линенко // Психолого-педагогические технологии подготовки специалистов в ус-ловиях интеграции гуманитарного и технического знания: материалы Международной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2005. – С. 22.
46.Линенко, О.А. Педагогическая эффективность комплекса методик про-фессионального становления специалистов-экологов / О.А. Линенко // СевКавГТУ: материалы ХХХVI научно-технич. конф. – Ставрополь, 2006. – С.40.
47.Линенко О.А. Междисциплинарный характер экологического образова-ния // О.А. Линенко // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы ХIII Годичного собрания Юж-ного отделения РАО и психолого-педагогический чтений Юга России. – Ростов н/Д, 2006. – Ч. 1. –С. 89.
48.Линенко, О.А. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания / О.А. Линенко // Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность: мате-риалы V Всерос. научно-методич. семинара. – СПб, 2006. – С. 86-87.
49.Линенко, О.А. Взаимодействие процессов экологического образования и формирования экологического сознания личности студента техническо-го вуза / О.А. Линенко // Вузовская наука – Северо-Кавказскому регио-ну: материалы Х региональной научно-технич. конф. – Ставрополь, 2006. – С. 7.
50.Линенко, О.А. Формирование экологического сознания в контексте культуро-центристской парадигмы / В.И. Горовая, О.А. Линенко // Вос-питание гражданина, человека культуры и нравственности – основа со-циальной технологии развития современной России: материалы Между-народного педагогического форума. – Ростов н/Д, 2006. – С. 26-29.
51.Линенко, О.А. Воспитание гуманитарной субъективности личности / О.А. Линенко // Воспитание гражданина, человека культуры и нравст-венности – основа социальной технологии развития современной Рос-сии: материалы Международного педагогического форума. – Ростов н/Д, 2006. – С.82-85.
52.Линенко, О.А. Проектирование профессионально-ориентированной тех-нологии как вид педагогической деятельности / В.И. Горовая, О.А. Ли-ненко, Н.А. Токарева // Профессиональное образование. – М.: НП «АПО». – 2007. – Приложение №5. – С. 98-104.
53.Линенко, О.А. Образование и проблемы экологической безопасности в современной России / О.А. Линенко // Развитие личности в образова-тельных системах Южно-Российского региона: материалы XIV годично-го собрания Южного отделения РАО. – Ростов н/Д, 2007. – С. 112-113.
54.Линенко, О.А. Исторические этапы взаимодействия общества и природы и отношение к природе в зеркале истории цивилизации / О.А. Линенко // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: материа-лы V Международного Конгресса. – Пятигорск, 2007. – С. 141-142.
55.Линенко, О.А. Аксиологический аспект культуры как источник лично-стно-смысловой активности / В.О. Бушуева, О.А. Линенко, Т.Н. Тарано-ва // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы XIV годичного собрания Южного отделения РАО. – Ростов н/Д, 2007. – С. 43-46.