- на основе теоретического анализа специальной литературы и результатов опытно-экспериментальной работы содержательно уточнены понятия «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения», раскрыты их сущность и сформулированы определения;
- проанализирована зависимость между этиопатогенезом, особенностями проявлений нарушений и уровнем психического развития детей с комплексными нарушениями;
- на основе разработанной диагностической программы и выделенных качественных диагностических критериев получены новые данные об отличительных особенностях развития дошкольников с комплексными нарушениями - определены три уровня психического развития;
- впервые реализован уровневый подход к оценке нарушений комплексного характера с целью дифференциации детей по образовательным возможностям;
- разработана и внедрена в систему специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья модель коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями, где основными составляющими являются динамические модули, в каждом из которых раскрыты содержательные аспекты;
- доказана необходимость скоординированного взаимодействия специалистов различного профиля и родителей при оказании психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в рамках постоянно действующих динамических модулей;
- определены принципы построения психологических и педагогических технологий, органично включенные в систему психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями;
- конкретизированы основные организационно-методические и содержательные аспекты коррекционной работы, а именно: раскрыт механизм проектирования индивидуальных психолого-развивающих и обучающих программ согласно уровню психического развития дошкольников, имеющих различные сочетания нарушений.
1.Жигорева М.В. Слепоглухие дети с локальными речевыми расстройствами //Дефектология. 1993. №3. – С. 51-54 (0,25 п.л.).
2.Жигорева М.В. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития // Социально-гуманитарные знания. 2007. №2. – С. 334-338 (0,25 п.л.).
3.Жигорева М.В. Особенности работы с детьми, имеющими комплексные нарушения психического развития //Среднее профессиональное образование. 2009. №4. – С.46-48 (0,25 п.л.).
4.Жигорева М.В. Особенности психического развития детей с комплексными нарушениями //Вестник Университета РАО. 2009. № 1. – С. 82-84 (0,25 п.л.).
5.Жигорева М.В. Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями //Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. №105. – С. 137-145 (0,5 п.л.).
6.Жигорева М.В. Концептуальные подходы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития //Известия Южного Федерального округа. Педагогические науки. 2009. № 5. – С. 195-202 (0,4 п.л.).
7.Жигорева М.В. Актуальные вопросы психолого-педагогической диагностики развития детей с комплексными нарушениями //Искусство и образование. 2009. № 7. – С. 132 – 139 (0,5 п.л.).
8.Жигорева М.В. Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития //Социально-гуманитарные знания. 2009. №5. – C. 154 – 160 (0,4 п.л.).
Монографии, учебные пособия
9.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с. (15 п. л.).
10.Жигорева М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 155 с. (9,75 п. л.).
11.Жигорева М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 145 с. (9 п. л.).
12.Жигорева М.В. Педагогические системы обучения детей с комплексными нарушениями в развитии. Глава 8 // Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 299-347 (3 п.л.).
13.Жигорева М.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии». М.: Известия ВУЗОВ. Специальная психология, 2008. № 1. – С. 63-90 (1,7 п. л.).
Программы
14.Жигорева М.В. Дети со сложными дефектами развития: Спецкурс. – М.; Краснодар, 1996. – 13 с. (0,8 п.л.).
15.Жигорева М.В. Дети с нарушениями зрения: Спецкурс. – М., 1999. – 10 с. (0,6. п. л.).
Статьи, тезисы, материалы конференций
16.Жигорева М.В. Логопедическая и слуховая работа со слепоглухими детьми //Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса: Тезисы докладов VIII всесоюзных педагогических чтений (секция – дефектологии). – М., 1988. – С.89 (0,25 п.л.).
17.Жигорева М.В. О выявлении слепоглухих детей, имеющих речевые нарушения //Современные исследования по проблеме учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тезисы докладов X научной сессии по дефектологии. – М., 1990. – Ч.1. – С.53-54 (0,25 п.л.).
18.Жигорева М.В. Характеристика речи детей с недостатками слуха, имеющих первичный речевой дефект по типу дизартрии // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – С.29 - 36 (0,5 п.л.).
19.Жигорева М.В. Особенности развития средств общения у детей с нарушениями слуха, страдающих детским церебральным параличом //Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – С. 24-40 (1 п.л.).
20.Жигорева М.В. Универсальная личность педагога как интегративный путь образования // Профессиональная культура как интегральное качество личности современного педагога: Сборник статей участников научно-практической конференции преподавателей и студентов. - М.; Якутск. МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – С. 26-29 (0,25п.л.).
21.Жигорева М.В. Современные проблемы сложных нарушений развития в специальной педагогике // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М.; Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. – С. 3-9 (0,4 п.л.).
22.Жигорева М.В. Изучение вопроса профессионального самоопределения молодых людей с недостатками слуха // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 3-й всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград, 2004. – С. 146-153 (0,5 п.л.).
23.Жигорева М.В. О некоторых средствах совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога // Исследовательская деятельность – путь к формированию профессиональной культуры будущего специалиста: Сборник статей участников научно-практической конференции. – Якутск, 2004. – С. 21-25(0,25 п.л.).
24.Жигорева М.В. Из опыта работы с детьми с нарушениями слуха в логопедическом детском саду //Вопросы теории и практики сурдопедагогики: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.3. М.: МГОПУ, 2004. – С.22-36 (0,9 п.л.)
25.Жигорева М.В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи первичного характера // Логопед. 2004. №3. – С. 56-61 (0,4 п.л.).
26.Жигорева М.В. Невербальные средства в общении детей с множественными нарушениями //Логопед. 2004. №6. С.32-39 (0,5 п.л.).
27.Жигорева М.В. Речевые расстройства первичного характера у детей с нарушениями слуха // Дети с проблемами в развитии. – СПб.,2004. №2. – С. 10-12 (0,2 п.л.).
28.Жигорева М.В. Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте //Коррекционная педагогика. 2004. №2 (4). – С.16-20 (0,25 п.л.).
29.Жигорева М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития //Коррекционная педагогика. 2004. №3 (5). – С.14-20 (0,4 п.л.).
30.Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей //Коррекционная педагогика. 2004. №4(6). – С. 3-11 (0,5 п.л.).
31.Жигорева М.В. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями развития //Специальная психология. 2005. №1(3). – С. 38-51 (0,8 п.л.).
32.Жигорева М.В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития //Коррекционная педагогика. 2005. №2(8). – С. 5-22 (1 п.л.).
33.Жигорева М.В. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи //Логопедия. 2006. №1(11). С. 51-61 (0,8 п.л.).
34.Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата //Коррекционная педагогика. 2006. №1(11). – С. 47-55 (1п.л.).
35.Жигорева М.В. Вопросы обучения детей с множественными проблемами в развитии (комментарии специалиста к коррекционно-развивающей программе для детей младшего школьного возраста (0-1 класс) с множественными проблемами в развитии) //Коррекционная педагогика. 2006. №5(17). – С. 55-58 (0,3 п.л.).
36.Жигорева М.В. Организация логоритмических занятий с детьми, страдающими детским церебральным параличом //Логопед. 2006. №3. – С. 13-23 (0,6 п.л.)
37.Жигорева М.В. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития //Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. – СПб.: «Наука-Питер», 2006. – С. 389-396 (0,4 п.л.).
38.Жигорева М.В. К вопросу об организации логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями развития //Проблемы профессионального саморазвития будущего специалиста в условиях модернизации высшего образования: Сб. материалов научно-практической конференции. – СПб., 2006.–С. 100-108 (0,5 п.л.).
39.Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии //Коррекционная педагогика. 2007. №5(23). – С. 6 - 11 (0,4 п.л.).
40.Жигорева М.В. Опыт реализации интеграционного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития //Коррекционная педагогика. 2007. №6(24). – С. 6-15 (0,6 п.л.).
41.Жигорева М.В. Логоритмические занятия с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата в системе коррекционной работы // Инновационная деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями в здоровье: Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 74-85 (0,8 п.л.).
42.Жигорева М.В. Реализация интеграционного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности //Моделирование процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития в условиях реализации интеграционного подхода в ДОУ комбинированного вида. – М., 2007. – С. 14-32 (1,2 п.л.).
43.Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития //Организация и содержание образования детей с нарушениями развития: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 25 – 27 июня. 2008г. Ч.2. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. 2008. – С. 207-221 (1 п.л.).
44.Жигорева М.В. Специфика работы по развитию речи глухих детей с детским церебральным параличом //Приоритетные направления в организации интегративного пространства в ДОУ комбинированного вида для детей с особыми образовательными потребностями: Сб. материалов. – М., 2008. – С. 68-75 (0,4 п.л.).
45.Жигорева М.В. Проблемы диагностики детей с комплексными нарушениями развития //Формирование профессиональной зрелости будущего специалиста в условиях образовательного пространства педагогического вуза: Сб. статей участников научно-практической конференции. – Якутск. 2007. – С.23-39 (1 п.л.).