- разработан и обоснован историко-культурологический подход как разновидность культурологического подхода в педагогике, предполагающий проектирование образовательного процесса на основе изучения исторически развивающихся культур;
- дана новая периодизация развития идеи интегрированного обучения как способа решения педагогических проблем; в частности, соискателем выделяется и анализируется этап с XVII века до начала XX столетия как особый период в развитии идеи интегрированного обучения, ранее не освещенный в педагогических исследованиях;
- разработаны и обоснованы концепция и теоретическая модель интегрированного обучения предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода, включающие в себя ключевые компоненты: цель, принципы отбора содержания и организации обучения, условия реализации данного подхода, технологию конструирования интегрированного содержания, ожидаемые результаты и способы их оценивания. В основе данной концепции лежит ряд теоретических положений: 1)предметы гуманитарного и художественно-эстетического циклов составляют единый интегрированный историко-культурологический модуль, позволяющий изучать содержание учебных программ параллельно и синхронно, что позволяет сформировать у ученика целостное и системное видение и понимание мира; 2)процесс обучения организуется таким образом, чтобы обеспечивалось межпредметное погружение школьника в изучаемую культуру, чтобы усвоение им ее духовного и материального опыта осуществлялось на основе диалога традиционной, актуальной и потенциальной культур, а также путем ценностных оценок и организации эмоциональных переживаний в процессе творческой деятельности, чтобы овладение способами художественной деятельности происходило благодаря творческому осмыслению учеником образцов культуры, что позволит плодотворно развивать у него критическое мышление и формировать креативность как свойство личности;
- разработана технология интегрированного обучения предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов, состоящая из трех этапов: а) проведение интегрированного вводно-ознакомительного урока, на котором учащиеся знакомятся в общем виде с основным содержанием изучаемых разделов программ, входящих в интегрированный модуль; б) синхронное и параллельное дифференцированное изучение программных тем с целью углубления и расширения знаний обучающихся и развития интеллектуальных и творческих способностей (погружение в изучаемую культуру, детальная проработка учебного материала, организация межпредметных диалогов); в) обобщающий интегрированный урок (ключевой урок), на котором систематизируются и обобщаются полученные ранее знания, подводятся итоги усвоения программных материалов, осуществляется коллективная рефлексия.
- определены следующие организационные и методические условия эффективности интегрированного обучения предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе предложенной модели: а) составление расписания занятий на основе блочно-модульной группировки предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющей реализовать идею погружения в культуру; б) согласование тематики уроков в процессе календарно-тематического и поурочного планирования; в) использование знаний и проблемных задач межпредметного характера на уроках; г) включение в процесс обучения дискуссионных форм обучения на основе рассмотрения вечных проблем бытия человека (поиск смысла жизни, истины, идеалов, способов самовыражения, нравственных ценностей и т.п.), которые являются сквозными (общими) для всех предметов; д) применение в процессе обучения творческих заданий (ролевые игры, драматизация, создание художественных произведений, исполнительство и т.п.), позволяющих осуществить историческую реконструкцию изучаемых культур; е) творческое осмысление и усвоение учеником художественных методов и средств выразительности изучаемой исторической культуры.
1.Пайгусов, А. И. Конструирование содержания образования на уроне предмета и урока / А. И. Пайгусов // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках Международного кон-гресса «V Славянские педагогические чтения» – М. : Педагогика, 2006. – С. 134–142.
2.Пайгусов, А. И. Профильное обучение и модульная интеграция предметов / А. И. Пайгусов // Личность. Культура. Общество. – 2006. – Т. 8. – Вып. 2. – С. 305–310.
3.Пайгусов, А. И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета / А. И. Пайгусов // Школьные технологии – 2006. – № 2. – С. 81–82.
4.Пайгусов, А. И. Культурологический подход как методологическая основа про-ектирования образовательного процесса / А. И. Пайгусов // Вестник Московского госу-дарственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 2 (18). – С. 123–127.
5.Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организации интегрирован-ного обучения / А. И. Пайгусов // Преподавание истории в школе. - № 10. – 2007. – С. 41–46.
6.Пайгусов, А. И. Теоретическая модель обучения предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхо-да / А. И. Пайгусов // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 9. – С. 29–35.
7.Пайгусов, А. И. Положения культурологи как основа разработки образова-тельных моделей / А. И. Пайгусов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. - № 4 (35). – С. 62 – 64.
8.Пайгусов, А. И. Интегрированное обучение предметам гуманитарного и худо-жестенно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода / А. И. Пайгусов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Ака-демии образования. – 2009. – № 5 (62) – С. 136 – 144.
Монографии
9.Пайгусов, А. И. Теоретические основы и методика интегрированного урока: монография / А. И. Пайгусов – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. – 141с.
10.Пайгусов, А. И. Теоретические основы интегрированного обучения: моногра-фия / А. И. Пайгусов – Чебоксары : ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 215 с.
Учебные пособия и программы
11.Пайгусов, А. И. Технология подготовки и проведения интегрированного урока: учеб. пособ. / А. И. Пайгусов – Чебоксары : ЧГПУ, 2002. – 48 с.
12.Пайгусов, А. И. Теория и практика интегрированного обучения: учеб. пособ. / А.И. Пайгусов. – Чебоксары : ЧГПУ, 2003. – 90 с.
13.Пайгусов, А. И. Теория и практика интегрированного обучения: программа спецкурса / А. И. Пайгусов. – Чебоксары : ЧГПУ, 2003. – 14 с.
Публикации в научных изданиях
14.Пайгусов, А. И. Интеграция традиционной и современной культуры в про-цессе обучения / А. И. Пайгусов // Известия Академии педагогических и социальных наук.– М., 2006. – № 10. –– С. 424 – 426.
15.Пайгусов, А. И. Особенности модульной интеграции предметов в условиях предпрофильной подготовки / А. И. Пайгусов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – № 2 (45). – С. 99–103.
16.Пайгусов, А. И. Общие основы конструирования интегрированного содер-жания образования / А. И. Пайгусов // Вестник Чувашского государственного педаго-гического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005– № 1 (5). – С. 101–109.
17.Пайгусов, А. И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета / А. И. Пайгусов // Технология совершенствования подготовки педагогиче-ских кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию Казани. Выпуск 5. – Казань : Тат. кн. изд-во, 2005. – С. 186 – 188.
18.Пайгусов, А. И. Функции, принципы и условия осуществления интегриро-ванного обучения / А. И. Пайгусов // Педагогический процесс в условиях модерниза-ции образования: сборник науч.-метод. статей. – М. : Изд-во МПА, 2005. – С.308 – 311.
19.Пайгусов, А. И. Проблемы конструирования интегрированного содержания образования / А. И. Пайгусов // Учебно-воспитательный процесс в условиях модерни-зации образования: сборник научных статей. – М. : АПСН, 2004. – С.46 – 50.
20.Пайгусов, А. И. Урок как форма организации интегрированного обучения / А. И. Пайгусов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2006. – № 4 (51). –С. 61 -67.
21.Пайгусов, А. И. Культурологический подход как методологическая основа педагогических исследований / А. И. Пайгусов // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этические: сб. науч.тр.: в 2 ч. Ч. 1. – Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006. – С. 127 -131.
22.Пайгусов, А. И. Теоретическая модель интегрированного обучения предме-там гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода / А. И. Пайгусов // Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования: сб. науч. тр. Выпуск 1. – Чебокса-ры : ЧГПУ им И. Я. Яковлева, 2006. – С. 163-181.
23.Пайгусов, А. И. Культурологический подход как методологическая основа конструирования образовательных моделей / А.И. Пайгусов // Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований: в 2 ч. Ч. 2: сб. материалов общего собрания АПСН 27-28 апреля 2007 г. – М. : АПСН, 2007. – С. 11 – 19.
24.Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организации интегриро-ванного обучения / А. И. Пайгусов // Целостный педагогический процесс: сб. науч. тр. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 37–44.
25.Пайгусов, А. И.Культурологические основания разработки образовательных концепций / А. И. Пайгусов // Культура Поволжья: традиции и современность: мате-риалы Межрегиональной научно-практической конференции / Чуваш. гос. ин-т культу-ры и искусств. – Чебоксары, 2008. – С. 85-92.
26.Пайгусов, А. И. Интегрированное обучение предметам гуманитарного и ху-дожестенно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода / А. И. Пайгусов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2008 – № 3. – С. 44–54.