- обоснована система теоретико-методологических положений, раскрывающая сущность реабилитации как явления общей педагогики, и представляющая педагогическую реабилитацию как систематическую комплексную деятельность, направленную на образование, воспитание и социальное становление ребенка с ограниченными возможностями;
- введен в научный оборот принцип холистического антроподинамизма как методологический принцип изучения педагогической реабилитации в современных социокультурных условиях;
- расширено педагогическое тезаурусное поле понятия реабилитации, дано антропо-культурно-аксиологическое определение реабилитации, систематизированы функции, принципы, механизмы и модели педагогической реабилитации;
- предложена и обоснована идея антропологической динамичности, обеспечивающая взаимодействие реабилитации, образования и воспитания, доказывающая необходимость обращения к постоянному движению, в том числе и латентному, четкому определению фаз реабилитации и скорости их прохождения, предполагающая пластичность, гибкость, вероятностность педагогической реабилитации;
- установлена актуальность направленности педагогической реабилитации на процесс социального развития человека; представлен педагогический ракурс понимания социального развития, раскрыты его объем и содержание, уточнено различие между понятиями общественное и социальное, обосновано единство и различие социальности родовой и социальности общественной;
- разработаны показатели, критерии, методы и инструментарий анализа социального развития подростков, аргументирована необходимость при характеристике степени социального развития учитывать сочетание социального интеллекта, социального интереса, социальной компетентности с общественными смыслами социальной деятельности реабилитируемого подростка;
- выявлены закономерности влияния педагогической реабилитации на социальное развитие подростков, определены педагогические условия организации социально развивающей реабилитации, разработана педагогическая антроподинамическая концепция реабилитации.
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание научных степеней доктора и кандидата наук»:
1.Лаврентьева, З.И. Основные концепции отношения общества к спорту и модель физкультурно-профилактической работы среди детей, подростков и мо-лодежи в Новосибирском регионе / З.И. Лаврентьева // Адаптивная физическая культура. –2002. – № 3. – С. 18 – 19 (0,5 п.л.).
2.Лаврентьева, З.И. Социальное развитие личности ребенка в процессе реабилитации / З.И. Лаврентьева // Философия образования . – 2003.– № 9. – С.103 – 108 (0,75 п.л.).
3.Лаврентьева, З.И. Социальное развитие личности: педагогический ас-пект / З.И. Лаврентьева // Вестник Костромского государственного университе-та им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Том 12, вып. 2. – С. 35 – 41 (0,75 п.л.).
4.Лаврентьева, З.И. Методологические основы исследования реабилита-ции как педагогического феномена / З.И. Лаврентьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Том 12, вып. 9. – С. 52 – 62 (0,75 п.л.).
5.Лаврентьева, З.И. Педагогические средства социального развития под-ростков в процессе реабилитации / З.И. Лаврентьева // Сибирский педагогиче-ский журнал. – 2008. – № 4. – С. 329 – 338 (0,75 п.л.).
6.Лаврентьева, З.И. Специфика социального развития подростка в про-цессе реабилитации // З.И. Лаврентьева // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – Выпуск 3 (59). – С. 298 – 303 (0,75 п.л.).
7.Лаврентьева, З.И. Актуализация ресурсных возможностей личности в процессе реабилитации // З.И. Лаврентьева // Социальная политика и социоло-гия – 2009. - № 1. – С. 290 – 297 (0,5 п.л.) .
8.Лаврентьева, З.И. Реабилитация как педагогический процесс / З.И. Лав-рентьева // Учёные записки РГСУ. – 2009. – № 1. – С. 66– 69 (0,75 п.л.).
Монографиях:
9.Лаврентьева, З.И. Процесс реабилитации в социальном развитии подро-стка: монография / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 250 с. (14,5 п.л.).
10.Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Светлица, 2008. – 396 с. (24,75 п. л.).
Статьях научных изданий, учебных и учебно-методических пособия,
материалах конференций:
11.Лаврентьева, З.И. Социальная педагогика в решении проблем семьи и детства / З.И. Лаврентьева //Семья на рубеже веков. Материалы областной на-учно-практической конференции «Стратегия семейной политики: постановка проблем и пути их решения»: В 2 частях. 11-13 апреля 1995 г. / Под общей ред. Л.И. Скрябиной. Часть II.– Новосибирск: МОП НГАС, 1995. – С. 9 – 13 (0,25 п.л.).
12.Лаврентьева, З.И. Стратегия и тактика работы школьного социального педагога / З.И. Лаврентьева // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 1998. – № 3. – С. 2 – 10. (0,5 п.л.).
13.Лаврентьева, З.И. Социальный педагог в современном детском про-странстве / З.И. Лаврентьева // Дети в меняющемся мире: актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: Материалы российско-германского семинара. Омск, 25-29 мая 1998 г. – Омск: ОмГПУ, 1998. – С. 149 – 159 (0,5 п.л.).
14.Лаврентьева, З.И. Исследование актуальных проблем воспитания в со-циальной педагогике / З.И. Лаврентьева //Сибирский учитель. – 2000. – № 11. – С. 11-12 (0,25 п.л.) .
15.Лаврентьева, З.И. Ресурсные возможности ребенка в алкогольной се-мье / З.И. Лаврентьева, О.В. Волошина // Теория и методика социальной педа-гогики: Сборник научных статей /Отв. ред. З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – С. 114-119 (0,35 п.л.).
16.Лаврентьева, З.И. Роль воспитателей в восстановлении семейных свя-зей детей, оставшихся без попечения родителей / З.И. Лаврентьева, С.А. Горба-чёв // Теория и методика социальной педагогики: Сборник научных статей /Отв. ред. З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – С. 119-125 (0,4 п.л.).
17.Лаврентьева, З.И. Профессиональная поддержка приемных семей / З.И. Лаврентьева // Теория и практика социальной работы на рубеже веков: ма-териалы и научные доклады I Международной научно-практической конферен-ции, посвященной 10-летию становления профессиональной социальной рабо-ты в России. В 2 т. Т.2 / Отв. ред. М.В. Ромм. – Новосибирск: Соцтехсервис, 2001. – С. 151-156 (0,5 п.л.).
18.Лаврентьева, З.И. Социальная реабилитация как педагогическая про-блема / З.И. Лаврентьева // Научные традиции и перспективы педагогики. Гер-ценовские чтения –2001: Межрегиональный сб. научных трудов / Под ред. Е.В.Титовой. – СПб.: Петрополис, 2001. – С. 233 – 243 (0,5 п.л.).
19.Лаврентьева, З.И. Социально-педагогическое сопровождение реабили-тации / З.И. Лаврентьева // Теория и практика социальной работы на рубеже ве-ков: материалы и научные доклады I Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию становления профессиональной социаль-ной работы в России. В 2 т. Т.2 / Отв. ред. М.В. Ромм. – Новосибирск: Соцтех-сервис, 2001. – С. 156 – 166 (0,5 п.л.).
20.Лаврентьева, З.И. Воспитательный потенциал социальных технологий детских оздоровительно-образовательных лагерей / З.И. Лаврентьева // Содер-жание летнего отдыха детей и региональная социальная политика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 16-18 октября 2002 г.: В 2 т. Т.1 / Отв. ред. З.И.Лаврентьева. – Новосибирск: Соцтехсервис, 2002. – С. 45 – 51 (0,4 п.л.).
21.Лаврентьева, З.И. Реабилитация как категория социальной педагогики / З.И. Лаврентьева // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. – 2003. – № 1/ 2. – С. 18 – 24 (0,75 п.л.).
22.Лаврентьева, З.И. Теория и практика социальной реабилитации в ста-новлении профессиональной позиции педагога / З.И. Лаврентьева // Педагоги-ческие технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и со-циального педагога в условиях модернизации педагогического образования: материалы II всероссийской конференции, 15-16 октября 2003 г. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2003. – С. 393 – 398 (0,5 п.л.).
23.Лаврентьева, З.И. Педагогика социальной реабилитации: учебное по-собие / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – 156 с. (9,2 п.л.).
24.Лаврентьева, З.И. Социальная реабилитация как актуальное направле-ние деятельности летних студенческих педагогических отрядов / З.И. Лаврентьева // Современное общество и проблемы воспитания: сб. мате-риалов III Межрегиональной научно-практической конференции. – Липецк: изд-во ЛГПУ, 2003. – С. 57 – 63 (0,3 п.л.).
25.Лаврентьева, З.И. Технологии социального развития ребенка в усло-виях детского оздоровительного лагеря / З.И. Лаврентьева // Пути развития сис-темы детского отдыха: материалы научно-практической конференции в рамках встречи руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. – С. 25 – 29 (0,5 п.л.).
26.Лаврентьева, З.И. Педагогическая актуализация социальных возмож-ностей молодежи / З.И. Лаврентьева // Социализация молодежи в условиях раз-вития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 61 – 71 (0,5 п.л.).
27.Лаврентьева, З.И. Развитие социального интереса детей / З.И. Лаврентьева // Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. – М.: СигналЪ, 2004. – С. 52 – 61 (0,5 п.л.).
28.Лаврентьева, З.И. Освоение студентами реабилитационной функции социально-педагогической деятельности в условиях летней практики / З.И. Лаврентьева // Профессиональные возможности летней педагогической практики: сб. статей преподавателей и студентов НГПУ. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 94 – 102 (0,5 п.л.).
29.Лаврентьева, З.И. Социальная реабилитация детей, оставшихся без по-печения родителей / З.И. Лаврентьева // «Я» и социальная среда: материалы ре-гиональной научно-практической конференции 4 апреля 2003 года / Под ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 109 – 114 (0,5 п. л.).
30.Лаврентьева, З.И. Реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб-ные и научно-исследовательские программы / Н.П..Аникеева, Е.Н.Березина, Е.В.Богданова, Г.В.Винникова, Е.В. Гребёнкин, А.О. Катионова, З.И.Лаврентьева.. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – С. 34 – 46, 53 – 63, 69 – 96, 110 – 161, 196 – 206 (6,5 п.л.).
31.Лаврентьева, З.И. Социальное проектирование, социальный интерес / З.И. Лаврентьева // Детское движение. Словарь-справочник. – М., Пионер, 2005. – С. 309 – 311, 314 – 316 (0,5 п.л.).
32.Лаврентьева, З.И. Ценностный потенциал коммунарской методики как основа социальной реабилитации / З.И. Лаврентьева // Образование – фактор духовного и социального развития общества: материалы Всероссийской науч-но-практической конференции (Борисовских чтений) – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 339 – 345 ( 0,5 п.л.).
33.Лаврентьева, З.И. Приемная семья как институт социального воспита-ния / З.И. Лаврентьева // Психология и педагогика социального воспитания: ма-териалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня ро-ждения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. – С. 447 – 455 (0,75 п.л.).
34.Лаврентьева, З.И. Развитие социального интереса личности в детских общественных объединениях / З.И. Лаврентьева // Психология и педагогика со-циального воспитания: Материалы научно-практической конференции, посвя-щенной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. – С. 124 - 131 (0,5 п.л.).
35.Лаврентьева, З.И. Педагогический профессионализм родителей при-емных семей / З.И. Лаврентьева // Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования: материалы Международной научно-практической конференции (17 – 18 марта 2005 г.). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – С. 232 – 240 (0,5 п.л.).
36.Лаврентьева, З.И. Актуализация резервных возможностей личности в процессе социальной реабилитации / З.И. Лаврентьева // Социальная педагоги-ка. – М. – 2005. – № 1,– С. 53 – 57 (0,75 п.л.).
37.Лаврентьева, З.И. Педагогические методы социальной реабилитации ребенка / З.И. Лаврентьева // Воспитание: научные дискуссии и исследования (По материалам научной конференции-дискуссии) / Под ред. Е.В.Титовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – С. 152 – 159 (0,5 п.л.).
38.Лаврентьева, З.И. Философско-образовательная парадигма реабилита-ции / З.И. Лаврентьева // Философия образования. Специальный выпуск. Ново-сибирск, 2006. – С.188 – 194 (0,75 п.л.).
39.Лаврентьева, З.И. Потенциалы социальной реабилитации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря / З.И. Лаврентьева // Детский оздо-ровительный лагерь: воспитательное пространство. Сб. статей. – М.: ЦГЛ, 2006. – С. 45 – 51 (0,5 п.л.).
40.Лаврентьева, З.И. Развитие социального интереса личности в детских общественных объединениях / З.И. Лаврентьева // ТИМ: Теория. История. Ме-тодика детского движения. Выпуск VII. – М.: Пионер, 2006. – С. 116 – 120 (0,5 п.л.).
41.Лаврентьева, З.И. Социальное развитие как направление профессио-нальной деятельности педагога / З.И. Лаврентьева // Педагогический профес-сионализм в современном образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2006. – Ч. 1. – С. 108 – 120 ( 0, 75 п. л.).
42.Лаврентьева, З.И. Социокультурное своеобразие реабилитации подро-стков / З.И. Лаврентьева // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. Часть II /Под науч. Ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С.277 – 285 (0,5 п.л.).
43.Лаврентьева, З.И. Социальное развитие как актуальное направление воспитания /З.И. Лаврентьева // Новые ценности образования. Контексты и подтексты образования. – 2006. – Выпуск 5-6 (28-29). – С. 175 – 185 (0,5 п.л.).
44.Лаврентьева, З.И. Потенциалы социально-педагогической технологии реабилитации /З.И. Лаврентьева //Вестник педагогических инноваций. – Ново-сибирск. – 2006. – №2 (6). – С.92 – 106 (0,8 п.л.).
45.Лаврентьева, З.И. Педагогические аспекты социального развития лич-ности / З.И. Лаврентьева // Инновационные процессы в образовании как фактор конкурентоспособности образовательной системы: сб. материалов Межрегио-нальной научно-методологической конференции. – Кокшетау: Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, 2006. – С. 33 – 36 (0,5 п.л.).
46.Лаврентьева, З.И. Холистический антроподинамизм как методологи-ческий принцип исследования реабилитации / З.И. Лаврентьева // Инновацион-ные процессы в образовании как фактор конкурентоспособности образователь-ной системы: сб. материалов Межрегиональной научно-методологической кон-ференции. – Кокшетау: Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, 2006. – С. 36 – 40 (0,5 п.л.).
47.Лаврентьева, З.И. Социальный интерес как качество личности участ-ника детского общественного движения / З.И. Лаврентьева // Вестник педагоги-ческих инноваций. – Новосибирск. – 2006. – № 4 (8). – С. 88 – 98 (0,75 п.л.).
48.Лаврентьева, З.И. Ценностно-смысловая сущность реабилитации как педагогического явления современности / З.И. Лаврентьева // Детский оздоро-вительный отдых как неотъемлемая часть современной социальной политики. / Под общей редакцией Суховейко Г.С. – М.: ЦГЛ, 2007. – 57 – 61 (0,5 п.л.).
49.Лаврентьева, З.И. Социализация и социальное развитие / З.И. Лаврентьева // Социальная педагогика: проблемы социализации детства: материалы международной конференции 29-31 марта 2007 г. – Саратов: Наука, 2007. – С.46 – 52 (0,75 п.л.).
50.Лаврентьева, З.И. Актуализация ресурсных возможностей личности в условиях социально ориентированного процесса реабилитации / З.И. Лаврентьева // Информационно-методические материалы по вопросу со-провождения индивидуальной программы реабилитации инвалидов Новоси-бирсой области. – Новосибирск, 2007. – С. 48 – 65 (0,5 п.л.).
51.Лаврентьева, З.И. Педагогические условия формирования интеграль-ности в приемных семьях / З.И. Лаврентьева // Вестник Костромского государ-ственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. – Т. 13.– С. 156 – 160 (0,5 п.л.).
52.Лаврентьева, З.И. Интеграция как условие социального развития реа-билитируемого подростка / З.И. Лаврентьева // Вестник Костромского государ-ственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. – Т. 13. Специальный вы-пуск.– С. 154 – 158 (0,5 п.л.).
53.Лаврентьева, З.И. Умение жить среди людей / З.И. Лаврентьева // Тео-рия, история, методика детского движения. – Выпуск VIII. – М., 2007. – С. 140-145 (0,5 п.л.).
54.Лаврентьева, З.И. Особенности социального развития подростков / З.И. Лаврентьева // Актуальные вопросы подготовки специалистов молодежной сферы в условиях трансформации социально-значимых характеристик совре-менной российской молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции 4-5 июня 2007 г.) / Под. науч. ред. В.С. Пель. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – С. 197 – 205 (0,75 п.л.).
55.Лаврентьева, З.И. Педагогическая сущность социального развития подростка в процессе реабилитации / З.И. Лаврентьева // Социокультуные про-блемы современной молодежи: материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – Ч. II. – С. 189 – 192. (0,5 п.л.).
56.Лаврентьева, З.И. Антроподинамизм как ведущая идея педагогической концепции реабилитации / З.И. Лаврентьева // Педагогический профессиона-лизм в современном образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции (20-23 февраля 2008 г.) / Под ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – С. 186 – 192 (0,5 п.л.).
57.Лаврентьева, З.И. Реабилитация как средство безопасной жизнедея-тельности в оздоровительном лагере детей с ограниченными возможностями / З.И. Лаврентьева // Детский оздоровительный лагерь: воспитательное про-странство: сб. статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: ЦГЛ, 2008. – С. 52 – 56 (0,5 п.л.).
58.Лаврентьева, З.И. Технологии социального развития ребёнка в усло-виях детских оздоровительных лагерей / З.И. Лаврентьева // Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: Сборник научных статей / Под ред. Т.А. Ромм. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – С. 102-107 (0,25 п.л.).
59.Лаврентьева, З.И. Социальное развитие подростка в условиях педаго-гически организованной интеграции / З.И. Лаврентьева // Сибирский учитель. – 2008. – № 4 (58). – С.43 – 47 (0,5 п.л.).
60.Лаврентьева, З.И. Выступления участников «круглого стола» на тему «Качественный отдых детей – наша ответственность» / З.И. Лаврентьева // Пра-вовые аспекты организации отдыха и оздоровления детей. Материалы «круглых столов». – М: Издание Государственной Думы, 2008. – С. 87 – 95. (0,5 п.л.).
61.Лаврентьева, З.И. Интеграция как условие обеспечения единства реа-билитации и социального развития / З.И. Лаврентьева // Педагогический про-фессионализм в современном образовании: материалы V Международной на-учно-практической конференции (18-21 февраля 2009 г.) / Под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – Ч. 2. – С. 425 – 432 (0,5 п.л.).