- выявлены предпосылки формирования дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания в России конца XIX - начала XX вв. (политические, социально-экономические, расширение сферы образования, общий научный прогресс, организация научных лабораторий, институтов, съездов, появление большого количества новой литературы о детях, периодических педагогических изданий, дифференциация педагогического знания и интеграция наук);
- показано место дошкольной педагогики в системе научно-педагоги-ческого знания России исследуемого периода, выявлены ее связи со смежными для педагогики науками: философией, гигиеной, психологией, физиологией, медициной;
- выявлена специфика отношений зарождавшейся в России конца XIX - начала XX вв. теории дошкольной педагогики с новейшими идеями западной науки о детях (в большинстве случаев они были критически-конструктивными);
- вычленены основные теоретические проблемы, занимавшие одно из главных мест в трудах наиболее видных педагогов исследуемого периода (общие закономерности развития, возрастные особенности развития, умственное воспитание, нравственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста);
- реконструированы наиболее оригинальные концепции воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с выделением их методологических аспектов: педагогического, психологического, физиологического, гигиенического, социально-этического;
- выявлены условия единства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, содействующие развитию теории дошкольной педагогики (формы организации, специфические средства и методы, деятельность и личность воспитателя, преемственность дошкольного и школьного воспитания);
- охарактеризованы общие итоги развития теории дошкольной педагогики в России рассматриваемого периода и поставленные, но не решенные в этот период новые проблемы (взаимодействие дошкольного и школьного образования; взаимосвязь семейных форм воспитания и обучения с общественными; механизмы индивидуального развития ребенка и др.).
согласно перечню ВАК
1.Чмелёва Е.В. Дошкольное образование в России (конец XIX - нача-ло XX вв.) / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 78-82.
2.Чмелёва Е.В. И.А.Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 66-73.
3.Чмелёва Е.В. Дошкольная педагогика России конца XIX – начала XX вв. / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 74-83.
4.Чмелёва Е.В. Концепция религиозного воспитания М. Манасеиной / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 94-102.
5.Чмелёва Е.В. Педагогическое просвещение будущих родителей в России на рубеже XIX-XX веков / Е.В. Чмелёва // Семья в России. – 2008. – № 3. – С. 126-132.
6.Чмелёва Е.В. Подготовка к «родительской» профессии / Е.В. Чмелё-ва // Высшее образование в России. – 2008. – № 11. – С. 143-147.
7.Чмелёва Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX – начало XX в.) / Е.В. Чмелёва // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 61-69.
Монографии, энциклопедии
8.Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX – начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелё-ва. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 220 с.
9.Смоленская область. Энциклопедия. В 2 т. Т.2 / Е.В.Чмелёва [и др.]; гл. ред. Д.И. Будаев; отв. ред. Г.С. Меркин. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – 624 с.
10.Смоленск. Краткая энциклопедия / Е.В.Чмелёва [и др.]; гл. ред.
Д.И. Будаев; отв. ред. Г.С. Меркин. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. – 576 с.
Статьи в научных изданиях, учебные и учебно-методические пособия, материалы конференций
11.Чмелёва Е.В. Методические рекомендации к работе студентов заоч-ного отделения над курсом истории педагогики / Сост. М.Е. Стеклов,
Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1989. – 20 с.
12.Чмелёва Е.В. Изучение курса истории педагогики: методические ре-комендации для студентов дневного отделения / Сост. М.Е. Стеклов,
Е.В. Чмелёва. – Смоленск, 1991. – 32 с.
13.Чмелёва Е.В. Истоки / Е.В. Чмелёва // Край Смоленский. – 1992. – № 11-12. – С. 31-36.
14.Чмелёва Е.В. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности в процессе изучения истории педагогики // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: материалы межвуз. научно-практ. конф. – М., 1993. – С. 203-204.
15.Чмелёва Е.В. Воспитание покинутых детей / Е.В. Чмелёва, А. Ба-ранова // Край Смоленский. – 1994. – № 7-8. – С. 116-119.
16.Чмелёва Е.В. Вальдорфская педагогика – одно из направлений сво-бодного образования детей // Педагогические технологии в дошкольном об-разовательном учреждении. – Смоленск, 1995. – С. 130-136.
17.Чмелёва Е.В. Понятие «воспитание миролюбия в детском саду» // Современные тенденции и перспективы реализации преемственности дошко-льного образовательного учреждения и школы. – Смоленск, 1995. – С. 83-85.
18.Чмелёва Е.В. Система подготовки работников дошкольного учреж-дения в условиях многоступенчатого образования: педколледж – педвуз // Теория и практика подготовки специалистов начальной школы и дошколь-ных учреждений: материалы междунар. симпоз. – Мозырь, 1995. – С. 54-59.
19.Чмелёва Е.В. Теория и история педагогики. Раздел программы // Педагогика с вопросами частных методик: программа и вопросы государст-венного экзамена. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – С. 4-8.
20.Педагогика с вопросами частных методик: программа и вопросы го-сударственного экзамена / Е.В. Чмелёва [и др.]; под ред. В.Я. Лыковой,
Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – 23 с.
21.Чмелёва Е.В. Тематика курсовых и дипломных работ по истории педагогики // Курсовые работы по дошкольной педагогике: методические ре-комендации для студентов. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1995. – С. 29-36.
22.Чмелёва Е.В. Л.С. Выготский о педологии // Психолого-педагоги-ческие чтения, посвященные 100-летию со дня рождения Л.С. Выготского. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – С. 54-57.
23.Чмелёва Е.В. Стратегия воспитания // Социально-психологические проблемы ментальности: материалы научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – С. 225-226.
24.Чмелёва Е.В. В.В. Розанов о формировании творческой индивиду-альности учащегося // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: материалы научно-практ. конф. В 2 т. Т. 2. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. – С. 209-213.
25.Чмелёва Е.В. О подготовке работников учебно-воспитательных комплексов в условиях непрерывного образования: педколледж – педвуз // Тенденции осуществления педагогического процесса в УВК в свете концеп-ции непрерывного образования. – Смоленск, 1996. – С. 124-128.
26.Чмелёва Е.В. Методические рекомендации к выполнению диплом-ных работ для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психоло-гия». – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1996. – 13 с.
27.Вопросы дошкольного образования: учеб. пособие / Е.В. Чмелёва [и др.]; отв. ред. Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1997. – 92 с.
28.Чмелёва Е.В. Дошкольные учреждения Смоленской губернии (ко-нец XIX – начало XX века) / Е.В. Чмелёва // Край Смоленский. – 1997. –
№ 5-6. – С. 45-53.
29.Чмелёва Е.В. Зарождение и основные тенденции развития дошколь-ного образования в России (конец XIX – начало XX вв.) // Вопросы дошколь-ного образования. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – С. 3-14.
30.Чмелёва Е.В. Гуманизм как методологический принцип воспитания в истории педагогики // Гуманизация образования в вузе: материалы межвуз. научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – С. 73-74.
31.Чмелёва Е.В. Гуманистические ценности в практике работы педаго-га дошкольного образования // Современное образование ребенка дошколь-ного и младшего школьного возраста: тез. конф. 8-10 апреля 1997 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. – С. 20-22.
32.Чмелёва Е.В. Дипломные работы по педагогике и психологии /
Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. – 14 с.
33.Чмелёва Е.В. Преемственность в содержании дисциплин предмет-ной подготовки специалиста дошкольного образования в системе «колледж-вуз» // Специфика профессионального образования на современном этапе: тез. докл. научно-практ. конф. – Смоленск, 1998. – С. 49.
34.Чмелёва Е.В. Проблема воспитания миролюбия у детей дошкольно-го возраста // Педагогика и психология дошкольного и начального образова-ния: проблемы, поиски, перспективы: тез. конф. 21-22 апреля 1998 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – С. 28-30.
35.Чмелёва Е.В. Народное образование на Смоленщине (1918-1941 гг.) / Е.В. Чмелёва, М.Е. Стеклов // Край Смоленский. – 1998. – № 9-12. – С. 50-60.
36.Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сб. науч. тр.; под ред. В.Я. Лыковой, Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1998. – 56 с.
37.Чмелёва Е.В. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования // Профессиональное образование на смене эпох: материалы всероссийской научно-практ. конф. (22-23 апреля 1999 г.). – Смоленск, 1999. – С. 3-6.
38.Чмелёва Е.В. П.П. Блонский о принципе взаимного приспособле-ния // Преемственность дошкольного и начального образования: материалы научно-практ. конф. 18-19 октября 1999 г. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 1999. – С. 9.
39.Чмелёва Е.В. Развитие идеи народности воспитания в педагогиче-ском наследии Е.Н. Водовозовой // Формирование национальной культуры педагога на современном этапе: материалы всероссийской научно-практ. конф. – Смоленск, 1999. – С. 96-97.
40.Чмелёва Е.В. Подготовка специалиста в системе «Педагогический колледж – университет» // Проблемы подготовки учителя: история и совре-менность (к 100-летию со дня рождения И.Т. Огородникова): материалы межвуз. научно-практ. конф. – М., 2000. – Вып. 3. – С. 56-60.
41.Чмелёва Е.В. Организация вариативных дошкольных образователь-ных учреждений в России: история и современность // Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы: материалы всероссий-ской науч. конф. (27-29 ноября 2001 г.). – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. –
С. 146-150.
42.Чмелёва Е.В. Математические методы исследования в педагогике // Математические методы в технике и технологиях – ММТТ-14: сб. тр. между-нар. науч. конф. В 6 т. – Т. 4. – Смоленск: СФМЭИ, 2001. – С. 111.
43.Чмелёва Е.В. Общие основы педагогики: учебно-методический ком-плекс. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – 52 с.
44.Чмелёва Е.В. Процесс обучения современного психолога // Теория и практика психологии образования: материалы научно-практ. конф. – Смо-ленск: Изд-во СГПУ, 2001. – С. 47-49.
45.Педагогическая практика: метод. пособие; под ред. Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2001. – 44 с.
46.Чмелёва Е.В. Задачи интеллектуального воспитания детей раннего и дошкольного возраста в наследии И.А. Сикорского // Теория и практика пси-хологии образования: материалы 2-й российской научной конф. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 162-169.
47.Чмелёва Е.В. Теория и практика дошкольного образования
Ф.В. Фребеля (1782-1852) // Воспитание и образование детей: история и со-временность. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2002. – С. 50-64.
48.Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства И.А. Сикорского и ее значение для будущих педагогов // Методология и методика формирования ценностного, предметно-конкретного подхода к историко-педагогическим исследованиям; под общей ред. академика РАО З.И. Равкина. – М.: Институт теории и истории образования РАО, 2003. – С. 222-227.
49.Чмелёва Е.В. Проблема соотношения педагогики и психологи в творческом наследии И.А. Сикорского // Аксиология современного воспита-ния в системе непрерывного образования: материалы научно-практ. конф.
В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 15-19.
50.Чмелёва Е.В И.А. Сикорский о развитии ребенка как субъекта жиз-ненных процессов // Дошкольник и младший школьник в системе образова-ния: материалы междунар. научно-практ. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.И. Герцена, 2004. – С. 146-148.
51.Чмелёва Е.В. Психолого-педагогическая проблема языкознания в творческом наследии И.А. Сикорского // Феномен младшего школьника в со-временных психолого-педагогических исследованиях: материалы всероссий-ской научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 96-98.
52.Чмелёва Е.В. История педагогики: учебно-методический комплекс / Е.В. Чмелёва. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – 96 с.
53.Чмелёва Е.В. Педагогический мониторинг качества подготовки вос-питателей // Качество высшего педагогического образования: проблемы и пути повышения: материалы междунар. научно-практ. конф. (Минск, 15 ап-реля 2004 г.). – Минск: Изд-во БГУ, 2004. – С. 321-323.
54.Программа государственного междисциплинарного экзамена по пе-дагогике; под ред. В.Я. Лыковой, Е.В. Чмелёвой. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. – 20 с.
55.Чмелёва Е.В. Практикум по этнопедагогике Смоленского края: учеб. пособие / Е.В. Чмелёва, Л.В. Синицына. – Смоленск, 2005. – 60 с.
56.Чмелёва Е.В. Философские основы концепции дошкольного воспи-тания М. Манасеиной // Аксиология современного воспитания в системе не-прерывного образования: материалы научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. – Смо-ленск: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 57-62.
57.Чмелёва Е.В. Представление о нравственных ценностях в дошколь-ной педагогике России конца XIX – начала XX веков // Аксиологические про-блемы педагогики: сб. науч. тр. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – Вып. 3. – С. 3-14.
58.Чмелёва Е.В. Взгляды Е.А. Покровского на первоначальное воспи-тание детей у разных народов России // Культура и письменность славянско-го мира: сб. материалов междунар. конф. 24 мая 2006 года. – Смоленск:
Изд-во СмолГУ, 2007. – Т. 9. – С. 110-115.
59.Чмелёва Е.В. Основы непрерывного воспитания М.М. Манасеиной // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы 3 междунар. научно-практ. конф. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Вып. 3. – С. 72-80.
60.Чмелёва Е.В. Значение концепций подготовительного образования М.М. Манасеиной и К.Н. Вентцеля для подготовки будущих педагогов // Со-циальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Выс-шая школа в развивающейся России: история, традиции и современные про-блемы». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Вып. 17. – С. 429-436.
61.Чмелёва Е.В. М.М. Манасеина об умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелёва // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С. 52-63.