Научная тема: «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. были определены и выявлены социокультурные компоненты лингвообразования;
  2. были выявлены мифологические корни  языковых и неязыковых систем  мышления;
  3. было сформулировано и раскрыто функционально-семантическое обоснование межкультурных коммуникаций и рассмотрена проблема границ сознания в билингвизме;
  4. была  прослежена эволюция подходов к современному изучению иностранного языка;
  5. а также проведен сравнительно-исторический анализ аспектов развития методов преподавания  иностранных языков в Западной Европе и России
  6. изучены историко-педагогические  основы становления и развития преподавания иностранных языков в системе российского образования;
  7. рассмотрены методологические подходы   к  основам преподавания иностранных языков в России в XIX - начале XX веков.
  8. определены научно-педагогические аспекты развития  системы методов преподавания иностранных языков в России в XIX-начале XX веков, базирующиеся на целостном мировосприятии, объединяющем педагогическую науку с ценностными формами познания культуры - религией, моралью, искусством, философией;
  9. охарактеризованы системообразующие доминанты, факторы и этапы развития методов преподавания иностранных языков в России;
  10. описаны и проанализированы основные особенности развития  методов преподавания иностранных языков в России  XIX -  начала ХХ веков на примере  анализа преподавания  иностранных языков в учебных заведениях различного уровня (университетов, лицеев, дворянских институтов, кадетских корпусов, гимназий, и коммерческих училищ) в Москве и Санкт-Петербурге и учебных заведениях Нижнего Новгорода.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1 Фирсова, А.М. Юношеская возрастная инициация в структуре социальной самоидентификации личности (статья) [Текст] / А.М.Фирсова // Мир психологии. - № 3 (43).- М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 0, 81 пл. - С.90-103.

2 Фирсова, А.М. Отражение биологического и социального начала в женских обрядах посвящения в традиционных обществах (статья) [Текст] / А.М.Фирсова // Мир психологии. - № 4(44).- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» 2005. – 0,68 пл. - С.154-165.

3. Фирсова, А.М. Этническое самосознание студентов гуманитарного вуза (статья)[Текст] / А.М.Фирсова // Мир психологии. - № 1 (45).- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006 .- 0, 75пл. - С.36-48.

4. Фирсова, А.М. Лингвокультурные аспекты исторического развития методики преподавания иностранных языков в Европе и России [Текст] / А.М.Фирсова // Мир психологии. - № 2 (50).- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.- 0, 68 пл.- С.180-191.

5. Фирсова, А.М. Преподавание иностранных языков в гимназиях Нижнего Новгорода в конце XIX-XX веков [Текст] / А.М.Фирсова // Мир образования - образование в мире. - 2007. -№ 4 (28).-0, 56 пл.- С.145-153.

6.Фирсова, А.М.Культурно-семиотическая взаимосвязь мифологического сознания и языка как коммуникативных систем [Текст]. / А.М. Фирсова // Приволжский научный журнал, №3 (7).- 2008. - Н.Новгород: ННГАСУ.- 0,31 п.л.С. 119-124.

7.Фирсова, А. М. Границы в ритуале посвящения и в языке как структурных элементах формирования личности [Текст] / А.М. Фирсова // Приволжский научный журнал, №1 (9).- 2009.- Н.Новгород: ННГАСУ.- 0,31 п.л.- С. 210-214.

Статьи в прочих изданиях

1.Фирсова, А.М. Необходимость и целесообразность преподавания учебной дисциплины «Культура речи» в рамках подготовки культурологов [Текст] / А.М. Фирсова // Архитектура и строительство – 2000: Научн.-технич.конф. профессорско-препод. состава, аспирантов и студентов. «Проблемы многоуровневого высшего образования». - Ч.7.– Н.Новгород: ННГАСУ, 2000. Ч.7.-0,13 п.л. – С.120-122.

2.Фирсова, А.М. Роль Первой Казанской гимназии в развитии преподавания восточных языков в России [Текст] / А.М. Фирсова//Культурно-исторические общности Волжско-Камского бассейна: прошлое и настоящее: Сборник статей и докладов Четырнадцатой межвузовской конференции по культурологии. - Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2008.- 0,32 п.л.- С. 150-155.

3.Фирсова, А.М. Краткий исторический очерк российского востоковедения VIII-XIX веков [Текст] / А.М. Фирсова//Культурно-исторические общности Волжско-Камского бассейна: прошлое и настоящее: Сборник статей и докладов Четырнадцатой межвузовской конференции по культурологии. - Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008.- 0,38 п.л.- С. 157-163.

4.Фирсова, А.М. Иноязычная художественная литература как определяющий фактор обучения иностранным языкам в России XIX века [Текст] / А.М. Фирсова // Законы художественной сферы общества: Материалы 11-й международной Нижегородской ярмарки идей, 36 академич. симпозиума.- Н.Новгород: изд. Гладкова О.В., 2008.- 222 с.-0,2 пл.-С. 106-108.

5.Фирсова, А.М. Преподавание древних и новых иностранных языков в Нижнем Новгороде в конце XIX- начале XX века[Текст] / А.М. Фирсова //Культурно-историческое наследие народов Поволжья: сб. ст. и докл. Тринадцатой межвузовск. конф. по культурологии. – Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2007.0,3 п.л. – С.127-131.

6.Фирсова, А.М. Некоторые аспекты развития методики преподавания иностранных языков в дореволюционной России[Текст] / А.М. Фирсова //Культурно-историческое наследие народов Поволжья: сб. ст. и докл. Тринадцатой межвузовск. конф. по культурологии. – Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2007.-0,25 п.л.- С.137-140.

7.Фирсова, А.М. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку // Педагогические основы межпоколенной культурной трансляции. - Секция 10 [Текст] / А.М. Фирсова // Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение: Сборник статей и докладов Пятнадцатой межвузовской конференции по культурологии. - Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2009.-0,32 п.л. - С. 150-155.

8.Фирсова, А.М. Мифология и язык как носители культурных традиций человечества [Текст] / А.М. Фирсова // Лингвокультурная проблематика. - Секция 8 // Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение: Сборник статей и докладов Пятнадцатой межвузовской конференции по культурологии. - Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ,2009.-0,32 п.л. - С. 103-108.

Монография

1. Фирсова, А. М. История преподавания иностранных языков в России XIX- начала XX веков: Монография [Текст]. / А.М. Фирсова.- Н.Новгород: ННГАСУ ГХИ, 2008.- 9, 25 пл. - 148 с.