- разработаны теоретико-методологические основы регионализации профессиональной подготовки учителя сельской школы в вузе, включающие совокупность методологических подходов, закономерности, факторы, функции, принципы, условия, критерии;
- выявлены историко-педагогические предпосылки становления и развития региональных систем профессионально-педагогической подготовки учителей сельских школ многонациональных регионов России;
- определены и обоснованы сущностные характеристики современной системы регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителя сельских школ: полифункциональность; модульность; вариативность и гибкость; многоуровневость;
- выявлены и обоснованы характерологические особенности функционирования сельской школы как специфического социокультурного и социально-педагогического института, подструктуры аграрного сектора страны;
- введены в научный оборот понятия «регионально-обусловленные компетенции учителя сельской школы», «функционально-средовой подход к регионализации образовательных систем»;
- выявлены и обоснованы сущность, инвариантные и вариативные структурно-содержательные характеристики профессиональной подготовленности учителя сельской школы как результата регионализации профессиональной подготовки в республиканском педагогическом вузе; обоснованы критерии оценки и необходимый диагностический инструментарий, позволяющие определить уровень сформированности профессиональной подготовленности учителя сельской школы;
- спроектирована и обоснована модель регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ в вузе, доказана ее эффективность на основе анализа результатов многолетней экспериментальной проверки научно-методического обеспечения данной модели в жизнедеятельности республиканского педагогического университета;
- обоснована совокупность принципов проектирования содержательно-методического обеспечения регионализации профессиональной подготовки учителя сельских школ полиэтнического социума; разработаны дидактико-технологические механизмы реализации данного вида подготовки;
- обоснованы параметры, характеризующие системные результаты регионализации профессиональной подготовки учителей сельских школ на федеральном, региональном, муниципальном, локальном, личностно - профессиональном уровне;
- выявлена совокупность условий, необходимых для успешности регионально-ориентированной профессиональной подготовки учителей сельских школ в республиканском педагогическом университете.
1. Металова И.Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе. - Чебоксары: изд-во Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 127 с.
2. Металова И.Г. Личностно-ориентированный подход к обучению и подготовке бу-дущих учителей иностранного языка для сельских школ: технологические основы. – Че-боксары: изд-во Л.А. Наумова, 2006. - 116 с.
3. Металова И.Г. Организация процесса подготовки будущих учителей иностранно-го языка для сельских школ. - Чебоксары: изд-во Л.А. Наумова, 2007. - 407 с.
4. Металова И.Г. Регионализация профессиональной подготовки учителя сельской школы (на материале республик Поволжья). – М.: изд-во Учеб.-метод. центра по проф. обр., 2009. - 385 с.
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях,
определенных Высшей аттестационной комиссией
5. Металова И.Г. Система подготовки будущих учителей иностранного языка в услови-ях личностно ориентированного подхода // Вестник Чувашского университета. - № 3. Гу-манитарные науки. - 2006. - С. 331-342.
6. Металова И.Г. Эффективность подготовки учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода: критерии оценки // Вестник Чувашского универси-тета. № 6. Гуманитарные науки. - 2006. - С. 315-320.
7. Металова И.Г. Методологические основы процесса подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода // Вестник Бурятско-го университета. Сер. 7. Педагогика. - Вып. 14. - 2006. - С. 293-299.
8. Металова И.Г. Теоретические основы подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода // Образование и саморазвитие. -2007. - №2. - С. 124-132.
9. Металова И.Г. Содержательно-функциональная концепция как методология подго-товки сельского учителя // Вестник Университета Российской Академии Образования . -№ 4. – 2007. – С. 32-34.
10. Металова И.Г. Методологические подходы к подготовке сельского учителя // Вест-ник Университета Российской Академии Образования. - № 1. – 2008. – С. 64-66.
11. Металова И.Г. Социальная и профессиональная адаптация учителя сельской школы // Сибирский педагогический журнал. - №4. – 2009. – С. 355-363.
Учебные, учебно-методические пособия, программно-методические материалы
12. Металова И.Г. Особенности подготовки учителя начальных классов к преподава-нию иностранного языка в условиях села: программа спецкурса. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 21 с.
13. Металова И.Г. Научно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе: учебно-методическое пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 170 с. 14. Металова И.Г. Тексты для чтения: методическая разработка для студентов психолого-педагогического факультета. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 43 с.
15. Металова И.Г. English Idioms (английские идиомы): учеб.-метод. пособ. - Чебокса-ры: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - 38 с.
16. Металова И.Г. English Idioms: пособие для совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 44 с.
17. Металова И.Г. Контроль в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода: учебное пособие. - Чебоксары: Чу-ваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 63 с. 18. Металова И.Г. Личностно ориентированный подход - ус-ловие подготовки будущих учителей иностранного языка: учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 106 с.
19. Металова И.Г. Современные подходы к процессу подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода: учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 62 с.
20. Металова И.Г. Методологические основы подготовки будущих учителей иностран-ного языка в условиях личностно ориентированного подхода: учеб. пособ.. - Чебоксары: Чу-ваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 82 с.
21. Металова И.Г. Особенности подготовки будущих учителей иностранного языка для сельских школ: учебное пособие. - Чебоксары: изд-во Л. А. Наумова, 2005.- 108 с.
22. Металова И.Г. Основы планирования урока английского языка: учебное пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 90 с.
23. Металова И.Г. Педагогические основы подготовки будущих учителей для сельских школ: учебное пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 249 с.
24. Металова И.Г. Педагогические основы подготовки будущих учителей для сельских школ: программа спецкурса. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 49 с.
Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах
научно-практических конференций, сборниках научных трудов
25. Металова И.Г. Профессиональная подготовка будущего учителя сельской нацио-нальной школы // Модернизация содержания начального образования. Современные техно-логии обучения в начальной школе: Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции. - Ульяновск: Ульяновский ГПУ им. И. Н. Ульянова, 2003. - С. 98-102.
26. Металова И.Г. О системе подготовки будущего учителя начальных классов к пре-подаванию иностранного языка в сельской национальной школе//Психолого-педагогические исследования в системе образования: Сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции: Ч. 4. - М. ; Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. - С. 130-133.
27. Металова И.Г. К истории подготовки учителей сельской национальной школы в Чу-вашии//Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. - 2003. - № 1 (Т. 2). - С. 86-89.
28. Металова И.Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской национальной школе//Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - 22 с.
29. Металова И.Г. К вопросу о системе подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию иностранного языка в сельской школе // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Сб. материалов V Всероссий-ской очно-заочной научно-практической конференции. 4 3.- Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С. 197-200.
30. Металова И.Г. К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к пре-подаванию иностранного языка в сельской национальной школе // педагогические исследо-вания в системе образования: Сб. материалов II Всероссийской научно-практической конфе-ренции. Ч 2. - М. ; Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С. 195-198.
31. Металова И.Г. Подготовка учителя начальных классов к работе в современной сель-ской национальной школе//Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2005. - № 1(43). - С. 140-144.
32. Металова И.Г. Особенности подготовки будущих учителей начальных классов к ра-боте в сельской школе//Вестник Чув.гос.пед.ун-та им.И.Я.Яковлева. - 2005. - № 4(47). - С. 99-103.
33. Металова И.Г. Будущий учитель и сельская школа // Инновационная сельская шко-ла: от идеи к результату: Сб.науч. статей. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2006. - С. 177-183
34. Металова И.Г. Роль преподавателя в процессе подготовки будущих учителей ино-странного языка в условиях личностно ориентированного подхода // Технологии совершен-ствования подготовки педагогических кадров: Межвузовский сб. научных трудов, посвя-щенный 130-летию татарского государственного гуманитарно-педагогического университе-та. Вып. 9. - Казань: Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2006. - С. 10-14 .
35. Металова И.Г. Использование педагогических технологий в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка// Актуальные вопросы методики преподавания анг-лийского языка: Сб. научных статей. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - С. 163-168.
36. Металова И.Г. Модерация - инновационная педагогическая технология в подготов-ке будущих учителей иностранного языка// Российское образование в XXI: проблемы и пер-спективы: Сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2006. - С. 36-38.
37. Металова И.Г. Уровни контроля процесса подготовки будущих учителей иностран-ного языка в условиях личностно ориентированного подхода// Психолого-педагогический факультет в системе инновационного развития Чувашской республики: сб. науч. ст.: в 2 ч. 4.2. - Чебоксары, 2007. - С. 133-140.
38. Металова И.Г. Методика тестового контроля в процессе подготовки будущих учи-телей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода // Педагогиче-ский процесс: проблемы и перспективы: Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. - М.; Чебоксары, 2007. - С. 192-196.
39. Металова И.Г. Реализация личностно ориентированного подхода в преподавании дисциплин предметного блока в процессе подготовки будущих учителей иностранного язы-ка// Материалы международной научно-практической конференции «Наследие М. Акмуллы «Взгляд через века» (I Акмуллинские чтения, посвященные 175-летию М. Акмуллы)». - Уфа, 2007. - CD-диск.
40. Металова И.Г. Личностная ориентация профессиональной деятельности будущих учителей иностранных языков// Современные стратегические направления здоровьесбере-гающих технологий в практике начальной школы: Сб. научно-методических статей. – Чебок-сары, 2007. – С. 134-141.
41. Металова И.Г. Специфика аудирования как вида речевой деятельности// Теория и методика преподавания иностранных языков: Сб. научных статей по материалам Всероссий-ской научно-практической конференции «Язык, литература и межкультурная коммуника-ция», посвященной 160-летию И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2007. – С. 130-136.
42. Металова И.Г. Критерии оценки эффективности обучения в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка для сельских школ// Модернизация системы профес-сионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы VI Все-российской научно-практической конференции. Часть IX. – М.; Челябинск, 2007. – С. 35 – 43.
43. Металова И.Г. Педагогические основы подготовки будущих учителей для сельских школ // Интеграция методической (научно-методической работы и системы повышения ква-лификации кадров: Материалы IХ Всероссийской научно-практической конференции. Часть III. – М.; Челябинск, 2008. – С. 115–120.
44. Металова И.Г. Межкультурная коммуникация в процессе подготовки лингвиста – преподавателя // Сб. науч. трудов студентов и преподавателей факультета иностранных язы-ков. - Чебоксары, 2008. – С. 25-30.
45. Металова И.Г. Личность сельского школьника как субъекта учебно – воспитатель-ного процесса // Сб. науч. ст. - М. - Чебоксары : АН ЧР 2008. – С 200-206.
46. Металова И.Г. Педагогические основы развития сельского учителя // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Арсентьевой. – Чебоксары, 2008. – С. 135-141.
47. Металова И.Г. Психологические вопросы обучения иностранным языкам // Сб. на-уч. статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с междуна-родным участием «Актуальные вопросы преподавания иностранных языков». – Чебоксары, 2008. - С. 29-32.
48. Металова И.Г. Профессиональная адаптация будущего учителя сельской школы // Сб. науч. статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с меж-дународным участием «Актуальные вопросы филологии и лингводидактики». – Чебоксары, 2008. - С. 153-158.
49. Металова И.Г. Особенности развития современной сельской школы // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессио-нального образования на основе регулируемого эволюционирования». Ч. 6. – М.; Челябинск, 2008. - С. 256-264.
50. Металова И.Г. Оценка эффективности развития сельского учителя на современном этапе // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции «И. Я. Яковлев – ве-ликий чувашский просветитель» ЧГИГН – С 56-63.
51. Металова И.Г. Модель процесса подготовки учителя для сельской школы // Мате-риалы Всероссийской научно-практической конференции «ХХ век в истории России: Акту-альные проблемы». – С. 45-48.