1. Исходное теоретическое положение, с позиции которого реализуется система формирования политической культуры обучающихся: Формирование политической культуры обучающихся - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя освоение обучающимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности как субъекта и объекта политических отношений.
2. Особенности системы формирования политической культуры обучающихся:
- цель педагогической системы формирования политической культуры обучающихся - подготовка к гражданскому политическому участию в жизни демократического общества;
- содержание образовательного пространства формирования политической культуры: а) приобщение к демократическим политологическим знаниям; б) овладение интеллектуальными и социальными умениями и навыками; в) развитие политического сознания; г) формирование системы общечеловеческих и гражданских ценностей; д) приобретение институционального опыта;
- структурно - динамическая модель формирования политической культуры включает: целевой, содержательный, диагностико - аналитический, результативный блоки в условиях реализации субъект - субъектного педагогического взаимодействия студентов, учащихся, участников общественных организаций.
3. Выявлена совокупность компетенций формирования политической культуры обучающихся включающая:
- познавательная - способность к усвоению способов приобретения общественно-политических знаний из различных источников информации (государственные и общественные документы, СМИ, Интернет ), разрешению проблемных ситуаций, исследованию;
- социально-политическая - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов, выполнение социальных ролей гражданина, избирателя;
- габитуальная - способность и внутренние установки, необходимые для того, чтобы знание об устройстве политической системы (знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, собственное достоинство, гражданский долг) и о реально существующих путях решения возникающих проблем дополнялось соответствующей практической активностью, приоритет коллективных интересов над личными;
- когнитивная - готовность и способность к овладению знаниями (об институциональном устройстве политической системы, о функциях, механизмах и взаимосвязях системы), которые могут считаться необходимыми для того, чтобы обеспечить партиципацию - политическое и гражданское участие;
- межкультурная - способность формировать в себе чужую культурную идентичность, что предполагает знание норм, ценностей, стандартов других народов и культур, способность взаимодействовать при контактах с представителями иного культурного сообщества даже при недостаточном знании основных элементов культуры;
- коммуникативная - владение знаниями и навыками в области коммуникативного воздействия, знание риторики и аргументации, умение налаживать эффективное взаимодействие между людьми в различных структурах, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность, развивалась в спосбность социального взаимодействия - опыт и готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные ситуациям решения; способность регуляции интерперсонального взаимодействия;
- креативная - способность к активизации и развитию творческого мышления, способностей и качеств человека, инновационного поведения и интеллектуального обогащения;
- непрерывного образования - готовность и способность обучаться самостоятельно на протяжении жизни в контексте изменяющейся социально- политической реальности, развивалась через динамику мышления, критического осмысления событий, документов; формирование потребности, мотивации к политическому участию (деятельности) в конвенциональных формах и проявлениях; привитие навыков политологического самообразования.
4. Педагогические условия формирования политической культуры включают структурно-динамическую модель, педагогическую технологию и учебно-методическое обеспечение (программы, пособия) и составляют совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования политической культуры обучающихся.
1.Долинина, И. Г. К вопросу о педтехнологии (на примере формирования политической культуры) / И. Г. Долинина // Преподавание истории и обществознания в школе – 2004. – № 10. – С. 28 - 33.
2.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры учащихся / И. Г. Долинина // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 44 - 49.
3.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры: концепт. модель / И. Г. Долинина // Нар. образование. – 2005. – № 6. – С. 212.
4.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры в контексте современного образования / И. Г. Долинина // Философия образования. – 2006. – № 2. – С. 137 - 143.
5.Долинина, И. Г. Концепция формирования политической культуры гражданского типа / И. Г. Долинина // Акмеология. – 2007. – № 4. - С.156 – 161.
6.Долинина, И. Г. Гражданский форум – оптимальная педагогическая среда формирования политической культуры / И. Г. Долинина // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 53 – 55.
7.Долинина, И. Г. Индивидуальные, общечеловеческие и гражданские ценности в контексте политической культуры учащихся / И. Г. Долинина // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 119 -121.
8.Долинина, И. Г. Молодежный гражданский форум: формирование институционального опыта школьников // И.Г. Долинина // Народное образование. – 2009. - № 9. С.- 232 - 235.
9.Долинина, И.Г. Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры // И.Г. Долинина // Социально-гуманитарное знание. – 2011. - № 1 С. – 162 - 170.
Монографии:
10.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры на уроках обществознания / И. Г. Долинина. Гриф департамента образования Пермской области, протокол №361 от 26.11.2003.– Пермь: Книжный мир, 2004. – 214 с.
11.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры учащихся / И. Г. Долинина. – АСТ Москва - Пермь, 2008. – 260 с.
12.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры / И. Г. Долинина. – Пермь, 2009. – 320 с.
13.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования/ И. Г. Долинина. – Пермь, 2011. – 400 с.
Статьи, опубликованные в сборниках материалов всероссийских и международных конференций и симпозиумов:
14.Долинина, И. Г. Критерии формирования политической культуры / И. Г. Долинина // Университетское образование и регионы: междунар. науч.-метод. конф. – Пермь, 2001. – С. 50 - 51.
15.Долинина, И. Г. Индивидуальные культурные ценности как фактор формирования политической культуры / И. Г. Долинина // Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные, организационные и научно-методические проблемы: междунар. науч.-метод. конф. – Пермь, 2004. – С. 168 - 169.
16.Долинина, И. Г. Система ценностей и ценностные ориентации в педагогическом процессе / И. Г. Долинина // Классический университет в Российском образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-метод. конф. – Пермь, 2006. – С. 261 - 262.
17.Долинина, И. Г. Развитие политической культуры гражданского типа в регионе / И. Г. Долинина, Л. Е. Грамматчикова // Классический университет в Российском образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-метод. конф. – Пермь, 2006. – С. 59. [Соавт. в равных долях].
18.Долинина, И. Г. Критическое мышление в контексте формирования политической культуры гражданского типа / И. Г. Долинина // Университет в системе непрерывного образования: материалы междунар. научн.- метод. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – С. 235 - 237.
19.Долинина, И. Г. О проблеме «культурологического образования» и «человека культуры» в образовании / И. Г. Долинина, К. Д. Костарева // Университет в системе непрерывного образования: материалы междунар. научн.- метод. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – С. 237 - 238. [Соавт. в равных долях].
20.Долинина, И. Г Актуальность и противоречия формирования политической культуры в Российском образовании / И. Г. Долинина //Человек. Общество. Государство: материалы междунар. научн.- практ. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 45 - 48.
21.Долинина, И. Г. О практике формирования политической культуры в инновационных процессах образования России /И.Г. Долинина //Человек. Общество. Государство: материалы междунар. научн.- практ. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 48 - 45.
22.Долинина, И.Г. Деятельность общественных организаций студентов в контексте формирования гражданской политической культуры/И.Г. Долинина // «Международная научно-практическая конференция под эгидой ЮНЕСКО «РУДН - Знанием объединимся. Итоги 50 лет подготовки кадров для развивающихся стран мира». Издательство «Российский университет дружбы народов», Москва, 2010. http://conf.rudn.ru/unesco/page 8.html .
23.Долинина, И.Г.Инновационные методы работы с молодежью в контексте гражданской политической культуры /И.Г. Долинина //Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности – 2010: материалы междунар. научн.- практ. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2010. – С. 48 - 45.
24.Долинина, И.Г.Философия образования: гражданская политическая культура / И.Г. Долинина // «III тысячелетие – новый мир»: Труды междунар. форума по проблемам науки, техники и образования. / Академия наук о Земле. – М., 2010. – С. 7 - 8.
25.Dolinina I.G. The Activity of Student Public Organisations in the Formation of Civic Political Culture. Russian Sociology on the Move: Abstracts & Papers of Russian Sociologists for the 17 World Sociological Congress Sociology on the Move in Gothenburg, Sweden, Yuly 11-17, 2010 – Moscow – Gothenburg, 2010 - C. 582 - 584.
26.Долинина, И.Г. Педагогический контекст гражданской политической культуры в практике вуза и молодежных общественных организаций/ И.Г. Долинина // Высшая школа: опыт, проблемы и перспективы: материалы IV Международной научно – практической конференции - М. РУДН19-20 апреля 2011. – С. 153-156.
Обучающие программы:
27.Долинина, И. Г. Основы конституционного строя Российской Федерации / И. Г. Долинина. – Пермь, 2003. – 15 с.
28.Долинина, И. Г. Демократия: общество и государство: программа спецкурса по обществознанию (граждановедению) / И. Г. Долинина. – Пермь, 2004. – 10 с.
29.Долинина, И. Г. Избирательное право. Избирательные процессы: программа спецкурса / И. Г. Долинина. – Пермь, 2006. – 10 с.
Научные работы:
30.Долинина, И. Г. Преподавание курса «Избирательное право. Избирательный процесс» / И. Г. Долинина // Основы государства и права. – М. 2006. – № 5. – С. 61-76.
31.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры студентов как социальная профилактика нарушения прав человека / И. Г. Долинина [и др.] // Права человека в контексте российской модернизации. – Пермь, 2007. – С. 220 - 222.
32.Долинина, И. Г. Учимся выбирать и быть избранными / И. Г. Долинина // Основы государства и права. – М. 2007. – № 1. – С. 92-96.
33.Долинина И. Г. Формирование политической культуры студентов / И. Г. Долинина [и др.] // Региональный конкурс РГНФ: результаты научных исследований, полученные за 2006 год: аннотац. отчеты. – Пермь, 2007. – С. 132-137.
34.Долинина, И. Г. Ценности и ценностные ориентации в гражданском образовании и в процессе формирования политической культуры гражданского типа / И. Г. Долинина // Анналы научной теории развития общества. – Пермь, 2008. – Вып. 5. – С. 78-95.
35.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры (концепция и технология) / И. Г. Долинина // Академический журнал Западной Сибири. – Тюмень, 2007. – № 6. – С. 14-15.
36.Долинина, И. Г. Формирование политической культуры студентов / И. Г. Долинина [и др.] // Региональный конкурс РГНФ: результаты научных исследований, полученные за 2007 год: аннотац. отчеты. – Пермь, 2008. – С.153-159.
37.Долинина, И. Г. Гражданский форум – преодоление безразличия (из опыта работы регионального парламента) // И. Г. Долинина // Основы государства и права. М. – 2004. – № 4. – С. 82-89.
Учебные пособия:
38.Долинина, И. Г. Рабочая тетрадь по обществознанию. В 2 ч. Вып. 1 Основы политологии / И. Г. Долинина. - 2-е изд., доп. – Пермь, 2004. - 65 с.
39.Долинина, И. Г. Рабочая тетрадь по обществознанию. В 2 ч. Вып. 2. Основные положения Конституции РФ / И. Г. Долинина. - 2-е изд., доп. - Пермь, 2004. – 58 с.
40.Долинина, И. Г. Методические материалы по курсу «Я выбираю» / И. Г. Долинина // Организация преподавания права в учебных учреждениях: сб. материалов. – М.: Новый учебник, 2002. – Разд. 5. – Вып. 1. – с. 172 -201
41.Долинина, И. Г. Выборы в Российской Федерации и Пермской области. Рабочая тетрадь // И. Г. Долинина. Гриф департамента образования Пермской области. Тираж 3 000 экз.– Пермь: Кн. мир, 2003. – 62 с.
42.Долинина, И. Г. Российский парламентаризм // И. Г. Долинина, А. А. Долинин. – Пермь, 2006. – 43 с. [Соавт. в равных долях].
43.Долинина, И. Г. Педагогика: формирование политической культуры учащихся в учебно-воспитательном пространстве школы (Материалы для подготовки студентов к педагогической практике) // И. Г. Долинина. – Пермь, 2009. – 68 с.
44.Долинина, И. Г. Мы учимся Демократии // И. Г. Долинина. Основы государства и права. М. – 2009. – № 1. – С. 2 – 18, № 2-3. - С. 2 -20, № 4. - С. 2- 1.
Сборники работ обучающихся:
45.Права человека: не повторить ошибки предшественников (сборник творческих работ учащихся и студентов) // Сост. А.А. Долинин, И.Г. Долинина, Е.А. Шакирова. Пермь 2010. – 68 с.
46. От знания к пониманию (сборник творческих и исследовательских работ студентов) // Сост. А.А. Долинин, И.Г. Долинина, Пермь 2010. – 99 с.