Научная тема: «СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. предложено теоретико-методологическое обоснование и на основе положений А.Н. Леонтьева и Д.А. Леонтьева разработана концепция смыслообразования в педагогическом взаимодействии, включающая определение смыслообразования, механизмы, закономерности, содержание, этапы и условия реализации;
  2. предложена педагогическая интерпретация категории «понимание» на основе синтеза положений современных исследований в различных областях гуманитарного знания - педагогики, психологии, системно-синергетического подхода, герменевтики, культурологии, аксиологии, антропологии. Понимание представляет собой культуротворческий и личностно развивающий процесс, который обеспечивает вхождение обучающегося в мир культуры и включает уровни: актуализации личностного смысла, его взаимодействия с культурным опытом и обогащения, формирования осмысленной личностной ценностной позиции, осознанной постановки целей культуротворческой деятельности;
  3. разработана модель смыслоориентированного образования, в структуре которого выделены ценности, цели, принципы, содержание, методы и формы, критерии результативности. Определены его ценностное основание - человек «культуры», цель и результат - ценностно-опосредованное осмысленное отношение обучающегося к миру и себе на базе освоенных знаний. Определена система принципов образовательного процесса смысловой направленности (смысловой ориентации образования, интегральности педагогического целеполагания, смысловой активности, смысловой проблемности, системности, аксиологичности научного знания, полисемантичности, поликультурности и взаимодополнительности содержания образования). Качественное усовершенствование содержания общего и дополнительного образования осуществляется за счет расширения его гуманитарной компоненты, путем усиления субъективно-личностного фактора при его отборе и освоении, конструирования межпредметных связей на аксиологических основаниях;
  4. предложена авторская трактовка структурно-содержательных характеристик смыслоориентированной педагогической ситуации, обеспечивающей актуализацию ценностно-смысловой позиции обучающихся, их вовлечение в процесс смысло- и целеполагания, выбора и ценностной рефлексии принимаемых решений (диалогичность, психологическая безопасность, событийность, интенциональность, рефлексивность и др.). Предложено новое содержательное наполнение этапов урока, создающих предпосылки для актуализации предпонимания обучающихся, освоения ими культурного опыта на уровне «значений», выработки их осмысленной ценностно-смысловой позиции, самореализации в творческой деятельности;
  5. разработаны критерии образовательного процесса, реализующего условия смыслообразования, в качестве которых выделены уровень понимания содержания образования обучающимися и смысловые личностные новообразования;
  6. обоснована типология педагогических задач применительно к условиям смыслоориентированного образования (организация смыслоактуализирующего диалога, интерпретация текстов культуры, персонификация знания в процессе обучения и воспитания, фасилитация смыслоактуализации, создание «поддерживающих отношений» в педагогическом взаимодействии, рефлексия собственного профессионально-личностного вклада в оформление ценностно-смыслового контекста);
  7. определены условия реализации смыслообразования в педагогическом взаимодействии, а именно: формирующаяся посредством ценностно-ориентационного планирования и управления ценностно-развивающая среда, включающая широкое поле культурных смыслов и возможности их освоения через педагогические формы и обеспечивающая функционирование педагогических ценностей и их творческое развитие в системе нормативно-ценностной регуляции педагогических взаимодействий; сложившаяся культура понимания, выражающая принятие педагогами ценностей педагогической системы и готовность их реализации в образовательной деятельности, которые обеспечиваются через согласование социально-личностно значимых и педагогических ценностей, формирование ценностно-смысловой общности педагогического коллектива.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

1.Белякова, Е.Г. Понимание как категория смыслоориентированной педагогики / Е.Г. Белякова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2006. № 6 (42). С.21-28.

2.Белякова, Е.Г. Ценностно-смысловой подход в современном образовании / Е.Г. Белякова // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. С. 134-143.

3.Белякова, Е.Г. Смыслоориентированное образование: основные аспекты / Е.Г. Белякова // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 48-50.

4.Белякова, Е.Г. Методологические основы смыслоориентированного образования / Е.Г. Белякова // Философия образования. 2008. № 2. С. 161-167.

5.Белякова, Е.Г. Смыслоориентированная педагогическая позиция / Е.Г. Белякова // Педагогика. 2008. № 2. С. 49-54.

6.Белякова, Е.Г. Опыт реализации идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 42-51.

7.Белякова, Е.Г. Образовательный идеал с позиций ценностно-смыслового подхода / Е.Г. Белякова // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 60-67.

8.Белякова, Е.Г. Проектирование смыслоориентированного урока в общеобразовательной школе / Е.Г. Белякова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 3 (60). С. 107-117.

9.Белякова, Е.Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 36-44.

10.Белякова, Е.Г. Возможности использования процедур смыслоактуализации на уроке / Е.Г. Белякова // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 9 С.45-47.

Монографии, учебные пособия

11.Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: учебное пособие / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999. 152 с.

12.Белякова, Е.Г. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / Е.Г. Белякова, И.Г. Фомичева, Тюмень: Истина, 2006. 318 с. (авторских 6 п.л)

13.Белякова, Е.Г. Раздел «Образование и развитие личности» [Текст] // Е.Г. Белякова // Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений (под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой), М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 220-249.

14.Белякова, Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Монография / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 208 с.

Статьи в научных сборниках, журналах

15.Белякова, Е.Г. Диагностика развития [Текст] / Е.Г. Белякова, И.Г. Фомичева // Учитель. 2002. № 3. С. 73-77. (авторских 0,5)

16.Белякова, Е.Г. Диагностика школьников [Текст] / И.Г. Фомичева, Е.Г. Белякова // Завуч. М. 2003. № 1. С. 133-146. (авторских 0,5)

17.Белякова, Е.Г. Организация воспитательной среды в условиях детского центра комплексной реабилитации / Е.Г. Белякова // Образование и здоровье: Сб. науч. статей. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. С. 97-101.

18.Белякова, Е.Г. Работы с семьей: новые горизонты. Особенности открытой социально-педагогической системы / Е.Г. Белякова // Учитель. 2006. № 1. С. 55-58.

19.Белякова, Е.Г. Ценностно-смысловой подход в педагогике: история и современное состояние проблемы / Е.Г. Белякова // Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: Материалы Всероссийской методологической конференции-семинара. Часть 2: Тенденции развития образования. Краснодар, 2006. С.10-15.

20.Белякова, Е.Г. Ценностно-нравственный аспект педагогического взаимодействия / Е.Г. Белякова // Альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные образовательные траектории: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Экшэн, 2006. С. 31-33.

21.Белякова, Е.Г. Проблема актуализации гуманистических смыслов и ценностей в педагогическом взаимодействии / Е.Г. Белякова // Психология качества жизни субъектов современного образования: Межрегиональный сборник научных трудов. Тюмень: Издательский центр «Академия», 2006. С. 244-247.

22.Белякова, Е.Г. Ценностно-смысловой контекст педагогического взаимодействия: сущность, структура, функции / Е.Г. Белякова // Образование как фактор межкультурного диалога: глобальные и региональные аспекты: Сборник научных трудов. Тюмень: Типография «Печатник», 2007. С. 21-25.

23.Белякова, Е.Г. Проблема понимания знания в контексте становления будущего специалиста / Е.Г. Белякова // Преемственность основной и профессиональной школы: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. С. 12-14.

24.Белякова, Е.Г. Понимание: проблема мониторинга в условиях образовательного процесса / Е.Г. Белякова // Альманах «Продуктивное образование»: Мониторинг эффективности деятельности учащихся и педагогов в ситуации продуктивного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Экшэн, 2007. С. 29-30.

25.Белякова Е.Г Роль герменевтического подхода в организации проектного образования / Е.Г. Белякова // Новые ценности образования: Продуктивное учение для всех, № 2 (32). М.: МОО «Школа и демократия», 2007. С. 150-156.

26.Белякова, Е.Г. Осмысленная жизненная позиция как фактор психологической защищенности субъектов образовательного процесса / Е.Г. Белякова // Самореализация молодежи XXΙ века: инициатива, развитие, творчество: сборник научных трудов. Тюмень: ТГАКИ, 2007. С. 51-53.

27.Белякова, Е.Г. Контексты понимания в педагогическом взаимодействии / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 4. С. 202-210.

28.Белякова, Е.Г. Формирование смыслоориентированных компетенций педагога / Е.Г. Белякова // Учитель. 2008. № 1. С. 85-87.

29.Белякова, Е.Г. Педагогика понимания: прикладные аспекты / Е.Г. Белякова // Учитель. 2008. № 4 .С. 88-89.

30.Белякова, Е.Г. Возможности создания педагогических условий смыслоактуализации и понимания на уроках русского языка / Е.Г. Белякова // Сборник «Русская школа: новаторство и традиции», вып.4. Русский интеллектуальный центр, Кишинев: «Инесса», 2008. С. 108-115.

Материалы конференций

31.Белякова, Е.Г. Практическая психология личности как исследовательская база для анализа воспитательного процесса / Е.Г. Белякова // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТОГИРРО, 2005. С. 86-88.

32.Белякова, Е.Г. Ценностно-смысловой кризис в педагогике: постановка проблемы / Е.Г. Белякова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тезисы докладов IV научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. С. 15-16.

33.Белякова, Е.Г. Проблема анализа педагогического взаимодействия / Е.Г. Белякова // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С.135-137.

34.Белякова, Е.Г. Ценностно-смысловое развитие личности студента как аспект психологического сопровождения образовательного процесса / Е.Г. Белякова // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Омск, ОмГПУ, 2006. С. 44-45.

35.Белякова, Е.Г. Проблема готовности к смыслоориентированной педагогической деятельности / Е.Г. Белякова // Современное культурное мышление и проблемы образования: Материалы международной научно-практической конференции «Приоритеты развития гуманитарного образования в XXΙ веке», Пыть-Ях. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. С.191-195.

36.Белякова, Е.Г. Проблема смысла в современных психолого-педагогических исследованиях / Е.Г. Белякова // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. Часть ΙΙ. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. С. 314-317.

37.Белякова, Е.Г. Модель педагогического взаимодействия и возможности ее реализации в процессе преподавания курса «Психолого-педагогическая коррекция» / Е.Г. Белякова // Проблемы подготовки и востребованности психологов профессионалов». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, ТюмГУ, 2006. С. 209-213.

38.Белякова, Е.Г. Проблема подготовки педагога к работе со смыслоценностной сферой обучающихся / Е.Г. Белякова // Личностно развивающее профессиональное образование в изменяющейся России: Материалы VΙ Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. С. 31-34.

39.Белякова, Е.Г. Педагогическое взаимодействие: проблема понимания / Е.Г. Белякова // Проблемы современной школы и пути их решения: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Томск: Институт развития образовательных систем РАО и Томский областной институт повышения квалификации работников образования, 2006. С. 45-46.

40.Белякова, Е.Г. Способы актуализации личностного смысла знания в условиях обучения / Е.Г. Белякова // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: сборник статей ΙV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2006. С. 125-126.

41.Белякова, Е.Г. Возможности реализации смыслоориентированных компетенций педагога в дистанционном образовании / Е.Г. Белякова // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. С. 97-100.

42.Белякова, Е.Г. Понимание и смыслоактуализация в образовательном процессе / Е.Г. Белякова // Интеграция инновационных процессов в системе российского образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть Ι. Тюмень: ТОГИРРО, 2007 . С.17-20.

43.Белякова, Е.Г. Проектная образовательная деятельность: возможности герменевтического подхода как методологии и практики организации педагогического процесса / Е.Г. Белякова // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта – к профессиональной карьере: материалы международной конференции. М.: Экшен, 2007. Вып.10. Ч.Ι. С. 11-16.

44.Белякова, Е.Г. Социальные образовательные программы как средство психологической поддержки людей пожилого возраста [Текст] / Е.Г Белякова, Е.В. Неумоева, О.В. Огороднова / Интеграция инновационных процессов в системе российского образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть ΙΙ. Тюмень: ТОГИРРО, 2007. С. 51-53.

45. Белякова, Е.Г. Процессы понимания и смыслоактуализации в условиях продуктивного образования: герменевтический подход / Е.Г. Белякова // Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень: Главпечать, 2007. С. 21-23.

46.Белякова, Е.Г. Проблема ценностно-смыслового самоопределения субъектов образования / Е.Г. Белякова // Образование и культура как фактор развития региона: Материалы Всероссийских Менделеевских чтений. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. С. 5-7.

47.Белякова, Е.Г. Проблема формирования коммуникативной компетентности педагога в контексте смыслоориентированного подхода / Е.Г. Белякова // Перспективы образования в условиях северных городов: Материалы научно-практической конференции филиала Тюменского государственного университета в г. Нягани. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. С. 11- 16.

48.Белякова, Е.Г. Возможности гуманитаризации современного образования на основе герменевтического подхода / Е.Г. Белякова // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 171-173.

49.Белякова, Е.Г. Проблема проектирования смыслоориентированного урока / Е.Г. Белякова // Социокультурные проблемы современного человека: Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. С.150-155.

50.Белякова, Е.Г. Модель понимания как основа проектирования процесса освоения знания / Е.Г. Белякова // Современные проблемы науки. Материалы 1-ой Международной заочной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008. С.45-46.

51.Белякова, Е.Г. Проблема смыслоориентированной компетентности педагога / Е.Г. Белякова // Методологическая культура педагога: история и современность: материалы научной конференции с международным участием. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. С. 29-32.

52.Белякова, Е.Г. Проектирование системной социально-психологической помощи и поддержки как способ расширения жизненного пространства пожилого человека: смыслоориентированный подход / Е.Г. Белякова // Перспективы образования в условиях северных городов: Материалы V региональной научно-практической конференции филиала Тюменского государственного университета в г. Нягани. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. С. 15-19.

53.Белякова, Е.Г. Ценности и смыслы пожилого человека: возможности социально-психологической помощи в условиях образовательного процесса / Е.Г. Белякова // Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации. Материалы региональной научно-практической конференции. Тюмень: Издательство «Вектор-Бук», 2008. С. 164-168.

54.Белякова, Е.Г. Педагогическое взаимодействие как пространство смыслообразования / Е.Г. Белякова // Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: «Печатник», 2009. С.72-76.

55.Белякова, Е.Г. Опыт практической реализации модели смыслоориентированного образования [Текст] / Е.Г. Белякова, В.А. Кулик // Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: «Печатник», 2009. С. 127-129. (авторских 0,8).

Учебно-методические пособия, программы, методические рекомендации

56.Белякова, Е.Г. Психология воспитания: рабочая программа курса и методические материалы / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. 36 с.

57.Белякова, Е.Г. Психология развития: рабочая программа курса и методические материалы / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 32 с.

58.Белякова, Е.Г. Основы профобщения. Понимание в педагогическом взаимодействии: основные аспекты, теоретические подходы и технологии развития: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031.000 (050706.65) – «Педагогика и психология» / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 90 с.

59.Белякова, Е.Г. Психология и педагогика: Хрестоматия: электронный ресурс / Е.Г. Белякова, Тюмень: ИДО ТюмГУ, 2008. 1400 с.

60.Белякова, Е.Г. Психология и педагогика: Сетевой обучающий курс для системы интернет-обучения / Е.Г. Белякова, И.Г. Фомичева, Тюмень: ИДО ТюмГУ, 2008. (авторских 50%)

61.Белякова, Е.Г. Проектирование ценностно-смыслового контекста педагогического взаимодействия: Методические рекомендации / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ГИМЦ, 2009. 59 с.

62.Белякова, Е.Г. Смыслоориентированный урок: Методические рекомендации / Е.Г. Белякова, Тюмень: Изд-во ГИМЦ, 2009. 56 с.

Отчеты НИР

63.Отчет по гранту Губернатора Тюменской области «Социально-гуманитарный университет третьего возраста». 2005 г.

64.Отчет по гранту Губернатора Тюменской области «Методика проектирования психологической безопасности в образовательном учреждении». 2007 г.

65.Отчет по гранту «Центр консультативной поддержки». 2007 г. Распоряжение Президента Российской Федерации № 628-рп от 15.12.2006 г.

66.Отчет по гранту «Центр социально-психологической помощи и консультативной поддержки «Университет третьего возраста». 2008 г. 062/ГГ. Распоряжение Президента Российской Федерации № 367-рп от 30.06. 2007 г.

67.Отчет по НИР «Проектирование смыслоориентированного урока на основе психодидактической модели понимания». 2008 г. Код ВНТИЦ 0203023650364, регистрационный номер 0120.0 806899.

Научные сборники под редакцией автора

68.Интеграция инновационных процессов в системе российского образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: ТОГИРРО, 2007. 25,5 п.л.

69.Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень: «Печатник», 2009. 35 п.л.