- В новом подходе к модернизации естественнонаучного образования в современной средней общеобразовательной школе с реорганизацией в систему личностно развивающего ЕНО, работающую в соответствии с выявленными новыми и уточненными, экспериментально апробированными принципами функционирования и развития педагогических и общей теории систем, теории синергетики, интегрированными с принципами личностно развивающего обучения.
- В разработке концептуальных представлений о дидактических условиях развития личности в системе школьного ЕНО, обеспечивающего образовательную среду, отвечающую требованиям природных потребностей ученика в реализации субъектности, рефлексивного сознания, общения, свободы творчества, самоутверждения и социального запроса в личности, обладающей научным мировоззрением, образовательной компетентностью в информационном обществе, а не формальными знаниями. Субъектность и самостоятельность ученика реализуются в обучении, организованном учителем как процесс познания, при «добывании» знаний из учебника, электронных источников информации и др., в том числе, без предварительного объяснения учителем, проведении исследований. Предметная деятельность представляет смысл и ценность для ученика благодаря ситуациям, реализующим физические, химические, биологические явления и процессы в природе, быту, собственном организме и их взаимосвязь, соединяющим социокультурный и реальный опыт с опорой на донаучный личностный опыт взаимодействия учащихся с этими явлениями и процессами. Реализация рефлексивного сознания и потребности в общении ученика осуществляются в процессе диалога в малых группах и межгрупповой дискуссии, создающих ситуации осмысления, рефлексии изучаемого, выявляющих смысл и ценность познания и самоизменения, формирующих субъективно-рефлексивную позицию ученика, мировоззрение, убеждение. Потребность в свободе творчества, самоутверждении реализуются через организацию педагогом атмосферы созидания: свободу выбора пути, оригинальность решения проблемы с правом на ошибку и субъективно-рефлексивную позицию с созданием собственных идеальных или материальных социально и личностно значимых образовательных продуктов - реферат, проект, установка и т.п. Дидактические условия, реализующие факторы (общность (общение), рефлексивное самосознание, деятельность) и механизмы (смысл, переживания, рефлексия, диалог) развития личности, создаются совокупностью педагогических средств в содержании и образовательном процессе системы обучения (личностно ориентированные ситуации, самостоятельная работа с учебником и др., поисково-исследовательские методы и формы, методы диалогического общения, образовательные продукты) посредством личностно ориентированной технологии.
- В разработке организационно-педагогических условий построения системы личностно развивающего ЕНО, реализующей технологию, отличающуюся от традиционной, представляющую собой: 1)синтез содержательных и процессуальных компонентов, обеспечивающих создание ситуаций развития личности и обучения, путем включения в предметное содержание различных видов опыта учащихся, в том числе донаучного личностного опыта, а также показывающего диалектическую взаимосвязь физических, биологических, химических процессов, общность законов, понятий - опыта личностно-смыслового, - само-стоятельного «добывания» знаний, кинестетического, рефлексивного, личностно-творческого опыта, опыта социализации; 2)синтез индивидуальной самостоятельной деятельности и дискуссионно-групповой; 3)использование методов научного познания (самостоятельный эксперимент), диалогического общения, поисковых, игровых, проектных; 4)организацию занятий-поисков, создающих условия для осмысления учениками фундаментальных законов природы, формирования ценностного отношения к ним, усвоения не только «готового» в индивидуальной самостоятельной деятельности, но и реального опыта в виде образовательного продукта, являющегося новым источником образования, актуализирующего особую деятельность по реализации личностных функций учащихся, обеспечивающего их самоорганизацию; 5)комбинированное управление, осуществляемое учителем в сотрудничестве и партнерских отношениях с учащимися в диалогической «со-бытийной общности» с использованием информационных технологий - информационного дистанционного обучения в классе, интерактивной доски, - самоуправление, осуществляемое учениками при самостоятельной работе с учебником и другими источниками информации, выполнении заданий педагога на бумажных или электронных носителях информации, и коррекции, реализуемой учащимися через оперативную обратную связь в малых группах.
- В выявлении новой формы учебного занятия - занятия-поиска, занятия-исследования, - реализующей разработанную технологию обучения с инвариантной структурой (мотивирующее начало, индивидуальная работа, самостоятельный поиск информации и исследование, работа в малых группах, межгрупповая дискуссия, индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний) и новым типом учебной деятельности - творческим процессом познания в ситуациях, побуждающих ученика занять субъектную, рефлексивную, критическую позицию и создать материальный или идеальный социально и личностно значимый продукт. Критериями эффективности нового типа учебной деятельности являются: высокая мотивация, самоопределение по отношению к познавательным проблемам и собственному развитию, умение вести собственные исследования и делать выводы; умение выполнять задания с созданием собственного продукта, используя индивидуальные способы учебной работы; умение вести диалог с сопоставлением разных точек зрения и подходов, включением оценочной позиции по отношению к изучаемому материалу. В отличие от аналогичных работ, рассматривающих проблемы гуманитаризации физического, естественнонаучного образования (В.И. Данильчук, В.М. Симонов и др.), в данном исследовании используется технология занятий-поисков, занятий-исследований с ситуационно-поисковым механизмом обучения, включающая самостоятельное изучение учащимися нового учебного материала без привычного объяснения учителя и оценивания в баллах работы учащихся.
- В разработке ситуационно-поискового механизма обучения как процесса познания, реализующего психолого-педагогические закономерности формирования знаний, факторы развития личности. Суть механизма заключается в том, что обучение не является объяснительно-репродуктивным, не представляет собой формальную организацию предметной деятельности учащихся, а побуждает к поисковой деятельности в ситуациях, содержащих познавательные и жизненно-практические проблемы, представляющих смысл познания для ученика, включающих волевые усилия при вхождении в учебную деятельность, предмет активности которой отражается в сознании как самостоятельно поставленная цель. Механизм основан на моделировании ситуаций развития личности, востребующих проявления личностных функций ученика, а не только умения решать учебные задачи. Последовательность ситуаций раскрывает ход развития личностного опыта ученика.
2. Анохина Г.М. Проектно-исследовательская технология. Теория и практика. Часть 2/ Г.М. Анохи-на, С.А.Антипов, В.В.Васильев, А.И. Доровской. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 150 с., 10,8 п.л. (доля авт.участ.- 2п.л.).
3. Анохина Г.М.. Личностно развивающие педагогические технологии. Учебное пособие /Г.М.Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 100 с., 5 п.л.
4. Анохина Г.М. Проектно-исследовательская технология. Теория и практика. Часть 1 /Г.М. Анохи-на, С.А.Антипов, В.В.Васильев, А.И.Доровской. – Воронеж: ВОИПКРО, 2004. – 216 с., 13,5 п.л. (доля авт. участ.- 2 п.л.).
5. Анохина Г.М. Проектирование и реализация личностно адаптированной системы обучения в средней школе / Г.М. Анохина. ¬¬¬¬– Воронеж: ВОИПКРО, 2003.– 320с., 21,5п.л.
6. Анохина Г.М. Личностно адаптированная система обучения: методология, психология, техноло-гия / Г.М. Анохина. – Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 2002. – 320 с., 21,5 п.л.
7. Анохина Г.М. Личностно ориентированные педагогические технологии. Пособие по спецкурсу «Технологии нового века» / Г.М Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 2002. – 50 с., 2,5 п.л.
8. Анохина Г.М. Система адаптивного обучения в сельской малочисленной школе Воронежской об-ласти. – 2-е изд., перераб. и доп. /Г.М. Анохина, Н.А.Морозова, С.А.Рогачев, Ю.А.Савинков. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – 170 с., 10 п.л. (доля авт. участ. - 5 п.л.).
9. Анохина Г.М. Система адаптивного обучения в сельской малочисленной школе Воронежской об-ласти / Г.М. Анохина, Н.А.Морозова, С.А.Рогачев, Ю.А.Савинков. – М.: Владос, 2000. – 64 с., 4 п.л. (доля авт.участ.- 3 п.л.).
10. Анохина Г.М. Развитие понятийного мышления у школьников. – 2-е изд., перераб. и доп. / Г.М. Анохина. – Воронеж, 1999. – 156 с., 10 п.л.
11. Анохина Г.М. Развитие понятийного мышления у школьников / Г.М. Анохина. – Воронеж: ВГАУ, 1998. – 140 с., 8,75 п.л.
12. Анохина Г.М. Любите Россию! (О патриотическом воспитании детей): Книга для учителя / Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 1995. – 104 с., 6,5 п.л.
13. Анохина Г.М. Секрет педагогического успеха: Книга для учителя / Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 1995. – 100 с., 6 п.л.
14. Анохина Г.М. Малочисленная школа в современных условиях / Г.М. Анохина, Н.А.Морозова. – Воронеж: Комитет по науке и образованию администрации Воронежской области, 1993. – 239 с., 7,5 п.л. (доля авт.участ.- 6,5 п.л.).
Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК для публикации результатов исследования:
15. Анохина Г.М.Об организации личностно ориентированного обучения /Г.М. Анохина // Химия в школе. – 2008.–№7. – С.17-20, 0,3 п.л.
16.Анохина Г.М. Механизм обучения в личностно ориентированной технологии естественнонауч-ного образования / Г.М. Анохина //Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия «Пе-дагогика и психология». – 2008. – №7. – С.17-22, 0,4п.л.
17. Анохина Г.М. Философские и психологические аспекты провокативной педагогики /Г.М. Ано-хина, А.В. Енин //Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №14. – С.20-26,0,44п.л.
18. Анохина Г.М. Построение содержания образования и педагогические средства его реализации в личностно ориентированной системе естественнонаучного образования /Г.М. Анохина // Наука и школа. – 2007. – № 1.– С.76-79, 0,3 п. л.
19. Анохина Г.М. Адаптивное обучение физике /Г.М.Анохина // Физика в школе. – 2006. – №7 – С. 33-37, 0,4 п.л.
20. Анохина Г.М. Психологические и дидактические условия для развития личности ученика в тех-нологии адаптивного обучения естественнонаучным дисциплинам /Г.М. Анохина // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2006. – №2. – С. 74-78, 0,4 п.л.
21. Анохина Г.М. Личностно адаптированная система обучения / Г.М. Анохина // Педагогика. – 2003. – №7. – С. 66-71, 0,4 п.л.
22. Анохина Г.М. Технология личностно адаптированной системы обучения / Г.М. Анохина // Школьные технологии. – 2003. – №3. – С. 45-49, 0,31 п.л.
23 Анохина Г.М. Психолого-педагогические механизмы развития когнитивной и личностной сферы ученика в личностно ориентированной системе естественнонаучного образования / Г.М. Анохина // Инно-вации в образовании. – 2006. – № 6.– С. 121-131, 0,62 п.л.
24. Анохина Г.М.Личностный рост учащихся как результат адаптивного обучения / Г.М.Анохина // Инновации в образовании. – 2003. – №1. – С. 94-103, 0,63 п.л.
Научно-методические рекомендации и брошюры
25. Анохина Г.М. Современные педагогические технологии / Г.М. Анохина, В.В.Васильев – Воро-неж: ВОИПКРО, 2003. – 53 с., 4 п.л. (доля авт.участ.-2 п.л.).
26. Анохина Г.М. Развитие инновационных процессов и повышение эффективности деятельности образовательных учреждений. Методические рекомендации /Г.М. Анохина, Л.М.Аксютина, В.В Васильев., В.Н.Ефимов – Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – 52 с., 2,5 п.л. ( доля авт.участ.- 0,5 п.л.).
27. Анохина Г.М. Психолого-педагогические основы обучения в сельской малочисленной школе / Г.М. Анохина, Н.А.Морозова. – Воронеж: ВОИПКРО, 1993. – 22 с., 1,32 п.л. (доля авт.участ.- 1 п.л.).
28. Анохина Г.М. Диагностическая карта нравственной воспитанности учащихся. Методические указания / Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИУУ, 1990. – 37 с., 2,3 п.л.
29 . Анохина Г.М. Деловая комплексная дидактическая игра как метод обучения в системе повыше-ния квалификации учителей. Методические рекомендации / Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИУУ, 1990. – 26 с., 1,5 п.л.
30. Анохина Г.М. Теория и практика деловой игры /Г.М. Анохина, В.В.Васильев. – Воронеж: ВОИУУ, 1990. – 40 с., 2,5 п.л. (доля авт.участ.- 1 п.л.).
31. Анохина Г.М. Идеи и принципы педагогики сотрудничества /Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИУУ, 1989. – 22 с., 1,4 п.л.
32. Анохина Г.М. Методические указания к рабочей программе по физике (механика, молекулярная физика и термодинамика): Для слушателей подготовительного отделения очной и заочной форм обучения / Г.М. Анохина, Б.Г. Хасанов. – Воронеж, 1985. – 70 с., 4,5 п.л. (доля авт.участ.- 4 п.л.).
33. Анохина Г.М. Методические указания к рабочей программе по физике (электродинамика, опти-ка, колебания): Для слушателей подготовительного отделения очной и заочной форм обучения/ Г.М. Анохи-на, Б.Г.Хасанов. – Воронеж, 1985. – 48 с., 3 п.л. (доля авт.участ. – 2,5 п.л.).
Научно-методические статьи
34. Анохина Г.М. Развитие и саморазвитие личности ученика в образовательном процессе адаптив-ного обучения/ Г.М. Анохина // Материалы V традиционной научно-практической конференции «Социаль-но-психолого-педагогическая служба: перспективы профессионального сотрудничества и развития». 24 ян-варя 2007г. – Воронеж, 2007. – С.25-28, 0,3 п.л.
35. Анохина Г.М. Теоретико-методологические основы личностно развивающего образования в профильной школе /Г.М. Анохина, Т.Б.Ивашинина // Проблемы и перспективы предпрофильной подготовки и профильного обучения в современной системе образования. Материалы научно-практической конферен-ции ВУЗ – профильной школе. 9 декабря 2005 г. – Воронеж, 2006. – С. 60-64, 0,31 п.л. (доля авт.участ.- 0.2 п.л.).
36. Анохина Г.М.. Роль метода «анализ продуктов деятельности» в профильной ориентации уча-щихся / Г.М. Анохина // Роль и значение педагога-психолога в реализации приоритетных направлений раз-вития образовательной системы российской федерации. Материалы областной научно-практической конфе-ренции. 25 января 2006. – Воронеж, 2006. – С. 6-10, 0,31 п.л.
37. Анохина Г.М. Коррекционно-развивающее обучение с позиций личностно ориентированной па-радигмы. / Г.М. Анохина // Основные проблемы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Ма-териалы областных педагогических чтений. Воронеж, 29 марта 2006 г. – С. 12-18, 044 п.л.
38. Анохина Г.М. Технология занятия-поиска по естественнонаучным дисциплинам в системе адап-тивного обучения / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2006. – №15. – С.30-35, 0,4 п.л.
39. Анохина Г.М. Роль личностных ситуации в формировании осознанных знаний учащихся / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО.– 2005. – вып.14. – С. 20-24, 0,35 п.л.
40. Анохина Г.М. Концепция личностно адаптированной системы обучения / Г.М. Анохина // Из-вестия Воронежского педуниверситета. Личностно ориентированное образование: история, теория, практи-ка. – 2005. – Том 255. – С. 150-155, 0,32 п.л.
41. Анохина Г.М.Технология системы адаптивного обучения – фактор личностного роста учащихся / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2004. – С. 68-76, 0, 56 п.л.
42. Анохина Г.М. Проблема качества образования и один из путей его повышения / Г.М. Анохина, С.А Антипов // Вестник ВОИПКРО. – 2003. – С. 8-13, 0,31 п.л. (доля авт.участ.– 0,15 п.л.).
43. Анохина Г.М. Личностный смысл – генетическая основа личностно ориентированного обучения / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2003. – Вып. 10. – С. 241-248, 0,43 п.л..
44. Анохина Г.М. Ведущие принципы, психологические и дидактические основы проблемно-модульного обучения /Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 2002. – Вып. № 8. – С. 40-44, 0,31 п.л.
45. Анохина Г.М.Технология проблемно-модульного обучения как реализация концепций систем-ного и личностного подходов / Г.М. Анохина // Материалы ХLI научно-технической конф., ЧГАУ, ч. I, Че-лябинск, 2002. – С. 96-100, 0,31 п.л.
46. Анохина Г.М. Проблема развития одаренности в системе адаптивного обучения / Г.М. Анохина // Одаренность: рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практ. конф. 21-23 января. – Воро-неж, 2002. – С. 429-432, 0,25 п.л.
47. Анохина Г.М. Психологические и дидактические аспекты технологий коммуникативного обуче-ния / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2001. – Вып. 7. – С. 17-22, 0,4 п.л.
48. Анохина Г.М. Занятие-поиск в системе обучения в сельской малочисленной школе / Г.М. Ано-хина // Сельская малочисленная школа: настоящее, будущее. – Воронеж, 2001. – С. 25-29, 0,31 п.л.
49. Анохина Г.М., Основные проблемы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. / Г.М. Анохина, В.В.Васильев, А.И.Доровской, Л.А.Обухова. – Воронеж: ВОИПКРО, 2007. – 164 с., 8,5 п.л. (доля авт.участ. 2 п.л.).
50. Анохина Г.М. Личностный рост учащихся как следствие организации адаптивного обучения в сельской малочисленной школе / Г.М. Анохина // Гуманистические подходы в работе сельской малочис-ленной школы. – Воронеж: ВОИПКРО, 2000. – С. 11-17, 0,44 п.л.
51. Анохина Г.М..Проблема личностно ориентированного обучения в системе повышения квалифи-кации учителей / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2000. – Вып. 6. – С. 34-37, 0,31 п.л.
52. Анохина Г.М. Проблемы психологической экологии – проблемы гуманизации в личностно ори-ентированном образовании / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО. – 2000. – Вып. 5.– С. 10-11, 0,5 п.л.
53. Анохина Г.М. Проблема личностно ориентированного образования в науке и практике накануне третьего тысячелетия / Г.М. Анохина // Образование – ХХI век. Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж, 1999. – С. 34-37, 0,2 п.л.
54. Анохина Г.М. Психолого-педагогические условия адаптивного обучения в сельской малочис-ленной школе / Г.М. Анохина // Известия Воронежского педуниверситета. Личностно ориентированное об-разование: история, теория, практика. – 2000. – Том 250. – С. 162-166, 0,31 п.л.
55. Анохина Г.М. Мастерская как ведущая форма учебного занятия по физике в сельской малочис-ленной школе / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО, 1999. – Вып. 4. – С. 32-37, 0,4 п.л.
56. Анохина Г.М. О системе адаптивного обучения в сельской малочисленной школе / Г.М. Анохи-на // Вестник ВОИПКРО, 1999. – С. 26-31, 0,4 п.л.
57. Анохина Г.М. Психоинтеллектуальный аспект проблемы формирования понятийного мышления учащихся / Г.М. Анохина // Вестник ВОИПКРО, 1999. – Вып. 2. – С. 25-28, 0,5 п.л.
58. Анохина Г.М. Проблемы психологической экологии в личностно ориентированном образовании / Г.М. Анохина // Гармонизация образования – ХХI век. Материалы международной научно-практич. конф. – Воронеж, 1998. – С. 358-360, 0,2 п.л.
59. Анохина Г.М. Проблемы гармонизации образования в системе адаптивного обучения учащихся / Г.М. Анохина // Гармонизация образования: ХХI век. Материалы научно-практич. конф. – Воронеж, 1998. – С. 353-356, 0,2 п.л.
60. Анохина Г.М. Компьютерный банк данных о новых педагогических технологиях / Г.М. Анохина // Актуальные проблемы информационного мониторинга. Материалы научно-практич. конф. – Воронеж, 1998. – С. 24-26, 0,2 п.л.
61. Анохина Г.М. Воспитание в духе любви, ответственности, служения отечеству / Г.М. Анохина // Под крышей дома моего. Материалы областной научно-практ. конф., посвященной 40-летию школ-интернатов. – Воронеж: ВОИПКРО, 1997. – С. 23-26, 0,3 п.л.
62. Анохина Г.М. Дидактические проблемы школьного обучения: от пушкинского лицея к совре-менности / Г.М. Анохина // Возрождение и развитие лучших традиций отечественной школы. Материалы научно-практич. конф. – Воронеж, 1997. – С. 97-99, 2 п.л.
63. Анохина Г.М. Стандартизация образования и оценивание знаний учащихся / Г.М. Анохина // Подготовка педагогического коллектива к реализации стандартизации образования. – Воронеж: ВОИПКРО, 1995. – С. 25-35, 0,4 п.л.
64. Анохина Г.М. Деятельность как основа патриотизма / Г.М. Анохина // Дидактика общечелове-ческого и национально-особенно о в образовательных системах. – Чебоксары, 1995. – С. 74-75, 0,4 п.л.
65.Анохина Г.М. Проблемы патриотического воспитания в школе / Г.М. Анохина // Система учеб-но-воспитательной работы в современной школе. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. – Улья-новск, 1995. – С. 64-67, 0,25 п.л.
66. Анохина Г.М. Формирование понятия «передовой педагогический опыт» с помощью ЭВМ / Г.М. Анохина // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза. – Челябинск: ЧГПИ, 1994. – С. 56-58, 0,2 п.л.
67. Анохина Г.М. Формирование компьютерного банка данных о передовом педагогическом опыте / Г.М. Анохина // Российско-Американский симпозиум по проблемам интеграции образовательных систем. Тезисы выступлений. – Воронеж, 1993. – С. 39-41, 0,3 п.л.
68. Анохина Г.М. Принципы системного подхода как основа формирования понятия передовой пе-дагогический опыт / Г.М. Анохина // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза: Межвуз. науч. семинар. – Челябинск: ЧГПУ, 1993. – С. 89-92, 0,25 п.л.
69. Анохина Г.М. Нестандартные уроки физики В.Д. Денисовой / Г.М. Анохина // Нести радость детям. – Воронеж: ВОИУУ, 1992. – С. 102-115, 0,25 п.л.
70. Анохина Г.М. Пути предупреждения утомляемости школьников и повышения их уровня обуче-ния в классе малокомплектной школы / Г.М. Анохина // Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков: Сб. науч. тр. – Воронеж: ВГПИ, 1993. – С. 76-79, 0,25 п.л.
71. Анохина Г.М. Систематизация физических знаний с помощью научной картины мира / Г.М. Анохина // Активизация познавательной деятельности и активные методы обучения: Сб. науч. тр. – Крас-нодар: КГПИ, 1993. – С. 64-66, 0,2 п.л.
72. Анохина Г.М. Особенности содержания обучения в сельской малокомплектной школе / Г.М. Анохина // Нести радость детям. – Воронеж: ВОИУУ, 1993. – С. 53-55, 0,2 п.л.
73. Анохина Г.М. Дидактогения и психологическое здоровье / Г.М. Анохина // Нести радость де-тям. – Воронеж: ВОИУУ, 1993. – С. 14-17, 0,25 п.л.
74. Анохина Г.М. Пути оптимизации процесса переподготовки В ИУУ / Г.М. Анохина // Формы и методы в системе непрерывного педагогического образования. – Челябинск: ЧГПИ, 1992. – С. 50-52, 0,2 п.л.
75. Анохина Г.М. Совершенствование психолого-педагогической переподготовки молодых учите-лей / Г.М. Анохина // Приобщение к педагогической профессии. – Воронеж: ВГПИ, 1992. – С. 119-122, 0,25 п.л.
76. Анохина Г.М. Формирование понятия «проблемная ситуация» в процессе деловой комплексной дидактической игры / Г.М. Анохина // Научные понятия в современном учебном процессе школы и вуза. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конф. – Челябинск: ЧГПИ, 1992. – С. 54-55, 0,13 п.л.
77. Анохина Г.М. Совершенствование нравственного воспитания в школе на основе изучения лич-ности учащихся / Г.М. Анохина // Проблемы нравственности в подготовке учительских кадров: Тез. докл. науч.-практ. конф. – Белгород: БГПИ, 1992. – С. 49-51, 0,2 п.л.
78. Анохина Г.М. Проблема самовоспитания и самосовершенствования личности / Г.М. Анохина // Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодёжи: Материалы Всесоюзн. конф. – Запорожье: ЗГУ, 1991. – С. 75-78, 0,25 п.л.
79. Анохина Г.М. Психолого-дидактические принципы организации учебного процесса мастерами педагогического труда / Г.М. Анохина // Педагогическое творчество учителя. Сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПИ, 1991. – С. 15-17, 0,2 п.л.
80. Анохина Г.М. Роль учителя в развитии способностей детей / Г.М. Анохина // Дидактические методы работы с одаренными школьниками. – Воронеж: ВОИУУ, 1991. – С. 25-26, 0,25 п.л.
81. Анохина Г.М. Психолого-педагогическое обоснование укрупненных дидактических единиц / Г.М. Анохина // Учиться работать по-новому. – Воронеж: ВОИУУ, 1990. – С. 92-95, 0,25 п.л.
82. Анохина Г.М. Взаимосвязь развития понятий, физических теорий и научной картины мира / Г.М. Анохина // Вопросы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГПИ, 1990. – С. 103-104, 0,25 п.л.
83. Анохина Г.М. Психолого-дидактический подход к анализу деятельности педагогов-новаторов / Г.М. Анохина // Методология, теория и практика педагогического творчества: материалы Всесоюзной на-учно-практической конференции. – Челябинск, 1990. – С. 64-65, 0,25 п.л.
84. Анохина Г.М. Понятие системность знаний по физике в общей и частной дидактиках / Г.М. Анохина // Вопросы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студен-тов вузов: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГПИ, 1989. – С. 37-40, 0,25 п.л.
85. Анохина Г.М. Систематизация на основе строения физической теории / Г.М. Анохина // Вопро-сы методологии и методики формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материа-лы Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – С. 98-102, 0,13 п.л.
86. Анохина Г.М. Целостный подход к формированию физических понятий на подготовительном отделении вуза / Г.М. Анохина // Совершенствование процесса формирования понятий у учащихся школ и студентов педвузов: Тезисы докл. на Всесоюзной науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – С. 42-43, 0,13 п.л.
87. Анохина Г.М. Принцип системности и вопросы методологии познания в заданиях для контроля знаний студентов по физике / Г.М. Анохина / Воронеж. гос.университет. – Воронеж, 1985. – Деп. в НИИ ВШ 14.07.84, № 734-84.
88. Анохина Г.М. Некоторые методы и средства формирования системных знаний студентов по фи-зике / Г.М. Анохина // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза: матер. на-уч.-практ. конф. – Новосибирск, 1983. – С. 74-77, 0,35 п.л.
Учебные программы
89. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Личностные ситуации в образовательном процессе (для педагог. работников образов. учрежд. всех типов и видов). / Г.М. Анохина // Дополнительные профессио-нальные образовательные программы. Педагогика и психология. – Воронеж, 2006, 0,2 п.л.
90. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Нейрофизиологические и психолого-педагогические осно-вы личностно развивающего образовательного процесса». / Г.М. Анохина // Дополнительные профессио-нальные образовательные программы. Педагогика и психология. – Воронеж, 2006, 0,2 п.л.
91. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Личностно развивающие педагогические средства в обра-зовательной системе (для пед.раб.образ.учрежд.)» / Г.М. Анохина // Дополнительные профессиональные образовательные программы. Педагогика и психология. – Воронеж, 2005, 0,6 п.л.
92.Анохина Г.М. Программа спецкурса «Синергетические идеи в педагогике» (для пед.раб.образ.учрежд. всех категорий и спец.)» / Г.М. Анохина // Дополнительные профессиональные обра-зовательные программы. Педагогика и психология.– Воронеж, 2004, 0,6 п.л.
93. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Адаптивное обучение: методология, психология, техноло-гия (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохина // Дополнительные профессиональные образовательные программы. Педагогика и психология. – Воронеж, 2002, 0,6 п.л.
94. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Здоровьесберегающие образовательные технологии (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохи-на // Дополнительные образовательные профессиональные программы. Педагогика и психология. – Воро-неж, 2002, 0,5 п.л.
95. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Психологические и дидактические основы технологии личностной ориентации (для преподавателей физики, химии, биологии, географии)» / Г.М. Анохина // До-полнительные профессиональные образовательные программы. Педагогика и психология. – Воронеж, 2002, 0,5 п.л.
96. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Педагогические технологии обучения нового века» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2001, 0,5 п.л.
97. Анохина Г.М.Программа спецкурса «Технологии обучения мастеров педагогического труда (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохи-на // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работ-ников образования Воронежской области. – Воронеж, 2001, 0,65 п.л.
98. Анохина Г.М. Программа модульного спецкурса «Психология и педагогика традиционного и личностно ориентированного обучения (для преподавателей педучилищ)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2000, 0,5 п.л.
99. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Педагогические технологии личностно ориентированного обучения (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалифи-кации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1998, 0,5 п.л.
100. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Современные педагогические технологии развивающего обучения (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалифи-кации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1999, 0,6 п.л.
101. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения в сельской (малочисленной) школе (для педагогических работников сельских (малочисленных) школ)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1999, 0,3 п.л.
102. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Система адаптивного обучения» / Г.М. Анохина // Учеб-ный план и программа курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников (пси-холого-педагогический блок). – Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – С. 139-155, 1 п.л.
103. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Технология занятия-поиска как реализация в учебном процессе концепции личностно-деятельностного подхода в обучении (для учителей физики, географии, био-логии и химии)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов по-вышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2001, 0,5 п.л.
104. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Педагогические технологии обучения нового века» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2001, 0,5 п.л.
105. Анохина Г.М.Программа спецкурса «Технологии обучения мастеров педагогического труда (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» /Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2001, 0,65 п.л.
106. Анохина Г.М. Программа модульного спецкурса «Психология и педагогика традиционного и личностно ориентированного обучения (для преподавателей педучилищ)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 2000, 0,5 п.л.
107. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Педагогические технологии личностно ориентированно-го обучения (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специально-стей)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения ква-лификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1998, 0,5 п.л.
108. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Современные педагогические технологии развивающего обучения (для педагогических работников образовательных учреждений всех категорий и специальностей)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалифи-кации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1999, 0,6 п.л.
109. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения в сельской (малочисленной) школе (для педагогических работников сельских (малочисленных) школ)» / Г.М. Анохина // Сб. дополнит. профессиональных образоват. программ. Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. – Воронеж, 1999, 0,3 п.л.
110. Анохина Г.М. Программа спецкурса «Система адаптивного обучения» / Г.М.Анохина // Учеб-ный план и программа курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников (пси-холого-педагогический блок). – Воронеж: ВОИПКРО, 1996. – С. 139-155, 1 п.л.