- поставлена и решена на теоретико-методологическом, дидактическом и методическом уровнях проблема проектирования и реализации педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетентности, позволившей обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки современного технического специалиста;
- разработана и обоснована концепция формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров, необходимость реализации которой обусловлена процессами глобализации и интернационализации профессиональной деятельности в технической сфере и направлена на развитие их готовности к профессиональному и межкультурному общению в иноязычной среде. В основе концепции лежат следующие идеи: интеграция формального, неформального и информального образования в целостную систему непрерывной иноязычной подготовки, в которой студент занимает активную позицию и реализует себя как субъект межкультурной, межличностной и коммуникативной деятельности; смена ролевых позиций студентов: обучаемый ® самообучающийся ® обучающий в процессе формирования иноязычной компетентности; создание культурно-образовательно-воспитательной среды, нацеленной на усвоение системы ценностей, норм поведения, особенностей культуры страны изучаемого языка; реализация последовательности образовательных этапов: от представлений - к знаниям, от знаний - к умениям и навыкам и далее - к компетентности; использование проектных технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности;
- обоснованы методологические подходы к проектированию педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров: системный, в контексте которого все составляющие формального, неформального и информального иноязычного образования можно организовать в единую, оптимально действующую и динамично развивающуюся педагогическую систему; личностно-деятельностный, в соответствии с которым в процессе обучения происходит не только усвоение знаний, но развитие познавательных, творческих и профессиональных способностей личности, создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности; коммуникативно-компетентностный, позволяющий в качестве теоретической основы формулирования целей образовательных систем по конечному (предполагаемому) результату определить структуру иноязычной коммуникативной компетентности технического специалиста, представленную на трех уровнях: лингвистическом, коммуникативном и прагматическом; проблемно-проектный, который позволяет организовать процесс иноязычного образования, в котором студенты совершают самостоятельный целенаправленный, продуктивный поиск, переработку и актуализацию знаний в процессе выполнения иноязычных лингвистических, коммуникативных и профессионально направленных проблемно-проектных заданий различной степени сложности; культурологический, обеспечивающий построение процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов как диалог культур, в котором студент изначально занимает активную позицию и раскрывается как субъект межъязыковой, межкультурной и межличностной коммуникации;
- разработана теоретическая модель педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетентности, отражающая положенные в ее основу идеи и принципы (преемственности, дополнительности, сочетания эвристических и репродуктивных методов, междисциплинарной интеграции, социокультурной и профессиональной направленности, вариативности группового взаимодействия), включающая элементы формального, неформального и информального иноязычного образования, его этапы и методы, позволяющая оптимизировать иноязычную подготовку будущего инженера;
- разработаны критерии эффективности функционирования педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетентности, соответствующие ее компонентной структуре (мотивационный, когнитивный и рефлексивно-оценочный) и позволяющие оценить у будущих инженеров степень выраженности мотивов изучения иностранных языков, уровень понимания студентами иноязычной информации, сформированность рефлексивных умений, способности студентов к самоуправлению.
1.Галимзянова, И.И. Моделирование языкового пространства как фактор формирования языковой компетентности будущих менеджеров в учебно-воспитательном процессе / И.И. Галимзянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2006. – 140 с.
2.Галимзянова, И.И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у будущих инженеров / И.И. Галимзянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. – 169 с.
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных научных результатов на соискание ученой степени доктора наук
3.Галимзянова, И.И. Воспитательный и интеллектуальный потенциал языковой подготовки в формировании культуры студента технологического университета / И.И. Галимзянова, С.В. Вьюгина // Ученые записки Казанской государственной ветеринарной академии. – 2006. – Т. 186. – С. 511-519. (авторских – 0,6 п.л.) (поступила в печать 16.10.2006г.).
4.Галимзянова, И.И. Социальный характер воспитания для условий высшей школы / И.И. Галимзянова // Ученые записки Казанской государственной ветеринарной академии. – 2006. – Т. 188. – С. 270-281. (поступила в печать 23.11.2006г.).
5.Галимзянова, И.И. Воспитание как социокультурный феномен / И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 5. – С. 203-207.
6.Галимзянова, И.И. Формирование профессиональной компетентности студента на занятиях иностранного языка в техническом вузе / И.И. Галимзянова // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – Вып. 2. (58). – С. 376-379.
7.Галимзянова, И.И. Формирование профессионально-ориентированной языковой подготовки в пространстве технического вуза / И.И. Галимзянова // Научный журнал Московского гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение». – 2008. – №1. – С. 111-116.
8.Галимзянова, И.И. Иноязычная коммуникативная подготовка студентов технической специальности в процессе контекстного обучения / И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 4. – С. 127-132.
9.Галимзянова, И.И. Нормативно-организационный аспект реализации педагогической системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников технических вузов / И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 4. – С. 139-145.
10.Галимзянова, И.И. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего инженера / И.И. Галимзянова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – №10. – С. 52-57.
11.Галимзянова, И.И. Проектирование педагогической системы формирования у будущих инженеров иноязычной коммуникативной компетенции / И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 5. – С. 212-217.
12.Галимзянова, И.И. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом вузе в рамках УИРС / И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – № 5. – 212-217.
Учебные пособия, методические разработки
13.Галимзянова, И.И. Разговорный английский/Conversational English: учебно-методическое пособие для внеаудиторной работы студентов / И.И.Галимзянова – Казань: Изд-во «ИГМА-пресс», 2006.– 31 с.
14.Галимзянова, И.И. Материалы для тестирования и контроля качества знаний по английскому языку для студентов 1 курса: методическое пособие / И.И.Галимзянова, Ф.Г.Арефьева. – Казань: Изд-во «ИГМА-пресс», 2006. – 26 с. (авторских – 1,30 п.л.).
15.Галимзянова, И.И. Профильная лингвистическая программа «English village –Английская деревня» (воспитание и дополнительное образование в детском оздоровительном лагере): учебно-методическое пособие / И.И.Галимзянова. – Казань: ООО «Куратор», 2007. – 60 с.
16.Галимзянова, И.И Сборник тестов для контроля и самоконтроля знаний студентов технических вузов по дисциплине «Английский язык» / И.И.Галимзянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. – 146 с.
17.Галимзянова, И.И. Тексты на английском языке для инженеров: учебно-методическое пособие / И.И. Галимзянова, А.Г.Буянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2009. – 125 с. (авторских – 5,0 п.л.).
18.Галимзянова, И.И. Профессиональный английский язык инженера: учебное пособие (гриф УМО) / И.И. Галимзянова. – Казань: Изд-во «ИГМА-пресс», 2009.– 232 с.
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов
19.Галимзянова, И.И. Языковая подготовка специалистов в Казанском государственном технологическом университете / И.И. Галимзянова // Язык и методика его преподавания: материалы IV республиканской научно-практической конференции: сборник статей. – Казань: Изд-во КГУ, 2002. – С. 16-19.
20.Галимзянова, И.И. Языковая подготовка студентов-менеджеров на социально-экономическом факультете КГТУ / И.И. Галимзянова // Язык и методика его преподавания: материалы V Республиканской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2003. – С. 34-37.
21.Галимзянова, И.И. Роль и место иностранного языка в формировании профессиональных качеств будущих менеджеров / И.И. Галимзянова // Исследования и приоритеты в науке и образовании. – Казань: Изд-во КГТУ, 2003. – С. 886-900.
22.Галимзянова, И.И. Языковая практика студентов в рамках профильной программы «English village–Английская деревня» / И.И. Галимзянова // Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы: материалы всероссийского семинара руководителей и ППС ЦППКП и ФПКП. – Казань: Изд-во КГТУ, 2003. – С. 89-91.
23.Галимзянова, И.И. Педагогические условия формирования языковой компетентности / И.И. Галимзянова // Язык и методика его преподавания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2004. – С. 36-39.
24.Галимзянова, И.И. Профильная лингвистическая программа «English village – Английская деревня» / И.И. Галимзянова // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков, 2003. – Казань: Экоцентр, 2004. – С. 143-144.
25.Галимзянова, И.И. Об особенностях языковой подготовки в технологическом вузе / И.И. Галимзянова // Инновационное образование в техническом университете: материалы международной научно-методической конференции. – Казань: Изд-во КГТУ им. Туполева, 2004. – С. 552-555.
26.Галимзянова, И.И. Социокультурные предпосылки формирования языковой компетентности студентов / И.И. Галимзянова // Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования: материалы межвузовской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2004. – С. 299-304.
27.Галимзянова, И.И. Язык как средство сохранения национальной ментальности в условиях глобализации мира / И.И. Галимзянова, А.И. Мингалеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. – 2005. – №2. Спец. выпуск. Часть II. – С. 82-86. (авторских – 0,25 п.л.).
28.Галимзянова, И.И. Особенности воспитания студентов средствами иностранного языка / И.И. Галимзянова // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний и Российской международной академии туризма. – Казань: Изд-во «Альфа», 2005. – С. 62-65.
29.Галимзянова, И.И. Некоторые подходы к практике обучения иностранным языкам / И.И. Галимзянова // Язык и методика его преподавания: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2005. – С. 44-46.
30.Галимзянова, И.И. Современные подходы к воспитанию молодежи средствами иностранного языка / И.И. Галимзянова // «Дни науки» Института гуманитарных и социальных технологий КГТУ: материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Казань: Изд-во КГТУ, 2005. – С. 346-349.
31.Галимзянова, И.И Языковая подготовка специалистов в рамках дополнительного образования / И.И. Галимзянова // Актуальные проблемы развития дополнительного образования в условиях реформирования образовательной отрасли: материалы VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию. – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2006. – С. 229-231.
32.Галимзянова, И.И. Организация образовательной и воспитательной среды в рамках профильной лингвистической программы «English village» / И.И.Галимзянова, Н.Х. Мифтахова // Активизация деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам: материалы городского семинара. – Казань: Лонгман, 2006. – С. 25-30. (авторских – 0,3 п.л.).
33.Галимзянова, И.И. Современные подходы в воспитании студентов / И.И.Галимзянова // Жить в XXI веке: VI Республиканская школа студентов и аспирантов. – Казань: Изд-во КГТУ, 2006. – С. 199-201.
34.Галимзянова, И.И. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в Казанском государственном технологическом университете / И.И. Галимзянова // Прикладная филология и инженерное образование: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции. Ч. I. – Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2006. – С. 15-20.
35.Галимзянова, И.И. Организация языковой подготовки учащихся в каникулярное время в рамках профильной лингвистической программы «English village» / И.И. Галимзянова // Образование: вчера, сегодня, завтра. Научно-практическая Интернет-конференция. – Оренбург: Детство, 2007. – С. 149-153.
36.Галимзянова, И.И. Культурологический подход как метод проектирования и создания воспитательного пространства в рамках языковой подготовки / И.И. Галимзянова // Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы международной научно-методической конференции. – Казань: Изд-во КГУКИ, 2007. – С. 320-324.
37.Галимзянова, И.И. Воспитательный потенциал вуза как системное взаимодействие участников целостного педагогического процесса / И.И.Галимзянова // Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы: материалы Х Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во ИПППО РАО, 2007. – С. 83-86.
38.Галимзянова, И.И. К вопросу о межкультурной коммуникации будущих специалистов / И.И. Галимзянова // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: сборник материалов международной научной конференции. – Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2007. – С. 66-70.
39.Галимзянова, И.И. Факторы, влияющие на содержательную сущность и использование воспитательного ресурса вуза / И.И. Галимзянова // Надежность и качество: труды международного симпозиума. Т.1. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2007. – С. 73-76.
40.Галимзянова, И.И. Воспитание студентов средствами иностранного языка в учебно-воспитательном процессе / И.И. Галимзянова // Актуальные проблемы профессионального образования: учебно-методическое обеспечение инновационного образовательного процесса. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. –
С. 212-216.
41.Галимзянова, И.И. Роль фундаментальной и языковой подготовки в рамках дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной подготовки коммуникации» / И.И. Галимзянова // Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе: материалы республиканского методического семинара. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. – С. 35-43.
42.Галимзянова, И.И. Формирование социокультурной компетенции будущего инженера в процессе обучения иностранному языку / И.И. Галимзянова // Языковые и культурные контакты различных народов: материалы международной научно-методической конференции. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2007. – С. 81-84.
43.Галимзянова, И.И Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков / И.И. Галимзянова // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: материалы всероссийской научно-методической конференции. – СПб: РИЦ СПГГИ, 2007. – С. 122-127.
44.Галимзянова, И.И. Влияние социолингвистических факторов на повышение мотивации в процессе изучения иностранных языков / И.И.Галимзянова, Е.В. Ергулева // Иностранные языки в современном мире: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2007. – С. 179-186. (авторских – 0,5 п.л.).
45.Галимзянова, И.И. Роль фундаментальной и языковой подготовки в рамках дополнительной образовательной программы «переводчик в сфере профессиональной подготовки коммуникации» / И.И. Галимзянова // Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе: материалы республиканского межвузовского методического семинара. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. – С. 35-43.
46.Галимзянова, И.И. Коммуникативная деятельность студента в процессе изучения иностранного языка / И.И. Галимзянова // Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе: материалы II Республиканского межвузовского методического семинара. – Казань: Изд-во КГТУ, 2008. – С. 24-30.
47.Галимзянова, И.И. О влиянии мотивации на успеваемость учащихся в процессе обучения иностранному языку / И.И. Галимзянова // Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. – Казань: Изд-во ЗАО «Новое знание», 2008. – С. 114-119.
48.Галимзянова, И.И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции инженера / И.И. Галимзянова // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы международной научно-практической конференции. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2008. – С. 23-28.
49.Галимзянова, И.И. Болонский процесс и вопросы преподавания иностранного языка в неязыковом вузе / И.И. Галимзянова, Н.Х. Мифтахова // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГУ, 2008. – С. 48-57 (авторских – 0,5 п.л.).
50.Галимзянова, И.И. Иноязычная коммуникативная компетенция у студентов в рамках УИРС / И.И. Галимзянова // Университет в системе непрерывного образования: материалы международной научно-методической конференции. – Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. – С. 194-197.
51.Галимзянова, И.И. Компетентностно-ориентированный подход в профессиональном образовании / И.И. Галимзянова // Менеджмент качества в системе образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2008. – С. 41-47.