Научная тема: «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Показано, что в современных условиях обучение решению задач с помощью компьютера в роли инструмента исследования должно выступать составляющей как школьного, так и вузовского физического образования.
  2. Сформулирована концепция методики обучения решению физических задач с помощью компьютера как составляющей физического образования, расширяющая понимание роли компьютера в обучении физике в школе и в вузе.
  3. Предложены модели процесса решения физических задач с помощью компьютера, дополняющие друг друга: 1)модель выбора метода решения физических задач с помощью компьютера; 2)модель решения задач обобщенным методом предписаний; 3)модель методики решения физических задач; 4)модель проведения анализа ответа физической задачи.
  4. Предложена модель уровней «идей и методов решения» физических задач.
  5. Создана модель методической системы обучения решению физических задач с помощью компьютера.
  6. Разработана методика решения физических задач с помощью компьютера в средней (полной) школе и в вузе, включающая классификацию процессов решения задач и типологию задач, исходя из системно-структурного анализа задачи, систему разноуровневых задач, модельных и имитационных лабораторных работ, а также учебно-методическое обеспечение обучения выбору метода решения задачи, решению задачи обобщенным методом предписаний и анализу ответа задачи, решенной с применением компьютера.

 

Список опубликованных работ
Монографии

1.Петросян, В.Г. Решение задач по физике с помощью компьютера [Текст]: Монография / В.Г.Петросян. – М.: Прометей, 2004. 176 с. (11 п.л.) - Гриф РИС МПГУ

2.Петросян, В.Г. Обобщенные методы решения физических задач [Текст]: Монография / В.Г.Петросян. – Нальчик: 1998. 146 с. (9,1 п.л.).

Научно-методические издания

3.Петросян, В.Г. и др. Концепция физического образования в Кабардино-Балкарской Республике [Текст] / В.Г.Петросян: Нальчик: КБГУ, 1996. 108 с. (6,75 п.л., авторских – 2 п.л.-30%) Гриф МОН КБР.

Учебные и учебно-методические издания

4.Петросян, В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера и развитие творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян. – Нальчик: Каб.-Балк. гос. ун-т., 2000. 236 с. (14,7 п.л.) - Гриф УМО вузов РФ по педагогическому образованию.

5.Петросян, В.Г. Методика решения задач по физике [Текст] / В.Г.Петросян. Нальчик: Каб.-Балк. гос. ун-т., 2002. – 492 с. (30,7 п.л.) Гриф УМС по физике УМО по классическому университетскому образованию.

6.Петросян, В.Г., Лихицкая, И.В., Бейтокова, Л.Р., Газарян, Р.М. Решение физических задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, И.В. Лихицкая, Л.Р. Бейтокова, Р.М. Газарян. – Нальчик: Каб.-Балк. гос. ун-т., 2003. – 256 с. (16 п.л., авторских – 10 п.л. – 63%) Гриф УМС по физике УМО по классическому университетскому образованию.

7.Петросян, В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера в средней школе [Текст] / В.Г.Петросян. Нальчик: Каб.-Балк. гос. ун-т., 1997. 143 с. (8,9 п.л.).

8.Петросян, В.Г. Решение физических задач эвристическим методом и развитие творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян. Нальчик, 1998. 116 с. (19 п.л.).

9.Петросян, В.Г., Гайтукиева, А.У-Г. Методика обобщений при решении задач по физике [Текст] / В.Г.Петросян, А. У-Г. Гайтукиева. Нальчик, 2002. 64 с. (4 п.л., авторских – 3 п.л. – 70%).

10.Петросян, В.Г., Долгополова, Л.В., Емельченко, А.А., Перепеча, И.Р. Решение физических задач с помощью ЭВМ [Текст] / В.Г.Петросян, Л.В. Долгополова, А.А. Емельченко, И.Р. Перепеча: учебное изд. – Нальчик, 1994. 68 с. (4,3 п.л., авторских – 3 п.л. – 70%).

11.Петросян, В.Г., Долгополова, Л.В., Лихицкая, И.В. Методы расчета резисторных схем [Текст] / В.Г.Петросян, Л.В. Долгополова, И.В. Лихицкая. – Нальчик: КБГУ, 2000. 59 с. (3,7 п.л., авторских – 2 п.л. – 54%).

12.Петросян, В.Г., Емельченко, А.А., Поздняков, А.В. Динамика колебательного –движения [Текст] / В.Г. Петросян, А.А. Емельченко, А.В. Поздняков: Нальчик: КБГУ, 1986. 40с (2,5 п.л., авторских – 1 п.л. – 40%).

13.Петросян, В.Г., Емельченко, А.А., Долгополова, Л.В., Захарченко, Г.В. Решение физических задач с помощью программируемых микрокалькуляторов [Текст] / В.Г.Петросян, А.А. Емельченко, Л.В. Долгополова, Г.В.Захарченко: Нальчик: КБГУ, 1987. 40 с. (2,5 п.л., авторских – 1 п.л. – 40%).

14.Петросян, В.Г., Карашаев, А.А. Сборник вопросов, задач и упражнений по курсу “Физика и химия”, 5 - 6 класс [Текст] / В.Г.Петросян, А.А. Карашаев. Нальчик: Изд-во «Адыгея», г. Майкоп, 1997. 155 с. (9,7 п.л., авторских – 8 п.л. – 82%). Гриф МОН КБР.

15.Петросян, В.Г. Сборник вопросов, задач и упражнений по Физике, 6 класс [Текст] / В.Г.Петросян. Нальчик: Изд-во «Адыгея», г. Майкоп, 1997. 155 с. (9,7 п.л.) Гриф МОН КБР.

16.Петросян В.Г., Карашаев А.А., Мальбахов А.М. Сборник вопросов, задач и упражнений по физике, 7 класс [Текст] / В.Г.Петросян, А.А. Карашаев, А.М, Мальбахов. Нальчик: Изд-во «Поматур», 1998. 90 с. (5,6 п.л., авторских – 4 п.л. – 71%). Гриф МОН КБР.

17.Петросян, В.Г., Карашаев, А.А., Мальбахов, А.М. Сборник вопросов, задач и упражнений по физике, 8 класс [Текст] / В.Г.Петросян, А.А. Карашаев, А.М, Мальбахов. Нальчик: Изд-во «Поматур», 1999. 100 с. (6,25 п.л., авторских – 5 п.л. – 80%). Гриф МОН КБР.

18.Петросян, В.Г., Карашаев, А.А., Мальбахов, А.М. Сборник вопросов, задач и упражнений по физике, 9 класс [Текст] / В.Г.Петросян, А.А. Карашаев, А.М, Мальбахов. Нальчик: Изд-во «Поматур», 2000. 90 с. (5,6 п.л., авторских – 4 п.л. – 71%). Гриф МОН КБР.

19.Петросян, В.Г., Хоконов, Х.Б., Мальбахов, А.М. Карашаев, А.А. Физика 7 класс [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Петросян, Х.Б. Хоконов, А.М. Мальбахов, А.А. Карашаев. Нальчик: Изд-во «Поматур», 1999. 164 с. (6,25 п.л., авторских – 3 п.л. – 48%). Гриф МОН КБР.

20.Петросян, В.Г., Хоконов, Х.Б., Мальбахов, А.М. Карашаев, А.А., Поздняков, А.В. Физика 8 класс [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Петросян, Х.Б. Хоконов, А.М. Мальбахов, А.А. Карашаев, А.В. Поздняков. Нальчик: Изд-во «Поматур», 1999. 191 с. (12 п.л., авторских – 4,8 п.л. – 40%). Гриф МОН КБР.

21.Петросян, В.Г., Хоконов, Х.Б., Мальбахов, А.М. Карашаев, А.А., Поздняков, А.В. Физика 9 класс [Текст]: Учебное пособие/ В.Г. Петросян, Х.Б. Хоконов, А.М. Мальбахов, А.А. Карашаев, А.В. Поздняков. Нальчик: Изд-во «Поматур», 2003. 208 с. (13 п.л., авторских – 5,2 п.л. – 40%). Гриф МОН КБР.

22.Петросян, В.Г., Мальбахов, А.М., Карашаев, А.А. Билеты. Базовый курс физики 7 – 9 классы [Текст]: (Рекомендации и указания) / В.Г. Петросян, А.М. Мальбахов, А.А. Карашаев. – Нальчик: Изд-во «Поматур», 2001. 48 с. (3 п.л., авторских – 2п.л. – 67%).

23.Петросян, В.Г. Пособие по решению задач [Текст] / В.Г.Петросян: Нальчик, 2003. – 108 с. (6,75 п.л.)

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

24.Петросян, В.Г., Долгополова, Л.В., Захарченко, Т.В. Использование ПМК при решении физических задач [Текст] / В.Г.Петросян, Л.В. Долгополова, Т.В. Захарченко // Физика в школе. 1989. №5. С. 62 64. (0,2 п.л., авторских – 0,1п.л. – 50%).

25.Петросян, В.Г., Поздняков, А.В., Долгополова, Л.В. Проверка решения задач по механике [Текст] / В.Г.Петросян, А.В. Поздняков, Л.В. Долгополова // Физика в школе. 1990. №5. С.179 - 181. (0,2 п.л., авторских – 0,1п.л. – 50%).

26.Петросян В.Г., Петросян Т.В. Методы перебора в решении физических задач // “Информатика и образование”. 1996. №3. С. 73 83. (0,62 п.л., авторских – 0,4 п.л. – 66%).

27.Петросян, В.Г. Использование графических возможностей ЭВМ при решении физических задач [Текст] / В.Г.Петросян // “Информатика и образование”. 1996. №4. С. 69 79. (0,62 п.л.).

28.Петросян, В.Г., Перепеча, И.Р., Петросян, Л.В. Методы решения физических задач на компьютере [Текст] / В.Г.Петросян, И.Р. Перепеча, Л.В. Петросян // “Информатика и образование”. 1996. №5. С. 94-99. (0,37 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 54%).

29.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М. Межпредметные связи информатики, физики, математики, биологии при решении задач [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян // “Информатика и образование”, 1998. №8. С. 63 68. (0,37 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 54%).

30.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М., Сидоренко, Д.А. Моделирование лабораторных работ физического практикума [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян, Д.А. Сидоренко // “Информатика и образование”. 1999. №2. С. 59 67. (0,5 п.л., авторских – 0,25 п.л. – 50%).

31.Петросян, В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян // Информатика в уроках и задачах: приложение к журналу “Информатика и образование”. 1999. №4: – М.: Информатика и образование. 1999. – С. 3 29.(1,62 п.л.).

32.Петросян, В.Г., Подлинов, Р.В., Пан, Е.К. Компьютерный физический практикум в школе [Текст] / В.Г.Петросян, Р.В. Подлинов, Е.К. Пан // “Информатика и образование”. 2001. №6. С. 84 89. (0,37 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 54%).

33.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Лихицкая, И.В. Решение задач на равноускоренное движение методами перебора [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, И.В. Лихицкая // «Информатика и образование». 2002. № 7. С.46 53. (0,5 п.л., авторских – 0,25 п.л. – 50%).

34.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Гайтукиева, А.У-Г. Решение задач на поиск экстремума методами перебора [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, А.У-Г. Гайтукиева // «Информатика и образование». 2003. №2. С.49 56. (0,44 п.л., авторских – 0,25 п.л. – 56%).

35.Петросян, В.Г., Гайтукиева, А.У-Г., Шериев, А.М. Постановка задачи как форма обучения решению задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, А. У-Г. Гайтукиева, А.М. Шериев // «Информатика и образование». 2003. № 9. С.77 82. (0,37 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 54%).

36.Петросян В.Г., Газарян Р.М., Бейтокова Л.Р. «Стохастические» задачи преследования [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян, Л.Р. Бейтокова // «Информатика и образование». 2003. № 11. С.42 48. (0,44 п.л., авторских – 0,25 п.л. – 56%).

37.Петросян, В.Г., Насипов, А.Ж., Лепежев, К.В. «Компьютерная поддержка уроков технологии в V-VI классах» [Текст] / В.Г.Петросян, А.Ж.. Насипов, К.В. Лепежев // «Информатика и образование». 2003. №12. С.93 96. (0,25 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 60%).

38.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М., Любицкий, А.А. «Бильярд в силовом поле» [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян, А.А. Любицкий // «Информатика и образование». 2004. № 2. С.66 70. (0,31 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 64 %).

39.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М. Решение задач по алгебре с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян // «Информатика и образование». 2004. № 9. С.54 58. (0,31 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 64 %).

Публикации в материалах международных конференций

40.Петросян, В.Г. и др. Компьютерные методы в физическом практикуме [Текст] / В.Г.Петросян // Тезисы докладов III конференции стран содружества. "Современный физический практикум". – Москва, 1995.

41.Петросян, В.Г. ЭВМ в общем физическом практикуме [Текст] / В.Г.Петросян и др. // Тезисы докладов международной конференции ФССО – 95. – Петрозаводск, 1995. – С. 26 – 27. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

42.Петросян, В.Г., Перепеча, И.Р., Дымов, Р.М., Петросян, Л.В. Решение физических задач курса общей физики на ЭВМ [Текст] / В.Г.Петросян, И.Р. Перепеча, Р.М. Дымов, Л.В. Петросян // Тезисы докладов международной конференции ФССО – 95. – Петрозаводск, 1995. – С. 42 – 43. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

43.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М. Развитие творческих способностей учащихся при решении задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие. “ELBRUS-97”»: Тезисы докладов. – Нальчик, 1997.- С. 57 – 59. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

44.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М. Трансфер как средство развития творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие. “ELBRUS-97”»: Тезисы докладов. – Нальчик, 1997.- С. 60 - 61. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

45.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М., Люгай, С. Математический бильярд в силовом поле [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян С. Люгай // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие. “ELBRUS-97”»: Тезисы докладов. – Нальчик, 1997. С. 63 65(0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50%).

46.Петросян, В.Г. Программа факультативного спецкурса “Методы решения физических задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие. “ELBRUS-97”»: Тезисы докладов. – Нальчик, 1997. – С. 68 – 70. (0,2 п.л.).

47.Петросян, В.Г. Методы решения физических задач с помощью компьютера и развитие творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян //Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии и их региональное развитие. “ELBRUS-97”»: Тезисы докладов. – Нальчик, 1997. – С.65 – 68. (0,2 п.л.).

48.Петросян, В.Г. и др. Технологические задачи как средство развития творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян // Материалы Международной научно-практической конференции МПГУ (4 – 5 февраля 2003 г.). – М.: 2003. С. 129 – 131. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

49.Петросян, В.Г., Лепежев, К.В., Бейтокова, Л.Р. Постановка и реализация имитационной компьютерной лабораторной работы по физике «Определение скорости звука в воздухе» [Текст] / В.Г.Петросян, К.В. Лепежев, Л.Р. Бейтокова // Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вуз. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2003. С. 74 81. (0,5 п.л., авторских – 0,3 п.л. – 60 %).

50.Петросян, В.Г., Лихицкая, И.В., Бейтокова, Л.Р. Постановка и решение исследовательских задач по физике при помощи компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, И.В. Лихицкая, Л.Р. Бейтокова // Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вуз// Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2003. С. 113 121. (0,5 п.л., авторских – 0,3 п.л. – 60 %).

51.Петросян В.Г., Лихицкая И. В., Гайтукиева А. У-Г. Эвристические методы решения задач. Трансфер и аналогия// Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вуз. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2003. С. 161 167(0,4 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 50 %).

52.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М., Гайтукиева, А. У-Г. Обобщения при решении задач и развитие творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян, А. У-Г. Гайтукиева // Проблемы формирования обобщений на уровне теории при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вуз. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2003. С. 151 157(0,4 п.л., авторских – 0,2 п.л. – 50 %).

53.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Лихицкая, И.В. Исследование распределения Больцмана с помощью компьютерной модели и элементы философских обобщений на уровне физической картины мира [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, И.В. Лихицкая // Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2004. С. 167 170 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

54.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Лихицкая, И.В. Изучение Броуновского движения с помощью компьютерной модели как эксперимента формирующего понятия необходимого и случайного [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, И.В. Лихицкая // Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2004. С. 170 – 173 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

55.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Гайтукиева, А. У-Г. Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту, с помощью компьютера и формирование элементарных философских понятий причины и начальных условий [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, А. У-Г. Гайтукиева // Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2004. С. 173 176 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

56.Петросян, В.Г., Бейтокова, Л.Р., Газарян, Р.М. Изучение явления флуктуации плотности с помощью компьютерной модели и формирование понятий необходимого и случайного [Текст] / В.Г.Петросян, Л.Р. Бейтокова, Р.М. Газарян // Проблемы формирования обобщений на уровне физической картины мира при обучении физике. Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. Доклады Международной научно-практической конференции. – М.: МГОУ, 2004. С. 176 – 179 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов конференций

57.Петросян, В.Г. и др. Образовательный стандарт и уровни его усвоения [Текст] / В.Г.Петросян / Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в ХХI веке». 28–30 июня 2000 г. Тезисы докладов. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 59 (0,1 п.л., авторских – 0,03 п.л. – 30 %).

58.Петросян, В.Г. и др. Концепция школьного физического образования в Кабардино-Балкарской Республике [Текст] / В.Г.Петросян / Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в ХХI веке». 28-30 июня 2000 г. Тезисы докладов. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 60 (0,1 п.л., авторских – 0,03 п.л. – 30 %).

59.Петросян, В.Г. О модели непрерывного школьного естественно-математического образования [Текст] / В.Г.Петросян и др. / Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в ХХI веке». 28-30 июня 2000 г. Тезисы докладов. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 61(0,1 п.л., авторских – 0,03 п.л. – 30 %).

60.Петросян, В.Г., Хоконов, М.Х., Мальбахов, А.М., Подлинов, Р.В. Компьютерные технологии в школьном физическом практикуме [Текст] / В.Г.Петросян, М.Х. Хоконов, А.М. Мальбахов, Р.В. Подлинов / Съезд российских физиков-преподавателей «Физическое образование в ХХI веке». 28 – 30 июня 2000 г. Тезисы докладов. – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 77-78 (0,15 п.л., авторских – 0,05 п.л. – 30 %).

61.Петросян, В.Г., Петросян, Т.В., Подлинов, Р.В. Визуализация процедур перебора при решении физических задач с помощью компьютера [Текст] / В.Г.Петросян, Т.В. Петросян, Р.В. Подлинов // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 2. – Нальчик: КБГУ, 1997. – С. 79 – 83(0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

62.Петросян, В.Г., Подлинов, Р.В. Решение задач с компьютерной имитацией физических явлений [Текст] / В.Г.Петросян, Р.В. Подлинов // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 4. – Нальчик: КБГУ, 2000. – С. 67 – 69 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

63.Петросян, В.Г. Уровни обучения и концентрическое построение учебного материала в модели физического образования КБР [Текст] / В.Г.Петросян и др. // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 4. – Нальчик: КБГУ, 2000. – С. 73 – 74 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

64.Петросян, В.Г., Лихицкая, И. В. Ситуационная трансформация условия задачи в процессе ее решения [Текст] / В.Г.Петросян, И.В. Лихицкая // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 5. – Нальчик: КБГУ, 2000. – С. 57 – 58 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

65.Петросян, В.Г., Газарян, Р. М., Лихицкая. И. В. Развитие творческих способностей школьников при решении физических задач [Текст] / В.Г.Петросян, Р.М. Газарян, И.В. Лихицкая // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 5. – Нальчик: КБГУ, 2000. – С.. 58 – 63 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

66.Петросян, В.Г., Гайтукиева, А.У-Г. Классификация процессов решения задач [Текст] / В.Г.Петросян, А. У-Г. Гайтукиева //Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 6. – Нальчик: КБГУ, 2001. – С. 29 – 31 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

67.Петросян, В. Г., Гайтукиева, А. У-Г., Лихицкая, И. В. Алгоритм как теоретическое обобщение решения первой задачи [Текст] / В.Г.Петросян, А. У-Г. Гайтукиева, И.В. Лихицкая // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 7. – Нальчик: КБГУ, 2002. – С. 51 – 54 (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

68.Петросян, В.Г., Насипов, А.Ж., Лепежев, К.В. Компьютерные имитационные модели в демонстрационном эксперименте [Текст] / В.Г.Петросян, А.Ж. Насипов, К.В. Лепежев // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Физические науки. Вып. 8. – Нальчик: КБГУ, 2003. – С. 56 – 57 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

69.Петросян, В.Г., Газарян, Р.М., Бейтокова, Л.Р. Слабодетерминированная задача преследования [Текст] / В.Г. Петросян, Р.М. Газарян, Л.Р. Бейтокова // Вестник КБГУ. Серия Физические науки. Вып. 7., 2002. – С. 49 – 51 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

70.Петросян, В.Г., Лихицкая, И.В. Классификация лабораторных работ физического практикума [Текст] / В.Г.Петросян, И.В. Лихицкая // Труды региональной научной конференции, посвящённой 85-летию С.Н. Задумкина. – Нальчик, 1998. С. 155-159. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л. – 50 %).

71.Петросян, В.Г., Исаев, Д.А., Гайтукиева, А.У-Г., Программа элективного курса «Анализ ответа и проверка хода решения задач по физике» [Текст] / В.Г. Петросян, Д.А.Исаев, А.У-Г.Гайтукиева // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Часть 1.- М:Изд-во «Школа будущего», 2008. -340 с. С 182-185 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).

72.Петросян В.Г., Исаев Д.А., Бейтокова Л.Р., Программа элективного курса «Решение задач по физике с помощью компьютера» [Текст] / В.Г.Петросян, Д.А.Исаев, Л.Р.Бейтокова // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Часть 1.- М:Изд-во «Школа будущего», 2008. -340 с. С 315-317 (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л. – 50 %).