- разработаны теоретико-методологические основы исследования формирования воспитательного пространства в вузе;
- выявлена сущность воспитательного пространства вуза, заключающаяся в том, что оно представляет собой динамическую, многоуровневую, социально-педагогическую систему, функционирующую на основе принципов целостности, вариативности, активности субъектов воспитания;
- разработаны принципы формирования воспитательного пространства, подразумевающие его целостность не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения; вариативность - использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью; активность субъектов воспитания, а также соответствие характера формирования воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей; гуманизм, предполагающий отношение к субъекту воспитательного пространства как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной, эргономичность (комфорт) воспитательного пространства; культуросообразность, предполагающая организацию воспитания на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям, и толерантность - внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни;
- построена технологическая модель процесса формирования воспитательного пространства в вузе, соединяющая информационно-мотивационный, диагностико-аналитический, развивающий и организационный блоки;
- разработана и реализована технология подготовки преподавателей к формированию воспитательного пространства в вузе, заключающаяся в обучении умениям и навыкам проведения и анализа результатов психолого-педагогической диагностики студентов, коллектива, воспитательного пространства в целом, установления субъект - субъектных отношений в воспитательном процессе, организации самовоспитания и саморазвития студентов;
- разработана технология формирования и развития студенческого самоуправления в вузе, предусматривающая программно-целевое планирование его внедрения, целенаправленную дифференцированную работу с различными категориями студентов, формирование организационной и корпоративной культуры студенческих объединений и высшего учебного заведения в целом;
- выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование воспитательного пространства в вузе: выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательно-образовательного процесса; социально-психологическая поддержка адаптации студентов к вузовским условиям, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов; субъектная направленность формирования воспитательного пространства; психолого-педагогическая компетентность организаторов процесса формирования воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.); внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления;
- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены содержание, структура, формы и методы создания воспитательного пространства в вузе;
- выявлены критерии эффективности формирования воспитательного пространства в вузе: положительное отношение студентов к целям и содержанию воспитательной системы вуза; осознание будущими специалистами своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешной профессиональной карьеры; личностная значимость для субъектов воспитания событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровнях; положительная оценка учебных и внеучебных контактов с субъектами воспитательного пространства вуза.
1.Резниченко, М.Г. Построение воспитательного пространства вуза [Текст]: монография / М.Г. Резниченко. – Самара.: СГПУ, 2006. – 236 с. (14,0 п.л.).
2.Резниченко, М.Г. Воспитательное пространство в высшем учебном заведении [Текст]: монография / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2008. – 192 с (12,0 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ.
3.Резниченко, М.Г. Критерии эффективности построения воспи-тательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Человек и об-разование. -2009. - № 3.- С. 19-29. (0,7 п.л.).
4.Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] /М.Г.Резниченко//Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 8. С. 32-42. (0,5 п.л.).
5.Резниченко, М.Г. Технологии построения воспитательного про-странства в вузе [Текст] / М.Г. Резниченко// Сибирский педагогический журнал (г. Новосибирск). -2009- №4.- С. 140-148. (0,6 п.л.).
6.Резниченко, М.Г. Проектирование воспитательного простран-ства в теории и практике высшего образования [Текст] / М.Г. Резничен-ко //Высшее образование в России. -2009. - №8.- С. 83-89. (0,5 п.л.).
7.Резниченко, М.Г. Организационно-педагогические и дидактиче-ские основы построения воспитательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Известия Самарского научного центра РАН. -2009.-№1.- С. 48-54. (0,5 п.л.).
8.Резниченко, М.Г. Условия формирования психологической компетентности преподавателя вуза [Текст] / М.Г. Резниченко //Преподаватель XXI век. - 2009. -№1.- С. 184-198. (0,8 п.л.).
9.Резниченко, М.Г. Условия построения эргономичного воспита-тельного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Гуманизация об-разования. - 2007.-№1. – С.47-54. (0,5 п.л.).
10.Резниченко, М.Г. К вопросу о построении эргономичного воспи-тательного пространства вуза [Текст] / М.Г. Резниченко// Вестник Са-марского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева.- 2005.-№2. – С. 64 – 68. (0,6 п.л.).
Учебные пособия, методические рекомендации,
учебно-методические материалы
11.Резниченко, М.Г. Общие основы педагогики [Текст]: Методическая разработка для студентов факультета начального образования/ М.Г. Резни-ченко, Е.В. Житнова. – Самара.: СГПУ, 2002. – 48 с (3,0 п.л. из них авторских 50%).
12.Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с. (8,25 п.л.).
13.Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность: Мето-дические рекомендации для студентов факультета начального образования [Текст] / М.Г. Резниченко, Е.В. Житнова.- Самара.: СГПУ, 2005. – 48 с. (3,0 п.л. из них авторских 50%).
14.Резниченко, М.Г. Путеводитель первокурсника [Текст] / М.Г. Резни-ченко, Н.Г. Кочетова , С.А. Севенюк .- Самара.: СГПУ, 2005. – 96 с. (6,0 п.л. из них авторских 33,3%).
Научные статьи
15.Резниченко, М.Г. Проблемы формирования ценностных ориен-таций в образовании / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,6 п.л.).
16.Резниченко, М.Г. Проблемы ценностного самоопределения сту-дентов педагогического вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
17.Резниченко, М.Г. Формирование профессионально-педагогических ценностей студентов: миф или реальность / М.Г. Резничен-ко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
18.Резниченко, М.Г. Ценностное самоопределение студентов педа-гогического вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л. ).
19.Резниченко, М.Г. Студенческое самоуправление как показатель эффективности воспитательной работы вуза/ М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л. ).
20.Резниченко, М.Г. Интегративный подход к построению воспита-тельного пространства вуза / М.Г. Резниченко.- Самара: СГПУ, 2003. – 132 с. (0,5 п.л.).
21.Резниченко, М.Г. Методология построения воспитательного про-странства вуза / М.Г. Резниченко //Сб. статей научно-практической конфе-ренции с международным участием «Методологическая культура педагога: история и современность.- Самара: 2006. - С 126 - 134 (0,5 п.л.).
22.Резниченко, М.Г. Адаптационный семинар СГАУ для студентов первого курса и оценка его эффективности в 2007 году (статья)/ М.Г. Резни-ченко, Е.И. Куркин //Материалы Межвузовской научно-практической ин-тернет - конференции «Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития».- Самара 2008. С 125-133 (0,5 п.л. из них авторских 50%).
23.Резниченко, М.Г. Развитие студенческого самоуправления в ус-ловиях воспитательного пространства вуза. / М.Г. Резниченко// Вестник Са-марского государственного педагогического университета: Факультет на-чального образования. - Самара: СГПУ, 2007 - 2008. С 136 - 144 (0,5 п.л.).
24.Резниченко, М.Г. Методологическая культура педагога: история и современность / М.Г. Резниченко// Журнал «Совет ректоров» .-2008.- №5. С. 68 - 72 (0,5 п.л. ).
25.Резниченко, М.Г. Факторы успешной адаптации студента в вос-питательном пространстве вуза. / М.Г. Резниченко// Вестник Самарского го-сударственного педагогического университета: Факультет начального обра-зования. - Самара: СГПУ, 2009. С 110 - 118 (0,5 п.л. ).
Материалы конференций
26.Резниченко, М.Г. Критерии готовности к овладению педагогиче-ской профессией / М.Г. Резниченко// Материалы и тезисы докладов Между-народной научно-практической конференции ученых и практиков сфер куль-туры и образования. «Педагогический процесс как культурная деятельность». – Самара: СИПКРО, 1997. - С. 519 - 521 (0,1 п.л.).
27.Резниченко, М.Г. Адаптационно-ознакомительный семинар пер-вокурсников: итоги и уроки / М.Г. Резниченко, Г.А. Резниченко// Тезисы докладов научно-методической конференции «Развитие и совершенствова-ние учебного процесса для подготовки специалистов ХХI века».-Самара: СГАУ, 1998. С. 64 - 68 (0,2 п.л. из них авторских 50%).
28.Резниченко, М.Г. Возрастные особенности ценностных ориента-ций студентов / М.Г. Резниченко, А.В. Капцов// Возрастные особенности ценностных ориентаций студентов.- Нижний Новгород: 1999. С. 85-89. (0,2 п.л. из них авторских 50%).
29.Резниченко, М.Г. Мотивационно-ценностное отношение студен-тов педагогического вуза к творческой деятельности / М.Г. Резниченко// Ма-териалы Всероссийской конференции «Интеграция теории и практики фор-мирования творческой активности студентов педагогических вузов (факуль-тетов)».- Самара: СГПУ, 2001. С 316 – 320. (0,2 п.л.).
30.Резниченко, М.Г. Организация адаптационного семинара для первокурсников в техническом вузе / М.Г. Резниченко// Тезисы докладов Всероссийского семинара- совещания «О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях».- Рос-тов-н/Д: 2001. С. 112-116 (0,2 п.л.).
31.Резниченко, М.Г. Методика организации адаптационного семи-нара для первокурсников / М.Г. Резниченко// Межвузовская научная конфе-ренция «Методика вузовского преподавания».- Челябинск:ЧГПУ, 2001. С 104 – 106 (0,1 п.л. ).
32.Резниченко, М.Г. Организация этапа первичной адаптации сту-дентов-первокурсников / М.Г. Резниченко// Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Активизация творческого, научного по-тенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи».- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002. С 78 - 82 (0,2 п.л.).
33.Резниченко, М.Г. Некоторые аспекты формирования коллектива в студенческой группе и на курсе / М.Г. Резниченко, В.К. Моисеев, О.Г. Са-вельева// Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России».-Самара: СГАУ, 2002. С. 214 – 224 (0,6 п.л. из них авторских 40%).
34.Резниченко, М.Г. Студенческий клуб как часть воспитательной системы факультета / М.Г. Резниченко// Всероссийская научно-практическая конференция Модернизация системы профессионального образования на ос-нове регулируемого эволюционирования.- Южно-Уральск. гос. ун-т, Челя-бинск, 2003. - С 105- 107. (0,1 п.л. ).
35.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства в вузе (методологический аспект). / М.Г. Резниченко// 4-ая Ме-ждународная научно-практическая конференция «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».- Красноярск: 2006. С. 313 – 317. (0,5 п.л.).
36.Резниченко, М.Г. Эргономичное воспитательное пространство как фактор гуманизации вузовского образования / М.Г. Резниченко// Мате-риалы Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня».- Самара, 2007. – С. 140 - 148 (0,5 п.л.).
37.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства вуза: предпосылки и условия / М.Г. Резниченко// Материалы международной научно-практической конференции ФНО.- Самара: СГПУ, 2007 С. 374 - 382 (0,5 п.л.).
38.Резниченко, М.Г. Подготовка педагогических кадров к построе-нию эргономичного воспитательного пространства в вузе. / М.Г. Резничен-ко// Материалы III Всероссийской НПК «Философия отечественного образо-вания: история и современность».- Пенза: 2007. - С 76 - 79 (0,4 п.л.).
39.Резниченко, М.Г. Закрепление наиболее успешных студентов в пространстве вуза./ М.Г. Резниченко, Е.И. Куркин //Материалы научно-практической конференции.– Томск: STT.- Под ред. В.А Дмитриенко. 2007. - С. 26 – 30. (0,2 п.л. из них авторских 50%).
40.Резниченко, М.Г. Построение эргономичного воспитательного пространства как условие эффективной подготовки специалиста / М.Г. Рез-ниченко// Вестник Самарского государственного педагогического универси-тета: Факультет начального образования. - Самара: СГПУ, 2009. С 110 - 118 (0,1 п.л.).
41.Резниченко, М.Г. Условия кадровой привлекательности вуза для выпускников /М.Г. Резниченко, Е.И.Куркин// Материалы Международной молодежной научной конференции «XV Туполевские чтения».- Казань: КГТУ, 2008. Т.7. 242-243 (0,05 п.л. из них авторских 50%).
42.Резниченко, М.Г. Мониторинг эффективности адаптационного се-минара, проведенного в СГАУ для студентов первого курса, в 2007 году / М.Г. Резниченко, Е.И. Куркин// Материалы «XI Международной студенче-ской научно-практической конференции "Проблемы молодежи глазами сту-дентов".- Тула: 2008. С. 149 - 150 (0,05 п.л. из них авторских 50%).
43.Резниченко, М.Г. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в воспитательном пространстве вуза./ М.Г. Резниченко// Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в тео-рии и практике высшего образования».- Самара.: 2009. С 54 – 62. (0,5 п.л.).