- Впервые представлена классификация отношений (по характеру связи с объектами действительности, устанавливаемой школьником), отражающая специфику деятельности педагога и характер формируемых в целостном образовательном процессе отношений школьников: витальных, прагматических, познавательных и ценностных.
- Обоснована правомерность рассмотрения понятия «ценностное отношение» в качестве педагогического понятия, позволяющего «удерживать» в поле зрения исследователя такую часть педагогической реальности, как один из видов социального опыта школьников, раскрывать цель и содержание образовательного процесса. Дополнено знание о взаимосвязи ключевых понятий исследования: идеал → ценностное отношение → ценностные ориентации → направленность личности, что позволяет понять логику воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе.
- Выдвинут и обоснован принципиально новый подход к изучению ценностных отношений школьников, в основе которого лежит идея обращения к анализу особенностей языковой личности. Показана возможность осуществления субъектного подхода к пониманию личности ученика и его индивидуальной системы ценностных отношений посредством привлечения методов психосемантики.
- Конкретизированы факторы формирования ценностных отношений школьников. В систематизированном виде представлены результаты сопоставительного анализа возрастных особенностей, механизмов формирования ценностных отношений школьников и типов идеала.
- Охарактеризованы структурные компоненты процесса воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Определена совокупность принципов, релевантных специфике изучаемого процесса; введен принцип ориентации школьников на самоограничения. Уточнено содержание воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Выявлены приоритетные методы воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе (пример, дискуссия, создание воспитательных ситуаций, организация практической деятельности). Разработаны критерии и показатели результативности процесса воспитания ценностных отношений школьников.
- Развито и дополнено знание о примере как многомерном педагогическом феномене; обоснована его ключевая роль в воспитании ценностных отношений школьников. Разработана классификация примеров, позволяющая выявить специфику отдельных видов примеров и особенности их применения. Впервые исследован феномен педагогической реплики, предложен подход к его изучению как набору ключевых метафор, концептуализирующих ценностную сферу педагога и влияющих на становление ценностных отношений школьников.
- Разработано и реализовано технологическое обеспечение воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе.
1.Бабурова И.В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников: моно-графия / И.В. Бабурова; под ред. А.С. Роботовой. – СмолГУ, 2008. – 320 с. –
20 п.л.
2.Бабурова И.В. Пример в воспитании ценностных отношений школьников: моно-графия / И.В. Бабурова. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – 224 с. - 14 п..л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
3.Бабурова И.В. Программа обучения классных руководителей (Примерное содер-жание, формы и методы подготовки классных руководителей) / И.В.Бабурова // Классный руководитель. – 2000. – № 8. – С. 10 - 23. – 0, 9 п.л.
4.Бабурова И.В. Психологический климат класса. Опыт А.С. Макаренко и совре-менная педагогика / И.В. Бабурова // Народное образование. – 2005. - № 2. –
С. 164 - 169. – 0,7 п.л.
5.Бабурова И.В. «Отношение» как педагогическая категория / И.В. Бабурова //
Омский научный вестник. – 2006. – № 8 (45). - С. 274 - 276. – 0, 4 п.л.
6.Бабурова И.В. Пример как средство воспитания / И.В.Бабурова // Педагогика. – 2007. - № 4. – С. 118 - 121. – 0, 25 п.л.
7.Бабурова И.В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной рабо-ты педагога / И.В. Бабурова // Вестник Российского университета им. И. Канта. Серия «Педагогические и психологические науки». – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2007. – Вып. 4. – С. 34 - 40. - 0, 4 п..л.
8.Бабурова И.В. Психосемантический анализ личностного компонента профессио-граммы учителя (представления о личности педагога в менталитете россиян) / И.В. Бабурова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2007. – № 1 (19). – С. 98 - 109. – 0,8 п.л.
9.Бабурова И.В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школь-ников / И.В. Бабурова // Известия Российского государственного педагогиче-ского университета им. А.И. Герцена. № 10(52): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб.: РГПУ, 2008. – С. 91 - 103. – 0,8 п.л.
10.Бабурова И.В. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога / И.В.Бабурова // Народное образование. – 2008. - № 2. – С. 268 - 274. - 1 п.л.
Учебные и методические пособия, программы:
11.Бабурова И.В. Введение в учительскую профессию. Программа учебного курса / Г.В. Алексеева, И.В. Бабурова, В.Н. Диденко, В.Н. Лыкова. – Смоленск: СГПИ, 1996. – 0,75 п.л.
12.Бабурова И.В. Классное руководство: теория, методика и технология работы. Программа спецкурса / И.В.Бабурова. – Смоленск, СГПУ, 1999. - 19 с. – 1, 25 п.л.
13.Бабурова И.В. Технологии воспитания: этапы развития и основные проблемы / И.В. Бабурова // Современные подходы и технологии организации воспитатель-ного процесса: учебное пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2003. – С.14 - 19. – 0,3 п.л.
14.Бабурова И.В. Феномен социально-психологического климата группы // Воспита-ние как педагогический процесс / Н.Е. Щуркова, И.В. Бабурова, Е.Ф. Баранова и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. – М: МПГУ, 2004. – С. 165 - 186. – 1,4 п.л.
15.Бабурова И.В. Педагогика // Учебные программы, задания и методические указа-ния для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета специ-альность «Информатика». – Смоленск, СГПУ, 2004. - С.30 - 35. - 0,3 п.л.
16.Бабурова И.В. Климат и ценности группы: педагогический анализ: учебно-методическое пособие / И.В. Бабурова. – Смоленск:СГПУ, 2005.– 164 с.-10,25 п.л.
17.Бабурова И.В. Нравственные вершины Человечества: пособие для педагога /
И.В. Бабурова. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 12,75 п.л.
18.Бабурова И.В. Беседы с учащимися о знаменитостях: методическое пособие / И.В.Бабурова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. - 6 п.л.
Статьи:
19.Бабурова И.В. Формирование нравственных оценок в коллективе учащихся /
И.В. Бабурова // Особенности развития ученического коллектива в сельской шко-ле. – Смоленск, СГПИ, 1981. – С.90 - 94. – 0,3 п.л.
20.Бабурова И.В. Подготовка студентов педвуза к работе по нравственному воспита-нию сельских школьников / И.В. Бабурова // Подготовка будущего учителя к вне-классной воспитательной работе в сельской школе. – Смоленск, СГПИ, 1986. –
С. 17 - 22. – 0,3 п.л.
21.Бабурова И.В. Нравственное просвещение будущих учителей в студенческом коллективе / И.В. Бабурова // Совершенствование работы сельской школы: меж-вузовский сборник научных трудов. – Смоленск, СГПИ, 1989.–С.139-147.–0,6 п.л.
22.Бабурова И.В. Психологический климат группы и его формирование / И.В. Бабу-рова // Актуальные проблемы социальной психологии и педагогики: материалы международного семинара. – Смоленск, СГПИ, 1996. –С. 174 - 180. – 0,4 п.л.
23.Бабурова И.В. Изучение ценностной картины мира личности методами психосе-мантики / И.В. Бабурова // Индивидуальность в современном мире. В 2 т. – Смо-ленск, СГУ, 1999.– Т.1. – С. 150-156. – 0,4 п.л.
24.Бабурова И.В. Психосемантический подход к диагностике воспитанности школь-ников / И.В. Бабурова // Подготовка учителя и реализация идей личностно ориен-тированного и развивающего обучения. - Смоленск, СГПУ, 2000.– С. 155-158. – 0,3 п.л.
25.Бабурова И.В. Психосемантическое исследование особенностей профессиональ-ного самоопределения будущих учителей / И.В. Бабурова // Социально-эконо¬мическое положение и ценностные ориентации современного студенчества. – Смоленск, СГПУ, 2000.– С. 101-107. – 0,4 п.л.
26.Бабурова И.В. Развитие теории формирования ценностных отношений личности в современной педагогике / И.В. Бабурова // Проблемы развития российского и за-рубежного образования. – Смоленск: СГПУ, 2003. – Ч. 1. - С. 24-31. – 0,5 п.л.
27.Бабурова И.В. Аксиосфера ученической группы как педагогическая проблема / И.В. Бабурова // Первые Авраамиевские чтения: материалы научно-практической конференции. - Смоленск: СГУ, 2003. - С. 4 6- 51. - 0,3 п.л.
28.Бабурова И.В. Ценностные отношения как компонент содержания образования в современной школе / И.В.Бабурова // Модернизация современного образования: теория и практика / под ред. И.М. Осмоловской. – М., ИТИП РАО, 2004. – С. 23 - 30. – 0,5 п.л.
29.Бабурова И.В. Междисциплинарный подход к исследованию процесса формиро-вания ценностных отношений личности / И.В. Бабурова // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: Материалы Всероссийского ме-тодологического семинара: в 2 т. / под ред. Н.В. Бордовской. – СПб.: РГПУ
им. А.И.Герцена, 2004. – Т. 2. - С. 335 - 341. – 0, 4 п..л.
30.Бабурова И.В. Ценностный аспект содержания образования в современной школе России и национальная идея / И.В. Бабурова // Реальность этноса. Образование и национальная идея / под ред. И.Л. Набока. – СПб.: Астерион, 2004. - С. 211 - 214. – 0, 3 п.л.
31.Бабурова И.В. Аксиологическое воспитание специалистов в системе высшего пе-дагогического образования / И.В. Бабурова // Качество высшего педагогического образования: проблемы и пути повышения / отв. ред. Н.А. Березовин. – Минск: БГУ, 2004. – С.255-257. - 0,3 п.л.
32.Бабурова И.В. Психосемантические методы в педагогическом исследовании / И.В.Бабурова // Научные труды международной научно-практической конферен-ции МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ. – Москва – Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, 2004. – Т. 4. – С. 61 - 66. – 0, 3 п.л.
33.Бабурова И.В. Аксиологические основания воспитания школьников: выбор стра-тегии / И.В. Бабурова // Аксиология современного воспитания в системе непре-рывного образования: материалы международной научно-практической конфе-ренции. В 2 ч. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Ч. 1. – С. 93 - 97. – 0, 3 п.л.
34.Бабурова И.В. Отечественная традиция восприятия личности педагога в свете вы-полнения им профессионального долга / И.В.Бабурова // Научные труды между-народной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ. - Москва-Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2004. – Т. 4. - С. 80 - 86. –0, 4 п.л.
35.Бабурова И.В. Социально-психологический климат ученической группы и про-блема образовательной депривации / И.В. Бабурова // Предупреждение образова-тельной депривации в условиях полиэтнического состава учащихся / под ред. Л.Н. Бережновой. – СПб.: Союз, 2005. – С. 22 - 27. – 0,4 п.л.
36.Бабурова И.В. Телевидение как фактор воспитания ценностных отношений школьников / И.В. Бабурова // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ. – Москва – Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, 2005. – Т. 4. - С. 67 - 71. – 0,3 п.л.
37.Бабурова И.В. Ценностные приоритеты воспитания в период глобализации / И.В.Бабурова // Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции обра-зования в контексте Болонского процесса / под ред. И.Л. Набока. – СПб.: Астери-он, 2005. – С. 147 - 150. – 0, 3 п.л.
38.Бабурова И.В. О применении информационных технологий в психолого-педагогическом исследовании / И.В. Бабурова // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ. - Моск-ва-Луганск: Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ. 2005. – Т.5. - С.98 -102. -0,3 п.л.
39.Бабурова И.В. К вопросу о взаимосвязи качественных и количественных методов в педагогическом исследовании / И.В. Бабурова // Методы педагогических иссле-дований: состояние, проблемы, перспективы: материалы V сессии по методоло-гии педагогики / под ред. В.М. Полонского. – М.: ИТИП РАО, 2006. – С. 41-45. – 0,3 п.л.
40.Бабурова И.В. Основные тенденции процесса трансформации ценностей совре-менных педагогов / И.В. Бабурова // Ценности общества и ценности интеллиген-ции / под ред. Ж.Т. Тощенко, А.Е. Крухмалева, М.С. Цапко. Серия «Интеллиген-ция и современность». Вып. 7. – М.: РГГУ, 2006. – С. 111 – 122. – 0, 75 п.л.
41.Бабурова И.В. О роли педагога в формировании у школьников гражданской идентичности / И.В. Бабурова // Реальность этноса. Роль образования в формиро-вании этнической и гражданской идентичности / под ред. И.Л. Набока. - СПб: Ас-терион, 2006. – С. 173 - 176. - 0,3 п.л.
42.Бабурова И.В. Анализ воздействия аксиосферы педагога на ценностные отноше-ния воспитанников / И.В. Бабурова // Аксиология современного воспитания в сис-теме непрерывного образования: материалы международной научно-практической конференции. В 2 ч. – Смоленск: СмолГУ, 2006. – Ч. 2. - С. 94 - 99. - 0,3 п.л.
43.Бабурова И.В. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценност-ных отношений личности / И.В. Бабурова // Воспитательная работа в школе. 2007. № 2. – С. 121 – 133. – 0, 8 п.л.
44.Бабурова И.В. Педагогическая реплика как прием взаимодействия / И.В. Бабуро¬ва // Педагогическая техника. – 2007. - № 2. – С. 65 – 68. - 0, 3 п.л.
45.Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников: основные ре-зультаты исследования / И.В. Бабурова // Культура & общество [Электронный ре-сурс]: Интернет-журнал МГУКИ. — Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Baburova.pdf, свободный.– 0, 8 п.л.
46.Бабурова И.В. Обращение к персоналиям выдающихся личностей как прием по-вышения целостности педагогического процесса / И.В. Бабурова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается / под ред. Н.К.Сер-геева, сост. Н.М.Борытко. - Волгоград: Перемена, 2007.– С. 90 – 95. – 0,3 п.л.
47.Бабурова, И.В. Феномен педагогической реплики / А.С. Роботова, И.В. Бабурова // Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоко-ленческого перехода молодежи / под ред. С.П. Иванова. – М.: МПСИ, 2008. –
С. 236 - 240. – 0,3 п.л.
48.Бабурова, И.В. Основные положения концепции воспитания ценностных отноше-ний современных школьников / И.В.Бабурова // Научное наследие Г.И.Щукиной и современность. – СПб.: Астерион, 2008. – С. 38 – 45. – 0,5 п.л.
Тезисы:
49.Бабурова И.В. Теория отношений В.Н.Мясищева и развитие современных педаго-гических концепций / И.В. Бабурова // Ананьевские чтения – 2006 / под ред. Л.А.Цветковой, А.А.Крылова. – СПб.: СПбГУ, 2006. – С. 630 - 631. – 0,1 п.л.