- обоснована целесообразность использования семиотического подхода к развитию содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности будущего специалиста в рамках обучения информатике и математике, в основе которого лежит методология познания предметной области через знаковые системы различной природы, процесс семиозиса, построение интерпретаций в контексте информационного моделирования и решения профессиональных задач в области информационно-аналитической деятельности специалиста в его профессиональной сфере в условиях информатизации;
- профессиональная готовность специалиста к информационно-аналитической деятельности определена как умение решать информационно-аналитические задачи профессиональной сферы с помощью использования информационно-аналитических систем методами информационного и математического моделирования на основе теоретических знаний с использованием семиотического подхода к построению информационных моделей и предъявлению их интерпретаций в контексте процесса семиозиса. При этом профессиональную информационно-аналитическую компетентность специалиста предлагается трактовать как готовность к эффективной профессиональной информационно-аналитической деятельности в условиях неопределенности (неполной информации), а профессиональную готовность будущего специалиста рассматривать как начальный уровень профессиональной компетентности на этапе ее становления;
- концепция формирования профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности, которая заключается в формировании умений решать учебные информационно-аналитические задачи профессиональной сферы методами информационного и математического моделирования на разных уровнях (например, ключевом, базовом и специальном) посредством метода целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности, на основе информационно-аналитических систем в условиях зачетно-модульного обучения;
- формирование готовности к информационно-аналитической деятельности осуществляется на основе метода целесообразно подобранных задач, соответствующих этапам деятельности специалиста при решении задач информационного и математического моделирования социально-экономической сферы с помощью информационно-аналитических систем, которые выделены на основе анализа существующей практики профессиональной деятельности и тенденций ее развития в условиях информатизации современного общества. При этом информационно-аналитические системы выступают в качестве базового средства обучения, а само содержание обучения концентрируется вокруг общетеоретических и методологических понятий: «информационный процесс», «анализ», «информационная модель» и «моделирование» и базовых семиотических понятий - «знак», «знаковая система», «знаковая ситуация» и «семиозис».
1.Теоретические основы развития содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности на основе семиотического подхода / Под ред. Н.И.Рыжовой: Монография. Самара: Содружество, 2009. 302 с. (авторских 18,75 п.л.).
2.Формирование профессиональной готовности специалиста к информацион-но-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание: Моно-графия. Самара: Офорт-Пресс, 2008. 261 с. (в соавт., авторских 8,156 п.л.).
3.Модель развития содержания подготовки к информационно-аналитической деятельности на базе семиотического подхода (на примере специалиста эко-номического профиля): Монография. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. 270 с. (в соавт., авторских 5,23 п.л.).
Научные статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях
4.Направления формирования профессиональной готовности будущего спе-циалиста к информационно-аналитической деятельности // Мир науки, куль-туры, образования. 2009. №3 [15]. С.196-202 (в соавт., авторских 0,208 п.л.).
5.Профессиональная готовность специалиста экономического профиля к ин-формационно-аналитической деятельности: критерии и методика их исполь-зования // Мир науки, культуры, образования. 2009. №3 [15]. С.231-239 (в со-авт., авторских 0,281 п.л.).
6.Использование семиотического подхода в профессиональной подготовке бу-дущих специалистов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. №2. (64). С.59-62. (в соавт., авторских 0,146 п.л.).
7.Информационная культура в подготовке современного специалиста // Извес-тия Самар. науч. центра Росс. акад. наук. 2009. №4 (30). Том 11. С.69-72. (ав-торских 0,5 п.л.).
8.Структура информационно-аналитической компетентности специалиста эко-номического профиля на основе модели развития содержания обучения // Из-вестия Самарского научного центра Росс. акад. наук. 2009. № 2(4). С.68-71. (в соавт., авторских 0,25 п.л.).
9.Использование модели комплексной оценки результатов обучения специали-ста в логике компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образова-ния. 2009. №1 [13]. С.161-163. (авторских 0,375 п.л.).
10.Семиотический подход к развитию профессиональной подготовки специали-стов в условиях модернизации образования // Вест. Самар. гос. экон. ун-та. Самара 2008. № 5(43). С. 73-78 (в соавт., авторских 0,20 п.л.).
11.Современные направления развития профессиональной подготовки специа-листа экономического профиля в логике компетентностного подхода // Вест. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. № 6(44). С. 111-114 (авторских 0,43 п.л.).
12.Концептуальные направления развития профессиональной подготовки спе-циалистов в условиях современного информационного общества // Информа-тика и образование. 2008. № 11. С.116-118 (авторских 0,188 п.л.).
13.Концептуальные линии развития содержания обучения, направленного на формирования информационно-аналитической компетентности специалиста // Информатика и образование. 2008. № 12. С.96-101 (в соавт., авторских 0,125 п.л.).
14.Профессиональная подготовка специалиста: составляющие информационной культуры в контексте информатизации образования // Сибирский педагоги-ческий журнал. 2008. №11. С.285-294 (в соавт., авторских 0,208 п.л.).
15.Мониторинг сформированности профессиональной компетентности специа-листа в области информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2007. №2. С.166-175 (в соавт., авторских 0,21 п.л.).
16.Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 8. С.121-122 (в соавт., ав-торских 0,04 п.л.).
17.Составляющие информационной культуры специалиста в контексте инфор-матизации образования // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 9(35). С.94-99. (в соавт., авторских 0,13 п.л.).
18.Маркетинговый, экономический и статистический анализ в области образо-вания взрослых: цели и методы // Изв. Самар. науч. центра Росс. акад. наук. Спец. выпуск. 2005. С. 195-201. (в соавт., авторских 0,25 п.л.).
Учебные пособия и методические рекомендации
19.Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие / Под ред. С.И. Макарова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2009. 240 с. (в соавт., ав-торских 2 п.л.).
20.Экономико-математические методы и модели. Задачник: учеб. практ. посо-бие / Под ред. С.И. Макарова, С.А. Севастьяновой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2009. 220 с. (в соавт., авторских 2 п.л.).
21.Математика для экономистов. Задачник: учебно-практическое пособие / кол. авторов; под ред. С.И. Макарова, М.В. Мищенко. – М. : КНОРУС, 2008. 360с. (в соавт., авторских 4 п.л.).
22.Экономико-математические методы и модели. Задачник: учебно-практическое пособие / Под ред. С.И. Макарова, С.А. Севастьяновой. М.: КНОРУС, 2008. – 208 с. (в соавт., авторских 2 п.л.).
23.Экономико-математические методы и модели: учебное пособие / Под ред. С.И. Макарова. М.: КНОРУС, 2007. 232 с. (в соавт., авторских 2 п.л.).
24.Высшая математика. Общий курс. Типовые тесты: учеб. пособие / Под ред. В.И.Фомина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. 88 с. (в соавт., ав-торских 2 п.л.).
25.Сборник задач по экономико-математическим методам и моделям / Под ред. С.И. Макарова, Б.П.Чупрынова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. 148 с. (в соавт., авторских 1 п.л.).
26.Математические модели финансовых операций / Под ред. С.И. Макарова, Б.П.Чупрынова Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. 136 с. (в соавт., авторских 1 п.л.).
27.Экономико-математические методы и модели: учебное пособие. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. 216 с. (в соавт., авторских 3 п.л.).
28.Программа и контрольные работы по курсу «Математика» для студентов фа-культета второго высшего образования. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. 28 с. (авторских 1,75 п.л.).
29.Программа и контрольные работы по общему курсу высшей математики для студентов факультета второго высшего образования. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2001. 17 с. (в соавт., авторских 0,8 п.л.).
30.Сборник задач по математическому программированию / Под ред. С.И.Макарова, В.И.Фомина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2000. 104 с. (в соавт., авторских 2 п.л.).
31.Методические указания для выполнения контрольных работ по общему кур-су высшей математики. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1999. 72 с. (в соавт., авторских 2 п.л.).
32.Программа и контрольные работы по общему курсу высшей математики для студентов специальностей «Юриспруденция». Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1999. 16 с. (в соавт., авторских 0,7 п.л.).
33.Сборник задач по высшей математике. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1998. 248 с. (в соавт., авторских 1,5 п.л.).
34.Линейная алгебра и линейное программирование на персональном компью-тере: учебное пособие. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1996. 156 с. (в соавт., авторских 6 п.л.).
35.Сборник задач и упражнений по высшей математике / Под.ред. О.А.Репина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1995. 248 с. (в соавт., авторских 1,5 п.л.).
36.Элементы линейной алгебры: теория и практика решения задач на персо-нальном компьютере. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 1994. 76 с. (в соавт., авторских 3 п.л.).
37.Нормирование труда на персональном компьютере: Методические указания и задания по курсу «Нормирование труда» / Под ред. В.А.Щеколдина. Сама-ра: Изд-во Самар. гос. экон. ин-та, 1993. 40 с. (в соавт., авторских 1,5 п.л.).
Материалы и статьи в сборниках и журналах,
тезисы Международных и Всероссийских конференций
38.Семиотический подход к развитию подготовки специалистов в области ин-формационно-аналитической деятельности // Проблемы информатики. 2009. №3. С.71-77. (в соавт., авторских 0,208 п.л.).
39.Формирование профессиональной готовности будущего специалиста к ин-формационно-аналитической деятельности: составляющие и направления // Проблемы информатики. №3. 2009. С.66-70. (в соавт., авторских 0,208 п.л.).
40.Метод целесообразно подобранных задач как базовый для формирования профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельно-сти специалистов экономического профиля // Электронный журнал "Педа-гогический университетский вестник Алтая" (№ 0229905552 "Информре-гистр"). 2009. №1. http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html. (авторских 0,337 п.л.).
41.Семиотический подход как основа развития содержания подготовки спе-циалистов в области информационно-аналитической деятельности: актуаль-ность, определение и базовые понятия // Электронный журнал "Педагогиче-ский университетский вестник Алтая" (№ 0229905552 "Информрегистр"). 2009. №1. http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html. (в соавт., авторских 0,33 п.л.).
42.Профессиональная готовность к информационно-аналитической деятельно-сти: концепция формирования, составляющие и направления // Электрон-ный журнал "Педагогический университетский вестник Алтая" (№ 0229905552 "Информрегистр"), 2009. №1. http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html. (в соавт., авторских 0,33 п.л.).
43.Критерии профессиональной готовности специалиста к информационно-аналитической деятельности // Проблемы преподавания информатики в вузе и школе: сборник научных трудов преподавателей кафедры информатики и общетехнических дисциплин МГПУ / Отв. редактор Т.Н. Рындина. Мур-манск. Мурм. гос. пед. ун-т. 2009. Т.VI. С.32-43. (в соавт., авторских 0,187 п.л.).
44.Развитие содержания обучения в области информационно-аналитической деятельности для специалистов экономического профиля // Вестник учетно-экономического факультета Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. Вып. 13. С.233-239. (авторских 0,44 п.л.).
45.Развитие информационно-аналитических навыков будущего экономиста (на примере экономико-математического моделирования мясоперерабатываю-щей промышленности) // Вестник учетно-экономического факультета Са-мар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. Вып. 13. С.252-258. (в соавт., авторских 0,218 п.л.).
46.Решение задач линейного программирования на примере нефтеперерабаты-вающей промышленности в контексте формирования информационно-аналитической компетентности специалиста экономического профиля // Вестник учетно-экономического факультета Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. Вып. 13. С.248-252. (в соавт., авторских 0,156 п.л.).
47.Критерии и уровни сформированности профессиональной готовности спе-циалиста экономического профиля к информационно-аналитической дея-тельности // Вестник учетно-экономического факультета Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. Вып. 13. С.240-247. (авторских 0,5 п.л.).
48.Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте ком-петентностного подхода. // Успехи современного естествознания. №9, 2008. С.62-64. (в соавт., авторских 0,1 п.л.)
49.Основные направления концепции развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях модернизации российско-го образования // Современные наукоемкие технологии. №7, 2008. С.61-62 (авторских 0,3 п.л.).
50.Концепция развития профессиональной подготовки специалиста экономи-ческого профиля в логике компетентностного подхода // Ученые записки. Вып.27. Сб. научн. тр. ИИО РАО, 2008. C.26-30. (авторских 0,31 п.л.).
51.Информационно-аналитическая компетентность специалиста: структурная модель, концепция формирования и содержание обучения // Электронный журнал "Педагогический университетский вестник Алтая" (№ 0229905552 "Информрегистр"), 1, 2008, http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/599-nomer-12008.html. (в соавт., авторских 0,104 п.л.).
52.Модель оценивания результатов обучения специалистов: использование и факторы развития // Электронный журнал "Педагогический университет-ский вестник Алтая" (№ 0229905552 "Информрегистр"), 1, 2008, http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/599-nomer-12008.html (авторских 0,25 п.л.).
53.Мониторинг качества знаний // Вестник учетно-экономического факультета Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2007. Вып. 12. С.221-224 (авторских 0,3 п.л.).
54.Составляющие и модель профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий / Актуальные проблемы профессио-нальной подготовки специалистов в транспортном вузе. Сб. ст. – СПб.: Изд-во «ПаркКом», 2007. С.83-89. (в соавт., авторских 0,25 п.л.).
55.К вопросу о профессиональной компетентности специалиста в области ин-формационных технологий // Ученые записки. Вып.24. Сб. научн. тр. ИИО РАО, 2007. C.139-143. (авторских 0,3 п.л.).
56.Информационные технологии в математической подготовке студентов // Вестник учетно-экономического факультета Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2006. Вып. 11. С.177-180 (авторских 0,3 п.л.).
57.Об актуальности и содержании обучения теоретической семиотике специа-листов в контексте фундаментализации образования // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникациях, бизнесе. Приложе-ние к журналу «Открытое образование». Материалы XXXIII Межд. Конф. и IV Межд. Конф. молодых ученых. IT+SE´2006 (20-30 мая 2006 г., Украина, Крым, Ялта-Гурзуф), 2006. С. 337-338 (в соавт., авторских 0,06 п.л.).
58.Модель и составляющие профессиональной компетентности специалиста в области информационных технологий / «Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики регионов»: Материалы международ-ной научно-практической конференции. Самара, 2006. С.89-92 (авторских 0,35 п.л.).
59.Современные инновации в экономическом образовании: философский ас-пект / «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве». Сб.ст. VI Международная научно-практическая конферен-ция (г. Пенза, 2005 г.); Пенза. Приволжский Дом знаний. 2005. С.18-20. (ав-торских 0,18 п.л.).
60.Образование взрослых, или куда движется российская система образования / «Проблемы образования в современной России и на постсоветском про-странстве». Сб.ст. VI Международная научно-практическая конференция (г.Пенза, 2005 г.); Пенза. Приволжский Дом знаний, 2005. С.35-37. (автор-ских 0,185 п.л.).
61.Управление воспитательной работой на заочном отделении экономического вуза: возможности и ограничения / «Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением». Сб.ст. III Межд. научно-практич. Конф. (г.Пенза, 2005 г.). Пенза. Приволжский Дом знаний. 2005. С.119-122. (авторских 0,25 п.л.).
62.Модернизация образования в России: заметки на полях концепции / «Фор-мирование профессиональной компетентности специалистов как цель мо-дернизации образования». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (г.Оренбург, 2005 г.). Сб.ст. Оренбург. РИК ГОУ ОГУ. 2005. С. 46-48. (авторских 0,185 п.л.).
63.Заочное высшее образование в России: тенденции и факторы развития / «Проблемы и перспективы российской экономики». Сб.ст. IV Всероссий-ской научно-практической конференции (г.Пенза, 2005 г.). Пенза. Приволж-ский Дом знаний. 2005. С. 170-172. (авторских 0,185 п.л.).
64.Современные инновации в экономическом образовании / «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». Сб.ст. XII Меж-дународной научно-методической конференции. (г.Пенза, 2005 г.). Пенза. Приволжский Дом знаний. 2005. С.350-351. (авторских 0,125 п.л.).
65.Проблемы модернизации образования России / «Математика. Экономика. Образование». Материалы XIII Международная конференция и III Между-народного симпозиума «Ряды Фурье и их приложения». (г.Ростов-на-Дону, 2005). Ростов-на-Дону. Изд-во «ЦВВР». 2005. С.175-176. (авторских 0,125 п.л.).
66.Отбор содержания экономического образования в вузе как социально-политическая задача / «Университетское образование». Сборник статей IX Международной научно-методической конференции. Пенза. Приволжский Дом знаний, 2005. С.414-417. (авторских 0,185 п.л.).
67.Проблемы развития заочного высшего образования в России / «Универси-тетское образование». Сборник статей IX Международной научно-методической конференции. Пенза. Приволжский Дом знаний, 2005. С.149-151. (авторских 0,185 п.л.).
68.Дидактический потенциал технологий дистанционного обучения в образо-вании взрослых // Социальные технологии и современное общество: Сб. на-уч. тр. Вып.2. / Под ред. К.М.Оганяна. СПб. Изд-во СПбГИЭУ. 2005. С.191-193. (в соавт., авторских 0,09 п.л.).
69.Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных техноло-гий при обучении взрослых // Социальные технологии и современное обще-ство: Сб. науч. тр. Вып.2. / Под ред. К.М.Оганяна. СПб. Изд-во СПбГИЭУ. 2005. С.193-195. (авторских 0,185 п.л.).
70.Дидактические проблемы дистанционного обучения / Проблемы качества экономического роста. Материалы международного научного конгресса, (г.Самара, 27-28 мая 2004). Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад. 2004. С.49-51 (авторских 0,3 п.л.).
71.Психолого-педагогические аспекты технологий обучения взрослых / Со-временные проблемы науки и образования. Материалы V Международной междисциплинарной научно-практической конференции (г. Алушта 30 ап-реля-10 мая 2004). Сб.тр. Алушта. 2004. С.117-119. (авторских 0,2 п.л.).
72.Дидактические проблемы дистанционного обучения взрослых / Математи-ческие методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. XIII Международная научно-техническая конференция. (г.Пенза, 2004 г.). Сб.ст. Пенза. Приволжский Дом знаний, 2004. С.273-275. (авторских 0,3 п.л.).
73.Дидактические принципы андрагогики: существуют ли они? / Труды Меж-дународного Форума по проблемам науки, техники и образования. Сб.ст. Том 1. / Под редакцией: В.П.Савиных, В.В.Вишневского (г.Москва, 2003 г.) М. Академия наук о Земле. 2003. С.140-141. (авторских 0,3 п.л.).
74.Социально-педагогические аспекты управленческо-экономической подго-товки военнослужащих, уволенных в запас / Высокие технологии в педаго-гическом процессе: Труды V Международной научно-методической конфе-ренции преподавателей вузов, ученых и специалистов (г.Нижний Новгород. 25-26 марта 2004г.). Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА. 2004. С.166-167 (авторских 0,2 п.л.).
75.Информационные технологии в системе профессиональной переподготовки / Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, ме-неджмент, право. Материалы международного симпозиума. Самара: Изд-во: Самар. гос. экон. акад. 2003. С.481-483 (в соавт., авторских 0,2 п.л.).
76.Профессиональная переподготовка взрослых: реальность, проблемы, осо-бенность / Опыт и проблемы совершенствования учебного процесса в вузе: Математическая научно-методическая конференция. (г.Самара, 4 июня 2003г.). Сб. тр. под общей редакцией профессора В.А.Щеколдина. – Самара: Изд-во: Самар. гос. экон. акад., 2003. С.59-64 (авторских 0,5 п.л.).
77.Информационные технологии в системе дополнительного образования // Вестник учетно-экономического факультета. Вып.8. Самар. гос. экон. акад., 2003. С.110-112. (в соавт., авторских 0,18 п.л.).
78.Компьютерные технологии в учебном процессе // Вестник учетно-экономического факультета. Вып.8. Самар. гос. экон. акад., 2003. С.112-113. (авторских 0,12 п.л.).
79.Особенности использования персонального компьютера в курсе линейной алгебры. / Математика в вузе: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (г.Псков, сентябрь 2001 г.) .СПб. 2001. С.100-101. (авторских 0,15 п.л.).
80.Математический аспект подготовки специалистов по информационным тех-нологиям в экономике / Современные проблемы совершенствования и раз-вития учебного процесса: Материалы юбил. межвуз. конф. СГЭА. (г.Самара, 16 мая 2001 г.). Самара. 2001. С.37-39. (авторских 0,15 п.л.).
81Особенности использования персонального компьютера в курсе высшей ма-тематики // Вестник учетно-экономического факультета. Вып.2. Под ред. Е.В.Заровой. Самар. гос. экон. акад., 2000. С.226-228 (авторских 0,2 п.л.).