Научная тема: «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработаны и обоснованы основные требования к системе формирования логической культуры студентов в условиях личностно-ориентированного обучения.
  2. На основе системно-структурного подхода раскрыта система логических знаний, умений, навыков, качеств личности, ее способностей, объединённых понятием «логическая культура студента», проявляющаяся при использовании различных форм, методов, законов, правил мышления в научной и практической деятельности. На этой основе выявлены основания логической культуры студента, которые складываются из ряда логико-познавательных, содержательных и процессуальных компонентов.
  3. Выявлена специфика формирования логической культуры у студентов гуманитарного профиля, заключающаяся в переходе их с уровня формально-логической культуры мышления на уровень содержательных обобщений, теоретических форм и методов (гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, идеализация и т.д.) и далее постепенно к диалектико-логической культуре.
  4. Разработаны педагогические принципы построения системы работы по формированию логической культуры студентов: 1) единства формирования логического и профессионального мышления; 2) корреляции содержания изучаемых дисциплин с логической структурой и логическими методами отдельных наук; 3)единства формирования формальной, диалектической логики и специально-логических методов изучаемых наук; 4) системности и непрерывности в развитии логической культуры студентов на занятиях в вузе; 5) подчинённости формирования логической культуры студентов специфике их будущей профессиональной деятельности.
  5. Определены дидактические условия работы по формированию логической культуры у студентов вузов, включающие: 1) направленность содержания преподавания теоретических и прикладных курсов на развитие логического и профессионального мышления студентов с учётом особенностей их будущей специальности; 2) раскрытие преподавателями на занятиях в процессе изложения теоретических знаний логической структуры научного знания; 3) моделирование системы проблемных ситуаций, отражающих задачи развития логического мышления студентов с учётом их будущей профессиональной деятельности; 4) планирование, разработку, применение методов, формирующих у студентов формальную, диалектическую и специально-научную логику мышления, необходимую для анализа и решения типичных для изучаемой науки проблемных ситуаций; 5) разработку и применение системы логических задач по отдельным учебным курсам, направленных на формирование логической культуры и логики профессионального мышления; 6) применение логических и специально-научных методов на занятиях в вузе; 7) включение студентов в различные виды учебно-практической и творческой деятельности, направленные на развитие у них логической культуры и логики профессионального мышления; 8) разработку и применение специальных критериев измерения и методов диагностирования уровня сформированности логической культуры студентов вуза.
  6. На основе выявленных принципов и дидактических условий разработана и внедрена модель формирования логической культуры студентов, применение которой в процессе экспериментальной работы подтвердило целесообразность её использования в работе преподавателей вузов. Эта модель характеризуется специфической системой методов и форм организации учебного процесса взаимодействия обучающего и обучающегося, обусловленных: 1) целью, задачами, педагогическими принципами и дидактическими условиями формирования логической культуры; 2) требованиями, предъявляемыми к мышлению студента в условиях профессиональной подготовки; 3) показателями сформированности логической культуры.
  7. Спроектирована и реализована технология формирования логической культуры в условиях профессиональной подготовки специалистов, включающая в себя: 1) выделение определённых компонентов программного материала по учебным курсам, позволяющих сформировать логическую культуру студентов; 2) моделирование системы проблемных ситуаций; 3) разработку системы логических задач; 4) выбор логических методов, адекватных каждому этапу образовательного процесса; 5) разработку системы контроля за уровнем сформированности логических знаний и умений, состоящих из типовых логических задач и заданий разного уровня сложности, а также логических тестов, диагностирующих основные показатели сформированности логической культуры.
  8. Разработаны критерии измерения и оценки уровня сформированности логической культуры у студентов (умения: анализировать, синтезировать и делать обобщения; строить индуктивные и дедуктивные выводы; осуществлять перенос имеющихся знаний в новую ситуацию и строить выводы по аналогии; объяснять сущность изучаемых явлений; осуществлять выдвижение и логическое развитие гипотезы; выявлять и исправлять логические ошибки; осуществлять логические доказательства истинности сделанных выводов; применять эмпирические и теоретические методы познания; применять комплекс логических умений к решению задач в рамках логики профессии, а также степень владения знаниями, принципами, категориями, законами формальной и диалектической логики)
Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Яковлева, Е.В. Формирование логической культуры мышления у подро-стков: монография/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2004. – 195 с.

2.Яковлева, Е.В. Теоретические основы формирования логической культу-ры студентов вузов: монография/ Е.В.Яковлева.– Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 148с.

II. Научные статьи в периодических изданиях, рекомендуемых

ВАК РФ для публикации основных научных результатов

на соискание ученой степени доктора наук

3.Яковлева, Е.В. Некоторые аспекты формирования логической культуры в процессе профессиональной юридической подготовки/ Е.В.Яковлева// Альма ма-тер (Вестник высшей школы). – 2006. – № 7. – С. 50 – 53.

4.Яковлева, Е.В. Особенности формирования логической культуры в про-цессе профессиональной подготовки будущих юристов / Е.В.Яковлева// Приложе-ние к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2006. – № 9. – С. 35 – 40.

5.Яковлева, Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры / Е.В.Яковлева// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2007. – №1. – С. 69 – 74 (принята к печати 26.10.2006 г.).

6.Яковлева, Е.В. Проблема формирования логической культуры мышления студентов/ Е.В.Яковлева// Известия Российского государственного педагогическо-го университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 10 (57). – С. 69 – 75.

7.Яковлева, Е.В. Историко-педагогический аспект формирования логиче-ской культуры у студентов высших учебных заведений/ Е.В.Яковлева// Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 83 – 90.

8.Яковлева, Е.В. Проблемные лекции как средство формирования логиче-ской культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 9. – С. 32 – 34.

9.Яковлева, Е.В. Методологические основы формирования логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Известия Российского государственного пе-дагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 11 (71). – С. 296 – 301.

10.Яковлева, Е.В. Активизация мышления студентов/ Е.В.Яковлева// Сред-нее профессиональное образование. – 2009. – № 3. – С. 28 – 30.

11.Яковлева, Е.В. Логические методы как средство формирования логиче-ской культуры студентов/ Е.В.Яковлева//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 1. – С. 143 – 149.

12.Яковлева, Е.В. Формирование логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №4. – С. 355-358.

III. Статьи в научных журналах, сборниках научных трудов,

материалы международных конференций

13.Яковлева, Е.В. Использование элементов технологии личностно-ориентированного обучения / Е.В.Яковлева// Магариф. – 2005. – № 7. – С. 48 – 49.

14.Яковлева, Е.В. Использование научного объяснения как один из аспектов формирования логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Научное обозре-ние. – 2005. – № 3. – С. 36 – 38.

15.Яковлева, Е.В. Творческая активность учащихся на уроках физики/ Е.В.Яковлева // Наука и школа. – 2005. – № 10. – С.25 – 26.

16.Яковлева, Е.В. Историко-педагогический аспект формирования логиче-ской культуры студентов/ Е.В.Яковлева // Альма матер (Вестник высшей школы). – 2007. – № 9. – С. 53 – 56.

17.Яковлева, Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры/ Е.В.Яковлева// Технологии со-вершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межву-зовский сб.науч.тр. Вып. 3 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2004. – С.107 – 111.

18.Яковлева, Е.В. Формирование логической культуры студентов как усло-вие совершенствования образовательного процесса/ Е.В.Яковлева// Научный вест-ник Кировского филиала МГЭИ № 14. – Киров: Изд-во КФ МГЭИ, 2004. – С. 136-138.

19.Яковлева, Е.В. Проблемные лекции как средство формирования логиче-ской культуры студентов / Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подго-товки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сб.науч.тр. Вып. 4 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2004. – С.121 – 123.

20.Яковлева, Е.В. Особенности мышления студентов/ Е.В.Яковлева// Вест-ник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Серия 1: Социально-гуманитарные знания. – Нижнекамск: Изд-во НФ МГЭИ, 2004. – С.128 – 134.

21.Яковлева, Е.В. Особенности формирования логической культуры буду-щих юристов/ Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подготовки педаго-гических кадров: теория и практика: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 5 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2005. – С.30 – 32.

22.Яковлева, Е.В. Использование логики в процессе формирования понятия совершенного преступления/ Е.В.Яковлева// Вестник научных трудов НФ МГЭИ. – Нижнекамск: Изд-во НФ МГЭИ, 2005. – С.116 – 119.

23.Яковлева, Е.В. Анализ логических ошибок в квалификации преступле-ний – как средство формирования логической культуры будущих юристов/ Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подготовки педагогических кад-ров: теория и практика: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 6 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. – С.37 – 39.

24.Яковлева, Е.В. Игровые формы работы, направленные на формирование логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 7 / под ред. З.Г.Нигматова, Р.Ш.Маликова. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2006. – С.12 – 15.

25.Яковлева, Е.В. Требования к логике учебного процесса в вузе/ Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подготовки педагогических кад-ров: теория и практика: межвузовский сб.науч.тр. Вып. 10 / сост. и науч. ред. Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2008. – С.192 – 194.

26.Яковлева, Е.В. Возможности проблемных лекций по концепции совре-менного естествознания в формировании логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – С.308 – 311.

27.Яковлева, Е.В. Проблемные ситуации как способ формирования логиче-ской культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Технологии совершенствования подго-товки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сб.науч.тр. Вып. 12 / сост. и науч. ред. Р.Ш.Маликова. – Казань: Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2009. – С. 77 – 79.

28.Яковлева, Е.В. Предупреждение логических ошибок – один из аспектов формирования логической культуры/ Е.В.Яковлева// Интеллектуальный потенци-ал общества и развитие мышления учащихся и студентов: материалы междунар. научной конф. – Казань: «Print Express», 2001. – С.277 – 279.

29.Яковлева, Е.В. Моделирование системы работы по формированию логи-ческой культуры у студентов/ Е.В.Яковлева// Инновационные процессы в управ-лении предприятиями и организациями: материалы II междунар. научно-практ. конф. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003. – С.50 – 52.

30.Яковлева, Е.В. Проблема формирования логической культуры студен-тов / Е.В.Яковлева// Бытие и культура. История и современность: материалы меж-дунар. научно-практ. конф. Ч.2. – Курск: Изд. центр «ЮМЭКС», 2004. – С.70 – 73.

31.Яковлева, Е.В. Проблема формирования логической культуры студентов в вузовской дидактике и практике/ Е.В.Яковлева// Актуальные проблемы совре-менного профессионального образования: материалы конф. в рамках междунар. конгресса «V Славянские педагогические чтения». – Москва: Педагогика, 2006. – С. 445-450.

32.Яковлева, Е.В. Проблема формирования логической культуры мышления студентов в вузовской дидактике и практике/ Е.В.Яковлева// Формирование ин-теллектуального потенциала в системе общего и профессионального образования: материалы междунар. научно-практ. конф. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – С. 445-450.

33.Яковлева, Е.В. Рейтинговая система оценки знаний как эффективное средство повышения качества образования / Е.В.Яковлева, Ф.Г.Ялалов // Болон-ский процесс: качество образовательных программ в современном вузе: материа-лы междунар. конф. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – С.130 – 137.

34.Яковлева, Е.В. Пути совершенствования логической подготовки студен-тов / Е.В.Яковлева// Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы междунар. научно-метод. конф. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2007. – С.211 – 213.

35.Яковлева, Е.В. Место логического мышления в формировании творче-ского интеллекта и профессионального мышления студентов/ Е.В.Яковлева// Эт-нодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обуче-нию: материалы V междунар. научно-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. – С.166 – 168.

36.Яковлева, Е.В. Историко-педагогический аспект формирования логиче-ской культуры у студентов высших учебных заведений / Е.В.Яковлева// Много-уровневое образование как пространство профессионально-личностного станов-ления выпускника вуза: материалы междунар. научно-практ. интернет-конф. Ч.1. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. – С. 161 – 168.

37.Яковлева, Е.В. Некоторые подходы к логике учебного процесса в высшей школе/ Е.В.Яковлева// Современное образование: вызовам времени – новые под-ходы: материалы междунар. научно-метод. конф. – Томск: Томск.гос.ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. – С.16 – 17.

38.Яковлева, Е.В. Некоторые методологические аспекты формирования ло-гической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Феномены природы и экология че-ловека: сборник научных трудов и материалов Пятого междунар. симпозиума в 2-х т., Т 1. – Казань: Хэтер, 2008. – С. 280 – 283.

39.Яковлева, Е.В. Игра как средство формирования логической культуры студентов/ Е.В.Яковлева// Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде: материалы VI междунар. научно-практ. конф. – Нижне-камск: Изд-во НМИ, 2008. – С. 63 – 64.

40.Яковлева, Е.В. Моделирование проблемных ситуаций в курсе «Концеп-ции современного естествознания» / Е.В.Яковлева// Образование в техническом вузе в XXI веке: международный межвузовский научно-методический сборник. – Вып.3. – Набережные Челны: Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2008. – С. 93 – 95.

41.Яковлева, Е.В. Применение системы логических задач в процессе само-стоятельной работы студентов/ Е.В.Яковлева// Современное образование: пробле-мы и перспективы в условиях перехода к новой концепции образования: материа-лы междунар. научно-метод. конф. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радио-электроники, 2009. – С.120 – 121.

42.Яковлева, Е.В. Требования к профессиональному мышлению студентов экономических специальностей/ Е.В.Яковлева// Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем – к глобальному образовательному про-странству: материалы VI междунар. научно-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2009. – С. 145 – 146.

IV. Материалы Всероссийских конференций

43.Яковлева, Е.В. Взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов/ Е.В.Яковлева// Этнодидактика народов России: практико-ориентированный под-ход к обучению: материалы I Всерос. научно-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2003. – С.153 – 157.

44.Яковлева, Е.В. Формирование логической культуры будущих юристов/ Е.В.Яковлева// Научные труды. Н-34. Выпуск 5. Том 3 : материалы общерос. на-уч.-практ. конф. РАЮН, Москва, 20-21 декабря 2004. – М.: Издательская группа «Юрист», 2005. – С.689 – 692.

45.Яковлева, Е.В. Проблема формирования логической культуры студентов в процессе изучения информатики в вузе/ Е.В.Яковлева// Этнодидактика народов России: природосообразные модели, системы, технологии: материалы II Все-рос.научно-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2004. – С.194 – 196.

46.Яковлева, Е.В. Развитие логической культуры мышления в контексте за-дач высшего образования/ Е.В.Яковлева// XLII Всероссийская конференция по проблемам математики, информатики, физики и химии: секции методики и педа-гогики: тез. докл. – Москва: Изд-во РУДН, 2006. – С.11.

47.Яковлева, Е.В. Место логического мышления в формировании творче-ского интеллекта студентов/ Е.В.Яковлева// XLIII Всероссийская конференция по проблемам математики, информатики, физики и химии: секции методики и педа-гогики: тез. докл. – Москва: Изд-во РУДН, 2007. – С.9.

48.Яковлева, Е.В. Некоторые особенности формирования логической куль-туры студентов в условиях профессиональной подготовки в вузе/ Е.В.Яковлева// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VI Всерос. научно-практ. конф. Ч.2. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2007. – С. 109 – 113.

49.Яковлева, Е.В. Диагностика логической культуры/ Е.В.Яковлева// Ин-формационные и коммуникационные технологии в образовании: материалы Все-рос. научно-практ. конф. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – С. 183 – 187.

50.Яковлева, Е.В. Возрастные особенности мышления студентов/ Е.В.Яковлева// Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всерос. научно-практ. конф. Часть II. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – С.537 – 540.

51.Яковлева, Е.В. О требованиях к логическому мышлению студентов ву-зов / Е.В. Яковлева, М.Ю. Маркова // Кадровое обеспечение инновационных про-цессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе непрерывного образования: материалы IX Всерос. конф. и Всерос. форума по до-полнительному образованию (10-11 декабря 2008г., г.Казань) /под. ред. В.В.Кондратьева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – С. 538 – 540.

V. Материалы межрегиональных и других конференций

52.Яковлева, Е.В. Особенности оценивания уровня логической культуры студентов первокурсников / Е.В.Яковлева// Методика вузовского преподавания: материалы межвузовс. научно-практ. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – С.205 – 208.

53.Яковлева, Е.В. Инновационные процессы в вузе: задачи и основные пути их решения / Е.В.Яковлева, Л.А.Давлетшина // Наука и профессиональное образо-вание: материалы региональной научно-практ.конф. – Казань: Изд-во Ка-зан.гос.техн.ун-та, 2007. – С.237 – 239.

54.Яковлева, Е.В. Использование логических методов в условиях профес-сиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля/ Е.В.Яковлева// Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов в гуманитарном вузе: материалы научно-практической конференции: в 3 ч. Часть III. – М.: МГЭИ, 2009. – С. 201 – 211.

VI. Учебные пособия, методические разработки

55.Яковлева, Е.В. Логика: учебно-методическая разработка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2003. – 54с.

56.Яковлева, Е.В. Концепции современного естествознания / Е.В.Яковлева, М.М.Яскевич: учебно-методическая разработка. – Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чишмэ», 2004. – 59 с. (авторских – 2,28 п.л.).

57.Яковлева, Е.В. Логика: учебное пособие/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2005. – 90 с.

58.Яковлева, Е.В. Концепции современного естествознания: демонстраци-онный вариант проверки знаний студентов при компьютерном тестировании / Е.В.Яковлева, А.И.Синюк: учебное пособие. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. – 62 с. (авторских – 3,00 п.л.).

59.Яковлева, Е.В. Логика: учебно-методическая разработка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006. – 59с.

60.Яковлева, Е.В. Введение в педагогическую деятельность: учебно-методическая разработка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. – 39с.

61.Яковлева, Е.В. Общие основы педагогики: учебно-методическая разра-ботка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. – 40с.

62.Яковлева, Е.В. Социальная психология: учебно-методическая разработка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007. – 99с.

63.Яковлева, Е.В. Физика: учебно-методическое пособие/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 210с.

64.Яковлева, Е.В. Концепции современного естествознания: учебно-методическая разработка/ Е.В.Яковлева. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 74с.

65.Яковлева, Е.В. Краткий словарь основных логических понятий / Е.В.Яковлева, А.И.Синюк: учебно-методическое пособие. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 39 с. (авторских – 1,30 п.л.).

66.Яковлева, Е.В. Логика: Демонстрационный вариант проверки знаний студентов при компьютерном тестировании / Е.В.Яковлева, А.И.Синюк: учебно-методическое пособие. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 46 с. (авторских – 1,50 п.л.).

67.Яковлева, Е.В. Круги Эйлера: Отношения между понятиями / Е.В.Яковлева, А.И.Синюк: учебно-методическое пособие. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. – 29 с. (авторских – 1,06 п.л.).