- уточнена сущность понятия «технологическое образование», определена сущность понятия «формирование творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования» с учетом принципов непрерывности и личностной ориентированности технологического образования;
- выявлены предпосылки формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, особенности технологического образования как системы, направленной на данный результат (целенаправленность, приоритет индивидуальности, самоценности творческого опыта учащегося; открытость, полисубъектность; вариативность и опережающий характер содержания; доминирование проектной деятельности учащегося; практико-ориентированная и профориентационная направленность форм и методов; создание развивающей среды);
- выявлены компоненты технологического образования (ценностно-целевой, содержательный, технологический) и творческой технологической среды как условия формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования (пространственный, социальный, педагогический);
- обоснованы группы творческих возможностей учащегося: духовно-нравственные, социально-психологические, социокультурные;
- определены интегральный и конкретные критерии (аксиологический, когнитивный, компетентностный, деятельностный), соответствующие им показатели и уровни (адаптационно-имитирующий; конструктивно-организационный и системно-креативный) формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, позволяющие отслеживать динамику процесса и осуществлять его педагогическую поддержку;
- установлена взаимосвязь между организационно-педагогическими условиями, критериями и показателями формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, показывающая влияние данных условий на конкретные диагностируемые параметры развития;
- концептуальные положения формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, содержащие закономерности на уровне системы и процесса технологического образования; общепедагогические (природосообразности, культуросообразности, гуманизации), организационные (активного взаимодействия субъектов, дифференциации и индивидуального подхода; дополнительности, оптимизации), технологические (ценностно-смысловой направленности, проективности, сопровождения творческого развития личности, продуктивности, поддержки творческих инициатив, рефлексивности) принципы; стратегии (аксиологическая, интеграционная, оптимизационная); этапы; критерии, показатели и уровни результативности данного процесса;
- модель формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, включающая факторы и условия, методологическое и концептуальное обеспечение, субъектный, процессуальный, средовой, критериально-результативный блоки, показывающие возможности субъектов технологического образования в достижении позитивного результата;
- технология формирования творческих возможностей учащегося в творческой технологической среде, состоящая из диагностического, мотивационно-целевого, проектировочного, организационного, рефлексивно-оценочного этапов, позволяющих обеспечить результативность данного процесса;
- дидактическое обеспечение формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, включающее технологии диагностики творческого развития, создания личностно ориентированных заданий и коллективных проектов учащегося в условиях творческой технологической среды.
1.Тигров, В.П. Формирование творческой активности школьников и студентов в технологическом образовании: монография / В.П. Тигров. – Липецк: РИЦ ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2007. – 9,7 п.л.
2.Тигров, В.П. Развитие творческого потенциала школьника в образовательной области «Технология»: монография / В.П. Тигров. – Липецк: РИЦ ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2007. – 14,9 п.л.
Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах,
рекомендованных ВАК РФ
3.Тигров, В.П. Технологическое образование как педагогическая система / В.П. Тигров // Вестник Тамбовского университета, Серия Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 7 (51). – 1,1 п.л.
4.Тигров, В.П. Включение учащихся в коллективные конструкторско-технологические проекты / В.П. Тигров, Т.Н. Шипилова // Вестник университета Российской академии образования. – 2008. – № 2. – 0,75 п.л. (автор – 0,6 п.л.)
5.Тигров, В.П. Об увеличении творческого компонента конструкторско-технологической деятельности учащихся / В.П. Тигров, Т.Н. Шипилова // Вестник университета Российской академии образования. – 2007. – №4. – 0,5 п.л. (автор – 0,4 п.л.)
6.Тигров, В.П. Принципы развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании / В.П. Тигров // Вестник университета Российской академии образования. – 2007. – №1. – 0,75 п.л.
7.Тигров, В.П. Творческий потенциал личности учащегося: сущность, структура, уровни развития / В.П. Тигров // Вестник университета Российской академии образования. – 2007. – №2. – 0,76 п.л.
8.Тигров, В.П. Проблема развития творческого потенциала личности школьника в условиях технологического образования: методологические подходы / В.П. Тигров // Вестник Тамбовского университета, Серия Гуманитарные науки. – 2007. – Вып. 6 (50). – 1 п.л.
9.Тигров, В.П. Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно ориентированном технологическом образовании / В.П. Тигров // Вестник университета Российской академии образования. – 2007. – №3. – 0,75 п.л.
10.Тигров, В.П. Создание творческой технологической среды для развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании / В.П. Тигров // Вестник университета Российской академии образования. – 2008. – №1 – 0,5 пл.
Учебные и учебно-методические пособия, программы
11.Тигров, В.П. От знаний – к творчеству: учебное пособие /В.П. Тигров. – Липецк: Типография областного комитета по государственной статистике, 2000. – 1,9 п.л.
12.Тигров, В.П. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие / В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2004. – 4,7 п.л. (автор – 3,2 п.л.)
13.Тигров, В.П. Педагогическая практика в системе непрерывной подготовки учителя технологии: учебно-методическое пособие / В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2004. – 5,1 п.л. (автор – 3,6 п.л.).
14.Тигров, В.П. Практикум по методике профессионального обучения: учебно-методическое пособие / В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2004. – 8,2 п.л. (автор – 6 п.л.).
15.Тигров, В.П. От проблемы до ее решения: учебное пособие /В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 4,2 п.л. (автор – 3,2 п.л.).
16.Программа учебной дисциплины «Рационализатор-изобретатель-предприниматель» (для дополнительных образовательных учреждений / В.П. Тигров.– Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 1,4 п.л.
17.Тигров, В.П. Программа учебной дисциплины «Основы творческо-конструкторской деятельности» / В.П. Тигров. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – 1,4 п.л.
18.Тигров, В.П. Включение учащихся в техническое творчество на занятиях по обучению работе лобзиком: методические рекомендации в помощь учителям труда / В.П. Тигров. – Липецк: ЛипПИ, 1992. – 3,6 п.л.
19Тигров, В.П. Включение учащихся в техническое творчество в процессе обучения слесарной операции – нарезание резьб: методические рекомендации / В.П. Тигров. – Липецк: Липецкое областное статистическое управление, 1993. – 0,8 п.л.
20.Тигров, В.П. Творческий экзамен по «Технологии»: справочник и методические рекомендации для поступающих в ЛГПИ / В.П. Тигров, А.Е. Буданцев. – Липецк: ОПП УС Липецкой области, 1999. – 1,4 п.л. (автор – 0,6 п.л.).
21.Тигров, В.П. Программа по предмету «Электротехника» (для начальной профессиональной подготовки учащихся 10-11 кл. средней общеобразовательной школы по профессии «автоэлектрик») / В.П. Тигров. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 2000. – 0,8 п.л.
22.Тигров, В.П. Программа по дисциплине «Материаловедение» /В.П. Тигров. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 2000. – 0,8 п.л.
23.Тигров, В.П. Программа по дисциплине «Деревообрабатывающие станки и инструменты» / В.П. Тигров. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 2000. – 0,8 п.л.
Статьи в научных изданиях, доклады на научных конференциях
24.Тигров, В.П. Развитие технического творчества будущих учителей технологии и предпринимательства на практических занятиях / В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников // Педагогические и медико-биологические проблемы развития, воспитания и обучения учащихся: сборник научных трудов ЛГПИ; под ред. М.А. Вейта. – Липецк: ЛГПИ, 1998. – Вып. 2. – 0,8 п.л. (автор – 0,7 п.л.).
25. Тигров, В.П. Критерии отбора объектов для технического творчества студентов ФТиП на занятиях по курсу «Практикум в учебных мастерских» / В.П. Тигров, В.В. Шафиков // Научно-методические проблемы преподавания специальных дисциплин в направлении профессионального обучения: межвузовские ученые записки. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 1998. – Вып. 2. – 0,34 п.л. (автор – 0,3 п.л.).
26.Тигров, В.П. Анализ результатов педагогических экспериментов по развитию технического творчества студентов ФТиП / В.П. Тигров,И.В. Тигрова // Научно-методические проблемы преподавания специальных дисциплин в направлении профессионального обучения: межвузовские ученые записки. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 1998. – Вып. 3. – 0,4 п.л. (автор – 0,3 п.л.).
27.Тигров, В.П. Содержание и методы развития технического творчества будущих учителей технологии и предпринимательства на теоретических занятиях общетехнических дисциплин / В.П. Тигров, Ю.А. Гречишников // Теория и практика образования: история и современность: сборник научных трудов. – Липецк: ОПП УС Липецкой области, 1999. – Вып. 3. – 0,9 п.л. (автор – 0,75 п.л.).
28.Тигров, В.П. Развитие творческих конструкторских способностей студентов факультета технологии и предпринимательства: проблемы и пути решения / В.П. Тигров // Актуальные проблемы современного образования: сборник научных трудов. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 2000. – 0,4 п.л.
29.Тигров, В.П. Конструкторские задачи в содержании проектов по «Технологии» и примеры их решения / В.П. Тигров, Ю.К. Савилов // Творческая конструкторская деятельность учителей технологии, учащихся школ, технических училищ и студентов ФТиП: сорник научных трудов. – Липецк: Липецкий областной комитет по государственной статистике, 2000. – 0,7 п.л. (автор – 0,4 п.л.).
30.Тигров, В.П. Развитие творческих конструкторских способностей студентов ФТиП: проблемы и пути решения / В.П. Тигров // Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под ред. В.А. Сластенина. – Липецк - Москва: ЛГПУ, 2000. – Ч. 5. – 0,1 п.л.
31.Полезные механизмы – своими руками / В.П. Тигров, В.И. Овчин-ников // Школа и производство. – 2002. – №2. – 0,1 п.л.
32.Тигров, В.П. К вопросу определения содержания конструкторской деятельности школьников / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2003. – 0,8 п.л.
33.Тигров, В.П. К вопросу формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии / В.П. Тигров,Т.Н. Шипилова // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2003. – 0,4 п.л. (автор – 0,2 п.л.).
34.Тигров, В.П. Организация творческой работы учащихся на уроках технологии / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2003. – 0,4 п.л.
35.Тигров, В.П. Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации работы в кружках технического творчества / В.П. Тигров, В.В. Трофимов // Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования: материалы международной науч.-практ. конф.; под ред. P.M. Куличенко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – 0,1 п.л.
36.Тигров, В.П. Определение уровней развития творческой познавательной активности школьников в процессе конструкторской деятельности / В.П. Тигров // Совершенствование процесса профессиональной подготовки специалиста на ФТиП: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. – 0,4 п.л.
37.Тигров, В.П. Модель конструкторско-творческой среды в подготовке будущих учителей технологии / В.П. Тигров, Ю.Н. Федоров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 1 п.л. (автор – 0,6 п.л.)
38.Тигров, В.П. Дидактические условия развития творческой познавательной активности школьников в процессе конструкторской деятельности / В.П. Тигров, А.Н. Шипилов // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. – 0,6 п.л. (автор – 0,4 п.л.).
39.Тигров, В.П. Формирование проектных умений студентов на основе использования личностно ориентированных заданий / В.П. Тигров, С.В. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. – 1,1 п.л. (автор – 0,7 п.л.).
40.Тигров, В.П. Содержание развития творческих способностей учащихся в процессе выполнения творческих проектов / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. – 0,6 п.л.
41.Тигров, В.П. Содержание развития творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии / В.П. Тигров, В.В. Шафиков // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. – 0,8 п.л (автор – 0,6 п.л.).
42.Тигров, В.П. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии / В.П. Тигров // Материалы XII Международной конференции по технологическому образованию школьников «Проблемы технологического образования в школе и вузе»; под ред. проф. Ю.Л. Хотунцева. – Москва: МИОО, 2006. – 0,1 п.л.
43.Тигров, В.П. Развитие творческого потенциала личности учащихся – цель гуманистически-ориентированной парадигмы образования / В.П. Тигров // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под ред. Р.М. Куличенко, Т.П. Дьячек. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – 0,4 п.л.
44.Тигров, В.П. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности студентов факультета технологии и предпринимательства / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,8 п.л.
45.Тигров, В.П. Содержание развития творческой познавательной активности школьников на уроках технологии / В.П. Тигров, А.Н. Шипилов // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,9 п.л. (автор – 0,7 п.л.).
46.Тигров, В.П. Содержание формирования знаний, умений и навыков по художественно-декоративным видам работ у учащихся 7 классов на уроках технологии / В.П. Тигров, А.С. Овчинникова // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,8 п.л. (автор – 0,6 п.л.).
47.Тигров, В.П. Об итогах экспериментальной работы по использованию личностно ориентированных заданий в процессе формирования проектных умений студентов вуза / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,5 п.л.
48.Тигров, В.П. Понятие «лидерство» в технологическом образовании / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,4 п.л.
49.Тигров, В.П. Творческий проект «Шарнирная петля для оконной рамы» / В.П. Тигров // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности: сборник научных трудов. – Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2007. – 0,8 п.л.
50.Тигров, В.П. К вопросу развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании / В.П. Тигров // Материалы XIII Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы»; под ред. проф. Ю.Л. Хотунцева. – Липецк: ЛГПУ, 2007. – 0,75 п.л.