Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. В контексте геронтообразования решена крупная научная проблема определения теоретико-методологических и прикладных основ педагогической поддержки пожилых людей как фактора повышения качества их жизни. Обоснована теория педагогической поддержки качества жизни пожилых людей в контексте взаимодействия онтологического, культурно-антропологи-ческого, личностно-ориентированного, ценностно-смыслового  подходов в условиях геронтообразования. Теория включает методологию, теоретические основания, педагогические закономерности и методические условия, при которых педагогическая поддержка способствует повышению качества жизни пожилых людей.
  2. Методология, которая положена в основу разработки теории, включает следующие положения: качество жизни пожилого человека содержит объективную (материальную) и субъективную (духовную) составляющие, при этом последняя имеет определяющее значение; процессы индивидуального саморазвития и самоопределения человека в культуре не заканчиваются, а продолжаются в пожилом возрасте, приобретая особую личностную и ценностно-смысловую значимость; целостность человека, его внутреннее благополучие определяются гармоничной взаимосвязью и взаимовлиянием природной («био»), социальной («социо») и культурной («дух») составляющих его субъектности; в жизненной ситуации «третьего возраста» у человека возникает особая сензитивность к творческой деятельности как способу самореализации своей духовной сущности и нового позитивного смысла
  3. Теоретические основоположения диссертации включают: определение сущности и смыслов базовых понятий исследования, в качестве которых выступают «качество жизни» и «педагогическая поддержка»; обоснование целей, принципов, закономерностей, функций и условий педагогической поддержки. Качество жизни пожилого человека рассматривается в исследовании  как целостная система, состоящая из взаимообусловленных объективных и субъективных элементов, образующих внешнюю и внутреннюю среду жизнедеятельности субъекта (био-социо-духовного существа), позволяющая ему испытывать различную степень жизненной удовлетворённости.
  4. Педагогическая поддержка качества жизни пожилых людей в условиях геронтообразования позиционируется в нашем исследовании как помогающее сотрудничество педагога с пожилым человеком, обеспечивающее ему успех в образовательной деятельности и творческом саморазвитии: помощь в реализации различных потребностей и способностей, содействие гармонизации его «био»-«социо»-«духовных» составляющих, помощь в свободном выборе стратегии старения через актуализацию новых, позитивных личностных смыслов, в улучшении субъективного самочувствия, сохранении человеческого достоинства, повышении уровня жизненной удовлетворённости. В процессе педагогической поддержки события и процессы в жизни человека рассматриваются через призму духовных, ценностных изменений, лежащих в основе самоопределения личности и обусловленных активным «эмпатическим» диалогом человека с социумом, способствующим индивидуальному саморазвитию и самоопределению пожилого человека на пути выбора им стратегии старения.
  5. Определены педагогические закономерности повышения качества жизни пожилых людей в системе геронтообразования, согласно которым  пожилой человек предстает как активный субъект образования, чьи возможности субъектогенеза не ограничены психолого-возрастными границами, а духовное и физическое самочувствие гармонизируется и улучшается в процессе обучения творческой деятельности. В качестве закономерностей, определяющих направленность и содержание педагогической поддержки качества жизни в пожилом возрасте.
  6. Разработана модель педагогической поддержки качества жизни пожилых людей в геронтообразовании как целостная структура, в которой педагогически целенаправленно и взаимосвязано реализуются следующие компоненты: целевой (повышение субъективного качества жизни; активизация и реализация в процессе обучения духовных потребностей обучающихся пожилых людей), мотивационный (позитивное самовосприятие, сохранение чувства собственного достоинства, обретение смыслообразующих мотивов жизни, межличностная коммуникация и самоактуализация), содержательный (продуктивная творческая деятельность), процессуальный (педагогическая поддержка на основе субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного пространства), методический (обеспечение комфортной психофизической и психоэмоциональной среды для занятий и моделирование процесса обучения как процесса сотрудничества педагога с обучающимися и обучающихся между собой), результативный (положительная динамика внутреннего самочувствия у обучающегося человека, повышение субъективного качества жизни).
  7. Определены содержание и технологии педагогической поддержки качества жизни пожилых людей в процессе художественного обучения путем создания арт-образовательного пространства, актуализирующего процессы самореализации, саморазвития и самоактуализации, включения человека в активный диалог с искусством; оказание помощи в выборе ведущей творческой деятельности, влияющей на психическое развитие человека и качественно изменяющей социальную ситуацию его жизни.
  8. Доказательно представлено, что педагогическая поддержка в геронтообразовании с использованием арт-терапевтических возможностей художественного обучения позволяет повысить качество жизни людей пожилого возраста при реализации следующих условий: активное включение пожилого обучаемого человека в арт-образовательное пространство как в личностно значимую деятельность; самоопределение человека в новых видах деятельности путём расширения сферы интересов и приобретения новых знаний в процессе обучения и самообразования; гибкость в построении и корректировке процесса обучения на основе «личностных смыслов», позитивного самочувствия, интересов и потребностей обучаемых; актуализация субъект-субъектных взаимодействий педагога и обучающихся людей на основе сотрудничества, поддерживающего взаимодействия, поддержки индивидуальной траектории образования, развития и самоизменения и др.
  9. Обоснована стратегия педагогической поддержки качества жизни пожилых людей на основе вовлечения в творчество.
  10. Определены методические условия стратегии педагогической поддержки качества жизни пожилых людей, которые раскрываются путём реализации личностно-ориентированного подхода в геронтообразовании: содействие гармонизации его «био»-«социо»-«духовных» составляющих, позитивное принятие индивидуально-психологических особенностей личности пожилого человека; развитие позитивного отношения к своей жизненной ситуации; поддержка самоопределения человека в том или ином виде творчества как ведущем виде деятельности, раскрытие его потенциальных творческих возможностей и стимулирование стремления к самоактуализации; реализация методики организации образовательного процесса, основанного на личном выборе меры своего коммуникативного участия в общем процессе обучения, видов творческой деятельности, «личностных смыслов», интересов и потребностей, определяющих индивидуальную траекторию обучения, развития и самоизменения обучающихся; использование методики поддерживающего педагогического сотрудничества на основе использования корректных поддерживающих способов субъект-субъектного взаимодействия всех участников арт-образовательного пространства (создание «ситуации успеха», акцент на личных творческих достижениях обучающихся, доверительное, эмпатическое общение и др.).

 

Список опубликованных работ
Статьи в печатных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

1. Ермак, Н.А. Влияние творческой образовательной деятельности на каче-ство жизни пожилых людей [Текст] / Н.А. Ермак // Гуманитарные и социально-экономические науки: спецвыпуск «Педагогика». − 2006. − №1. − Ростов н/Д: ИПО РГПУ. - С. 178-183. - 0,5 п.л.

2. Ермак, Н.А. Геронтообразование в традиции культурологического лич-ностно-ориентированного подхода в педагогике [Текст] / Н.А. Ермак // Гумани-тарные и социально-экономические науки: спецвыпуск «Педагогика». − 2006. − №7.−Ростов н /Д: ИПО РГПУ. − С. 9-14. - 0,5 п.л.

3. Ермак, Н.А. Особенности развития человека в пожилом возрасте [Текст] / Н.А. Ермак // Научная мысль Кавказа. − 2006. − Приложение №9. –Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. − С. 381-388. - 0,5 п.л.

4. Ермак, Н.А. Личность человека пожилого возраста [Текст] / Н.А. Ермак // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007 − 5. Ермак, Н.А. Влияние стереотипов на качество жизни пожилых людей [Текст] / Н.А. Ермак // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007 − №5. – Ростов н/Д: «Терра Принт». − С. 120 − 123. - 0,4 п.л.

6. Ермак, Н.А. Научно-теоретические основы педагогической поддержки в геронтообразовании [Текст] / Н.А. Ермак // Известия Волгоградского государ-ственного педагогического университета. Сер. «Педагогические науки». −2008. − №1(25). – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2008. - С. 133-136. -0,4 п.л.

7. Ермак, Н.А. Основные принципы педагогической поддержки пожилых людей в геронтообразовании [Текст] / Н.А. Ермак // Известия Южного феде-рального университета. Педагогические науки.−2008. − №1-2. − Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.−С. 60-66. - 0,6 п.л.

8. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни пожилых лю-дей [Текст] / Н.А. Ермак // Известия Южного федерального университета. Пе-дагогические науки. −2008. − №3. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 210 - 218. - 0,7 п.л.

9. Ермак, Н.А. Арт-терапевтические возможности художественного обу-чения и педагогической поддержки пожилых людей [Текст] /Н.А. Ермак // Из-вестия Южного федерального университета. Педагогические науки. − 2008. − №4. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 143-149. - 0,5 п.л.

10. Ермак, Н.А. Теория педагогической поддержки качества жизни по-жилых людей на основе вовлечения в творчество [Текст] / Н.А. Ермак // Извес-тия Южного федерального университета. Педагогические науки. − 2009. − №2. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. − С. 43-50. - 0,7 п.л.

Монографии

11. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка людей пожилого возраста [Текст] / Н.А. Ермак. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. −228 с.– 10,1 п.л.

12. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни пожилых лю-дей [Текст] / Н.А. Ермак. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. − 231с. (13,83 п.л.)

Учебные пособия, методические статьи

13. Ермак, Н.А. Социальная активность людей пожилого возраста в изо-бразительном творчестве [Текст] / Н.А. Ермак. – Ростов н/Д: «Старые русские», 2004. − 60 с. - 3,75 п.л.

14. Ермак, Н.А. Образование пожилых людей - новые направления соци-ально-педагогической работы [Текст] / Н.А. Ермак // Человек и общество: по-иски, проблемы, решения: сборник науч. и метод. ст. − Вып. 14; под ред. Л.С. Николаевой / Новочеркасская государственная мелиоративная академия. – Новочеркасск, 2008. − C. 55-59. - 0,3 п.л.

15. Ермак, Н.А. О творческой реабилитации пожилых людей [Видеоза-пись] / Н.А. Ермак // Пожилые люди: защита прав и социальная поддержка: из-бранные материалы по социальной геронтологии-2; под ред. Э.В. Карюхина. −М.: Доброе дело, 2006.−1 электрон. опт. диск.

Научные статьи в международных сборниках

16. Ермак, Н.А. Индивидуально-психологическое развитие человека в пожилом возрасте [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры: междунар. сб. науч.− практич. ра-бот. − Вып. 5.−Ростов н/Д: «NВ», 2006. − С. 233−240. - 0,6 п.л.

17. Ермак, Н.А. Теоретические основы научного построения содержания педагогической поддержки в геронтообразовании [Текст] / Н.А. Ермак // Педа-гогика и жизнь: междунар. сборник науч. тр.; под общ. ред. О. И. Кирикова. – Вып. 6. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. – С. 116-123. - 0,6 п.л.

18. Ермак, Н.А. Возможности художественного творчества в педагогиче-ской поддержке качества жизни пожилых людей [Текст] / Н.А. Ермак // Педаго-гика и жизнь: междунар. сб. науч. тр.; под общ. ред. О. И. Кирикова. – Вып. 7. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008.− С. 111 − 119. - 0,6 п.л.

Научные статьи, материалы, тезисы международных

и всероссийских конференций

19. Ермак, Н.А. Роль искусства в развитии духовности человека [Текст] /Н.А. Ермак // Лосевские чтения: Материалы ежегодной науч.- теоретич. конф. «Цивилизация и человек: проблема развития», 3-5 мая 2000 г. – Ростов н/Д: «Пегас», 2000. – С. 113 - 121. - 0,6 п.л.

20. Ермак, Н.А. Проблема духовности в русской философии [Текст] / Н.А. Ермак // Лосевские чтения: Материалы ежегодной науч. - теоретич. конф. «Цивилизация и человек: проблема развития», 4-5 мая 2001 г. – Ростов н/Д: «Пегас», 2001. – С. 12 - 16. - 0,3 п.л.

21. Ермак, Н.А. Школа – образ и качество жизни людей «третьего возрас-та» [Текст] / Н.А. Ермак // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачёвские научные чтения, 22-23 мая 2008 г. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – С. 460-461. - 0,1 п.л.

22. Ермак, Н.А. Культурологический личностно-ориентированный под-ход в геронтологии [Текст] / Н.А. Ермак // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и граж-данской идентичности: сб. стат. по материалам X Междунар. науч. − практ. конф., 8 − 11апреля 2008 г. – Ч. 2. – СПб.: ЦНИТ «Астерион». − С. 891-895. - 0,4 п.л.

23. Ермак, Н.А. Современные методы обучения пожилых людей [Текст] / Н.А. Ермак // Труды VI Междунар. науч.- практ. интернет – конф. «Преподава-тель высшей школы в XXI веке». − Сб. 6. − Ч. 1. – Ростов н/Д: Изд-во РГУПС, 2008. – С. 280 - 286. - 0,5 п.л.

24. Ермак, Н.А. Геронтообразование - инновационное направление со-временного образования [Текст] / Н.А. Ермак // Качество науки - качество жиз-ни: сб. IV Междунар. науч. - практ. конф., 26 - 27 февраля 2008 г. / Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов: Изд-во ООО «Тамбо-принт». − С 318 - 323. - 0,3 п.л.

25. Ермак, Н.А. Влияние образования в пожилом возрасте на качество жизни [Текст] / Н.А. Ермак // Качество науки - качество жизни: сб. IV Между-нар. науч. - практ. конф., 26-27 февраля 2008 г. / Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов: Изд-во ООО «Тамбопринт». − С 311 − 318. - 0,4 п.л.

26. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка в прогрессивной педагогике геронтообразования [Текст] / Н.А. Ермак // Интеграция науки и производства: сб. I Междунар. науч.- практ. конф., 19-20 мая 2008 г. / Тамбовский государст-венный технический университет. – Тамбов: Изд-во ООО «Тамбопринт». − С 195 - 200. - 0,4 п.л.

27. Ермак, Н.А. Подходы к пониманию качества жизни человека [Текст] / Н.А. Ермак // Человек и общество: поиски, проблемы, решения: материалы IV Междунар. конф., 20 марта 2008 г. − Новочеркасск: УПУ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2008. − С 100 - 104. - 0,3 п.л.

28. Ермак, Н.А. Арт-терапевтические возможности педагогической под-держки качества жизни пожилых людей, занимающихся творческой деятельно-стью [Текст] /Н.А. Ермак // Лосевские чтения: Труды Междунар. ежегодной науч.− практич. конф., май 2008 г. − Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2008. − С 286 - 296. - 0,7 п.л.

29. Ермак, Н.А. Личностное развитие в пожилом возрасте [Текст] / Н.А. Ермак // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов III Всероссийской науч. - практ. конф. 30 сентября 2008 г. ; под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС – изд-во «СИБ-ПРИНТ», 2008.− С. 13 - 17. - 0,3 п.л.

30. Ермак, Н.А. Личностная педагогическая поддержка людей «третьего возраста» в геронтообразовании [Текст] / Н.А. Ермак // Международная интер-нет-конф. «Актуальные вопросы современной науки»: сб. науч. тр. – М.: «Спутник+», 2008. − С. 27 - 33. - 0,5 п.л.

31. Ермак, Н.А. Андрагогическая поддержка развития личности пожилого человека в геронтообразованиии [Текст] / Н.А. Ермак // Постдипломное образо-вание: проблемы развития личности: материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики, 7-8 апреля 2009 г. - СПб.: СПбАП-ПО, 2009. – С.98-100. - 0,2 п.л.

32. Ермак, Н.А. Обоснование стратегии и модели педагогической под-держки качества жизни людей пожилого возраста в процессе художественного обучения в геронтообразовании [Текст] / Н.А. Ермак // Труды VII Междунар. науч. - практ. Интернет - конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». − Сб. 7. − Ч. 2. – Ростов н/Д: Изд-во РГУПС, 2009. – С. 154 - 160. - 0,5 п.л.

Научные статьи, материалы и тезисы региональных конференций

33. Ермак, Н.А. Новые задачи современного образования [Текст] / Н.А. Ермак // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего обра-зования: сб. науч. ст. по материалам региональной науч.-метод. конф., 24-25 ноября 2005г. − Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. − С 108 - 111. - 0,2 п.л.

34. Ермак, Н.А. Проблема духовности человека как приоритетная пробле-ма современного образования [Текст] / Н.А. Ермак // Педагогические чтения: материалы XI региональной науч. - метод. конф., 19-20 мая 2006г. − Новочер-касск: ЮРГТУ (НПИ), 2006. − С 118 - 122. - 0,3 п.л.

35. Ермак, Н.А. Инновационные формы многоуровневого образования [Текст] / Н.А. Ермак // Модернизация педагогического процесса в контексте со-временной российской педагогической реформы: материалы региональной межвузовской науч.-практ. конф., 27 мая 2008 г. / пос. Персиановский, Дон-ской государственный аграрный университет. − Ростов н/Д: «МП Книга», 2008. − С 28−33. - 0,3 п.л.

36. Ермак, Н.А. Педагогическая арт-терапия в современном образовании [Текст] / Н.А. Ермак // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. XXVII психолого-педагогические чтения Юга России. – Ч. 1. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. −С. 91−100. - 0,6 п.л.

37. Ермак, Н.А. Апробация стратегии и модели педагогической поддерж-ки качества жизни пожилых людей на основе художественного обучения [Текст] / Н.А. Ермак // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. XXVIII психолого-педагогические чтения Юга России. – Ч. 1. – Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. −С. 215−222. - 0,5 п.л.

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

38. Ермак, Н.А. Стереотипы в представлениях на пожилой возраст [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социаль-ной работы: сб. науч. ст. - Вып. 8/ Новочеркасская государственная мелиора-тивная академия; под ред. П.Я. Циткилова. - Новочеркасск; Ростов н/Д : «Ло-гос», 2006. − С. 85 − 93. - 0,6 п.л.

39. Ермак, Н.А. Основные задачи педагогической поддержки в геронто-образовании [Текст] / Н.А. Ермак // Известия Южного федерального универси-тета. Педагогические науки. – 2007. − №3. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. − С. 46 − 55. - 0,8 п.л.

40. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка людей пожилого возраста в арт-терапевтическом образовательном пространстве [Текст] / Н.А. Ермак // Из-вестия Южного федерального университета. Педагогические науки. −2007. −№5 − 6. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. − С. 130 −138. - 0,7 п.л.

41. Ермак, Н.А. Образование людей пожилого возраста в России [Текст] / Н.А. Ермак // Вопросы международного сотрудничества в образовании Южного региона. − 2008. − №1(4). − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ,2008. − С. 47−50. - 0,4 п.л.

42. Ермак, Н.А. Активные методы обучения пожилых людей в геронтооб-разовании [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного про-фессионального образования на Юге России. − Вып. №1(5). − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 55 −58. - 0,4 п.л.

43. Ермак, Н.А. Содержание педагогической поддержки в геронтообразо-вании [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного профес-сионального образования на Юге России. − Вып. №1(5). − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 47 − 50. - 0,4 п.л.

44. Ермак, Н.А. Влияние социальных стереотипов на геронтологическую составляющую образования взрослых [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные про-блемы дополнительного профессионального образования на Юге России. – Вып. 3. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007 − С. 63 − 67. - 0,5 п.л.

45. Ермак, Н.А. Развитие теории и практики образования пожилых людей [Текст] / Н.А. Ермак // Труды Ростовского государственного университета пу-тей сообщения. − 2008. − №1(5). −Ростов н/Д, 2008. − С. 170 − 179. -1,1 п.л.

46. Ермак, Н.А. Способы поддерживающего воздействия на пожилых обучаемых в личностной педагогике [Текст] / Н.А. Ермак // Культура. Наука. Интеграция. −2008. −№1. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ,2008. −С. 118 − 124. - 0,5 п.л.

47. Ермак, Н.А. Инновационные технологии воспитания и обучения лю-дей «третьего возраста» в многоуровневом образовании [Текст] / Н.А. Ермак // Иностранные языки и инновационные технологии в образовательном простран-стве технического вуза: сборник науч. статей по проблемам высшей школы. - Ч. 2 /Южно-Российский государственный технический университет (НПИ); под ред. А.Н. Ткачева. – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2008. – С. 320 – 326. - 0,4 п.л.

48. Ермак, Н.А. Психолого-педагогическая концепция поддержки качест-ва жизни пожилых людей на основе вовлечения в творчество [Текст] / Н.А. Ер-мак // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного феде-рального университета. − Вып. 1. Научно-педагогические проблемы духовно-творческого воспитания. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 126 − 137. - 1,1 п.л.

49. Ермак, Н.А. Анализ зарубежного и отечественного опыта педагогиче-ской поддержки людей «третьего возраста» [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные вопросы современной науки: сборник науч. трудов; под общ. ред. С.С. Чернова. – Вып. 4. – Кн. 1. – Новосибирск: ЦРНС – изд-во «СИБПРИНТ», 2008. − С. 162 − 172. - 0,7 п.л.

50. Ермак, Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожи-лого возраста средствами художественного творчества в экспериментально-опытной работе общественной организации «Женская палитра» [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного профессионального об-разования на Юге России. − Вып. №2(6). −Ростов н/ Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С.57 − 60. - 0, 5 п.л.

51. Ермак, Н.А. Развитие геронтообразования на Юге России [Текст] / Н.А. Ермак // Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. − 2008. −№3. − Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С. 57 −62. - 0,4 п.л.

52. Ермак, Н.А. Возможности художественного творчества в удовлетво-рении духовных потребностей пожилых людей в образовании [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного профессионального об-разования на Юге России. − Вып. №3(7). − Ростов н/ Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С.5 − 8. - 0, 4 п.л.

53. Ермак, Н.А. Творчество как средство преодоления стереотипов в по-жилом возрасте [Текст] / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. − Вып. №4(8). −Ростов н/ Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. − С.53 − 56. - 0, 4 п.л.