Научная тема: «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ФРГ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Применен потенциалцентрированный подход к исследованию педагогики как отрасли научного знания. При этом художественная педагогика рассматривается как артефакт и как субтеоретический конструкт педагогики культуры;
  2. Выявлены универсальные параметры измерения научно-образовательного потенциала художественной педагогики ФРГ: структура, динамика, факторы, тенденции, закономерности его  развития;
  3. Установлено, что благодаря использованию конструкта «потенциал» может быть раскрыто новое внутреннее движение в европейском, немецком и российском образовании: асинхронное развитие реального (интенсивный этап) и формального потенциала (экстенсивный этап) способствует сохранению культуры в периоды социально-экономических и исторических кризисов;
  4. Определена специфика, охарактеризованы теоретический и практический уровни развития научно-образовательного потенциала художественной педагогики ФРГ;
  5. Доказано, что по состоянию параметрических оценок можно судить о степени завершенности трансформационных процессов в обществе;
  6. Выявлена  критериальная основа демаркации, используемая при определении этапов трансформационных процессов в науке и образовании на основании ревизии содержания научно-образовательного потенциала художественной педагогики ФРГ;
  7. Определен концепт художественная педагогика, охарактеризована  ее структура, критерии периодизации;
  8. Установлены внешние и внутренние факторы появления новой концептуализации научного знания. К внешним факторам относятся: динамика практики, повышение эффективности художественного образования и художественного воспитания. Внутринаучные тенденции развития знания: накопление критической массы авторских концептуализаций, «точечное» воплощение концепций, экспансия на новые предметные области;
  9. Вскрыты: динамика социальных аспектов накопления педагогических знаний, рассматриваемая через призму конструирования идеала будущего общественного развития; маркеры, определявшие принадлежность художественной педагогики как научно-педагогической концептуализации к парадигме модерна и постмодерна; «точки роста» немецкой художественной педагогики;
  10. Выявлены тенденции развития художественной педагогики ФРГ: институциональная трансформация образовательного процесса; изменение характера социальной коммуникации, изменение образовательной парадигмы. Пересмотр концепции образовательной политики привел к возникновению принципиально нового учебного предмета «искусство», включающего на  теоретическом уровне теорию визуальной коммуникации (Н. Деринг, Х. Фрейберг, Х. Хартвиг, К. Эрмерт), новые технологии обучения (иконографический анализ, иконологический синтез, семиотический анализ); субъект обучения: образовательный идеал - человек, обладающий креативностью (прегнантность, реципиент, интегратор); изменение представления об опыте как источнике познания (наряду с артефактами природы изучаются их художественные экспликации); дидактический алгоритм (учитель - консультант); в практической плоскости - вся художественная деятельность школьника (Ц. Каттеншрот, Й. Киршенман, К. Мюллер, Г. Пез), при этом понятие искусство рассматривается как чистое искусство;
  11. Выделены теоретические основания для установления внутренних линий развития между теорией и практикой художественного образования, означавших парадигмальные изменения педагогического знания, в результате чего художественный дискурс стал характеризоваться перформативностью, интенциональностью, медийностью. В художественной педагогике произошла смена культурного кода с  книжного на экранный;
  12. Выявлены закономерности становления теории художественной педагогики: спиралевидный характер ее развития с осью  «концепт образование личности»; схема оборачиваемости и синхронизации проблематики как попытка моделирования сохранения и развертывания на новом витке развития теории ее базисных направлений (в художественном образовании это концепция синтетического изображения геометрических фигур К. Бекера, диаграммного мышления А. Гриме, концепция геометрического рисования К. Хэниша и т.д.); последовательность смены периодов развития теории и практики художественного образования: эволюционно-восходящего, регрессивно-нисходящего, стагнационного, характеризующегося малой подвижностью в кумуляции педагогических знаний, способах их трансляции и реализации.
Список опубликованных работ
Научные монографии

1. Быкасова, Л.В. Образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ [Текст] / Л.В. Быкасова; Монография. – М., 2008. – 272 с. – ISBN 978 -5 - 8429- 0223 - 1. - (17 п.л.).

2. Быкасова, Л.В. Современное художественное образование в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова. Монография. – Ростов-на-Дону, 2004. – 302 с. – ISBN 5- 9275 - 0242 - 3. - (18,8 п.л.).

Учебные пособия

3. Быкасова, Л.В. Система современного художественного образования в Герма-нии [Текст] / Л.В. Быкасова; Учебное пособие. – М., 2006. – 214 с. – ISBN 5 - 7051 - 0187 - 2. - (13,3 п.л.).

Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК МО РФ

для соискателей докторской степени:

4. Быкасова, Л.В. О преподавании «искусства» в немецких школах [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 1, 2006. С. 52-59. – ISSN 2072-0432. - (0,5 п.л.).

5. Быкасова, Л.В. Анализ моделей креативности в аспекте инвестиционной теории [Текст] / Л.В. Быкасова; Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Ростов-на-Дону, 2006. – С. 3-7. – ISSN 0869-3617.- (0,3 п.л.).

6. Быкасова, Л.В. Молодежные художественные школы в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 2, 2005. – С. 78-85. – ISSN 2072-0432. – (0, 5 п.л.).

7. Быкасова, Л.В. Программа факультативного спецкурса «Художественное образование на примере западноевропейского искусства» /для старших клас-сов средней школы [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 2, 2004. – С. 67-76. – ISSN 2072-0432. - (0,6 п.л.).

8. Быкасова, Л.В. Подготовка учителей «Искусства» в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Высшее образование в России. № 8, 2004. – С. 139-143. - (0,3 п.л.).

9. Быкасова, Л.В. Методы урока «Искусство» в немецкой школе [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 1, 2004. – 54-60. – ISSN 2072-0432. -(0,4 п.л.).

10. Быкасова, Л.В. Художественное образование в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 3, 2004. – С. 35-40. – ISSN 2072-0432. -(0,37 п.л.).

11. Быкасова, Л.В., Федотова О.Д. Научно-образовательный потенциал художе-ственной педагогики ФРГ [Текст] / Л.В. Быкасова, О. Д. Федотова; Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009. № 4. – С. 20-26. – ISSN 1995-1140. – (0,4 п.л.).

12. Быкасова, Л.В. Уровни художественной информированности российских и немецких школьников [Текст] / Л.В. Быкасова; Искусство и образование. № 5, 2004. – С. 33-44. – ISSN 2072-0432. - (0,75 п.л.).

13. Быкасова, Л.В., Федотова О.Д. Потенциалцентрированный подход в педаго-гике [Текст] / Л.В. Быкасова, О. Д. Федотова; Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009. № 7. – С. 22-29. – ISSN 1995-1140. – (0, 5 п.л.).

Статьи, тезисы докладов и статей

14. Быкасова, Л.В. К вопросу о психолого-педагогических особенностях художе-ственного образования [Текст] / Л.В. Быкасова; Alma mater. № 6, 2004. – С. 16-21. - (0,37 п.л.).

15. Быкасова, Л.В. От образовательной модели к методологии образования [Текст] / Л.В. Быкасова; Управление каче¬ством образования в современной России. – Пенза, 2007. – С. 19-21. – ISBN 978-5-8356-0618-4. - (0,1 п.л.).

16. Быкасова, Л.В. Модернизация содержательных и процессуальных аспектов художествен¬ного образования в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Модерни-зация системы профессионального образования на основе регулируемого эво-люционирования. – Челябинск, 2006. – С. 144-148. – ISBN 5- 98314 - 197 - Х. -(0,3 п.л.).

17. Быкасова, Л.В. К вопросу о подготовке учителей в вузах Германии [Текст] Л.В. Быкасова; Язык, культура, обра¬зование. – Пермь, 2006. – С. 49-51. – ISBN 5 - 85218 - 308 - 3. -(0,12 п.л.).

18. Быкасова, Л.В. Система непрерывного образования учителей Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Модернизация отечественного педагогического обра-зования: проблемы, подходы, реше¬ния. – Таганрог, 2005. С 134-137. – ISBN 5087976 – 383 – 8; – ISBN 5087976 - 382 - Х. -. (0,25 п.л.).

19. Быкасова, Л.В. Формирование креативной личности в процессе художествен-ного образования в немецкой школе [Текст] / Л.В. Быкасова; V научно-практическая конференция преподавателей и студентов, аспирантов и моло-дых ученых. – Таганрог, 2004. – С. 41-46. – ISBN 5 - 9201 - 0059 -1.- (0,37 п.л.).

20. Быкасова, Л.В. Внешкольные учреждения художественного профиля в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Образование в современной школе. № 10, 2003. – С. 37-47. – ISSN 1609 - 7432. - (0,75 п.л.).

21. Быкасова, Л.В. Внешкольные учреждения художественного профиля в Герма¬нии [Текст] / Л.В. Быкасова; Образование в современной школе. № 12, 2003. – С.53-58. – ISSN 1609 - 7432. - (0,37 п.л.)

22. Быкасова, Л.В. Модернизация профессионального образования в Германии [Текст] / Л.В. Быкасова; Модернизация системы профессионального образова-ния на основе регулируемого эволюционирования. – Челябинск, 2003. – С.241-244. – ISBN 5 - 98314 - 016 - 7.- (0,25 п.л.).

23. Быкасова, Л.В. Арттерапия в российском образовании [Текст] / Л.В. Быкасова; Региональная система профессионального образования России: история, куль-турно-идеологические перспек¬тивы развития. – Пенза, 2003. – С.217-219. – ISBN 5- 8356 - 0275 - 8. - (0,18 п.л.).

24. Быкасова, Л.В. Оценка живописи как особого вида эстетической информа¬ции [Текст] / Л.В. Быкасова; Социокультурная динамика: информационный под-ход. – Таганрог, 2002. – С. 24-29. - (0,25 п.л.).

25. Быкасова, Л.В. Медиаобразование в преподавании иностранных языков [Текст] / Л.В. Быкасова; Медиаобразование сегодня: содержание и менедж-мент. – М., 2002. – С.13-14. - (0,1 п.л.).

26. Быкасова, Л.В. Система высшего образования, пути ее совершенствования и гуманиза¬ции [Текст] / Л.В. Быкасова; Гуманитарная культура специалиста. – Таганрог, 2001. – С. 120-125. – ISBN 5 - 9201 - 0017 - 6. – (0,37 п.л.). – (0, 4 п.л.).

27. Быкасова, Л.В. Разработка личностно-ориентированных программ художест-венного обра¬зования [Текст] / Л.В. Быкасова; Дополнительное образование – шаг в ХХI век. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 15-16. – ISBN 5 - 85778 - 019 - 5. - (0,1 п.л.).

28. Быкасова, Л.В. Новый курс российского образования [Текст] / Л.В. Быкасова; Проблемы регионального управле¬ния, экономики, права и инновационных процессов в образовании. – Таганрог, 2001. – С.164-165. – ISBN 5 - 9201 - 0019 -2. - (0,1 п.л.).

29. Быкасова, Л.В. Театральная студия – одна из форм обучения иностранному языку [Текст] / Л.В. Быкасова; Проблемы лингвистики текста в культурологи-ческом освещении. – Таганрог, 2001. – С. 219-225. – ISBN 5-87076-197-5. (0,3 п.л).

30. Быкасова, Л.В. Из истории высшего художественного образования в России [Текст] / Л.В. Быкасова; Проблемы лингвистики текста в культурологическом ос-вещении. – Таганрог, 2001. – С. 225-229. – ISBN 5-87076-197-5. - (0,3 п.л.).

31. Быкасова, Л.В. Особенности подготовки лингвиста в условиях межкультурной коммуникации [Текст] / Л.В. Быкасова; Прагмалингвистика и практика речево-го общения. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 83-88. – ISBN 978-5-8480-0680-3. (0, 4 п.л.).

32. Быкасова, Л.В. К вопросу формирования ценностных установок личности [Текст] / Л.В. Быкасова; Воспитание мо¬лодежи на общечеловеческих нравст-венных ценностях. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 16-19. – (0,25 п.л.).

33. Быкасова, Л.В. Адаптация основных концепций немецкого медиаобразования в современ¬ных российских условиях [Текст] / Л.В. Быкасова; Медиаобразова-ние сегодня: содержание и ме¬неджмент. – М., 2000. – С.15-16. – (0,1 п.л.).

34. Быкасова, Л.В. Обучение речевой культуре студентов педагогического вуза [Текст] / Л.В. Быкасова; Таганрог: Мир образования/Таганрог, 1999. № 2. – С.38-40. – (0.2 п.л.).

35. Быкасова, Л.В. Политика образования XXI века [Текст] / Л.В. Быкасова; Таганрог: Мир образования. – Таганрог, 1999. № 2. – С.40-42. - (0,2 п.л.).

36. Быкасова, Л.В. Что происходит с нашим образованием? [Текст] / Л.В. Быкасо-ва; Таганрог: Мир образова¬ния. – Таганрог, 1999. № 3. – С.61-63. - (0,2 п.л.).

37. Быкасова, Л.В. Образование, культура и искусство на рубеже третьего тысяче-ле¬тия [Текст] / Л.В. Быкасова; Таганрог: Мир образования. – Таганрог, 1999. № 3. – С. 60-61. - (0,2 п.л.).

38. Быкасова, Л.В. Художественное образование в школах федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) [Текст] / Л.В. Быкасова; Мировой опыт организации и реализации воспита¬ния детей и учащихся. – М., 1999. – С.46-52. – (0,45 п.л.).

39. Быкасова, Л.В. Сравнительный анализ немецкой и российских моделей художественного образования на материале изобразительного искусства [Текст] / Л.В. Быкасова; Психолого-педаго¬гические проблемы формирования личности в воспитательно-образова¬тельных системах. – Таганрог, 1998. – С. 167-170. – ISBN 5 -89411 – 019. – (0,3 п.л.).

40. Быкасова, Л.В. Художественное образование в гимназиях и школах Германии на второй ступени обучения (11-13 кл.) [Текст] / Л.В. Быкасова; Психолого-педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. – Таганрог, 1998. – С. 25-30. – ISBN 5 -89411 – 019. – (0,4 п.л.).

41. Быкасова, Л.В. Сотворчество преподавателя и учащегося в современной немецкой школе [Текст] / Л.В. Быкасова; Сотворчество в обучении. – Таган-рог, 1996. – С. 25-30. – ISBN 5 -89411 - 019. – (0,4 п.л.).

42. Быкасова, Л.В. Л.С. Выготский – исследователь проблем психологии искус¬ства [Текст] / Л.В. Быкасова; Л.С. Выготский – выдающееся явление мировой культуры. – Таганрог, 1996. – С. 10-14. – (0, 3 п.л.).

43. Быкасова, Л.В. К вопросу о методических принципах художественного образова¬ния [Текст] / Л.В. Быкасова; Проблемы дидактики отечественной и зару-бежной школы. – Таганрог, 1996. – С.84-88. – ISBN 5 - 8480 - 0254 - 1. – (0, 3 п.л.).

44. Быкасова, Л.В. Психологические вопросы художественного восприятия [Текст] / Л.В. Быкасова; Проблемы дидак¬тики отечественной и зарубежной школы. – Таганрог, 1996. – С.88-92. – (0,4 п.л.).

45. Быкасова, Л.В. Постобразование – как технология к профессиональной деятельно¬сти [Текст] / Л.В. Быкасова; Педагогические технологии управления процессом адаптации студен¬тов к профессиональной деятельности. – Орск, 2007. Электронный вариант.

46. Быкасова, Л.В. Организация досуговой деятельности школьников в ФРГ [Текст] / Л.В. Быкасова; Детские оздоровительные центры в условиях иннова-ционных проектов современности. – Таганрог, 2008. – С.47-51. – ISBN 978 - 5 - 903785 - 19 - 6. – (0,4 п.л.).

47. Быкасова, Л.В. Художественное образование в моделях [Текст] / Л.В. Быкасо-ва; Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2008. – С. 36-38. – ISSN 1993 - 5552. – (0, 2 п.л.).

48. Быкасова, Л.В. Рационально-продуктивные модели образования [Текст] / Л.В. Быкасова; Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных про-цессов. – Москва: МАКС Пресс, 2008. – С. 68-71. – ISBN 978-5-317-02522-9. – (0, 3 п.л.).

49. Быкасова, Л.В. Анализ основных моделей образования в коммуникативном дискурсе [Текст] / Л.В. Быкасова; Коммуникативистика: актуальные социаль-но-гуманитарные проблемы. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции/Н. Новгород, 2009. – С. 31-36. – (0,4 п.л.).

50. Быкасова, Л.В. Развитие педагогической художественной коммуникации в России [Текст] / Л.В. Быкасова; Коммуникативистика: актуальные социально-гуманитарные проблемы. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2009. – С. 126-131. – (0,4 п.л.).

51. Быкасова, Л.В. Подготовка учителей – стратегический ресурс педагогики [Текст] / Л.В. Быкасова; Динамика научного исследования. – София, «Бял-ГРАД-БГ», 2008. – С. 65-68. – ISBN 978 - 966 - 8736 - 05 - 6. - (0, 3 п.л.).

52. Быкасова, Л.В., Привалова, О.И. Многомерность культуросозидания как коммуникативный феномен [Текст] / Л.В. Быкасова, О.И. Привалова; Комму-никативная культура и формирование толерантности в полиэтнической обра-зовательной среде: материалы научного симпозиума. – Черкесск: КЧНЦ ЮО ГАН РАО, 2009. – С. 121-127. – ISBN 978-5-8307-0155-6. – (0, 4 п.л.).