Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДИКА»
Специальность: 13.00.02
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. выявлены сущностные закономерности формирования лингводидактических компетенций;
  2. разработана научная концепция формирования лингводидактических компетенций у будущего учителя иностранного языка как совокупность теоретических положений;
  3. выявлена сущность понятий «компетенция» и «компетентность», определены их структура и содержание в контексте представлений о лингводидактических компетенциях;
  4. дано авторское определение понятия «профессиональная компетенция» и производного от него «лингводидактическая компетенция»;
  5. получила дальнейшее развитие концепция компетентной личности, выделен компонентный состав этого личностного новообразования;
  6. исследована проблема готовности к деятельности учителя иностранного языка в парадигме компетентностного подхода и соотнесены понятия лингводидактическая компетенция, готовность и способность;
  7. проанализирована методологическая сущность компетентностного подхода в вопросе формирования лингводидактических компетенций;
  8. выявлены теоретические закономерности построения процесса формирования лингводидактических компетенций на основе взаимосвязи системного, междисциплинарного и деятельностного характера при подготовке будущего учителя иностранного языка;
  9. проанализированы генетические предпосылки компетентностного подхода в высшем языковом педагогическом образовании в отечественной и зарубежной науке;
  10. получила научное описание модель анализа образовательного процесса языкового педагогического вуза и указано место (и, соответственно, формат) компетентностного подхода на каждом уровне - системном (философском), междисциплинарном (общенаучном) и частнонаучном (деятельностном);
  11. рассмотрены базовые категории исследования в аспекте моделирования, в их взаимосвязи, дано модельное представление о формировании лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка;
  12. разработана методика формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка;
  13. разработаны содержательные и технологические основы процесса формирования лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка;
  14. разработана научно обоснованная технология сетевого электронного профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка;
  15. разработаны организационно-дидактические условия как двухчастная система практически реализующихся в образовательном процессе вуза мер, направленных на формирование лингводидактических компетенций.
Список опубликованных работ
I. Научные статьи в периодических изданиях, рекомендованных

ВАК Российской Федерации

1.Безукладников, К. Э. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во вне-урочное время [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 5. – С. 17-23 (0,5 п.л.).

2.Безукладников, К. Э. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе [Текст] / К. Э. Безукладников // Начальная школа плюс до и после: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5.– С. 17-22 (0,5 п.л.).

3.Безукладников, К. Э. Сетевой электронный портфолио учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2008. – № 5. – С. 47-50 (0,4 п.л.).

4.Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя ино-странного языка [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в шко-ле. – 2008. – № 8. – С. 66-71 (0,5 п.л.).

5.Карпушин, Н. Я. Прорыв к новому качеству региональной школы [Текст] / Н. Я. Карпушин, К. Э. Безукладников // Народное образование. – 2008. – № 10. – С. 119-123 (0,6 п.л.). (Соавт. в равных долях).

6.Безукладников, К. Э. Деятельность учащихся на уроке в школах, реализующих программы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Без-укладников // Начальная школа плюс до и после: науч.-метод. журн. – 2009. – № 5. – С. 67-70 (0,4 п.л.).

7.Колесников, А. К. Профессиональная компетенция как педагогиче-ская проблема высшей школы [Текст] / А. К. Колесников, А. И. Санникова, К. Э. Безукладников // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 63-66 (0,6 п.л.). (Соавт. в равных долях).

8.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в профессиональ-ной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе [Текст] / К. Э. Без-укладников // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 73-77 (0,5 п.л.).

9.Безукладников, К. Э. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата в рамках реализации регионального сетевого проекта [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе // Педагогиче-ское образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 67-70 (0,5 п.л.). (Соавт. в рав-ных долях).

10.Безукладников, К. Э. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 6. – С. 2-6 (0,5 п.л.). (Соавт. в равных долях).

II. Монографии, учебники, учебные пособия и программы

11.Безукладников, К. Э. Концепция подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритетного краевого проекта «Новая школа»: монография [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 58 с. (3,6 п.л.). – ISBN 978-5-85218-339-2.

12.Безукладников, К. Э. Формирование линговодидактических ком-петенций будущего учителя иностранного языка: монография [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 270 с. (16,8 п.л.). – ISBN 978-5-85218-362-0.

13.Безукладников, К. Э. [и др.] Требования к организации предостав-ления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеоб-разовательной школы: науч.-метод. материалы [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина, Е. Н. Нельзина ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 57 с. (3,5 п.л.). – ISBN 978-5-85218-337-8 (Соавт. в равных долях).

14.Английский язык: учебник для 2 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, Е. И. Негневицкая, Е. А. Ленская, К. Э. Безуклад-ников. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с. (11,7 п.л.). – ISBN 5-09-008295-2. Гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального об-разования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

15.Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 2 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1997. – 96 с. (6 п.л.). – ISBN 5-09-008294-4. Гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессио-нального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

16.Никитенко, З. Н. Английский язык: учебник для 4 кл. общеобразо-ват. учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Про-свещение, 1999. – 192 с. (24 п.л.). – ISBN 5-09-008580-3. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

17.Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1999. – 88 с. (11 п.л.). – ISBN 5-09-0084750-0. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионально-го образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

18.Никитенко, З. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 1999. – 96 с. (6 п.л.). – ISBN 5-09-008511-0. Гриф «Допущено Министерством общего и профессионально-го образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

19.Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с. (12 п.л.). – ISBN 5-09-0138886-9. Гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

20.Никитенко, З. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2005. – 125 с. (8 п.л.). – ISBN 5-09-013697-1. Гриф «Допущено Министерством образования и науки Рос-сийской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

21.Никитенко, З. Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 2 класса образовательных учреждений [Текст] / З. Н. Никитенко, К. Э. Безукладников. – М.: Просвещение, 2006. – 88 с. (4,56 п.л.). – ISBN 5-09-014985-2. Гриф «Рекомендовано Министерством образования Россий-ской Федерации» (Соавтор. в равных долях).

22.Безукладников, К. Э. Программа подготовки специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата приоритетного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладни-ков, Е. Е. Карпушина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 41 с. (2,5 п.л.). ISBN 978-5-85218-338-5. Гриф «Допущено Министерством образования Пермского края» (Соавтор. в равных долях).

23.Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для работы с сете-вым электронным профессиональным портфолио учителя системы Между-народного бакалавриата: учебное пособие [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 39 с. (2,4 п.л.). ISBN 978-5-85218-384-2. Гриф «Допущено Министерством образования Пермского края» (Соавтор. в равных долях).

24.Безукладников, К. Э. Пособие для родителей учащихся, входящих с систему Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 40 с. (2,4 п.л.). ISBN 978-5-85218-339-2.

25.Безукладников, К. Э. Программа курса подготовки и переподго-товки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио педагогического работника [Текст] / К.Э. Безукладников, А. Б. Насырова: учебн. издание; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 37 с. (2,3 п.л.). ISBN 978-5-85218-366-8 (Соавтор. в равных долях).

26.Безукладников, К. Э. Программа курса подготовки и переподго-товки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 62 с. (3,87 п.л.). ISBN 978-5-85218-369-9. (Соавтор. в равных долях).

27.Профильное обучение иностранному языку: программа курса. Специальность 050303 – «Иностранный язык» [Текст] / авт.-сост. Е. Ю. Па-нина, К. Э. Безукладников, Н. Н. Тетерина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 16 с. (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

28.Раннее обучение иностранным языкам: программа курса. Специ-альность 033200 – «Иностранный язык» [Текст] / авт.-сост. К. Э. Безуклад-ников; А. Л. Яковлева, Е. Н. Нельзина; Н. Н. Тетерина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 16 с. (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

III. Научные статьи в международных и межвузовских

научных сборниках

29.Bezukladnikov, K. An Outline of an ESP Teacher Training Course [Text] / K. Bezukladnikov // Вопросы германской филологии и методики пре-подавания иностранных языков / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 1995. – С. 45-52 (0.5 п.л.).

30.Безукладников, К. Э. Ролевая игра «Взгляд на зарубежную мето-дику» [Текст] / К. Э. Безукладников // Активные формы проведения занятий по методике преподавания иностранных языков. – Ростов-н/Д.: АНИОН, 1996. – С. 40-49 (0,5 п.л.).

31.Bezukladnikov, K. Inclusion and Integration in Western Europe and Russia. A Theoretical Framework [Text] / K. Bezukladnikov, K. van der Wolf // Opening Schools to All. Leuven /Apeldoorn. – 1999. – Р. 33-39 (0,6 п.л.). (Соав-тор. в равных долях).

32.Вольф, К. Стремление к интеграции в странах Восточной Европы [Текст] / К. Вольф, К. Безукладников // Обучение детей со специальными об-разовательными нуждами: сб. ст. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 1999. – С. 94-98 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

33.Безукладников, К. Э. Проблема автономии учащегося в учебной деятельности и самостоятельной работе при овладении иностранным языком [Текст] / К. Э. Безукладников, М. В. Бабуркина // Проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С. 80-86 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

34.Безукладников, К. Э. Зарубежный и отечественный опыт про-фильного обучения [Текст] / К. Э. Безукладников, М. В. Трубникова // Про-блемы романо-германской филологии и методики преподавания иностран-ных языков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. – С. 90-96 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

35.Безукладников, К. Э. Пути формирования специальных компетен-ций у учителей иностранного языка, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / К. Э. Безукладников // Актуальные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства. – Ново-сибирск, 2006. – С. 221-235 (0,4 п.л.).

36.Безукладников, К. Э. Развитие личности будущего учителя как за-лог успешности формирования профессиональных компетенций [Текст] / К. Э. Безукладников // Профессиональная компетентность педагога: сб. ст. / ПОИПКРО. – Пермь, 2006. – Ч. 2. – С. 24-30 (0,5 п.л.).

37.Безукладников, К. Э. Электронный профессиональный портфолио учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской фи-лологии философии, педагогики и методики преподавания иностранных язы-ков: сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 83-96 (0,8 п.л.)

38.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в иерархии под-ходов к подготовке учителя международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников // Вопросы теории индоевропейских языков: межрегион. сб. науч. тр. – Пермь: Прикам. соц. ин-т, 2007. – С. 128-137 (0,6 п.л.).

39.Безукладников, К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 66-71 (0,4 п.л.).

40.Безукладников, К. Э. Основы формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка в начальной школе [Текст] / К. Э. Безукладников, Н. Я. Карпушин, Е. Е. Карпушина // Проблемы рома-но-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 71-89 (1 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

41.Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для реализации подпроекта «Создание системы Международного бакалавриата» приоритет-ного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладников // Акту-альные проблемы современной лингвистики: межвуз. сб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. –С. 157-163 (0,5 п.л.).

42.Безукладников, К. Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» [Текст] / К. Э. Безукладников // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр./ науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 66-71 (0,4 п.л.)

43.Безукладников, К. Э. Подготовка специалистов для реализации подпроекта «Создание системы международного бакалавриата» приоритет-ного краевого проекта «Новая школа» [Текст] / К. Э. Безукладников // Акту-альные проблемы современной лингвистики: межвуз. сб. ст. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. – С. 157-163 (0,5 п.л.)

44Безукладников, К. Э. Педагогические условия, обеспечивающие образовательный прогресс педагогического вуза, ориентированный на разви-тие профессиональных компетенций учителя иностранного языка / К. Э. Без-укладников // Вестник Прикамского социального института: научный жур-нал. – 2009. – № 3 (34). – С. 50-56 (0,6 п.л.).

IV. Материалы международных и всероссийских конференций

45.Безукладников, К. Э. Личностно ориентированное образование как фактор успешности формирования профессиональных компетенций [Текст] / К. Э. Безукладников // Межкультурная компетенция: сб. ст. по ма-териалам Междунар. науч-практ. конф. «Межкультурная компетенция в ста-новлении личности специалиста» / Карел. гос. пед. ун-т. – Петрозаводск, 2006. – С. 216-221 (0,4 п.л.).

46.Безукладников, К. Э. Формирование профессиональной самостоя-тельности будущего учителя в контексте компетентностного подхода [Текст] / К. Э. Безукладников, А. Б. Насырова // Язык, культура, образование в современном мире: матер. Междунар. науч.-практ. конференции / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – Ч. 2. – С. 87-89 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

47.Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как техноло-гия педагогического мониторинга уровня сформированности профессио-нальных компетенций студентов [Текст] / К. Э. Безукладников // Профессио-нальная подготовка педагогических кадров для системы образования Перм-ского края: матер. Всерос. науч.-практич. конф. (18 апр. 2006 г., г. Пермь) / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – С. 96-98 (0,3 п.л.).

48.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход к подготовке бу-дущего учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Новое в преподавании ино-странных языков и литературы: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 8-13 (0,4 п.л.).

49.Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования самостоятельности будущего учителя в контексте компетент-ностного подхода [Текст] / К. Э. Безукладников // Язык и межкультурная компетенция: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Петрозаводск: изд-во КГПУ, 2007. – С. 147-150 (0,4 п.л.).

50.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход к моделированию образовательного процесса педагогического вуза [Текст] / К. Э. Безукладни-ков // Современные технологии в профессионально-педагогическом образо-вании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С. 9-13 (0,3 п.л.)

51.Безукладников, К. Э. Электронный сетевой портфолио студента как средство формирования профессиональной компетентности [Текст] / К. Э. Безукладников, А. Б. Насырова, Б. А. Крузе // Прикладнaя лингвисти-ка в науке и образовании: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2008. – С. 12-16 (0,4 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

52.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в подготовке учителей для школ международного бакалавриата в Пермском крае [Текст] / К. Э. Безукладников // Портрет ученика в фокусе программ международного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше. IB lerner profile – the IB programmes’ focus. Education for a better world: сб. матер. Междунар. на-уч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 72-84 (0,8 п.л.). – ISBN 978-5-85218-407-8

53.Безукладников, К. Э. Организация деятельности учащихся на уро-ках в школах, реализующих программы Международного бакалавриата [Текст] / К. Э. Безукладников // Портрет ученика в фокусе программ Между-народного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше. IB lerner profile – the IB programmes’ focus. Education for a better world: сб. матер. меж-дунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 84-88 (0,4 п.л.). – ISBN 978-5-85218-407-8

54.Безукладников, К. Э. Сетевой электронный профессиональный портфолио как технология профессионального саморазвития [Текст] / К. Э. Безукладников // Иностранные языки в дистанционном обучении: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. / Перм. гос. тех. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 54-62 (0,5 п.л.).

55.Безукладников, К. Э. Профессиональный портфолио как средство оценки профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка [Текст] / К. Э. Безукладников, Б. А Крузе // Обучение, тестирование и оценка: матер. девятой междунар. конф., г. Нижний Новгород, 17-18 мар. 2009 г. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добро-любова, 2009. – С. 12-16 (0,3 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

56.Безукладников, К. Э. Критериальное оценивание профессиональ-ной компетентности будущего учителя иностранного языка [Текст] / К. Э. Безукладников, Е. Е. Карпушина, Т. Г. Логинова // Обучение, тестирование и оценка: Матер. девятой Междунар. конф., г. Нижний Новгород, 17-18 мар. 2009 г. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добро-любова, 2009. – С. 51-55 (0,3 п.л.). (Соавтор. в равных долях).

57.Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в профессио-нальной подготовке будущего учителя [Текст] / К. Э. Безукладников // Со-временные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : матер. междунар. науч.-практ. конф. (1-3 июн. 2009 г., г. Пермь) / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – С. 108-112 (0,3 п.л.).